Сдвиг

Валентин Червинский
Все было как всегда. Простой вечер, который не предвещал ничего нового. На мониторе компьютера высвечивалось куча всего непонятного, кроме того, была запущена какая-то новая интересная программа, которая, как было заявлено на каком-то сайте, аналогов не имеет, и очень качественно воспроизводит звук. Мимо такой невозможно было пройти ни одному уважающему себя меломану. Хотя, он не любил слово меломан, потому что считал, что этот человек должен не только переслушать огромные количества музыки, но и разбираться в ней на 5+. До этого, конечно, было далеко. А если еще верить фильмам, то настоящий меломан любит слушать виниловые пластинки с, например, "Щелкунчиком" Чайковского или же бессмертные произведения Бетховена. А лучше - Моцарт. Реже - Вивальди. Пока что самым любимым было "Аве, Мария" Франца Шуберта. Она как-то успокаивала, расслабляла, но в то же время, как-то обрекала. Поразительная глубина произведения, настоящий, живой голос, который хочется слушать снова и снова.. Каждый раз открывались какие-то новые грани. Но, не в этом суть.
Итак, все было готово, сейчас играло что-то до боли знакомое, мелодичное..хотелось подпевать, но слова он помнил достаточно смутно, так что бубнил себе под нос мелодию, одновременно приводя комнату в порядок, раскладывая все по своим местам. Такие процедуры приходилось проделывать все чаще и чаще - не потому, что он слишком много времени проводил за компьютером, и забрасывал всё, а потому, что надо было любыми средствами отвлечь себя от всего. Отвлечь себя от этой...(и тут он вспомнил слова, которые когда-то произвели серьезную революцию внутри него самого -" Все мы коробки. Наше тело — коробка. Мы живем в коробке. Наши машины — коробки на колесах. Мы работаем в коробках, а как придем домой смотрим в коробку. И даже когда мы умираем нас кладут в последнюю коробку…".) коробки. В ведь правда - по сути, все вокруг одинаково, если не вдаваться в функционал. Эта коробка может звонить, ее надо заряжать, эта коробка является жестким диском вот этой большой серебристо-пьльной коробки, к которой подключена жидкокристаллическая коробка диагональю 19 дюймов. Мысли не выходили из головы, надо отвлечься, надо отвлечься. Он открыл окно, закрыл глаза, набрал полные легкие весеннего воздуха, выдохнул и продолжил. Все надо разложить по своим местам...СВОИМ местам. Проблема только в том, что по сути ни для чего свое место не обозначено, поэтому оно может быть абсолютно любым. Так, нет, стоп, не надо углубляться в философию, сейчас это ни к чему, даже если учесть, что это один из любимых предметов в универе. Пусть даже он самый скучный, но если вдуматься, то можно без труда обнаружить занимательные идеи, о которых можно подумать или даже развить их для себя на досуге. Провода к проводам, отвертки к отверткам, одежду на вешалки, ботинки - на полку. все как должно быть. На улице весна уже вовсю давала зиме показать что снегу пора бы убраться, и холода наконец должны смениться теплом.
Весна у него самое любимое время года. Дышится иначе, делается все веселее, а если что-то плохое случается, то это, конечно, убивает все хорошее, но есть что-то такое...как крючок, за который зацепился одеждой и висишь так, собираешься с силами и духом перед важным решением - упасть или же ухватиться за ниточку и выкарабкаться. Конечно, всегда он выбирал второе, потому что бороться надо всегда, а не только тогда, когда есть реальная угроза жизни. Впрочем, многие и тогда опускают руки и прощаются со всем и всеми.
Тут ему почему- то представилась шахта лифта, в которую попало какое-то механическое существо, и размахивая конечностями, надоедливо жужжа, падает, падает..и тут мысли разошлись - по одной версии - это механическое существо падает на бетонный пол, который тускло освещен одной единственной лампочкой. Такой, которые давно уже перестали выпускать. И тут подбегает команда неких хирургов, разбирают его на миллионы деталей, и растворяются. точно так же, как после смерти человека все говорят о его делах, поступках, достижениях, перебирая все, постепенно забывая, оставляя только тусклый огонек в душе - память.
По другой версии это хватается за трос, делает немыслимый пируэт и замирает, подыскивая пути для выживания.
Мысли хотели было продолжить свое повествование о судьбе этого несчастного вымышленного робота, но он остановил их, поймав себя на том, что представляет людей как что-то механическое. В том числе и себя. Может, это даже и есть так. Мы, конечно, не из металла, и не вечны, но какая-то своя, биомеханика, есть – процессор как мозг, мощное средство передвижения – как ноги, сканеры – как глаза, способные различить любую мелочь, ищущие возможности для наиболее полной реализации, микрофоны как уши, которые напрямую связаны с памятью, улавливающие все нужное и ненужное, которое та самая память и сортирует. Сердце конечно можно было бы назвать мотором. По функциям похоже очень - клапаны есть, оно меняет кровь на жизнь точно так же как двигатель меняет бензин на движение - по сути, ту же жизнь, только свою, механическую. Но сколько ни читал он разных источников, сколько ни искал - так и не нашел с чем же сравнивается душа. и это радовало - сердцем можно чувствовать, им можно любить, можно переживать, а душа имеет те же возможности, но они шире - душу можно ранить, но невозможно разбить, ее можно искромсать словно лезвием, но невозможно ее разорвать на тысячи кусочков. Кроме того, она - не орган, она что-то большее - то, чего нет, но то, что есть у каждого. Обижает лишь тот факт, что особо корыстные люди нашли способ продавать ее, свою, родную душу. Может, конечно, потом они добивались огромных успехов, взбирались на вершину мира, но заканчивали они трагически - это только доказывает что нельзя совершать противоестественных поступков, заключать мистические сделки, тем самым ставя над собой эксперимент и теряя всего себя. Любить проще, чем ненавидеть - может это и так, а может и нет. В любом случае, люди - ленивые создания, они выбирают путь наименьшего сопротивления. Занимательно то, что доброго человека называют или же "с большим сердцем" или с "большой доброй душой". Вот и еще подтверждение тому, что мозг - это так, большая система, в которой хранятся исходные коды, которые дописываются теми самыми душой и сердцем. Без них нельзя - вырви их, уничтожь, если получится - и ты уничтожишь человека, можешь сделать из него что угодно, слепить машину, навязать свои идеалы, заставить думать иначе, как требуется, а не как хочется.
Под вечер мысли шли сплошным потоком, часто начинало казаться, что даже не одним, а несколькими параллельными, которые пересекаются, вклиниваются в сознание, будто какой-то паразит забрался и распыляет внутри свои психотропные вещества, для своего же блага - не уничтожить, но сбить с толку. хотелось заняться чем-то настоящим. чем-то ощутимым. А не вновь садиться за аппарат и прогонять кучу фото через всем известный графический редактор. Практика, конечно, нужна всегда, но не надо быть помешанным. как всегда. Хотелось абсолютно противоположных вещей, и доходило чуть ли не до абсурда - хотелось лететь, но в это время стоять неподвижно, хотелось понаблюдать за этим большим муравейником, зовущимся Земля, но твердо стоять обеими ногами - на земле, а поступками - на своем. Самый мощный графический процессор в мире, он же всем, практически всем известный мозг, рисовал самые разные картины, приятные и не очень.
Он присел на кресло, стоявшее рядом со столом, и на секунду закрыл глаза. Вроде успокоился, вроде бы в голове все уладилось, и все эти бесчисленные воображаемые автомобили вернулись на такие же воображаемые трассы и затор растворился. Было такое ощущение, что сидишь в вагоне поезда – вроде все спокойно, а потом лязг и поезд тронулся, дернуло немного. Он открыл глаза, подумав, что не стоит просто так прохлаждаться, надо заниматься чем-то, стараться делать что-то. Странное чувство…кругом все было как будто желе – двигаться труда не составляло, но было ощущение замедленной съемки..и эта музыка, которая теперь не лилась а как будто воспроизводилась в четверть скорости, и сейчас была похожа скорее на гудение, нежели приятное звучание гитары и клавишных. И вот наконец мусора накопилось достаточно для того, чтобы вынести его. На улице было +15, так что можно было не утруждать себя одевать куртку. Странный все-таки вечер – все так размеренно двигаются, и разговаривают друг с другом как будто нехотя – нерасторопно так, плавно жестикулируя руками. Он поздоровался с соседом, получив в ответ недоуменный взгляд и выражение лица, про которое говорят «челюсть упала». Погода была великолепная – солнце уже садилось, выплескивая на небо множество оттенков, ветра не было совсем. Не смотря на это, гулять как-то не тянуло. Наверное, лучшим решением сейчас было бы лечь спать – как-то все вокруг запаздывает по времени, наверное, это мозг от переутомления пропускает сигнал с большой задержкой.
  Ему снился довольно красочный сон. Как будто он в большом здании, чем-то напоминающим родной учебный корпус, ищет свою единственную, с которой вместе пришел сюда, но она куда-то быстро убежала. Пелена, кругом белая пелена, которая то и дело сменялась достаточно реальными картинками. Лестница пятого этажа, балкон внутри здания – здесь ее не было. А может посмотреть на четвертом этаже? Но спуска вниз не было, так что пришлось идти по краю перил на огромной высоте и в определенный момент перепрыгнуть на нижний этаж, что он и сделал. Прыжок смягчил его знакомый, который как раз оказался на траектории приземления, если можно так сказать. Повалявшись пару секунд, и придя в себя, оба поднялись и поздоровавшись, разошлись. Спрашивать что-то у знакомого было бессмысленно – он ничего не знает, как всегда, только поплачет, что жизнь так несправедлива к маленьким ростом, что все плохо, что ничего не хочется, и что на самом деле он любит не ту, которой больше всех пишет, или создает видимость, что любит группу, которую она слушает, а ту, другую, которая на него даже как на парня не смотрит. Дальше, как ни странно, был третий этаж. Зайдя в офис, он спросил, не видел ли кто ***? Там ответили, что видели ее на верхнем этаже, в зале для выступлений. На выходе он встретил свою бывшую знакомую, которая почему-то стояла за высокой тумбой, раздавая что-то. Оба промолчали, обменявшись гневными взглядами.
Зал выступлений. Тут было куча людей, которые суетились, писали, рисовали что-то, активно обсуждали, размахивая руками. На первых рядах кто-то молча писал, а вот остальные были разбиты по группам, в которых как раз и происходило обсуждение чего-то. На импровизированной сцене все действие как будто замерло, и на стене висела афиша – КВН. И тут мысль пронзила голову – это не белая пелена, окутывающая как туман, это абсолютно белые стены! Свет порой падал на них так, что казалось, что все вокруг плывет и ничего не видно. Сделав козырек рукой, он разглядел в самой ближайшей группе свою знакомую. Подойдя ближе, он услышал о чем она говорила:
- да нет же, занавески должны быть сиреневыми – в них лучше поглощается свет, да и для выступления приятен, и на ощупь тоже! Нет-нет, синих не будет – в них сильно отражаются тени!
Ой, привет! А мы тебя и не заметили! Как дела, рассказывай! А, ***? Да, видели…она была здесь, посмотри на том конце зала, хорошо?
- да, хорошо, спасибо большое!
Чтобы перейти на другую сторону, надо было пролезть через ряд серых кресел, потом аккуратно переступить на сцену и пройти по ее краю. Он не понимал зачем надо было делать все эти лишние телодвижения, если можно было спокойно обойти между рядами. Но что сделано, то сделано, ладно. На другой стороне так же стояли люди, разбившись по небольшим кучкам, и тоже что-то обсуждали. Среди всей толпы он заметил трех преподавателей, которые записывали что-то в свои блокнотики, перекидываясь короткими фразочками по поводу каких-то оценок. Здесь тоже ее не было, так что можно было идти. За это время сцену куда- то унесли, так что теперь все помещение было больше похоже на аудиторию или даже на зал для конференций. На выходе из этого зала была стойка. Видимо, что-то рекламировали. Да, точно, предлагали подключиться к какой-то новой связи. Сейчас было не до этого, так что он пробежал мимо. Впереди был длинный коридор. Белые стены, скользкий мраморный пол, какие-то двери и картины по обеим сторонам.
Неожиданностью явилось даже не то, что вся конструкция наклонилась вперед, сбив с ног, а то, что он упал. Упал в свет. Мягкий, окутывающий, но тревожащий. Именно тем, что чувство падения никуда не делось. Нет, падать было не страшно, а вот куда упадешь – это еще вопрос…
Хотя падением это было сложно назвать. Скорее барахтаньем в молоке. Теплом, парном, укрывающим как одеяло, но с добавлением чувства потерянности. Возможно, так и выглядит бесконечность, ничто, небытие. А может это оно и есть? Вечное падение то ли вниз то ли вверх, тревога и в то же время спокойствие. И так продолжается, пока не выдернут. На тот свет. В смысле в мир человеческий. В виде любого живого существа. Это уже как определит Небесная Канцелярия.
Туман рассеялся, и вот отчетливо видна была площадка, на которую предстояло упасть. И судя по скорости пролетающих мимо воспоминаний, разбиться. Избежать падения было невозможно- как ни виляй, все равно не промахнешься. И вот она, секунда до падения и….
- ты просыпаться думаешь или нет? Ты как на кресле-то оказался? И зачем среди ночи пошел на лестницу? Ты вообще помнишь что было?
Не открывая глаз, он улыбнулся. Сейчас можно было не слушать. В голове крутилась только одна мысль: «нашел! Наконец-то нашел!».
- Вот, сейчас проснусь в своей постели, и все будет как надо, как раньше, все вернется на свои места! Как же я этого ждал!

Стоило ли открывать глаза? Движение продолжилось, все возобновилось. Он посмотрел наверх – туман рассеялся, и теперь было понятно – это шахта, в которую он падал. А вот и лампочка..
Вдруг все стало не важно, исчезло, растворилось. Ничего не осталось. Последним звуком, запечатлевшемся в мозгу, был глухой удар и треск.
Группа людей в комбинезонах сидела в углу и мерно потягивала сок из бокалов.
-а вот и еще пожаловали – рабочий кивнул на непонятную груду материала.
- ну так что сидим, пошли! Как обычно – мысли в синий контейнер, мечты – в желтый, идеи –в серебряный, а несбывшиеся желания – срочной доставкой Наверх!
- а что с человеком?
- как что? Ты что, новенький? Разве может быть человек без идей, мыслей, желаний, чувств и всего прочего?
- наверное.
- такой человек – пустышка. Что он есть, что нет. Никто и не заметит, говорил главный рабочий, закрывая коробку с ненужным материалом, и ставя штампом пометку «в утиль».
 




Примечание: *** - имя девушки. Любое. Какое Вам ни придет в голову.