Дети и их друзья

Гадаев Алексей Вениаминович
 Психологи доказали, что дети начинают проявлять интерес к другим детям уже в 6-месячном возрасте. В течение дошкольного периода появляются первые признаки дружеских отношений и предпочтений. Дружеские отношения со сверстниками становятся еще более важными у детей школьного возраста.
 Дружба - взаимоотношения людей, основанные на их взаимном доверии,взаимной, глубокой эмоциональной привязанности и готовности сделать всё возможное для благополучия друга(Немов Р.С).
 Когда дети младшего возраста становятся дружелюбнее и расширяют круг общения, они обычно образуют тесные связи с одним или более товарищами – связи, которые мы называем дружбой. Для детей до 8 лет в основе дружбы лежат общая деятельность. Дети воспринимают друг друга как того, как им нравится и кто любит похожие виды игровой активности. Напротив, дети от 8 до 10 лет, обладая более развитыми навыками социального понимания, начинают воспринимать друзей как личностей, которые психологически схожи с ними и проявляют к ним верность, доброе отношение, склонность к сотрудничеству, сопереживание  и взаимопомощь (Berndt,1996). И хотя подростки продолжают считать, что друга характеризует лояльность и общие психологические черты, их концепции дружбы  теперь больше сосредоточены на взаимных эмоциональных обязательствах. То есть друзьями считают близких партнеров, которые понимают сильные стороны и способны принять слабости, а также стремятся разделить самые сокровенные мысли и чувства друга друга[Hartup,1996].
                Социальные взаимодействия среди друзей и знакомых
     Уже в возрасте 1до 2 лет дети могут демонстрировать привязанность к предпочитаемому товарищу по игре и реагировать на этих друзей совсем не так как на других игровых партнеров. Например, друзья проявляют более сложные формы имитационных игр, больше внимания и одобрения, чем просто знакомые. Друзья часто делают друг другу приятное, и многие виды альтруистического поведения впервые проявляются именно в этих ранних альянсах дошкольной эпохи. Дети от 3 до 6 лет в большинстве случаев готовы от-казаться от своего игрового времени ради выполнения скучного задания, если эти усилия приносят пользу другу, тем не менее подобный род самопожертвования никогда не пред-принимается ради просто знакомых.  Дети младшего возраста также выражают больше симпатии, реагируя на страдание друга, чем на страдание знакомого, и они также чаще пытаются облегчить страдание друзей.
Часто говорят, что в близкой дружбе есть некая алхимия и что друзья «настроены» друг на друга. Исследования подтверждают это наблюдение. Обычные разговоры пар шестиклассников проходят намного приятнее, веселее и непринужденнее, если члены этих пар не просто знакомые, а, скорее, хорошие друзья(Field,1992).  Даже работа вместе над школьным заданием, друзья склонны проявлять большую сглаженность, охотнее соглашаются друг с другом и проводят больше времени над задачей, чем знакомые.  Друзья более похожи по личностным чертам и уровню социально направленного поведения (Haselager,1998).
Близкая дружба детей относительно стабильна, она часто длится более года среди дошкольников и несколько лет в среднем детском возрасте. Тем не менее сеть друзей (перечень всех людей, которых ребенок может назвать друзьями) нередко сокращается, когда дети становятся подростками. Эта потеря друзей может просто отражать растущее осознание подростком того, что выполнять обязанности друга (включающие теперь в себя обмен доверительной информацией и предоставление эмоциональной поддержки) легче в небольшом круге очень близких друзей.
                Что именно дает наличие друзей?
    Друзья обеспечивают безопасность и социальную поддержку.
Наличие хотя бы одного друга, дающего поддержку, может значительно помочь уменьшить одиночество и преследование непопулярных детей, исключенных из более крупной группы сверстников. Дружеские отношения с одним или несколькими друзьями могут обеспечить эмоционально безопасную сеть – некоторый род безопасности, не просто помогающий детям конструктивнее справляться с новыми проблемами, но и способной по-мочь легче переносить другие формы жизненного стресса (например, развод родителей или отвержение с их стороны).  Гарри Ладд  и коллеги обнаружили, что детям, которые приходят в детский сад вместе с друзьями, больше нравится учиться и они испытывают меньше проблем с адаптацией, чем те, кто начал обучение без достаточного количества друзей. Кроме того, в главе 15 мы уже говорили, что развод родителей лучше переносят те дети, которые получают поддержку от друзей, особенно о тех, чьи родители тоже развелись. Крепкая поддерживающая дружба играет особенно важную роль в развитии социальных способностей и укреплении самооценки детей из не слишком заботливых разрозненных семей; и если дети из такой семейной среды, не дающей поддержки, теряют особенно близкого друга, они часто ощущают значительное снижение самооценки(Gauze et al,1996).
Таким образом, друзья являются потенциально важным источником безопасности и социальной поддержки, причем эта функция дружбы с возрастом становится всё более значимой.
     Друзья как фактор развития навыков решения социальных проблем.
Так, как дружба является приятным и вознаграждающими взаимоотношениями, сохраняющими свою ценность, то дети очень заинтересованы решать любые конфликты в отношениях с такими значительными партнерами, как друзья: даже в течении дошкольного периода несогласие друзей значительно чаще прекращается, не переходя в более серьёзные перебранки, чем несогласие между просто знакомыми, чаще достигаются соглашения о справедливых результатах, а игра продолжается после завершения конфликта (Hartup,1988). В среднем детском возрасте друзья намного больше, чем знакомые, расположены следовать правилам ( и не жульничать) в соревновательных играх, а так же уважать мнения, потребности и желания своих партнеров, используя для развития споров переговоры (Fonzi,1997). Этот опыт мирного разрешения конфликтов с друзьями несомненно вносит важный вклад в развитие зрелых навыков решения социальных проблем – а это самые верные основания для прогноза хорошего социометрического статуса у сверстников (Rubin,1998).
Литература:
Д. Шэффер. Дети и подростки: психология развития. СПб.: Питер, 2003

Функции друга
Н.И.Козлов «Книга для тех, кому нравится жить»
Какой (какая) я:
• Душевная Грелка для согрева тебя озябшего?
• Бодрая Взгрелка, чтоб вздернуть тебя раскисшего?
• Удобный Унитаз, когда так хочется поделиться непереваренными переживаниями?
• Золотое Зеркальце, когда нужно поднять самооценку и приободрить тебя душевно?
• Веселая Игрушка для Трепа и Развлечения?
• Щедрая Палочка-Выручалочка?
• Защита, Опора и Верный Дружинник?
• Аккумулятор-тренажер?
• Эффективный Сотрудник?
• Образец для подражания? В чем