Бабушкины песни

Людмила Ойкина
Бабушка у Марийки была чудесная: заботливая, добрая, ласковая. А больше всего любила Ильинична (так звали ее бабушку) работать и петь. Если увидишь ее за работой,  знай, под песню дело делает.  А если услышишь, что поет, знай, не сложа руки, сидит.
А песен она знала великое множество. Прядет Ильинична долгим зимним вечером шерстку на варежки Марийке и поет.
«Слушай, Марийка! – взглянет вдруг на внучку. Эту песню пела мне еще моя бабушка. Тяжело ей жилось.   Только и радости было – песня».
Вздохнет Ильинична и низкий грудной голос так и взметнется ввысь…
«Ах, кабы  на цветы да не морозы,
И зимой бы цветы расцветали.
Ах, кабы на меня не кручина,
Ни о чем бы я не тужила.
Не сидела бы я подпершися,
Не глядела бы я в чисто поле».
И представится девочке низенькая светелка, лучинка и бабушкина мама – молодая, красивая, но такая печальная – печальная, как бабушкина песня.
А однажды пригласили Ильиничну в школу рассказать о том, как в годы Великой Отечественной войны она была зенитчицей.     Марийка очень беспокоилась за нее, разволнуется бабушка, смешается.
А Ильинична, оглядев ребят, прямо на глазах помолодела.  Достала старую пластинку и велела Марийке завести патефон. Потом попросила ребят встать. И зазвучала в тишине торжественная,  боевая, суровая песня:
« Вставай, страна огромная,
 Вставай на смертный бой!
С фашистской силой темною,
С  проклятою ордой!».
«Вот с этой песней,  - сказала она, -  умирали мои товарищи-комсомольцы от руки врагов.  Берегите эту песню!».
А как-то играли на селе свадьбу. А какая свадьба без Ильиничны!  Поклонилась Ильинична отцу, матери молодой невесты улыбнулась своей доброй улыбкой и запела старинную песню:
«Не на уме-то было, не на разуме,
Что красной-то девке, ой, замуж идти,
Захотелось родной матушке,
Приневолил родной батюшка,
Уж я спрошу, спрошу свою доченьку:
- Каково тебе, дочь,
В чужих людях жить?
- Отдали замуж, нечего спрашивать.
Ты поди-ка сходи,
На море синее,
Ты спроси-ка, там спроси
Гуся-лебедя:
Каково тебе, гусь,
Против волны плыть?
Так и мне, молодой,
В чужих людях жить».
Притихла невеста, погрустнела, а Ильинична уже затянула веселую  озорную песню: « Молодой невесте  Машеньке, обещал Ванюша радости».
Весела невеста!
« А ну-ка, девчата,  давайте споем современную песню», - просит бабушка. И зазвенели, зажурчали, полились молодые девичьи голоса. Ильинична тоже не отстает.
… Летят по свету бабушкины  песни: печальные, грустные, веселые, звонкие, озорные.
Сядут на полевой колокольчик, и зазвенит он о счастье, сядут на незабудку и запоет она о нежности, взлетят на крылья ветра – раздарит он их всему живому свету.