Быстрое реагирование. 1. Прогулка

Владимир Бунимович
  С ранних лет помню я поговорку на уже почти забытом языке идиш - "Гейцах цугих - райст цу дер ших. Гейцах памелах - ду бист а лэмах".
Ее часто повторял отец и дома и в разговорах со мной, когда я стал старше.
В моем вольном произношении и приблизительном переводе это означает - "Идешь быстро - порвешь сапоги. Идешь медленно - ты недотепа, мудак".
И в русском языке есть подобная - "Скоро пойдешь - беду догонишь, медленно пойдешь - беда нагонит".
В своей долгой жизни и работе, образно выражаясь, я никогда не боялся порвать сапоги, но и старался, чтобы беда меня не догнала...


  Однажды в начале семидесятых в первый день праздника Великого переворота мы получили вызов на улицу Фрунзе в первый или второй дом. Кто не знает, это самый центр Минска, напротив входа в парк Горького. В то время это был район, где жили слуги народа не очень высокого ранга и отставные военные.
В большой гостиной был накрыт праздничный стол, но к пиршеству еше не приступали.В комнате толпились встревоженные гости, человек 25 - 3о, и нас провели в дальний угол. Мы прошли мимо расступившихся людей и я присел на стул.
На диване, прикрытая пледом, лежала маленькая старая дама - не баба, не тетка, а именно дама лет восьмидесяти. Седые вьющиеся волосы аккуратно подстрижены, сухие щеки умело напудрены, веки и брови слегка подведены,тонкие губы чуть-чуть подкрашены.

  Скрипучим голосом с интеллигентным прононсом дама сказала -
-Дорогой доктор! Я потревожила вас в праздничный день, но такая ваша работа...Я вдова секретаря обкома - и она назвала известную в Минске фамилию.
Мне почти ничего не болит, но у меня появился медленный пульс, усилилась одышка и я думаю, что это повторный инфаркт. Сделайте, пожалуйста электрокардиограмму и отвезите в лечкомиссию, там условия получше.
-Почему вы решили, что у вас инфаркт?
-Милый доктор, не теряйте время, делайте кардиограмму. Точно так было у меня при первом инфаркте год тому назад. Тогда я вызвала бригаду из лечкомиссии, так эти специалисты провозились два часа,пока привезли исправный кардиограф. А без этого я в больницу ехать отказалась, даже в такую,как лечкомиссия.
Надеюсь,ваш аппарат не требует срочного ремонта? - спросила она у моего помощника-студента, он уже накладывал электроды.
-Пока нет - коротко ответил Саша.
-Этих бездельников я сегодня и вызывать не стала. Знаете, как говорят о нашей лечкомиссии?
"Полы паркетные, врачи анкетные!" - и она неожиданно и озорно подмигнула...
Я быстро снял ЭКГ - да, старая дама была права, на ленте полная AV-блокада, ритм желудочков 36 и свежий передний инфаркт на фоне старых рубцов.
- Все-таки я сделаю вам обезболивающее и атропин, Саша, набирай...

Вдруг наша дама закатила глаза,сделала последний выдох и перестала дышать...Я схватился за фонендоскоп - остановка сердца! Автоматически я глянул на часы.
На Скорой я работал много лет ,но остановка сердца у пациента на вызове в моей практике случилась впервые.
Не раздумывая,я размахнулся и ударил кулаком по грудине. Родственники придвинулись ближе, кто-то вскрикнул
- Что вы делаете!
Я приложил трубку к груди - нет тонов...Меня облило потом.
- Вызывай реанимацию!- бросил я помощнику.
Позвал ближайшего мужчину помоложе.
- Берись за покрывало, опустим ее на пол.
Он понял сразу.
Мы осторожно положили бабушку на пол, я опустился на колени и стал делать
непрямой массаж и дыхание рот в рот через марлевую салфетку.
Я громко считал вслух ритмично нажимая на грудину -
-Раз, два,три, четыре, пять - наклонялся, зажимал ей нос и с силой вдувал воздух в полуоткрытые губы. Раз,два,три,четыре, пять...
Подошел Саша от телефона.
-Бригада на месте,сейчас будут. (Из Центра до нас было не больше 5 минут езды).
Я поставил его на дыхание и мы продолжали реанимацию вдвоем.

Прошло четыре минуты со времени остановки сердца. И вот,наша бабушка открывает глаза и тем же хриплым голосом спрашивает:
-Доктор,я кажется уснула? Мне снился сон, что я гуляю в парке Горького и
смотрю на Свислочь.Вокруг много детей. И мне было так хорошо...
А почему я на полу?
На том же покрывале мы с Сашей перенесли ее обратно на диван.
-Лежите спокойно, вы уже вернулись с прогулки...

Еще через 5 минут приехали реаниматоры, быстро поставили капельницу и увезли во 2-ю клинику.

Не всегда бывает такая удача. У нас не было дефибриллятора, системы для капельницы и нужных растворов. Но мы сразу после остановки сердца начали активные действия,а здесь решают не минуты - секунды...
Через три дня на следующем дежурстве я доставил в приемный покой 2-й клиники пьяного с кишечной непроходимостью и зашел в кардиологию.

Вдова секретаря обкома была жива. Ей стало лучше и, со слов дежурной медсестры, бабушка капризничала и сильно гоняла посещавших ее родственников...