Возвращение Солнца

Игорь Кондратьев
В «Калевале» есть сюжет с похищением хозяйкой Похьёлы Солнца. В эпосе она возвращает его, испугавшись решительности калевальцев, требующих его вернуть. Интересно, что в одной из записанных в XX веке рун поход за Сампо явился ответом на исчезновение Солнца. В то же время возвращение Солнца происходит в момент разрушения Сампо:

«Kato p;iv; Pohjola;ta,
Kuuhut kunnalta m;elt;.
Vaka vanha V;in;m;ini,
Tiet;j; ij;n ikuini,
Arvelou ajattelovi:
“Kunne p;iv; pi;ttynyh,
Kuuhut kokonah katonuh?
L;htie p;iv;n e;;im;h;,
Kuulomahan kuutomaista.
Lien;y Pohjolan em;nt;,
Saarijolan vaimon vanha,
P;iv;n piett;n paistama;ta,
Kuuhuon kuumottama;ta,
Kuin tuli pimie Pohjolan,
Kumma olla kuutomatta.
L;htie ;ampuo ;ualistamah,
Ana;tamah vejen Ahtie!”

I;e vanha V;in;m;ini
Melan on mere;t; no;ti,
;ill; ;ampuo murotteli,
Kirjokannen kir;kahutti
;iit; ;ammon ;y;mest;,
Aivan kirjokannen alta
Pi;si p;iv; paistamaha,
Kuutoma kumottamaha.» [240]

«Скрылось солнце из Похьёлы,
А с горы скатился месяц.
Мудрый старый Вяйнямейни,
Вековечный заклинатель,
Думу думает, гадает:
“Но куда же скрылось солнце,
Потерялся полный месяц?
Надо поискать мне солнце
И послушать, где скрыт месяц.
Знать хозяйка-то Похьёлы,
Старая мать Сариолы,
Скрыла солнце, чтоб не грело,
Скрыла месяц, чтоб не светил.
Как темно в Похьёле стало,
А без месяца быть трудно,
Надо хоть пойти за Сампо
И отнять его у Ахти”.

Но сам старый Вяйнямейни
Приподнял весло из моря,
Им по Сампо он ударил,
Пёструю разбил он крышку,
Тут из середины Сампо,
Прямо из-под пёстрой крышки
Вышло солнце, засияло,
Заблистал и ясный месяц.»  [241]

Я долгое время тщетно пытался найти описание каких-либо природных катаклизмов в III-  м веке, которые могли бы являться причиной временной мглы в этом районе. Больше всего удивляло, каким образом разрушение Сампо помогло освобождению Солнца. Возможно, это просто мифология. Однако, одна из рун, записанная на юго-западе Ленинградской области, указывая на местоположение спрятанного Солнца, выдаёт интересное совпадение:

«Jumalaisen aino poiko

V;in;l;n kyl; n;kyy,

Nosti V;in;n istumaan,
Sanoi, laati suul l;k;si:
“Kuss on teille kuu pietty,
Kuss on p;iv; akkiloitu?”
V;in; vastan vastaeli.
“Pohjois puolel meroa,
Siell; meilla kuu piety,
Siell; p;iv; akkiloitu.
Ajak viiko vitsikkoa,
…”» [242]

«Сын единственный у Бога

Вяйнелы-село увидел,

Сел возле могилы Вяйне
И сказал ему, раскрыв рот:
“Где у вас запрятан месяц,
Где укрыто вами солнце?”
Вяйне же ему ответил:
“В северной сторонке моря,
Там у нас запрятан месяц,
Там укрыто нами солнце.
Сквозь кусты езжай неделю,
…”»    [243]

Как уже ранее указывалось, разрушение плотины, представленное в рунах борьбой за Сампо, произошло как раз в самой северной части побережья озера Самро (Саамского моря).
Интересно также, что этот мотив поиска Солнца встречается и в других ижорских вариантах рун. [244] Итак, похоже, что проблемы с Солнцем всё-же как-то были связаны с историей Сампо.
Ещё одна руна пленение Солнца ставит в вину Вяйнямёйнену:

«Sano vanha V;in;m;ini:
“Kuin lienee minusta tullut,
T;st; lukot luikahtakoh!”
Joba lukot luikahtavat,
Tagasalvat taittuivat,
Pi;zi p;iv; paistamah,
Pi;zi kuu kumottamah.» [245]

«Молвил старый Вяйнямёйнен:
“Если от меня несчастье,
Пусть замки те разомкнутся!”
И замки те разомкнулись,
И запоры поломались,
Солнце стало греть всю землю,
Месяц стал светить на небе.» [246]

В этой руне Солнце замкнуто замками, также как и Сампо в других рунах. Возможно, замки на Сампо, т.е. на плотине, явились причиной проблем с Солнцем. Кстати, в этой же руне в явном виде говорится о результатах освобождения Солнца: «Солнце стало греть всю землю». Что если проблемы с Солнцем были не в исчезновении его как таковом, а в том, что оно перестало прогревать землю? Для земледельческого народа это, действительно, драма.
При поднятии уровня озера Самро до 70 м. воды залива, образовавшегося вокруг нынешней реки Рудинки, омывали бы болото, которое тянется на север, не доходя до Чудской Горы каких-то пару километров. Но и вокруг самой Чудской Горы прокопано множество мелиорационных канав. Следовательно, места под пашни были отвоёваны у болот. Высоты же осушенных замель почти не превышают 70 м. Т.о. поднятие в оз.Самро уровня воды должно было привести к повышению уровня грунтовых вод в осушенных под пашни болотах, в связи с чем они перестали прогреваться солнцем и давать урожай.
 
Рисунок 35. Окрестности Чудской Горы

За долгие века пересказов детали рун могли утеряться, сохранив лишь общую идею: в результате чего, от Солнца, переставшего прогревать землю, рунопевцы пришли к его полному исчезновению.
[240]  Записал Евсеев в 1946 г. от Марии Михеевой в с. Ухта, «Карело-финский народный эпос», т.1, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.167, руна 20.8
[241]  Записал В.Я.Евсеев в 1946 г. от Марии Михеевой в с. Ухта, «Карело-финский народный эпос», т.2, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.147, руна 20.8, перевод В.Я.Евсеева.
[242]  Записал Поркка в 1881 г. от Парой Сакку в с. Хеваа (Коваши), «Карело-финский народный эпос», т.1, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.254, руна 30.2
[243]  Записал Поркка в 1881 г. от Парой Сакку в с. Хеваа (Коваши), «Карело-финский народный эпос», т.2, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.233, руна 30.2, перевод В.Я.Евсеева.
[244]  «Карело-финский народный эпос», т.2, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.468
[245]  Записал Европеус в 1846 г. от неизвестного исполнителя в с. Суоярви, «Карело-финский народный эпос», т.1, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.253, руна 30.1
[246]  Записал Европеус в 1846 г. от неизвестного исполнителя в с. Суоярви, «Карело-финский народный эпос», т.2, «Восточная литература», РАН, 1994г., с.231, руна 30.1, перевод В.Я.Евсеева.