Высший пилотаж на транспортном

Рубцов Владимир Петрович
Высший пилотаж на транспортном

Ан-2 хороший самолёт … в любом варианте. Он и грузовик, и химик, и транспортник, и авиасанитар, но ни никак не … спортивник, ну, разве что косвенно, когда выбрасывает парашютистов. Однако, на нём иногда такие вещи … вытворяют.

Вот так порожним идешь, тебе снижение разрешают, а ты … прозевал … неправильно точку перехода на снижение рассчитал. Ну и … газок постепенно прибираешь, скорость падает, штурвальчик плавненько на себя и … вот … посыпались, парашютируем. Хлопнет левый предкрылок, хлопнет правый предкрылок, крыльями слегка покачивает – только за носом (капотом) следи, если клевать начнёт – вовремя чуть газку поддай и … парашютируй дальше. Потом плавно сектор газа вперёд, штурвал слегка от себя и … выходи … на заданную высоту. Вот я и говорю … хороший самолёт Ан-2, в штопор не сваливается, если сильно не захочешь, а если ошибёшься, так он … ошибки прощает – пол витка и … летим дальше. Парашютирование … это одна из фигур пилотажа.

А вот другая. Взлетаешь в каком-нибудь убогом (перевожу – забытом богом) «колхозе», где «выше» тебя нет ни одного начальника от авиации. Кроме «тощей» почты в салоне никого. На краю лётного поля стайка местных любопытствующих мальчишек. Самолёт пустой, но ты сектор газа на взлётный, оторвался, штурвал от себя. Машина рвётся в небо – ты придерживаешь. И вот, когда мальчишки уже начинают разбегаться, хотя до них ещё как до Луны, ты ослабляешь давление на штурвал – самолёт стрелой взмывает в небо. Горка, по-моему, получилась на славу. А если следовать далее нужно с курсом, обратным взлётному, то и боевой разворот выполнить можно – это уже третья фигура.

Ну и виражи – как без них на тренировке, да и в полёте тоже. Тоже … фигура.
А вот мёртвую петлю – на своей шкуре испытал. Был у нас в эскадрильи такой пилот – Миша Цыбин (земля ему пухом!). Хороший мужик был, грамотный, порядочный, вежливый и упитанный – мужик, одним словом, настоящий мужик. Он раньше в ДОСААФе работал, так что опыт лётной работы большой имел. Запомнилась одна его фраза: «Мужики, умейте себя реабилитировать!». В то время эта фраза была актуальной, весьма актуальной. В то время – чуть что – пилот во всём виноват был. Так что с этим «изречением» многие были согласны.
Так вот, полетели как-то мы с ним (я тогда вторым ещё был) в Алма-Ату на ремзавод за отремонтированным бортом. Прилетели, отдохнули, приняли машину, а перед вылетом её облетать положено. Полетели в специальную зону, где облёт производится – это довольно далеко от аэропорта – в предгорьях Заилийского Алатау. Повертелись туда-сюда, виражи покрутили. Потом, вдруг, он мне и говорит: «А видел когда-нибудь, как на АН-2 мёртвую петлю делают?». «Нет! – покачал головой я – А разве это возможно – не верю!?». «А хочешь посмотреть - когда ещё такое увидишь?» - спросил в свою очередь он. «Конечно! – ответил я – Это же интересно!». А сам думаю – не получится, ну если … разве что … что-то корявое, да … наподобие, короче – не верю! «Ну, тогда … пристегни ремни безопасности поплотнее и смотри!» - сказал Миша. И когда я приготовился, он плавно послал сектор газа вперёд до отказа, одновременно отдав штурвал от себя. Горизонт сначала пополз вверх, а потом, когда самолёт набрал скорость, живо пошел вниз. Перед глазами только небо. Вдавило в кресло … хорошо вдавило! Я бросил взгляд на авиагоризонт – интересное зрелище, такого ещё никогда не видел – шар только голубого цвета, вдруг, силуэт самолётика как-то неестественно крутнулся, следом крутнулся и шар. Я перевёл взгляд за фонарь – над головой … висела земля – давление в кресло явно уменьшилось. Поднялись клубы пыли – я невольно чихнул. Потом на капот словно надвинулся сверху горизонт.  Опять вдавило в кресло. Вышли в горизонтальный полёт. Авиагоризонт снова стал «нормально» смотреться. «Теперь веришь?» - спросил по СПУ улыбающийся Миша. «Здорово!» - вырвалось у меня. Получилась! Правда, несколько корявая, с «пылевым чиханием», но всё ж – петля! После облёта мы благополучно доставили капитально отремонтированный борт домой – в аэропорт приписки.

Слышал, что и бочку на Ан-2 крутнуть можно. Правда, как её делают – врать не буду … не видел, хотя и слышал, что кто-то, где-то, делал, если не врут, конечно!

04.09.2011г. Рубцов В.П. UN7BV. Астана. Казахстан.