Эссе было рождено после посещения выставки русской(по происхождению) художницы Марианны Верёвкиной, причисленной к авангарду и названную немецкими критиками "бабушкой экспрессионизма".
Формирование композиции картины:
Структура, в основе которой: а) вертикаль («Вечный путь»), б) диагональ («Трагическое», «Каток»), в) горизонталь («Школа»). Ощущение архитектоники при создании композиции. Она делит поле картины на части, что говорит об отсутствии спонтанности, четко продуман образ.
Соединяя в творческом процессе строгий реалистический просчет ракурсов и композиционных решений, она пишет в той экспрессивной манере, которая характерна для раннего экспрессионизма. Создается впечатление, что для нее Э.Мунк и Э.Нольде идеальны их мировосприятием.
Кто-то назвал ее "бабушкой" немецкого экспрессионизма. Трагизм больного общества передан в завихрениях красок, сгущенных темными тонами темперы. Новый ХХ век наступает на природу, ощерившуюся на вторжение монстров-машин, силуэтами чудищ-скал. Механические монстры более страшны, чем чудища природы в воображении художницы («Победитель»). «Каток» - люди, как черные призраки с безликими силуэтами, размещенными по кругу, из которого нет выхода. И только свет из окон домика, где тепло и уют, далают картину "живой".
Столь раннее понимание того, как важно в искусстве умение и знание отделять второстепенное от главного, умение обобщать, и обобщая создавать с помощью контрастной палитры тревогу и напряжение в картине, придавая ей полифоническое звучание симфонии красок.
Ее работы звучат органными всплесками фуг Баха в костеле Святой Анны в Вильно, где она девочкой обучалась живописи.
Все картины выполнены темперой, нанесенной пастозными мазками на листы бумаги, в дальнейшем наклеенной на картон. Столь живописно ярко и искренне передать настроение в произведении, ограничась темперой, может человек только сильной воли, уверенный в сформированной им же художественной правде(правоте). Она близка русским футуристам и кубистам, но ее творчество невозможно определить единичным стилистическим предпочтением. Все измы придуманы не для нее. Она всегда сама по себе стояла и стоит в строю тех, кто создавал новое искусство в начале ХХ века. «Я как художник, и я как женщина -- мы разные»,- говорила о себе художница в одном из интервью на пороге одинокой старости. Сублимируя свою творческую энергию в течение многих лет, отдавая себя служению любимому мужу, другу, соратнику, Алексею Явленскому, она научалась видеть и чувствовать других, их мир и ощущения этого мира. В начале художественной карьеры, учась у Репина, потом, обмениваясь идеей по созданию новых форм в искусстве с Алексеем Явленским, дружба в П. Канчаловским и знакомство с французскими постимпрессионистами, буддистское молчание в искусстве в течение ряда лет и, наконец, найденная дорога к своему храму искусства, с которой уже невозможно сойти.
Периоды молчания в творчестве необходимы каждому художнику, поэту или музыканту. Оно дает им познать суть вещей, приблизиться к истинному пониманию бытия, к космосу Вселенной, к тому, что только открылось только тебе – такое видение мира, которое ощущает твоя душа. В «Красном дереве» Веревкиной фаворский свет божественной мудрости, и красное дерево как символ свечи жизни и, конечно, мировое древо, на фоне мировой горы, устремленной к свету вечности – одна из самых ярких символических работ художницы. Сознательно изменив цвета неба, деревьев и гор, она поняла условность цвета. Не цвет главное в живописи, а свет идущий от цвета и идеи, тождественной с идеей создателя. Демиургическое начало присутствует в каждом художнике, но не многие решаются взять себе миссию разрушителя стереотипов века, помня о любимом ангеле создателя, низвергнутым им же на Землю.
Свобода творчества и непривязанность к традиции даются непросто. Ее автопортреты в образе Ангела и Соломеи, говорят об этом. Светлое и темное в каждом из нас соединены в единое. «Пивная в саду» - красный фон с опавшими деревьями, гибель природы осенью и публика за серыми столами, которая не видит ничего кроме напитков. Серая безликая масса с невыразительными лицами и только умирающая осенняя природа истинно правдива. Трагизм и одиночество человека в мире сопровождает все ее творчество. Нереализованное материнство, забытая друзьями в старости, обретшая в творчестве себя и всегда одна. Она счастлива тем, что увидела мир по-своему. Сейчас, рассматривая ее картины глазами поколения ХХI века, мы видим ее гений новаций, сильную и уверенную кисть, темперамент в цвете и экспрессию чувств в композиции. Образ, символически прочитываемый в сюжете ее картин, написанных под впечатлением реалистичных романов Золя, его героев- трудяг, замученных тяжким трудом, усталость и боль, нищета и кризис, который приближается великой американской депрессией и наступающим фашизмом в Германии. Всё здесь! Художник - провидец, он раньше других чувствует надвигающуюся катастрофу. Иллюстрация. Картина М.Веревкиной "Красное дерево". Аскона. 1910 г.