Один из пилотов забытой войны

Станислав Сахончик
Уже больше 50 лет прошло с тех пор, как отгремела война на Корейском полуострове, в то время засекреченная, а ныне почти забытая. Стираются в памяти события, уходят из жизни ветераны боев. Другие войны и потрясения в жизни страны заслоняют эти события. Но иногда  происходят  случайные встречи, которые неожиданно возвращают в далекое прошлое…
Оказалось, что  отец моего коллеги по работе был летчиком, воевавшим в Корее в 1953 году. Посмотрев пожелтевшие от времени документы и фотографии того времени, я понял, что судьба  приоткрыла мне историю жизни незаурядного человека, достойного сына своего времени, представителя того ушедшего поколения, которое вынесло на своих плечах  страшную тяжесть не одной войны.
Скупые строчки автобиографии  гласят:
Семенов Дмитрий Васильевич родился 24 октября 1918 года в с. Богородицкое Ухоловского района  Рязанской области. Русский. После окончания школы в 1936г. занимался в аэроклубе. Потом Серпуховская военная  авиационная школа летчиков, которую закончил в 1940 году. Был направлен  на Дальний Восток в морскую авиацию. Начал службу  в сентябре 1940 года младшим летчиком  в 45-м истребительном авиационном полку, в то время вооруженном истребителями И-15бис и И-16. В составе полка на истребителе Як-9 принимал участие в войне с Японией, уже в качестве командира звена. Полк обеспечивал воздушное прикрытие  боевых действий кораблей Амурской флотилии и базировался на аэродромах Маньчжурии. Награжден медалью «За победу над Японией».
 После войны – служба  в различных частях морской авиации Тихоокеанского флота в должности  командира эскадрильи. В 1951г. был назначен  помощником командира 781-го истребительного авиационного полка ВВС ТОФ, дислоцированного на аэродроме Унаши Приморского края (ныне Золотая Долина). В то время полк летал на  американских истребителях Р-63 «Кингкобра», последних самолетах, полученных по программе ленд-лиза.
После переучивания  на реактивную технику (истребители МиГ-15бис) полк был направлен  в специальную командировку в Корею, где находился с февраля по октябрь 1953. Полк, под командованием подполковника Н. Снопкова,  входил в состав 216-й истребительной авиационной дивизии 64-го истребительного авиационного корпуса, уничтожившего за войну 1106 вражеских самолетов (37,6% от всех сбитых самолетов). На боевом счету полка, дислоцированного на аэродроме Аньдун (впоследствии на Мяогоу и Дапу), было  12 сбитых  (1 F-84 «Тандерджет», остальные    F-86 «Сейбр»),и 7 поврежденных самолетов.
Период с февраля 1953г и до окончания войны был особенно сложным. К концу войны американцы  получили новейшие модификации самолетов «Сейбр» F-86Е и F, превосходившие наши МиГ-15 бис по ряду показателей, что придало войне в воздухе еще более ожесточенный характер. Кроме того, полк комплектовался летчиками морской авиации, имевшими налет 30-50 часов, что было совершенно недостаточно для уверенного владения машиной. Для сравнения, американские пилоты имели минимальный налет на «Сейбрах»  200часов.Тем не менее люди сражались и побеждали.
 В тех боях капитан Д.Семенов  со своим ведомым  ст.лейтенантом  А. Куцыгиным одержал 2 победы.
В литературе приводится эпизод, когда они путем резкого маневрирования заставили столкнуться на выходе из пикирования два «Сейбра» 335 эскадрильи, которые им записали на  счет как поврежденные. В тех тяжелых боях полк потерял 9 самолетов и 5 летчиков.
После окончания Корейской войны, закончившейся подписанием перемирия в Паньмыньчжоне, полк вернулся в Унаши. Капитан Семенов за участие в войне получил орден Боевого Красного знамени, два ордена Красной звезды, орден Дружбы КНР. Начала поступать новая техника самолеты Миг-17,МиГ-19, пошло переучивание летчиков. Морская авиация и в то время не знала покоя - вела борьбу с американскими самолетами-разведчиками в районе Охотского моря и Курильских островов. Участвовал в ней и 781-й полк.
Майор Семенов, как опытный летчик, в 1955г. был переведен в формирующуюся истребительную авиацию ПВО страны, служил командных должностях, был руководителем полетов, передавал свой богатый боевой опыт молодым пилотам. Был уволен в запас в декабре 1959г.
Но на пенсии посидел недолго - небо его не отпускало. И вот, уже в должности старшего инспектора-летчика  Амурского обкома ДОСААФ, он снова летает. Затем, пройдя обучение, с 1963г. по 1970г. работает  старшим диспетчером  службы движения  Благовещенского аэропорта. Ветераны аэропорта еще помнят, как он спас  аварийный пассажирский самолет Ил-18 со ста пассажирами, посадив его на военный аэродром г.Завитинска, что категорически запрещалось в то время. На самолете, летевшем из Хабаровска, отказал двигатель, аэропорт Благовещенска не мог его принять по метеоусловиям, до запасного аэродрома гражданской авиации он бы просто не дотянул. И он принял решение, противоречащее инструкциям, но спасшее жизнь людям.
Умер Д.В.Семенов в 1991году. Его семья бережно хранит документы и награды.