Часть 15-я. Охота на лис

Юрий Фейдеров
Одно из ярких событий, произошедших за время службы, случилось в конце апреля, когда погода была уже тёплая, и мы в свободное время с удовольствием грелись на солнышке. Нам объявили, что в ближайшие дни  в нашей местности будут организованы соревнования Северо – Кавказского военного округа «Охота на лис». И наша часть должна участвовать в организации и проведении этих соревнований.

Мне, радиолюбителю, приходилось не раз читать в журнале «Радио» об этих соревнованиях. Видеть фотографии победителей и рабочие моменты. Я был уверен, что будут корреспонденты и «фотокоры».
Но выяснилось, что фотокором должен стать я. Об этом мне объявил замполит части. Конечно, это была большая ответственность. Я несколько дней обдумывал, как сделать фоторепортаж? Ведь соревнования проводились на большой территории. Ведь это бег по пересечённой местности с радиоприёмниками и большими расстояниями между «лисами», контрольными передатчиками. Как мне успеть за всеми?

Однако, вместе со спортсменами приехал и корреспондент газеты «Красная звезда» с фотографом. Я решил, что на этом моё участие закончилось. Однако, замполит сказал, что моя задача остаётся прежней. Надо было сделать фотогазету.

На следующий день, после завтрака, меня и ещё несколько солдат обслуживающего персонала вывезли в заранее выбранный район. Часа полтора мы дожидались офицеров –спортсменов, судей. Потом они готовились. Настраивали аппаратуру, которая в советское время изготавливалась индивидуально каждым спортсменом. Ничего подходящего для таких соревнований в то время нашей промышленностью не выпускалось. Я с интересом рассматривал эти передатчики и приёмники. Один из «корифеев» очень удивился, что я –солдат, задаю ему профессиональные вопросы очень грамотно. Но узнав, что я студент третьего курса и работал в НИИ Радиосвязи, стал разговаривать со мной менее высокомерно, и даже начал показывать мне начинку своей аппаратуры, поясняя её работу.

Наконец, объявили начало игры и начались старты спортсменов. Согласно «вытянутым» номерам, они стартовали каждый в определённое время. «Лисы» - радиопередатчики, рассредоточенные по местности, были замаскированы так, что даже вблизи их трудно было рассмотреть. Спортсмены должны были уловить сигнал подаваемый «лисой», установить его направление, и найти его на местности. «Лиса» делала контрольную отметку и спортсмен бежал дальше. Победителем определялся тот, кто найдёт всех «лис» за самое короткое время.

Я сфотографировал подготовку, судейский стол и судей. Потом старты всех участников. И чтобы не бегать за всеми, узнав, где находится ближайшая лиса, засел рядом и снимал всех выбегающих на неё спортсменов. Получилось несколько шикарных кадров.

Соревнования начались в двенадцать дня. А к часу дня привезли обед из нашей столовой для нас и из местного ресторана для спортсменов – офицеров. Те, офицеры кто отсоревновался, уходили обедать, а меня не отпускали, пока все не закончили искать «лис». Потом было подведение итогов и награждение победителя. Спортсмены собрались и уехали, а нам, солдатам, наконец, разрешили пообедать. Каково же было наше разочарование, когда мы обнаружили пустыми термосы из нашей солдатской столовой. Но нас успокоили, сказав, что нашу еду съели офицеры, зато нам досталась пища, приготовленная для них в ресторане. Мы хотели обрадоваться, но когда попробовали ресторанную еду, поняли, почему офицеры съели нашу солдатскую. Ресторанная была просто не съедобна.

Помню, что я с трудом попытался съесть зразы с пюре. Но мясо, из которого они делались, явно было не свежим, а пюре воняло маргарином. Не только я оказался таким привередливым. Лейтенант – комсорг части, который сопровождал меня и тоже хотел с нами пообедать, и сначала удивился, что мы отказались от ресторанной еды. Но когда сам её попробовал, возмущался вместе со всеми. Он пообещал, что попросит нас покормить в нашей столовой. Я выпил стакан нашего компота с куском хлеба.

Было уже часов пять  вечера, когда нас погрузили на машины и отвезли в часть. Я сразу пошёл в свою лабораторию проявлять плёнку. Здесь у меня было прекрасное обжитое место, только без окон. У меня было сало, яйца, хлеб. Поэтому, я проявлял плёнку, а сам нажарил себе яичницу на сале, сделал сладкий чай и к ужину у меня были уже первые фотографии.

Назавтра у меня была готова фотогазета. Спортсмены уже разъехались по своим частям, но замполит позднее отвёз её в Краснодар в штаб, где она висела для всеобщего обозрения. В газете «Красная звезда» появилась заметка об этих соревнованиях и портрет победителя. Но мой фоторепортаж произвёл сильное впечатление. Довольный замполит несколько раз просил меня печатать фотографии тем офицерам, которые увидели себя в деле.

Тогда я ещё не знал, что меня считали «ценным» приобретением для части.
Много лет спустя я удивлялся своей интуиции и способности оказаться в нужном месте, чтобы  выбрать правильные места для фотосъёмок и сделать очень удачные снимки.