Прощание с Прекрасной Дамой. Мой А. Блок-12

Омичка Мистика
https://ridero.ru/books/chudnye_mgnoveniya_uroki_literatury/



УРОК 15 ПРОЩАНИЕ С ПРЕКРАСНОЙ ДАМОЙ
А.БЛОК «О ДОБЛЕСТЯХ, О ПОДВИГАХ, О СЛАВЕ»


Наверное, ни одному стихотворению А.Блока не уделялось так много внимания в школьной программе с давних времен, как этому. «О доблестях, о подвигах, о славе», даже в глухие годы нашей юности, когда поэзии серебряного века не существовало, а секса и страсти в нашей стране не было, примерные ученики заучивали его наизусть и декламировали, потому что по мнению строгих учителей там не было ничего крамольного, и для непостижимого А.Блока на первый взгляд все было понятно. Это прощание с любимой женщиной, дочерью великого химика Л.Д.Менделеевой.

Если не углубляться в перипетии их отношений, треугольников, то просто грустное стихотворение о разрыве. Но так ли это? По большому счету - все так? Но на самом деле.

Вспоминается почему-то Пушкинское, вечное и такое прекрасное:
Я вас любил так искренне, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим.

Нам хочется именно таких отношений во момент расставания, но от гармонии Пушкина, до дисгармонии и «страшного мира» А.Блока - целая пропасть. И не дождется мы от него этого грустного, но такого благородного пожелания счастья бывшей возлюбленной. Все усложняется еще и тем, что у А.Блока, это не просто женщина, жена - это целый миф, так потрясший умы и сердца многих - миф о Прекрасной Даме, и потому не может там быть обычных житейских переживаний. Потому первая строчка не что-то типа:

Я помню чудное мгновенье,
Передо мной явилась ты,
а совсем другое, из другого даже мира -
О доблестях, о подвигах, о славе,
Я забывал на горестной земле.

Она была в то время прекрасной дамой, а он ее верным рыцарем, и после свадьбы это все исчезло, потому что поэт не должен жениться на прекрасной даме, так убеждали его те, кто присутствовал при рождении великолепного мифа. Но он поступил по-своему, и на какой-то срок, даже считал себя правым. Но время показало, что это не так.

И вспомнил я тебя пред аналоем,
И звал тебя, как молодость свою.

После оптимистического Пушкинского было сверх пессимистическое стихотворение И.Бунина «Одиночество», где поэт тоже пишет об очень личном. Но во след уходящей женщине он размышляет:

Что ж, камин затоплю, буду пить,
Хорошо бы собаку купить.

Конечно, собака - самое верное создание, в отличие от женщины с ней никаких хлопот, и она навсегда останется рядом.

 Стихи А.Блока можно расположить где-то посередине, потому что они не совсем о личном, там есть еще и маски, и мифы, и символы.

Стихотворение А.Блока открывает цикл «Возмездие», и здесь наступает эпоха «страшного мира», в который ему приходится погружаться. Итак, он сообщает миру, что перестал быть верным рыцарем, и мужем.
Но еще недавно все было прекрасно:

Когда твое лицо в простой оправе
Передо мной стояло на столе.

Странный немного образ, связанный с женой и любимой женщиной - фотография на столе - но она и нынче остается символом семейного счастья и спокойствия. НО в какой-то миг все разрушилось:

Но час настал, и ты ушла из дому,
Я бросил в ночь заветное кольцо.

Вероятно, все это произошло после бурной ссоры и выяснения отношений. Она ушла в ночь и дождь, а он остался. Тоже довольно странное для любящего мужчины положение, но почти полностью повторяет стихи Бунина, но не будет ни камина, ни собаке, по крайней мере в тексте стихотворения, перед нами не унылый И.Бунин, а великолепный А.Блок, о свидании с которым мечтала любая женщина от А.Ахматовой, до юной безымянной девушки. и он должен соответствовать своему имиджу, а потому у А.Блока, все выше, трагичнее, и значительно страшнее.

И что мы видим? Минутное раскаяние и признание собственной вины, он всегда оставался предельно честным, об этом пишут все без исключения его близкие люди. И на этот раз резкое, холодное:
И я забыл прекрасное лицо.

И потом будет еще более откровенное признание, но никогда ни себя, ни других не собирался поэт жалеть или щадить:

Летели дни, клубясь проклятым роем,
Вино и страсть терзали жизнь мою.

В это время и происходит сознание проклятой ошибки, связанной с женитьбой. А в памяти остается только синий плащ. И прощается он не с женщиной, а с очередным мифом, им же самим и созданным, потому так настойчиво повторяется мотив рыцаря:

Уж не мечтать о подвигах, о славе.

А что же касается живой женщине, которая и ушла, вероятно потому, что ей уделялось меньше внимания, чем мифической Прекрасной Даме, с ней поэт обходится очень просто и жестко:

Твое лицо в его простой оправе
Своей рукой убрал я со стола.

Финал трагедии будет прописан в более позднем стихотворении «Перед судом». Он снова оглядывается на ту, которая когда-то имела смелость от него уйти, чтобы не в мифе, а в реальности найти свое счастье. Но она вернулась назад, правда, изменившейся до неузнаваемости:

Вот какой ты стала - в униженье,
В резком, неподкупном свете дня.

Мучительный и лукавый путь любимой женщины проходит перед его глазами, и в глубине души он понимает, что и сам виноват в том, что с ней случилось:

Все-таки, когда-нибудь счастливой
Разве ты со мною не была?

Вина, жестокость, невозможность что-то изменить в жизни любимой женщины, и его последнее прости:

Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная, прости меня.

Так завершается эта история, начавшаяся в самых удивительных «Стихах о Прекрасной даме».

Как же грустно слушать эту его исповедь, как печально все, что с ними происходит.

Хотелось думать, что он посередине между Пушкиным и Буниным, но в том-то и загадка, что А.Блок не вписан ни в какие программы и системы, его невозможно с кем-то сравнивать, от него невозможно ждать привычных ходов, он совсем иной, особенный и таким останется навсегда, сколько бы мы не пытались проникнуть в его тайны и лабиринты, никому ничего не удавалась разгадать в нем.