В защиту Обломова

Захар Гинзбург
«Обломов» - произведение идейное, пропагандистское, а всякая пропаганда – по определению что-то фальшивое, искусственное, вымученное, мёртвое…

По замыслу автора я должен видеть в Обломове пропащего человека: обленился, опустился, зарыл таланты в землю, пустоцвет, заморил свою жизнь…

Но ничего не могу с собой поделать: чувствую совсем другое.

В конце концов, Обломов – единственный живой, настоящий, думающий и чувствующий  человек в этой книге; все остальные персонажи – марионетки, схемы, призванные оттенять единственного героя (то же можно сказать о Татьяне в «Евгении Онегине» и о Пугачеве в «Капитанской дочке» - они там одни настоящие).


Кажется, что у самого автора рассудок расходится с чувством: умом он думает одно, а сердцем чувствует совсем другое...


Обломов написан так любовно, что едва ли Гончаров не писал его с самого себя.


В сюжете книги есть две крупные несообразности.

Первое. Здоровый человек не в состоянии всё время лежать.
Ему станет физически плохо – и он поневоле вскочит и побежит.
(А если Обломов серьёзно болен – чего от него можно требовать?)

Второе. Я не верю, что такой человек, как Обломов, мог ничего не сделать.
Чувства скапливаются, вызревают – и ТРЕБУЮТ выхода.
Он ПОНЕВОЛЕ должен был что-то создать: музыка, проза, стихи…

Как физически здоровый человек не может всё время лежать, так душевно здоровый творческий человек не может ничего не сделать.


Временами в нотациях автора (то бишь Штольца) проглядывает чуть ли не пушкинский Сальери, назвавший Моцарта «гулякой праздным»…
Конечно, Обломов – не Моцарт, но человек глубоко, искренне чувствующий, умеющий погружаться в себя (в свои чувства и размышления) – а стало быть, неизбежно творческий.

Какой «работы» ждёт от него автор?
Встать в семь часов, набить в желудок завтрак, натянуть парадный мундир, поскакать в должность, весь день корпеть над бумажками, наспех поужинать и заснуть, чтобы завтра было всё то же?
Это – для сухих, жёстких людей, у которых сердце бьётся ровно, как часовой механизм.


У чувствующих людей работа – ВНУТРЕННЯЯ: думать, чувствовать, смотреть, слушать, вызреть, вырастить в себе мысли, чувства, образы…

Обломов - человек крайне чувствительный, непрактичный, болезненный.

Я могу представить Обломова музыкантом или писателем, или критиком; в крайнем случае журналистом.

Но я никак не могу представить его чиновником или предпринимателем, или хозяином имения - эти профессии совершенно не соответствуют его природе.

В конце концов, почему нужно постоянно себя ломать и воевать против собственной природы?
Не лучше ли следовать природе и найти своё - найти дело для души?

Что касается имения, то Обломову следовало бы продать его или сдать в аренду - тогда вместо головной боли появились бы средства к существованию.


Есть косвенное подтверждение того, что Гончаров писал Обломова с самого себя.
В самом конце книги даётся описание внешности литератора – будущего автора истории Обломова (то есть самого Гончарова): «…полный, с апатическим лицом, задумчивыми, как будто сонными глазами».
И ещё: «Может быть… - лениво зевая, проговорил литератор».

Ну – разве это не Обломов?
Обломов – живой, здоровый, нисколько не опустившийся и ставший одним из лучших российских писателей.

Обломов не умер – он жив!


О Штольце.

Штольц – это идеальный гражданин в понимании автора.
А всякий рассудочный идеал неизбежно выходит неживым.

Ни одной живой мысли, ни одного живого сердечного движения в нем не заметно – только сухие рассудочные схемы.

Обломов задал вполне резонный вопрос: «Для чего же трудиться?».
Штольц разразился нравоучением: «Трудиться – ради труда. Труд – это самоцель».

Какой ужас.
Кажется, что Штольц перенёсся в будущее и наслушался советской пропаганды.

Трудиться – не ради живого конкретного человека, не ради наслаждения творчества, а просто работать и работать, как машина или тягловое животное...

В общем, из Штольца получился идеально полезный автомат, заводная железяка, которую завели один раз на всю жизнь…


Поэтому так дико звучат споры Штольца с Обломовым: живой слабый человек против прочной бездушной машины…


Если Штольц – "идеал" гражданина, то Ольга – "идеал" женщины.

Действительно, Ольга – личность исключительная.

Чего стоит описание её внешности.
«Тонкие, всегда сжатые губы» - уже мороз идёт по коже…
«Глаза без внутреннего света, но всегда пристально на что-то устремлённые»…

Да ведь это – Медуза Горгона, каменящая своим напряженным взглядом!..


Характер Ольги пугает ещё больше её внешности.

Она любит (и требует), чтобы её развлекали – признак душевной пустоты.
Она любит (и требует), чтобы её хвалили, говорили комплименты, расхваливали её пение – признак пустоты и тщеславия.

Она любит чувствовать свою власть над мужчиной – и показывает эту власть – признак гордости.

Когда Обломов не догадался похвалить её пение, она пошутила, прибавив: «Вот вам маленькое отмщение за вашу неловкость!»
Это, конечно, шутка; но ведь в каждой шутке есть доля правды.
Значит, где-то в душе она готова отомстить за то, что её недостаточно расхвалили…

Слова «самолюбие», «гордость» по отношению к Ольге – чуть ли не на каждой странице, как главная причина её поступков.

Сказано, что Ольга не кокетничала.
Кокетничала она так явно и с таким напором, что автор, видимо, уже не считает это кокетством…

Похоже, что Ольга - сплошной сгусток нервов, страстей, гордости, самолюбия.

Словом, если Штольц – автомат, то Ольга – маленькое чудище из Древней Греции:
то ли Медуза Горгона, то ли сладкозвучная Сирена, которая заманивает путников в пучину своим пением…


Когда Обломов расстался с Ольгой, я против воли автора испытал огромное облегчение…


А чего стоят сцены объяснения Обломова с Ольгой:
у него невольно вырвалось признание в любви, она вроде бы смутилась (ага!); он начал извиняться, потом извиняться за извинения; она то краснела, то бледнела – и так далее.

Из какой немецкой сентиментальщины взята эта слащавая размазня?
В тех эпизодах, где Ольги нет – нет и следа этой пошлости.


Очень красноречиво последнее объяснение Ольги с Обломовым.
От Ольги только и слышно: «Я, я, я, мне, для меня, мне нужно, я делаю»…
К кому эта любовь: к Обломову или к себе?

Обломов, не выдержав, отвечает: «…за что ТЫ терзаешь себя? …ТЫ не перенесёшь разлуки! Возьми меня КАК Я ЕСТЬ, люби во мне, ЧТО ЕСТЬ ХОРОШЕГО».
Нет ответа.

Что такого сделала для него Ольга, чем так гордится и что так выставляет напоказ: «Камень ожил бы от того, что я сделала»?
Простая Агафья Пшеницына сделала для него гораздо больше, не ставя это себе в вечную заслугу и вечную претензию к любимому.


Теперь об Агафье Пшеницыной, на которой женился Обломов.

Автор очень постарался испортить её образ, упирая главным образом на тупость, неразвитость: совершенно тупая баба, ничего не понимает, ничем не интересуется, не видит дальше собственного носа…

Глупость раздражает только тогда, когда она сочетается с наглостью, самоуверенностью, болтливостью - то есть с нравственными изъянами.
Найдите у Агафьи хоть один нравственный изъян. Их нет.

Она так и думает о себе, что она глупая и лучше ей помалкивать.
Немногие способны на такое смирение...

Если она понимает, что она глупая - не так уж она и глупа.
Настоящий дурак никогда не догадается о собственной глупости.


"У Агафьи нет серьёзных интересов, она занята только хозяйством."
Но разве для себя она занимается хозяйством? Нет, для детей и для мужа - о себе она, кажется, совсем забыла.
Человек живёт для других - если это тупость, то побольше бы такой тупости.


Некоторые сцены с Агафьей Пшеницыной написаны очень тепло, светло и трепетно.
Когда Обломов взял её за руки и заглянул в лицо - как она потерялась, стушевалась, не знала, куда ей деться...
Лёгкими, едва заметными штрихами Гончарову удалось показать, какая она застенчивая, стыдливая, тихая...

Если смущение Ольги - показное, театральное, нервное; то у Агафьи всё - настоящее.


Агафья добрая, тихая, кроткая, нежная, скромная и стыдливая, простая, правдивая, преданная, заботливая – то есть обладает главными женскими (женьими) добродетелями.
Которых начисто лишена Ольга, с заменой этих добродетелей на их противоположность: гордость, тщеславие, душевную пустоту, самолюбие, властолюбие, страсти…

«Тёмная» Агафья душевно гораздо богаче «развитой» Ольги…

Агафья немного похожа на чеховскую Душечку.
Душечку ведь тоже можно считать дурой. Но почему-то не хочется.


Уж если выбирать между Агафьей и Ольгой, то Обломов сделал для себя единственно правильный выбор.
Если бы не такие женщины, как Агафья - российская творческая интеллигенция просто вымерла бы во цвете лет.


Кстати, я не верю, что такая особа, как Ольга, могла петь по-настоящему хорошо (то есть искренне, душевно и с хорошим чувством).
Возможно, Агафья спела бы намного душевнее (хотя по скромности ей и в голову не приходило считать себя певицей).



Сказано, что сирена Ольга была счастлива с автоматом Штольцем (его-то она не погубит своим сладким пением)…
Мухи дохнут от описания этого счастья: сухо, скучно, искусственно…


Тихое, нежное чувство Обломов предпочитает бурным, разрушительным страстям (за что и получил нагоняй от автора).
Что же здесь плохого?


Так вся авторская идеология разлетается в клочки.

От этой книги остаётся только одно: образ доброго, мягкого, чувствительного Обломова.
Хороший, светлый образ.