Художник Середа из Середы

Олег Гонозов
На Дне города Данилова, что прошел 19 августа, в картинной галерее гостей праздника поразили работы двадцативосьмилетнего местного художника Владимира Середа.

Их с интересом рассматривали и даниловские школьники и искушенные коллеги по цеху. Даже заместитель председателя Ярославского отделения Союза художников России Михаил Бекетов отметил смелость молодого живописца, берущегося за сложные исторические сюжеты.
По признанию Владимира над монументальной картиной «Повалишка» о битве даниловцев с поляками он работал почти год. Ходил на место былых сражений, изучал историческую литературу.
Как известно, во время польско-литовской интервенции в 1607 году один из отрядов, возглавляемый паном Лисовским, подошел к Даниловской слободе и стал грабить и убивать жителей, жечь дома и постройки. Под руководством воеводы Федора Шереметьева было собрано ополчение и оказан отпор незваным гостям. Кровопролитное сражение развернулось за рекой Пелендой, где даниловцы «повалили» поляков, и с тех пор это место стало называться «Повалишкой».
Батальный жанр, раскрывающий особо важные моменты в битве и демонстрирующий героику сражении, довольно сложный. В своей работе Владимир Середа осознанно преувеличил масштаб и пафос происходящего, хотя в действительности все, наверняка, происходило гораздо более жестоко и прозаично. Приступая к полотну, он  поставил перед собой цель показать патриотическое единение народа, защищающего свою Родину от вероломного врага. На первом плане упавший на колено поляк с испуганным лицом. Еще мгновение — и его пронзит копье русского всадника. Рядом на вздыбленном коне воевода Федор Шереметьев с поднятой булавой. Владимир Середа признается, что образ даниловского героя писал по принципу известного советского плаката «Ты записался добровольцем?».
В толпе рубящихся видны крылатые польские гусары с характерными белыми крыльями за спиной, которые во время атаки издавали звук, пугавщий коней противника. Внизу справа - юродивый с иконой, который оказался в эпицентре сражения для того, чтобы поднять дух русских воинов. Но особой жестокости и крови в картине нет. Для пущей достоверности художник много работал над изображением  лошадей, даже изучал их анатомию.
Любовь к истории у Владимира появилась с первой работы «Князь Владимир выбирает веру». А за год, пока он писал «Повалишку», родились и другие произведения исторической тематики, представленные в Картинной галерее: «Князь Даниил», «Лот с дочерьми», «Устал».
Библейский сюжет о племяннике Авраама - Лоте, который вступил в кровосмесительную связь со своими дочерьми, родившими ему сыновей, был очень популярен среди художников эпохи Возрождения. Но у Середы свое видение и решение канонического сюжета.
В работе «Устал» перед зрителем предстает развалившийся на стуле палач, придерживающий за рукоятку огромный топор. Позади столб виселицы. Лицо палача в красной рубахе скрывает маска. Он устал. Вешать и рубить головы. Но по задумке автора это не какой-то конкретный палач, не какая-то конкретная эпоха, это образ жестокости.
Рядом с «Повалишкой» картина «Считают звезды», где три мудреца заняты пересчетом небесных светил. Три человека. Три характера. Один из астрономов уже заснул, другой о чем-то серьезно задумался и только центральный звездочет продолжает пересчитывать звезды. На лбу у него очки , в правой руке гусиное перо, а указательным пальцем левой руки он все тычет и тычет в звезды, боясь сбиться со счета. Это картина о том, что человек не должен жить без мечты, потому что нет большего счастья, чем суметь сохранить свою мечту на всю жизнь.
Трудно описывать работы Владимира Середы, потому что их надо видеть. Каждая по своему талантлива, у каждой хочется остановиться и поразмышлять не только о том, что хотел сказать в ней художник, а о жизни вообще.
Владимир Михайлович Барсуков родился 6 февраля 1983 года в селе Середа Даниловского района. Отсюда и такой  творческий псевдоним. Кроме него в семье было еще четверо детей. Двое старше и двое младше. Владимир с детства много читал, особенно историческую литературу и книги о живописцах. А еще, забравшись в угол, он любил срисовывать картинки из книжек. В восьмом классе его отдали в школу искусств, потом он поступил в художественное училище.