Здравствуйте, я ваша тетя

Машенька-Маруся
Честно говоря, я даже не особенно расстроилась, что проведу нынешний отпуск одна. «Пусть Аркадий и дети едут себе в горы, раз им это так нравится, — думала по дороге домой с пляжа. — А у меня отдых ассоциируется исключительно с морем».  Хотя, конечно, лучше бы договорились нормально и часть времени провели в Евпатории, а часть — в горах. Ведь живем в Киеве, и детям было бы интересно побывать и там, и там. Но муж терпеть не может лежать на пляже и пренебрежительно называет это «матрасничанием». Он обожает карабкаться на скалы и меня постоянно заставляет бродить с рюкзаком.

В этом году я взбунтовалась и не поехала с ним. Решила пожить у родителей, наплаваться вволю. Мама и папа как раз отправились к дяде, в Запорожье. Поэтому весь дом был в моем распоряжении. Много спала, читала и почти весь день проводила на берегу. Даже готовить не хотелось, и так целый год стою у плиты. Поэтому обедала в одном из приморских кафе. Каждый вечер провожала солнце, любуясь закатом. Ведь ни один закат не похож на другой. И до чего же они все красивые!
Я опять чувствовала себя ребенком, как тогда, когда мы с родителями перебрались из Харькова в Евпаторию. Школьницей каждый день бегала на пляж, чтоб увидеть заходящее солнце. Наблюдала, как оно, на мгновение зависнув над горизонтом, быстро садится, словно бы тонет в воде. И все небо становится сказочным: светло-салатовым снизу и розовым наверху. А посередине — плавный радужный переход от зеленого к алому. А если еще и облачно, то впечатление — будто жар-птица обронила свои огромные прекрасные перья...

Но мой безмятежный отпуск в одиночестве длился недолго. Как-то, возвратившись с прогулки, заметила, что мигает автоответчик. Нажав на кнопку, услышала мамин голос:
— Лизонька, здравствуй. Надеюсь, ты хорошо отдыхаешь. Знаешь, мне только что позвонила тетя Соня и напросилась к нам в гости. Ты, наверное, будешь недовольна, но я, как всегда, не смогла ей отказать. Она приедет завтра после обеда. Вместе с Костиком.
Это сообщение вывело меня из себя. Еще бы! Конечно, я была недовольна, потому что терпеть не могу мамину двоюродную сестру.

Тетка каждый год проводила у родителей целых три недели! Так если бы вела себя прилично! Нет, она рассчитывала на полный пансион! 
С детства помню эти жуткие набеги всей ее несносной семейки. Шутка ли, целых пять человек! Нам с сестрой приходилось уступать им наши комнаты, а свою постель мы переносили в комнатушку на чердаке. Но больше всего бесило то, что после Сониного отъезда мама буквально падала с ног. Готовка, уборка, мытье посуды... Тетя Соня ни за холодную воду не бралась. Считала, что ее обязаны обслуживать. Столько раз мы пытались избежать этих неприятных визитов, но не тут-то было! Дармовое жилье у моря с полной кормежкой, кто ж от такого откажется? И хоть бы раз к себе в Москву погостить пригласила!
Правда, в качестве подарка она привозила маме какую-то старую одежду, которую сама уже не носила. И плевать ей было на то, что маме даже размер не подходит, не то, что цвет и фасон.
Да еще и характер у тетки несносный. Всегда и все критикует. Бывало, после вкусного обеда, чуть ли ни вылизав от удовольствия тарелку, она заявляла, что говядину следует готовить иначе, а лучше бы вообще подали телятину или курицу. Ну, в крайнем случае, котлеты. И это в те времена, когда за всем нужно было выстоять длиннющую очередь в магазине или втридорога покупать на рынке.
Тетка обладала еще одной отвратительной привычкой: заглядывала во все углы, даже в папин письменный стол лазила. Когда я стала старше, то решилась однажды спросить, застав ее на горячем:
— Тетя, а почему вы роетесь в комоде родителей? Ведь это же неприлично.
В первый момент она смутилась, но потом, видимо, решив, что лучшая защита — нападение, обозвала меня невоспитанной девчонкой и лгуньей. После чего прочитала маме долгую лекцию на тему воспитания детей. Недаром тетушка всю жизнь проработала учительницей русского языка. И вот тогда уже возмутился мой папа, который обычно ни в какие споры не встревал. Он сказал, что тетя Соня не имеет никакого права упрекать его жену, тем более, когда ее собственные сыновья ни здороваться нормально не приучены, ни тарелки за собой на кухню относить. Не говоря уже о том, что повсюду бросают свои вещи. Тетушка разозлилась страшно и сразу начала собирать чемоданы. Уехала от нас на неделю раньше запланированного срока, и никто не стал ее задерживать.
Но напрасно мы надеялись, что незваная гостья больше никогда не появится в нашем доме. На следующий же год опять позвонила и ледяным тоном проинформировала, когда приедет. А мама… Ну, такая уж у меня мама… Покорно приняла информацию к сведению. 

— О, нет! — простонала я, мгновенно вспомнив все. — Ни за что не позволю этой старой нахалке навязать мне ежедневное обслуживание двух «высокопоставленных особ»! — торжественно пообещала себе и легла спать.

На следующий день в шесть вечера к родительскому дому подкатила машина. Из нее важно вышла тетя Соня и ее сын Костя, старый холостяк.
Я встретила их, угостила кофе с пирожными, которые купила в соседней кондитерской, и после короткой беседы вежливо сообщила, что ухожу на пляж. Но перед тем, как выйти, показала гостям их комнаты. Постели я приготовила, но постелить их тетя с сыном должны были сами. Тетка недовольно поморщилась, а мне пришлось сделать вид, что ничего не замечаю. Еще сказала им, что холодильник  пустой, питаюсь я в кафе, поэтому они могут купить продукты на свое усмотрение. У тетушки слегка отвисла челюсть, но, не теряя уверенности в себе родственница спросила:
— Что значит, ты не готовишь?  А мы так надеялись попробовать твои блюда. Может, хотя бы ради нас изменишь что-то? Мы ведь все-таки гости. Нехорошо получается...
— Дома я целый год не отхожу от плиты. Готовлю для Аркадия, для детей, — с трудом сохраняя спокойствие, ответила я. — Поэтому в отпуске отдыхаю от стряпни и питаюсь в кафешках.
– Боже мой! Но ведь это вредно для здоровья! — не унималась тетка. — Что может быть лучше, чем домашняя кухня? Я, например, как только поем в ресторане или в кафе, сразу начинает болеть печень, — добавила она со вздохом.
— Ну, тогда вам придется готовить себе самостоятельно, — произнесла я холодно. — Или пусть Костя это делает. Одинокий мужчина наверняка справится.
И, глядя на их изумленные лица, решила, что сейчас они обидятся и сразу уедут. «Мама, ясное дело, станет сердиться. Ну и пусть. Зато будет свободна от постоянных «татаро-монгольских набегов», — успокоила я себя и пошла на пляж.

Сидела там до захода солнца, а когда возвращалась, заиграл мобильник. Звонила мама. Она спросила, что я такое обидное сказала тете. Оказывается, нахальная тетка сообщила ей по телефону, что не просто разочарована моим гостеприимством, но еще и возмущена столь неуважительным отношением к гостям. Пришлось пообещать: все будет в порядке. Но для себя решила: «Ну, теперь держись, Сонька! Получишь ты отпуск с полным пансионом! Запомнишь на всю оставшуюся жизнь!»

На ужин нарезала ветчину и сыр, купленные по дороге домой, приготовила салат и пригласила гостей за стол. Они умяли все. Правда, с недовольными лицами, не скрывая своего разочарования. А потом тетя, царственным жестом отодвинув от себя тарелку, потребовала непререкаемым тоном:
— Лиза, не буди нас завтра до девяти утра. Костик ест на завтрак яичницу из трех яиц, не слишком зажаренную, а я — одно яйцо всмятку. — И, с гордым видом встав из-за стола,  ушла к себе.
Я была настолько обескуражена ее наглостью, что не смогла ничего ответить. Всю ночь размышляла, что делать дальше. Не могла заснуть, встала, вышла во двор. Ходила туда-сюда. И вдруг заметила на скамейке под персиковым деревом кулек. Заглянула, внутри оказались яйца. «Я точно не покупала!» — пришло в голову. Но пакет взяла.

Утром, поставив варить одно из них, растопила масло на сковороде и стала вбивать следующее яйцо туда. Боже мой! Запах пошел такой, что не передать! Оно было тухлое. Второе и третье оказались такими же. И тут я сообразила: «Это же именно то, что нужно!» И продолжила жарить, хотя отчаянно хотелось заткнуть нос. Через пять минут в кухне появилась тетя.
— Что случилось, Лиза?! Чем так воняет?
— Воняет?! — изумилась я. — А по-моему, прекрасный запах жареных яиц. Это ваш затрак, тетушка. И вообще, что-то вы рано встали. Еще только шесть. Ведь хотели спать до девяти! Я сейчас заканчиваю готовить и иду на пляж. Разогреете яичницу для Костика в микроволновке.
Заткнув нос, тетка выскочила из кухни. А я собралась и отправилась к морю, как ни в чем не бывало.

Вернулась раньше обычного. На кухне было чисто, сковордка вымыта. Пакет с тухлыми яйцами исчез. Родственнички тоже. Но вещи их остались. Видимо, тетя с Костей просто ушли на пляж. «Отлично! — подумала я. — Приступим ко второй части Марлезонского балета! Только бы они не вернулись, пока не стемнеет!» Видимо, Аллах услышал мои молитвы, и тетушка с сыном действительно пришли домой затемно. А пока они отдыхали, я сняла в их комнатах сетки, защищающие от насекомых, зажгла свет и напустила кучу комаров. Но, чтобы усыпить бдительность гостей, приготовила им хороший ужин. Довольные они отправились спать. Не прошло и получаса, как послышалась жуткая ругань тети Сони, сопровождаемая ударами мухобойки о стены. Судя по всему, тетушка устроила комарам Варфоломеевскую ночь. Но зайти ко мне так и не решилась, поскольку сетки-то на окна я снова поставила. Так какие могли быть претензии?

Наутро тетка появилась на кухне с полностью заплывшим от укуса глазом, а Костя чесался так, словно у него завеслись вши.

Но и этого мне показалось мало. Решила закрепить результат. Следующей ночью специально встала и отправилась во двор к соседям. Их кошка как раз была на сносях. Подманив киску пачкой «Вискаса», я принесла ее домой, запустила к громко храпящей тетке и плотно закрыла дверь. Прекрасно знала, что последует дальше. Самой однажды пришлось ночевать у подруги, кошка которой собиралась вот-вот родить. Животное металось всю ночь по комнате, прыгало прямо по моему телу, надавливая сразу всеми четырьмя лапами, то на живот, то на спину. Заснуть тогда мне так и не удалось, днем потом ходила как побитая.

— Не дом, а зверинец какой-то! — заявила мне утром тетушка. — Костя! Собирайся немедленно! — тут же крикнула она сыну в другую комнату и, обиженно поджав губы, заявила: — Знаешь, дорогая, пожалуй, хватит с нас твоего гостеприимства! Мы уезжаем! И ноги нашей у вас больше не будет! Я все расскажу твоей маме!
— Но в чем дело, тетя? — спросила невинно. — Вам что-то не понравилось? А ведь я старалась! Постели чистые, завтрак, как сказали: одно яйцо всмятку для вас и не сильно прожаренная яичница для Кости. Оставайтесь! Здесь так хорошо! На полном пансионе, никаких проблем... И море рядом... Остальное — мелочи.
Гордо подняв голову, тетка молча проследовала в свою комнату. Через час они уехали и больше никогда не появлялись.

Мама, конечно, меня пожурила. Папа лукаво улыбался. Но главное, я сама довольна: мой отпуск не прошел зря.

Публикация в журнале «Истории из жизни» № 20, 2011 год