Игорь Смысловский - мемуары артиста глава 63

Владимир Смысловский
      Выпущенный в честь 30-летия Победы "Горячий снег" поехал с нами на гостроли в Петрозаводск. Приятно было играть его на этом зрителе, который очень щедро нас принимал. Вообще гастроли проходили успешно и впечатление осталось в памяти очень симпатичное, и город нам понравился и его окрестности удивительной природной красоты, уже не говоря об Онежском озере. Впервые в жизни я наблюдал это чудо природы. Много раз просиживал на его берегу и пытался разгадать, чем оно так привлекательно, почему оно так захватывает тебя целиком и тебе трудно оторваться от его притяжений? Возвращался я оттуда с хорошим настроением, а еще и потому, что вез Марочке ее любимое брусничное варенье. Пять литровых банок! Везти их было, конечно, не так просто, зато Марочка была довольна и рада возможности поставить его на праздничный стол 6 августа., когда мы обширно отмечали Марочкин день рождения.

   Она говорила тогда "Не понимаю, почему Игорь решил так торжественно и широко праздновать мой день рождения?"
Да, мне очень хотелось этого. Отношения наши тогда были добросердечными. Мы дружили и были необходимы друг другу. После этого мы уже больше не расставались.


    Мы поехали отдыхать в "Комарово" Много раз мы там проводили свой отпуск и нам нравилось. А последние годы мы бывали там потому, что оттуда могли часто ездить на могилку Катеньки (внучки Игоря Алексеевича.прим.автора)
Там делали посадку цветов и в горьких воспоминаниях орошали их слезами. Вспоминали эту чудесную девочку, в 13 лет ушедшую из жизни. Она была воплощением доброты и прелести. А внешне и характером удивительно походила на Марочку.

    Очень болезненно переносила Марочка эту утрату и это отразилось на ее здоровье. После смерти Катеньки она стала как-то потухать и только появление на свет Машеньки ее несколько подняло, но здоровье все же было порушено.


      После отдыха в Комарово, Марочка сопровождала меня на гастролях в Прибалтике. С первых минут нашего рейса в Таллин мы радовались тому комфорту, который нас окружал. Радовались и провожающие нас наши милые молодые друзья и Рика (сестра Марии Ильиничны), что мы ехали фирменным поездом в вагоне "СВ", в двухместном купе. Было очень удобно и приятно. Восхищало нас сверх предупредительное отношение к нам проводника вогона, который в течение нашего пути профессионально обслуживал нас черным кофе в красивой фаянсовой посуде.

  Итак пибыли в Таллин. Там я отказался от гостиницы и мы жили на частной квартире. Жили хорошо, уютно и очень тепло. Вот, когда я почувствовал и ощутил на себе благотворную силу Марочкиного доброго сердца. Порадовал нас тогда наш сыночек Лешечка, приехавший на три дня к нам в гости с Анютой и Машенькой (Лешечка - сын Игоря Алексеевича, Анюта - его жена и дочь Акимова Н.П. и Е.Юнгер, Машенька - дочь Алексея и Анюты. прим.)
Леша с Анютой целыми днями пропадали на изучении и знакомстве с городом, а Машенька была целиком на нашем попечении. Марочка была счастлива. А после их отъезда ты тоже экскурсировали по всему Таллину. Я радовался глядя на Марочку, с каким интересом и любопытством она наблюдала окружающее. Это доставляло какую-то радость. Не могу без горьких слез вспоминать один досадный эпизод, который заставил ее огорчиться.

   Марочка захлопнула входную дверь в квартиру, а ключ остался дома, и хозяйка квартиры была в отъезде. Надо было видеть огорченные Марочкины глазки, когда она прибежала ко мне в театр.
Положение было сложное, но в результате все организовали. Из театра приехал рабочий сцены, взломал замок, а на следующий день мы поставили новый. А когда объявилась хозяйка, то она была даже рада новому замку, и мы организовали в честь этого события милое застолье.


      А я продолжал радоваться жизни, ибо не так часто со мной на гастролях бывала Марочка. Ее присутствие удивительно украшало жизнь. А ее доброе напутствие мне было очень необходимо.
Обычно Марочка, провожая меня на спектакль, говорила: "Ни пуха, ни пера!" И на мое: "К черту!" она добавляла - "Играй талантливо!" И я бывал лишен этого талисмана, когда ее не было со мной.

   А теперь, сегодня, когда Марочки нет, я продолжаю пользоваться этим талисманом. Перед ее портретом я повторяю этот диалог и....слышу ее - "Играй талантливо!".