Последний шаг

Татьяна Мартен
Дождь печально стучит по крыше. Шелестя увядшей листвой озябшая рябина обреченно мокнет за окном.
Лиде холодно, одиноко, страшно. Она почти умирает от тоски и душевной боли. Ночь, неумолимая и непроглядная, черным крылом, как Ангел Смерти, накрыла мир. Отчаяние и беспросветность затмили последние искорки надежды. Жизнь, изнуренная неравной борьбой, почти уступила место Смерти, оставался последний шаг…
А когда-то было безоблачно. Окончила школу, поехала в областной центр, поступила в институт, новые друзья, новые впечатления…
Лида, робея, читает свои стихи на институтском литературном вечере. Приглашенный признанный поэт хвалит и желает успехов. Время летит быстро и вот четвертый курс, родители озабочены отсутствием жениха. Институт педагогический, если не выйдет замуж, по распределению уедет, возможно, в тмутаракань. Женский коллектив - в итоге старая дева. "Что-то надо делать",- сокрушались родители.
Подружилась Лида с хорошим парнем однокурсником Федей, не любились, просто приятельствовали.
Мамочка нагрянула в гости, познакомилась с девочками, соседками по комнате в общаге. Хорошие девочки, веселые, озорные, две уже замужем, третья с женихом в ЗАГС заявление подали, а Лидочка одна.
По дружбе, Федя заглянул на  чай с домашним пирогом, приятный молодой человек, положительный по всем параметрам, но видно, от мысли о женитьбе далёк.
Мама была женщина не простая, СЛОВО знала, благодаря этому СЛОВУ замуж за будущего Лидочкиного отца вышла и держала его при себе мертвой хваткой, он понимал, что жена ему не пара, но уйти не мог, мучался, но жил…
Решила мама, что Федя кандидатура подходящая, да и воспользовалась СЛОВОМ.
Мама уехала, Федя потерял голову. Тенью за Лидочкой ходил, пылинки сдувал, надоел до смерти, потому что никогда она его не любила и любить не собиралась.
Только приехала на каникулы, а мама с вопросами о Феде. Лида как заорёт, что он ей в институте своей любовью осточертел, хоть дома отдохнуть она имеет право или нет! Через несколько дней робкий стук в дверь, это Федя несчастный, уничтоженный, но с надеждой в глазах, свататься приехал. Лида и слушать не стала, выставила и в насмешку котенка Федькой назвала. Мамочка кокетливо сокрушается: погиб парень. А самой приятно, что дочь так крепко полюбили.
Федя совсем пропал, даже институт хотел бросить, друзья убедили перевестись на заочное отделение. Перевелся, но взял академический. Подруги Лиде рассказали, что у него случился нервный срыв. Она не огорчилась. Ну, не виновата, что не любит!
На пятом курсе, зимой, познакомилась с парнем из строительного института. Написала маме, что влюбилась, пока безответно, но встречаются, может что-нибудь и получится.
"Естественно, получится!"- подумала, окрылённая мама и в тот же день поехала навестить дочь.
Мама СЛОВО знала не зря.
К весне сыграли весёлую студенческую свадьбу. Защитив дипломы, уехали к месту распределения мужа.  Там очень не понравилось и после окончания необходимого срока, решили вернуться в Лидин городок, где папа был не последним человеком и мог помочь с устройством на приличную работу.
Лидочкины родители очень обрадовались перспективе жить вместе, тем более, что они, наконец-то, увидели двухгодовалого внука.
Папа помог, устроил зятя в строительный трест, а Лида пошла работать в школу, семейство зажило спокойной и размеренной жизнью.
Зять оказался умным, грамотным специалистом и уже без всяких протекций стал быстро продвигаться по служебной лестнице. Работал увлеченно. Часто задерживался на работе. Иногда пренебрегал выходными. Забывал обо всем и о Лиде, к сожалению, тоже.
Лида печалилась, иногда плакала, чувствовала, что муж всё больше отдаляется, что она ему не интересна, не замечет он ни новых платьев, ни новых причесок, а ей так хотелось оставаться желанной и любимой…
В горькую минуту рассказала матери, что муж очень изменился. Поделилась опасением - вдруг уйдет к другой. Мать ответила, что повода для беспокойства не видит. Она лично за зятем следила, нет у него никаких женщин. Пусть лучше на работе задерживается, чем у любовницы. Не обращает внимания на наряды, так много ли отец замечал прически и платья, но прожили жизнь и получше, чем некоторые. А, если зять соберется уйти к другой, то дальше могилы никуда не двинется, уж, это она железно дочери обещает.
- Не говори так, мама! - испугалась Лида.
Как-то летом муж поехал по путёвке в Сочи, на курорт.
Вернулся довольный, загорелый, переполненный энергией счастья, с сияющими глазами, но что-то оборвалось у Лидочки в груди. Вот он с подарками, улыбается, а такое чувство, что чужой, будто кто-то стоит между ними.
Не на шутку всполошилась Лида и решила родить второго ребёнка.
Снова родился мальчик, муж прибежал в роддом с цветами, написал в открытке тёплые слова благодарности за сына, Лида плакала от счастья.
Через несколько лет он, как начальник строительства, получил прекрасную квартиру в центе города, переехали и зажили самостоятельно.
Лидочка впервые поняла, что такое  щемящее одиночество. Оно вторгалось, когда дети засыпали и тишина нарушалась только тиканьем настенных часов. В окна глядела злая темнота и не хватало рядом тепла любящей души, и мамы рядом не было… только одиночество беспросветное и беспощадное.
Муж приходил поздно, тихонько ложился на диване, объясняя, что просто не хотел её тревожить, но она точно знала почему. Он разлюбил и это необратимо. Слезами и тоской Лида платила Судьбе, сама не зная за что.
Она жаловалась матери: муж избегает близости, не замечает её, как женщину,  больше нет сил так жить. Мать успокоила: в маленьком городке шила в мешке не утаишь, если бы у него кто-нибудь был, уж она бы точно знала. Костьми ляжет, но не допустит, чтобы зять ушел. Но Лиду это не утешало, уходить не уходит, но и не живёт, как положено мужу с женой.
Мать достала бутылку водки.
- Выпьем по рюмочке, под пельмешки, да улыбнись ты, улыбнись, никуда он не денется.
Выпили, песни попели, немного отпустило. Домой пришла пьяная, чем очень удивила мужа. И удивилась сама: муж, несмотря на поздний час, возился на кухне, жарил картошку, мыл посуду, как в первые годы совместной жизни. Прежнее счастье тенью коснулось души. Лида упала в постель и заснула тяжелым хмельным сном.
Утром муж отчитал её:  дети весь вечер одни, голодные. Благо, он вернулся с работы пораньше, накормил, проверил уроки и спать отправил. Хорошо, что сыновья не видели маму в таком диком состоянии, потребовал чтобы этого безобразия больше не было. Взял за руку, посмотрел в глаза и это было внимание! Впервые за долгое время!
Лида нашла способ глушить душевную боль и привлекать к себе внимание.
Когда напивалась, муж возился с ней. Это было внимание - нервное, раздраженное, но желанное и до муки необходимое.
Через два года скрывать пьянство стало невозможно. Она позволяла себе в нетрезвом состоянии приходить на уроки. Завуч звонила мужу, тот присылал служебную машину, Лиду отвозили домой, но это тоже было внимание.
Её не увольняли только потому, что уважали мужа. Он, как начальник строительства, изыскивал возможности помогать школе с ремонтом, часто бесплатно, что очень устраивало директора, и Лиду терпели.
В минуты прозрения, она благодарила судьбу, что отец не дожил до такого позора, дочь алкоголичка! А мать её любую любит и принимает. Ей на общественное мнение наплевать.
Сыновья выросли, уехали учиться. Лида окончательно спивалась.
Улучив трезвый период, муж пригласил к разговору. Суть сводилась к тому, что  он устал от её пьянства, просит развода. Любит другую, хочет оформить с ней отношения. Лида не удивилась. Спокойно поинтересовалась, причиной отдаления и охлаждения. Они оба знают - это случилось задолго до её падения. 
Муж задумался и откровенно ответил: когда начали встречаться, у него не было никаких серьезных намерений, но потом нашло какое-то затмение: с ума сходил, если не видел её хотя бы один день, решил, что влюбился, женился.
Прошло время и вдруг, почувствовал, что она совсем не та женщина, с которой ему хотелось бы прожить всю жизнь. Не очень симпатичная, без природной сексуальности, без изюминки, но не уходил, отвлекался работой, сына жалел. Впервые настоящую женщину в руках подержал, когда в Сочи отдыхал, тогда и понял, как бедна и не интересна его супружеская жизнь. Потом встретил ту единственную, которая уже много лет ждет его.
- Хорошо, отпускаю тебя, - механическим голосом сказала Лида и тяжело поднявшись, пошла на кухню, пила до утра.
Утром, покачиваясь, пошла к матери и объявила, что с мужем разводится.  Понимает - жить с ней невозможно. Но мать была другого мнения.
- Нет, Лидочка, он никуда не уйдет. Жирно ему будет. Любимая работа, любимая женщина, всеобщее сочувствие и уважение, а ты за борт жизни. Не бывать этому! И как всё ловко обстряпал, даже я про любовницу знать ничего не знала!
Через неделю муж тяжело заболел, попал в стационар, а через три месяца умер от скоротечной саркомы.
Лиде легче не стало.
Мать, в который раз, уговорила пролечиться, нашла какого-то чудо лекаря. После лечения лекарь серьёзно предупредил: первая рюмка, она же последняя. Дальше смерть - такова суть кодирования.
Лида держалась все лето. Мать радовалась, не обращая внимания, что дочь, как сомнамбула, живёт в каком-то другом измерении, окружив себя мраком плотно зашторенных окон и, заставив всю квартиру фотографиями мужа.
Ненастным осенним вечером Лида пришла к матери.
- Зря, ты мама, это сделала, - потусторонним голосом упрекнула Лида.
- Иначе он бы ушел! Я не хотела, чтобы ты стала брошенкой! Успокойся, всё наладится, время лечит, - заюлила мать.
- И про Федю я все поняла, хоть бы у меня спросила, надо ли мне это! Зря ты Федю  погубила. И мужа зря приворожила. Я бы, может, судьбу свою встретила и жила бы как все. Зачем на тот свет его отправила? Пусть с другой, но живой. Не могу без него, любила и люблю!
- Лидочка, я хотела как лучше, для тебя старалась, для счастья твоего.
- Ну, и где оно счастье?
Лида, нехорошо ухмыльнувшись, направилась к двери, сопровождаемая воплями и рыданиями матери.
Лида сидела на кухне в полной темноте, дождь монотонно стучал по крыше, рябина обреченно мокла за окном… Когда Ангел Смерти заглянул ей в глаза, поняла: в этой жизни делать больше нечего и спокойно выпила стакан водки. Решилась на последний шаг, надеясь на встречу с мужем. Решилась  с единственной целью, просить у него прощения и объяснить, что она без вины виновата.
Мать пришла через два дня. Мёртвая Лида сидела, уронив голову на кухонный стол, перед ней стояла бутылка водки, разбитый стакан валялся на полу.
- Господи, за что!!! - нечеловеческим голосом завыла мать, но Лиде было уже все равно.