Новый мир в поэме12 Мой А. Блок-17

Омичка Мистика
УРОК23
МЫ НАШ, МЫ НОВЫЙ МИР ПОСТРОИМ?
ПОЭМА «ДВЕНАДЦАТЬ» и СОБАЧЬЕ СЕРДЦЕ»


Знаменитая поэма А.Блока «12» стала той отправной точкой, которая позволила из первого поэта серебряного века сделать первого поэта революции.

На мой взгляд, во многом это похоже на тот эксперимент, который проделывал в своей операционной профессор Преображенский. Им нужен был революционный поэт, и написавший в то время правдивую поэму о времени А.Блок, стал для них тем самым красным флагом, которым они и размахивали на всех своих митингах и собраниях.

При том, что наверняка поэму они не читали, или слышали, но не особенно задумывались о чем она собственно говоря написана, их не смутила христианская ее символика, при том, что главной их идеей оставалось отречься от старого мира, и в первую очередь от Бога. Если идеологи их и видели что-то ценного для себя в этом блоковском творении, то именно отдельные темы и образы, вырванные из текста.

Это тот патруль, который разгуливал по улицам города, какие-то лозунги, на которые они всегда были падки и народно-песенный строй самой поэмы. И этого было достаточно для них в то смутное время. Их не смутило даже то, что такой оценки сам поэт пережить не смог. И едва перешагнув за сорокалетний рубеж, буквально задохнулся в том мире, который они так упорно и последовательно создавали.

Только на три с небольшим года хватило сил и духу его. Да и какая это была жизнь, если и «страшный мир» должен был для него из ада в рай превратиться.

М.А.Булгаков не любил поэзии и поэтов, но его не могла не взволновать судьба А.Блока, разве случайно так похоже его начало повести «Собачье сердце» на финал поэмы «12» ?

Тот же пес в стужу бродит по пустым улицам, проклиная новую власть, и не может найти для себя прибежища и куска колбасы, пока не наткнулся на таинственного профессора, почему -то заманившего его к себе в уютный дом.

Это все тот же, до боли знакомый по поэме А.Блока, и персонажи все те же, только прошло с того момента несколько лет.

Злоба, грустная злоба
Кипит в груди.
Черная злоба, святая злоба!

Вот состояние умов и душ, которое подарила нам всем революция. На душе каждого становилось все тяжелее, невыносимее:

Товарищ, винтовку держа, не трусь!
Пальнем-ка пулей в Святую Русь!

Полный беспредел и анархия царит в этом новом мире. Но, не особенно вдумываясь, идеологи назвали это гимном революции. Уж если кто-то из поэтов и должен быть в августе арестовал и расстрелян, так это не Н. Гумилев, а именно А.Блок за его антиреволюционные строки. И как от профессора Преображенского от первого поэта они готовы были терпеть все. Вот и бродим вы вместе с ним по заснеженному Петербургу вслед за стражниками, которые готовы добить все, что еще уцелело за это время:

А рядом жмется шерстью жесткой,
Поджавший хвост паршивый пес.

После того, как были расстреляны все, и придется шарахаться друг от друга, и в тенях где-то мелькавших, видеть страшную опасность. А такому умельцу, как профессор Преображенский придется творить из того самого пса человека, потому что других уже перебили.

В огромной городе стражники только и остались:
Идут без имени святого
Все 12 - вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.

Даже если просто прислушаться к этим строчкам, и тогда становится жутко, но если представить себе такую картину, то это фильм ужасов о последнем дне творения мира.

Ничья жизнь больше ничего не стоит, любые жертвы так легко было оправдать мифическим грядущим.

Последняя глава поэмы - это апогей всего, что там творилось в то время. Они все еще стараются отыскать врагов в совершенно пустом городе, и палят уже, куда попало. Их больше нет, но и остановиться эти люди не могут:

Только вьюга долгим смехом
Заливается в снегах.

И впереди них с кровавым шагом шагает Христом. В мире победившей революции это он первый бунтарь. На том самом месте, где обрывается поэма, начинается повесть Булгакова. Хотя профессор не угрожает псу открыто, но мы то знаем, что произойдет немного позднее, и зачем ему нужен тот бродячий пес, которого так легко подманить куском краковской колбасы. Через короткий срок сам Шариков выйдет на улицы, чтобы заняться очисткой его от бродячих собак, и будет особенно яростно ловить и истреблять бывших своих собратьев.

Круг замкнулся. М.Булгаков доказал нам ярко и образно, что революция по-прежнему идет державным шагом. Она не может остановиться, утопая в крови, уничтожая сотни и тысячи ни в чем не повинных людей, «вечный бой», воспетый А.Блоком, продолжается.

Не потому ли сам Воланд и бесу на первый взгляд покажутся нам такими симпатичными и человечными созданиями? Но появятся они ни в пустом Петербурге, а в пустоватой, но все еще имитирующей жизнь Москве.