Фоменковщина

Виларен 2
Фоменковщина.

Для меня весь Фоменко заключён в его замечательной идеи отливки пирамид: ну так ведь просто построить ИДЕАЛЬНО ровную опалубку из того, что растёт в безлесой стране длинной в полкилометра,  потом вручную намешать каких то жалких 250000 кубов бетона для первого яруса и так повторить всего то 150 раз. Для наглядности – на первый ярус надо 50 тысяч рейсов 5-ти кубового «миксера».  Желающие могут попробовать вымесить хотя бы один куб бетона в 50-ти градусную жару и так, что бы он прошёл проверку на прочность. Уверяю, идея Фоменко будет выглядеть куда менее радужно.  Так что для меня фоменковщина – это символ абсолютного дилетанта,  берущегося рассуждать о предмете, не имея о нём  даже приблизительных  представлений. Опираясь на сенсационные открытия иных таких же дилетантов.

Вот разбором опуса одного из таких я решил заняться сегодня. Знакомьтесь: http://www.proza.ru/2011/04/16/276.

Для меня символом его полного непонимания предмета стала просто замечательная фраза, которую надо выбить золотыми буквами на стеле памяти Фоменко:
«Никакое благородное происхождение не помогло бы поступить в кавалергардский полк претенденту ростом меньше 185 см.  Вооружены кавалергарды были не легкой сабелькой, а тяжелым палашом. Чтобы облегчить его ношение, нижний конец ножен палаша опирался на катящееся по земле колесико.»
Я долго смеялся над этими гигантами: из всего пантеона воинов, о ком я хоть что то слышал, на колесе возил свою толи дубину, толи ложку, толи и то и другое в одном флаконе, только Дагда – весьма колоритный персонаж из Дану –дэ-Туатан.

Что же такого ужасного было в этом самом палаше? Привожу цитату с сайта международной военно-исторической ассоциации:
«Клинок стальной, прямой, однолезвийный, с одним широким до¬лом. Встречались и другие клинки.
Ножны стальные, с двумя гайками с кольцами для пасовых ремней портупеи и башмаком.
Длина общая около 1010 мм, длина клинка около 840 мм, ширина клинка около 31 мм, масса около 1700 г,
Палаш состоял на вооружении в кавалергардском полку до 1810 г. наряду с гвардейским кирасирским палашом образца 1798 г.
Эфес состоит из рукояти с головкой и гарды. Рукоять деревянная, покрытая кожей, с поперечными желобками, по которым обмотана витой проволокой. Головка рукояти в виде шара с пуговкой сверху. Внешняя часть гарды образована небольшой чашкой и щитком, на котором имеется рельефное изображение двуглавого орла. Внутрен¬няя часть гарды состоит из полукруглой дужки, расположенной в плоскости чашки, и овальной замкнутой дужки для большого паль¬ца, расположенного в вертикальной плоскости, перпендикулярной плоскости клинка. Все металлические части эфеса вызолочены.
А.Н.Кулинский, Русское холодное оружие военных, морских и гражданских чинов 1800-1917 годов.»

То есть вполне рядовой клинок :  ему очень далеко до стандартного рыцарского меча – которым активно пользовалась Жанна де Арк. И уж тем более до двуручных мечей!  При таком то варианте их надо возить на телеге. Правда на всех гравюрах их браво таскают просто на плече.  Так что уровень владения материала виден очень выпукло. Посмотрим далее на труды достойного последователя Фоменко.


«Лошадей в массовом количестве стали разводить достаточно поздно. Произошло это всего то 5000 - 6000 лет назад, вероятно, у степных кочевников где-то в Южной Сибири, Монголии или в Казахстане.»

По последним известным мне данным, самая древняя стоянка, где найдена лошадь, находится в Башкирии, а до этого регионом приручения считалась Украина.  До Монголии от туда далековато.  Но, надо запомнить этот пассаж, поскольку он замечательно согласуется с последующими выводами автора.

«Но как мог необученный человек без узды и стремян удержаться на дикой неоседланной лошади? Думаю, это стало возможным после того, как человек уже оседлал осла, освоил на нем верховую езду. И на коня человек сел с применением «ослиной технологии». Это очень важно, что у человека уже имелся опыт использования других животных (быков, северных оленей, ослов или собак) до того, как он обратил внимание на лошадь»

Это очень замечательный вывод: все домашние ослы происходят от африканского осла, а азиатский кулан так и не приручился. В Египте нубийский осёл известен минимум с 4000 до н.э. По замечанию автора, это дата приручения лошадей!  По мнению зоологов её приручили 8-9 тысяч лет назад. Но, исходя из логики автора, получается, что египтяне, приручив ослов, рванули в Башкирию приручать диких лошадей.  Да, сегодня из Уфу в Хургаду летают постоянно, но что то обратного потока даже сейчас не наблюдается. Что там было в 7 тысячелетии до нашей эры не совсем понятно, но, что то  останков рейсовых лайнеров в Башкирии столь отдалённого периода не наблюдается.  Видимо, обошлись без ослиных технологий. Да, филологи утверждают, что в самой Передней Азии лошадь называли осёл востока. А не севера.

Представления о сельском хозяйстве у него тоже очень оригинальны:

«Одну или две лошади можно выращивать на мясо, содержа их на привязи. В землю надежно вбит кол, к которому за ногу привязано животное. Вот и пасется оно, передвигаясь вокруг привязи. А если у вас целый табун? Попробуйте при помощи пеших пастухов перегнать его на водопой! Поэтому-то содержание стада лошадей сразу потребовало верховых табунщиков.»

Всё бы замечательно, кабы не волки – вот что пеший пастух будет делать, когда придут волки завтракать?   Отвязать? А ну ка попробуй? Даже домашнюю. А что делать с дикой? Есть такой браконьерский способ охоты – петля. Сейчас так охотятся на лося.  Один в один способ выпаса, предложенный автором.  Вот только я ещё не видел ни одного желающего отвязать лося.  Думаю, что копыта лошади ни чуть не менее страшное оружие, чем копыта лося. И как он собирается перегонять лошадь, когда она потравит всю траву? Одному Богу известно.
Но, читаем дальше.

«Верховая езда – целая наука и постигать её надо с раннего детства. Надо уметь:
1) целый день сидеть на коне без седла и не сбить в кровь собственный зад;
2) управлять конем при помощи ног – узда еще не изобретена, руки заняты плеткой, копьем или луком;
3) поймать коня, когда у него нет для этого настроения;
4) падать с коня так, чтобы не переломать при этом кости.
Падение всадника - целая наука. Когда я первый раз сел в седло, старики только головами качали – убьется! Потом они обстоятельно учили меня падать с коня и падать вместе с конем: чтобы не осталась нога в стремени (конь потащит и убьет), чтобы не оказаться под конем (раздавит), чтобы не отпустить из рук повод (конь убежит).
Древние животноводы впервые сажали на коня ребенка в возрасте пяти-шести лет. Ездили верхом все, до глубокой старости.»

Ну прямо школа экстрима. Начнём с того, что подстяга была в возрасти трёх лет.  Но, это мелочи, по сравнению с остальным. Если лошадь не захочет, то ни какая плеть её не удержит. Видел я эквилибриста: часа два на лошади удерживался. Всё одно сбросил. С лошадью можно только поладить. Или сломать характер. Загнать, камчёй захлестать или есть такой русский народный способ: запрячь летом в сани, нагрузить до дури и гнать. Часто лошадь становится покорной. Или её просто калечат.

Легко ли удержаться на лошади без седла? Да проще пареной репы: садишься прямо на холку, ноги под мышки лошади и айда гоняй.  Стремена принципиально нужны ТОЛЬКО при скачке на скорость: тогда стоишь на ногах и компенсируешь вес при скачках. Это снижает нагрузку на лошадь. Или при рыси. Тут тоже самое. Можно ли обойтись и тут без стремян? Можно: садишься коленями на лопатки и всё как со стременами. Естественно, это НАМНОГО тяжелее. Но, можно.

Можно ли управлять лошадью без помощи узды? Можно: ОСНОЙНОЙ источник управляющих сигналов в СОВРЕМЕННОМ конном спорте – положение центра тяжести всадника. Потом уже идут КОЛЕНИ и ШЕНКЕЛЯ. А узда у хорошего всадника дополнительное средство и обычно управляет сбором лошади.  Узда важна при ВЫЕЗДКЕ лошади. Так что особых проблем занятость рук не должно создавать: иностранцы описывали как московская поместная конница в массовом порядке удерживала узду, саблю и лук одновременно.  И ничего. Получалось.

У народов степей был такой способ убийства недоступного врага: ему дарили косячного жеребца. У него не было настроения возить всадника. Отвергнуть такой дар можно было ТОЛЬКО по причине что он недостаточно горяч. Если же хан тут же не садился на подарок, то его посчитают трусом.  Но, про тех, кто оставался жив, усевшись на такую смирную лошадку, слагали легенды. Нормальные люди заезжают ещё жеребят – они ещё любят играть. И принимают это как игру. Выездка взрослой дикой лошади – подвиг достойный батыра.

Падение с коня – это элемент джигитовки, а падение с конём – каскадёрской акробатики. И этому учат уже высококлассных всадников, а не тех, кто готов свалится сам. Автор несколько преувеличивает уровень своего мастерства.

« В довершении всего, лошади сильно кусались. Сейчас кусающаяся лошадь - редкость. Но в древности подобные повадки верховых лошадей поощрялись, особенно во время битвы.»

Кусучая лошадь – это дурная привычка. Она просто плохо воспитана. 

«Возникает вопрос, чего ради человек пересел со спины смирного невысокого осла на более крупную норовистую лошадь.»

Мнение насчёт покладистости ослов оставлю на совести автора: уж если ему встрельнит, то хоть убей. А вот про рост лошади есть вполне объективные данные:
«Рост лошадей зависит от породы, от питания и особенностей ухода. Чем лучше питание и уход, тем крупнее становятся лошади. В общей массе домашние лошади имеют рост от 150 до 175 см, пони от 120 до 150 см. Однако в разных странах к пони причисляют лошадей с различным ростом в холке. Например, в США пони считается любая лошадь, чей рост в холке ниже 142 см. В Англии. некоторые породы пони имеют рост в холке до 152 см. Самыми крупными среди лошадей считаются английские тяжеловозы породы шайр. Их рост составляет от 175 до 190 см. Самым тяжёлым был жеребец породы бельгийский тяжеловоз Бруклин Сюприм 1928 года рождения. При росте в 198 см он весил 1440 кг.»

Монголка и того скромнее:
«Монгольские лошади коренастого сложения, с относительно короткими ногами и большой головой. Размер варьирует от 12 до 14 ладоней (121,92 — 142,24см). Имеют некоторое сходство с с лошадью Пржевальского , но в отличие от последней их грива и хвост очень длинные, и их нити часто используют для плетения канатов (ими стягивают конструкцию юрт). Копыта очень устойчивы, очень немногие лошади подкованы. Подседельным лошадям стригут гриву.»
А что же ослик?
«Ослы отличаются необычайной выносливостью, неприхотливостью и работоспособностью. Они используются, главным образом, в качестве рабочих животных, вьючных и упряжных. По росту ослы довольно разнообразны: горные мелкие ослы имеют высоту в холке всего лишь 80—100 см, а рабочие транспортные ослы при хорошем кормлении и уходе имеют рост в холке до 160 см . Мясо осла грубое и идет для изготовления колбас; его кожа пригодна для различных целей.
Благодаря ценным хозяйственным качествам, главным образом силе и выносливости, ослы имеют значительное распространение преимущественно в странах жаркого пояса.»
Так что, как видим осёл КРУПНЕЕ той же монгольской лошади! Он более вынослив и неприхотлив в пище, его копыта лучше приспособлены к каменистой почве.  И везут они практически одинаковый вьюк: 80 кг. Что лошадь, что осёл. Вы ни разу не задумывались, как же люди производят мулов? Да очень просто: новорождённого ослёнка подсовывают лошади. Та долго артачится, а потом материнский инстинкт берёт вверх.  Так, ослёнок растёт с уверенностью, что он – лошадь. А потом начинает гоняться за кобылами. И он их ЗАГОНЯЕТ.  Лошадка просто падает с ног от усталости, чем и пользуется упорный осёл.  Он на равных дерётся с жеребцами.  Во « всаднике без головы» есть умилительный сюжет, когда табун мустангов преследует дикий осёл.  Так что, тут далеко не всё столь однозначно. Есть ли у лошади преимущества? Есть: она быстрее на короткие дистанции и лучше приспособлена к холодному и сырому климату: у ослика копыта начинают гнить. Ну и он более своенравен: не даром он конь пророков и святых: они этим подтверждают свою святость.
« Про удар лошадиными копытами все знают, но и по силе укуса с ней могут соперничать только верблюды.»
Уверяю, ослы кусаются тоже неплохо: так же могут откусить руку. 

«Другая особенность лошади – очень большой щелочной резерв крови, больше, чем у любого другого домашнего животного. При интенсивной работе мышц в крови накапливается молочная кислота. Это явление хорошо известно спортсменам по боли в мускулах и затрудненному дыханию при длительных физических нагрузках. Щелочной запас нейтрализует молочную кислоту и тем восстанавливает работоспособность мышц. Благодаря этому лошадь может без утомления пробежать громадное расстояние. Волк бегает быстрее, но скоро устает. Поэтому всадник в длительном беге свободно загонит волка до полусмерти.»
Человек на лыжах способен загнать волка ни чуть не хуже: километров через 25 он сможет только зубы скалить. А осёл куда выносливее лошади: он своим тихим шажком пройдёт в день километров на 20 больше, чем лошадь.


«Прибавьте к этим достоинствам еще силу лошади. Пусть она меньше, чем у неповоротливого вола, но много больше, чем у осла. И, конечно, скорость! Теперь вам понятно, почему основным транспортным средством человечества стали не умница собака, не мирный осел, не гордый верблюд или могучий бык, а именно лошадь?»
Основным транспортным средством человека была лодка. Но, я уже приводил выше доказательства того, что осёл не слабее лошади. Лошадь – быстрее. И только. Но мул и сильнее и осла и лошади.


                ***
«Земледелец крепко привязан к своей пашне, но работа его в большинстве стран была сезонная. Животновод привязан не к земле, а к стаду и занят круглый год. Пашенное земледелие невозможно без животноводства. Пастушеский народ свободно обходится самым минимальным количеством земледельческой продукции.
Некоторые народы полностью отказались от земледелия. Так их предки когда-то отказались от охоты и стали заниматься скотоводством. К этому могло побуждать катастрофическое иссушение занимаемой территории или переселение в другие климатические зоны под давлением воинственных соседей.»
Что ни фраза – то сенсация! Начнём с того, что земледелец более мобилен, чем скотовод. Да-да. Посчитаем: овечье стадо движется со скоростью не выше 20 км в сутки – иначе оно просто падёт от голода. Земледелец привязан к пашне? А что, такое явление, как подсечно-огневое земледелие уже забыто? Да, надо вырубить лес. Прожечь пашню. Но, это начинается зимой и продолжается до августа. Пашут так же. Расчистили полоску – засеяли. И так до осени, когда сеют уже озимые. Посеянная в апреле рожь в июле уже поспела. Вот и считаем: 5 месяцев, 150 дней. За это время кочевник МАКСИМУМ сумеет прокочевать 1000 км – в окот и с молодняком кочевье вообще очень не быстрое.  Земледелец по рекам вместе с урожаем способен преодолеть это расстояние менее чем за месяц.  Успеет расчистить полоску и засеять озимые.  Людей привязывают к земле сады и виноградники. Но ни как не  поля. Да, многие народы отказались от земледелия. Но, не потому что оно им не нужно, а потому, что произошло разделение труда: торговля была развита с самых древних времён. И частые войны тех же половцов с русскими, были вызваны именно нарушением товарооборота: кто то из сильных мира сего решил перетянуть одеяло на себя.
Кочевники от охоты не отказывались никогда: до сих пор в степях практикуется даже охота с беркутом, не говоря о том, что карабин – обязательное  средство существования в степи. А уж как те же монголы охотятся на суслика! Целый спектакль показывают. Так же как и русские не смотря на тысячелетнюю историю земледелия так и не отказались от охоты и рыболовства.


«Они не пытались уйти из степи, а приспособились к ней. Это означало изменение не только хозяйственной деятельности, но всего уклада жизни и самого мировоззрения народа.»
Люди в степь ПРИШЛИ. Там без лошади делать просто нечего.

«Различие в мировоззрении хорошо видно, если сравнить обычаи восточных славян (земледельцев) и кочевников Средней Азии. Для сидящего на своей пашне в лесной зоне славянина каждый пришедший со стороны незнакомый человек - потенциальный враг, материализация злого духа. Любая дорога, а тем более ее перекресток, воспринимались как источник всяких бед. Для кочевника, одинокого в бескрайней степи, каждый вновь прибывший – источник новостей, особа священная, обогреть и накормить которую первая обязанность каждого мужчины. Так же и во многом другом. Я не говорю, что кочевники лучше, добрее земледельческих народов. У каждого из них свои достоинства и недостатки. Просто они разные.»
Для славянина, сидящего на своей пане дорога – РЕКА. Славяне обожали реки. А вот сухопутная дорога – она для сборщиков дани и кочевников. Так что селится у дороги – искать себе проблем. Хлебосольны как славяне, так и кочевники. Но как кочевники не упускали случая угнать чужой табун, продать в рабство  путника, так и славяне могли пойти зипуна добывать. А были времена, когда незнакомец, попавший на гумно или поле во время молотьбы или жатвы рисковал получить серпом по шее или цепом по башке – дух урожая смыться удумал! Шалить – шали, а за ворота ни-ни!

«Чтобы процветать в засушливой степи необходимо постоянно совершенствовать свое мастерство, вырабатывать и развивать новые навыки, а также особые нравственные и интеллектуальные качества. Кочевники не смогли бы одержать победу над степью, выжить в столь суровом естественном окружении, если бы не развивали в себе интуицию, самообладание, физическую и нравственную выносливость.
Круглый год кочевник должен искать корм для своего скота в суровой и скупой степи. В соответствии с годовым циклом он перемещается с летних пастбищ на зимние и наоборот, преодолевая немалые расстояния. Причем, кочует он не только со своим стадом, но всей семьей, со всем своим имуществом.»
Интересно, а где можно жить, не работая? Или в лесу пряники с ёлок падают?

« Время от времени они покидали свои земли и вторгались во владения оседлых цивилизаций. Было в них что-то грозное, непонятное для соседей-земледельцев.

                Попробуйте, сразитесь с нами!
                Да, Скифы – мы! Да, азиаты – мы, -
                С раскосыми и жадными очами! 

У Александра Блока в этом стихотворении   ВСЕ НЕПРАВДА!   Скифы жили в Европе и были иранцами (индоевропейцами), а не монголоидами и имели вполне европейский облик. Но на основе ложной информации поэт передал главное – угрозу, которую нес таинственный народ.»
Открою автору страшную тайну:
«Скифы — экзоэтноним греческого происхождения, применявшийся к группе народов, обитавших в Восточной Европе, Средней Азии и Сибири в эпоху античности. Древние греки называли страну, где обитали скифы, Скифией.
В наше время под скифами в узком смысле обычно понимают ираноязычных кочевников, занимавших в прошлом территории Украины, Молдавии, Южной России, Казахстана и части Сибири. Это не исключает иную этническую принадлежность некоторых из племен, которых античные авторы также называли скифами.
Информация о скифах происходит преимущественно из сочинений античных авторов (особенно «Истории» Геродота) и археологических раскопок на землях от низовий Дуная до Сибири и Алтая. Скифо-сарматский язык, а также производный от него аланский язык, входили в северо-восточную ветвь иранских языков и, вероятно, был предком современного осетинского языка[1][2], на что указывают сотни скифских личных имен, названий племен, рек, сохранившихся в греческих записях.
Позднее, начиная с эпохи Великого переселения народов, слово «скифы» использовалось в греческих (византийских) источниках для наименования всех совершенно различных по-происхождению народов, населявших евразийские степи и северное Причерноморье: в источниках III—IV веков нашей эры «скифами» часто называются и германоязычные готы, в более поздних византийских источниках скифами назвали восточных славян — русь, тюркоязычных хазар и печенегов, а также родственных древнейшим ираноязычным скифам алан.»
Так что воспитанный в византийском православии Блок вполне имел право называть так даже монголов. И жили они во многих местах:
«Киммерийцы вытеснены скифами из Северного Причерноморья к VII веку до н. э., и походами скифов в Малую Азию. В 70-х гг. VII в. до н. э. скифы вторгались в Мидию, Сирию, Палестину и, по характеристике Геродота, «господствовали» в Передней Азии, где создали Скифское Царство — Ишкуза, но к началу VI века до н. э. были вытеснены оттуда. Следы пребывания скифов отмечены и на Северном Кавказе.
Основная территория расселения скифов — степи между нижним течением Дуная и Дона, включая степной Крым и районы, прилегающие к Северному Причерноморью. Северная граница неясна. Скифы разделялись на несколько крупных племен. По сообщению Геродота, господствующими были царские скифы — самое восточное из скифских племён, граничащее по Дону с савроматами, занимали также степной Крым. Западнее их жили скифы-кочевники, а ещё западнее, на левобережье Днепра — скифы-земледельцы. На правобережье Днепра, в бассейне Южного Буга, близ города Ольвия обитали каллипиды, или эллино-скифы, севернее их — алазоны, а ещё севернее — скифы-пахари, причём Геродот указывает на земледелие в качестве отличия от скифов трёх последних племён и уточняет, что если каллипиды и алазоны выращивают и едят хлеб, то скифы-пахари выращивают хлеб на продажу[8]. По Геродоту скифы в совокупности все называли себя «сколоты» и делились на четыре племени: паралаты («первейшие»), авхаты (занимали верховья Гипаниса — Южного Буга), траспии и катиары.»

«В условиях полупустынь основой животноводства становилась овца и коза, которые славятся своей всеядностью, полнотой использования растительности. Такими пастухами были библейские патриархи.»
Очень интересное наблюдение. Вот только козы съели Грецию – видимо крайне кочевой народ, овца – основа богатств Ирландии, там видать одни полупустыни, а сколько священных обрядов у славян, связанных с козой! Овец не было- приход овец связан с монголами, корова – очень редко, а вот коза, прямо священное животное.  И почему? Да потому, что волков не боится.
«Разведение коней требуют обильных травой степей. А они существуют только в зоне с достаточно суровыми зимами. И, что особенно важно, зимами снежными. Кони могут разгребать копытами тонкий снежный покров и добывать из под него свой корм. Стадо с пастухами медленно перемещалось с места на место, а за ним двигались и остальные члены семьи. Стационарных поселений нет, люди живут в переносных юртах, кибитках.»
И как же это казаки и французы умудрялись заниматься то коневодством то? Без степных кочевий?
               

«Звездный час кавалерии наступил, когда было изобретено седло. История седла начинается с появления обычных штанов. Не ожидали? А вы попробуйте посидеть голым задом на колючей шкуре лошадиной спины, тогда поймете значение штанов. «Пешие» народы Древнего Египта, Месопотамии, античной Греции штанов не знали. Мужчины одевались в рубаху до колен (или ниже), а под ней ничего не было. Греки считали штаны, в которые облачались скифы, варварской одеждой. Но для верховой езды они очень удобны.»
Уж не знаю, как автор, а десятки тысяч мальчишек во всю купали и катались на лошадях не то что без штанов, но и без одежды вообще. Как на знаменитой картине «Купание красного коня» . Так для чего же нужны штаны?  Более того, не просто штаны, а шаровары! Для того же, для чего нужны и ковбойские краги – для защиты ног от травы.  Ковыль, который в степях вырастает около метра, а то и больше, так что может скрыть монголку целиком, имеет очень острые листья. И может так распороть до костей, что защищать тело просто необходимо.  В том числе и ноги – между пальцев распорет не только ковыль но и прочие бастылы с бурьяном. Так что всадник в степи всегда обут.  Форс он морозу не боится, но истечь кровью в даже самым крутым парням как то не резон.

«Следующим этапом стала попона из войлока или шкура, наброшенная  на спину лошади. Чтобы попона не сползала, ее закрепляли подгрудным и подхвостным ремнем, а иногда и чем-то вроде современной подпруги. Посмотрите на рельефы с изображениями всадников Ассирии. Всадники сидят на маленьких попонах, ноги сильно согнуты в коленях или, напротив, вытянуты под углом вперед. Сидеть стало много удобнее, но посадка всадника оставалась весьма неустойчивой.»
У русских есть такое устойчивое выражение: «шлея под хвост попала». Оно чётко даёт определение и тому как называется этот самый «подхвостный» ремень и о последствиях его попадания туда. Нагрудный ремень и шлейка нужны при движении по местности с крутыми уклонами, а шлея так вообще обычно принадлежность тележной запряжки и с седлом применялась как ЗАЩИТНОЕ снаряжение, а не как элемент упряжи. Наиболее нужный элемент тут – подпруга, хотя, при отсутствии седла она тоже не особо то и нужна. Ассирийские всадники, которые переняли многое у скифов или наоборот сидят на сильно согнутых коленях, а не с сильно согнутыми коленями. Вытянутые ноги готовы нырнуть под мышки лошади. Так что с посадкой у них то как раз всё в порядке.

«Слабостью конницы того времени была уязвимость всадника. Основным оружием кавалерии великих держав I тысячелетия до н.э. было метательное копье (дротик). Не имея опоры на стремена, всадник мог наносить удар только сверху вниз. Поскольку конник не имел опоры на стремена (их еще не существовало), он не мог колоть пикой; стрельба из лука была затруднена, так как требовалось одной рукой держать поводья лошади. Всадникам удавалось стрелять, только отпустив поводья.
По тем же причинам всадник не мог защищать себя надежным щитом, поэтому в ассирийской армии конники обычно ездили парами: на одной лошади щитоносец, правивший обоими конями, на второй - метатель дротиков.»
Бедные скифы! Оказывается они не могли стрелять из лука! Интересно, а они сами об этом знали? Вот стремена – они знали: есть несколько изображений, но так гордились своим искусством, что не переняли нужную новинку.  Более того, удержание щита за два ремня, а не за среднюю ручку как раз признак КОННОГО происхождения щита.  Более того, бактрийские тяжёлые конники пользовались огромным копьём, они его просто привязывали к коню. Так что не всё было так плохо.


«Стремя было изобретено кочевниками Азии в IV в. н.э. Некоторые считают, что впервые стремена появились в Индии еще во II в. н.э. К седлу приделали два ремня с маленькими кольцами на концах. Всадник садился на лошадь, вставив в кольцо большой палец ноги. Двумя веками позже китайцы увеличили кольцо настолько, что в него можно было просунуть всю стопу. Получилось стремя, дающее куда большие возможности всаднику, чем кольцо под палец. Возможно, стремя современного типа независимо изобрели различные кочевые народы.»
Интересно, а автор пробовал пользоваться тем дейвисом, что описывает? Проскакать так на больших пальцах? Если такой артефакт и был, то к кольцам должны были подвешиваться кожаные или верёвочные петли – стремена в виде верёвки с двумя петлями есть до сих пор в обиходе, но я не могу представить себе такого мазохиста, что будет скакать , опираясь на пальцы. Тем более, что пользоваться обувью при таком варианте просто невозможно.

«В Европе стремена появились в VI в., проникнув в Византию через Иран. В X - XI вв. н.э. они стали известны на Руси, в Англии и Скандинавии. В XII в. стремена попали к франкам. Появление стремян привело к настоящей революции в военном деле. Теперь, приподнимаясь на них, всадник мог скакать галопом и совершать прыжки через препятствия. Опора на стремена позволила кавалеристу заменить кинжал и дротик на рубящий меч и длинное копье, нанести таранный удар, вложив в него инерцию разбега и вес коня. Наконец, поставив ногу в стремя, проще стало садиться на лошадь. До появления стремян всадник в тяжелом доспехе мог подняться на коня только с камня или другого возвышения.»
XII – век, это уже эпоха крестовых походов и рыцарской конницы! А она как то невозможна без стремян. Скакать галопом можно и без стремян. Прыгать через препятствия в доспехе как то опрометчиво:  можно запросто сломать спину лошади. А таранный удар стал возможен только с появлением рыцарского седла: рыцарь упираясь в стремена прижимал крестец к задней луке.  Длинные кавалерийские мечи известны ещё с бронзового века, так что автор немного преувеличивает сложность верховой езды.


«Только после этого появилась тяжелая кавалерия античности и рыцари средневековья.»
Несколькими абзацами ранее, автор писал, что стремена в Европе появились в VI веке! А это уже раннее средневековье! Интересно, а как же совместить два этих факта? Молчит.
« Одновременно изменилось и направление отбора кавалерийских коней. Теперь от них требовалась не столько прыть, сколько сила и выносливость, чтобы нести на спине бронированного всадника.»
Видимо, автор думает, что римский всадник восседал в одних кальсонах? Или римский доспех весил меньше лат?

«В Причерноморье скифы разводили легких, неутомимых в беге лошадок. Пережить зиму, выкапывая из-под снега прошлогоднюю траву, могла лишь очень мелкая лошадь. Татары не только носились, как ветер, на коротких дистанциях, но и проходили за день до 100 км. Европейская кавалерия могла одолеть за день только 30 км. Вместе с тем, татарские кони были слишком слабы для боя и быстро уставали под седлом. Поэтому татарский всадник должен был иметь двух сменных коней.»
Какое отношение татары имеют к скифам, я так и не понял, но что написано пером, то написано.

«Монгольские лошади были еще мельче. Если рост татарских коней составлял 140 - 145 см, то монгольские лошади имели всего около 130 см в холке. Для сравнения: в наше время спортивные лошади обычно имеют рост в холке 165 - 175 см. Конечно, большую скорость на своих коротеньких ножках монгольские кони развить не могли, и всаднику требовались даже не два, а три или четыре сменных коня. Зато в плане выносливости они превосходили татарских в такой же степени, как татарские - европейских. Бывало, кавалерия монголов за день проходила, пересаживаясь с уставших коней на свежих, по 200 - 240 км. Больше не выдерживали люди.»
Ну, переходы в 240 км оставим на совести автора  А вот мнение специалистов:
«Монгольская лошадь в высшей степени приспособлена к суровому континентальному климату своей родины, обходясь малым количеством воды и скудным кормом. В благоприятных условиях быстро накапливают подкожный жир, помогающий им переносить бескормицу зимой и во время засух.
Обладают сравнительно высокой работоспособностью под седлом, вьюком и в упряжи. При ежедневной работе за сутки проходят под всадником 70-80 км, а в однодневных переходах - до 100-120 км.
Источник: перевод с английского Гурьевой С.Ю.»
Так что результат куда скромнее. Тем паче, что даже при средней путевой скорости 12 км/ч это 20 часов ходу. Лошадь просто с голоду загнётся. Так в кавалерии было принято обозначать скорость хода крестами: один – 8-10 км/ч, два – 10-12 км/ч, три до 18 км/ч. Так что  это весьма неплохая средняя скорость хода.

«Совершенно иначе выглядели лошади арабов. Им выкапывать прошлогоднюю траву из-под снега не приходилось. Арабские кони жили в конюшнях, питались зерном, финиками и сушеной рыбой буквально из рук конюха. Предназначались они только для войны. Силой и ростом они уступали рыцарским коням, но выносливость аргамаков вызывала у европейцев черную зависть. За день арабы проходили те же 100 км, что и татары, но каждый конь нёс двух воинов в доспехах.»
Арабская лошадь – замечательна. Но, она не может совершить такой подвиг, какой приписывает ей автор:
«Лошади небольшие, рост в холке в среднем у жеребцов 153,4 см, у кобыл — 150,6 см. Обхват груди у жеребцов 178,9 см, у кобыл — 172,9 см. Обхват пясти у жеребцов 19,9 см, у кобыл — 18,4 см.
Характерные признаки породы: правильное, плотное, сухое сложение; в частности — красивая, квадратная во лбу, с слегка вогнутой переносицей голова, длинная изогнутая шея, округленное туловище, длинный и прямой круп с высоко приставленным хвостом.
Масти — в основном серая всех оттенков, часто встречается гнедая и рыжая, реже вороная. Серые арабские лошади в большинстве своём с возрастом приобретают «гречку». Иногда встречается пегая масть типа сабино, которую Всемирная организация заводчиков арабских лошадей традиционно регистрирует как чалую. Очень редко встречается серебристо-гнедая масть, которую в прошлом принимали за игреневую.
Современная арабская лошадь имеет небольшую голову с вогнутым профилем и большими выпуклыми глазами, шея высокая, с небольшим лебединым изгибом. Спина средней длины, грудь широкая и глубокая. Конечности хорошо развиты, очень крепкие, также очень прочные копыта. Особое отличие арабской лошади от других пород — помимо вогнутой головы и крупных глаз, — так называемый «петушиный» хвост, который лошадь поднимает высоко при любом виде быстрого аллюра.
Арабская лошадь является долгожителем среди пород домашних лошадей. Многие из представителей этой породы доживают до 30 лет. Кобылы сохраняют способность к размножению до глубокой старости и отличаются плодовитостью.
Между различными семействами наиболее известны три: атеши, кадиши, обе уступающие по достоинствам третьей — кохлани. Среди современных чистокровных арабских лошадей встречаются четыре типа экстерьера:
• кохейлан — массивные лошади с крепкой конституцией, широкогрудые, выносливые, отличные скакуны; масть в основном гнедая или рыжая;
• сиглави — породные и нарядные лошади со средней конституцией тела, невысоким ростом, более лёгкие и менее резвые в скачках; масть в основном серая;
• хадбан — не породные, но самые крупные в породе лошади, резвые, выносливые скакуны и спортивные лошади; масть рыжая или гнедая, реже серая;
• кохейлан-сиглави — смешанный тип, сочетающий в себе нарядные, сухие формы сиглави и массивность кохейлана; этот тип также отличается более высоким ростом и высокой работоспособностью; масти — гнедая, серая, рыжая.
Арабская лошадь популярна во всём мире и отличается выносливостью, особенно в пробегах более чем на 100 миль. Чрезвычайно вынослива, быстрота ее (85-90 в. в день и так 5-6 дней подряд) и прекрасный темперамент вошли в пословицу. Отличается крепким здоровьем и долголетием.»
Как видим даже сейчас, а в древности они были ещё мельче, она мало превосходит монголку в росте. А два латника – это не менее 200 килограмм груза. Она их просто не поднимет – даже более крупные першероны на это не способны. Где автор выискал такие данные – непонятно.
                ***
«Всаднику потребовалось иное оружие, чем пехотинцу. На картине Васнецова три богатыря сидят на огромных, как медведи, конях и вооружены тяжелым оружием. Такому всаднику в конном бою делать нечего – ни врага догнать, ни от погони уйти. Пока ты размахнешься тяжелой булавой, изрубят тебя легкие сабли как капусту! Поэтому первые кавалеристы, до скифов включительно, использовали не копья, а легкие дротики. Короткий меч всадника скорее походил на кинжал и был пригоден только для колющего удара. Но наиболее грозным оружием всадника стал лук. Стрельбе на скаку учились с раннего детства и достигали поразительных результатов. Скифские воины бросали стрелу на 500 метров! Отличными луками обладала и конница монголов. Вы видите, что одомашнивание лошади в корне изменило и вооружение, и тактику боя.»

На картине Васнецова богатыри сидят на нормальных тяжеловозах. Тяжёлому всаднику в конном бою делать нечего? Скажите это Вильгельму Бастарду: тот вообще обходился суковатой дубиной.  Изрубят тебя лёгкие сабли? А как сабля может прорубить кольчугу? Когда казаки встречались с кольчугами, их сабельки доходили до двух килограмм весу. И зачем им уходить от погони? Кругом враги! Долби во все стороны! Красота.  Бронзовые мечи были и по метру длинной.
Выстрел на 500 метров? Самый дальний выстрел на Площади стрел – 750 метров. Но, это стрела СПОРТИВНАЯ, а не боевая и достижение УНИКАЛЬНОЕ. Реальные выстрелы были куда скромнее: 180-250 метров.  О качествах скифских луков данные вообще крайне противоречивы, но не думаю, что они били дальше 200 метров – слишком короткие.  И вряд ли прицельный выстрел был далее 100 метров.

«Легкая кавалерия была хороша в бескрайней степи, где есть место для многодневной скачки, погони, неожиданного нападения. В густонаселенной местности преимущество получал тяжело вооруженный всадник в доспехе. Иногда пластинчатые доспехи покрывали и коня. Стрелы и легкая сабля их не пробивали. В войске Александра Македонского тяжелая кавалерия (катафракты) играла не меньшую роль, чем его знаменитая пехота.»
Всё замечательно, только как быть с утверждением, что тяжёлая кавалерия не может быть без стремян? Или Македонский жил после 600 года нашей эры?


Проблема разведения достаточно храбрых коней была решена еще в античности. Но вот с другой составляющей успеха - силой - дело обстояло хуже.
Древние рисунки изображают лошадей скифов, греков, македонцев и персов очень мелкими. Боевые кони античности не отличались от степных скифских лошадей и весили по 250 - 300 кг. Даже парфянские катафракты использовали коней ростом всего 150 см в холке и весом около 350 кг.»
Я всё понимаю, но лошадь 150 см в холке должна весить 400-600 кг.


«Интенсивное использование лошадей для верховой езды связано в Европе с великим переселением народов. И тогда же постепенно вошли в массовое употребление седла и стремена, заимствованные у азиатских кочевников. С появлением средневекового рыцарства в Европе пехотинец перестал восприниматься как воин. На легкую кавалерию рыцари шли сплошной стеной, как и на пехоту.»
Интересно, это было когда?  В 1337 году началась  Столетняя война, где английская пехота активно хоронила французских рыцарей . После этой даты как то сложно считать пехоту небоеспособной.  Сама рыцарская кавалерия появилась  после битвы у Пуатье 732 году.  В битве при Гастингсе Рыцарская конница с ОГРОМНЫМ трудом одолела весьма ослабленную пехоту, да ещё не прикрытую лучниками. Это было 1066 году. Интересно, как за какие то жалкие 300 лет пехота так успела деградировать? Тем более, что в той же Италии рыцарство было весьма немногочисленным? 

«Потребовались особо крупные кони, способные выдержать вес всадника и доспехов. Франки создали гигантских рыцарских коней - ДЕСТРИЭ. Пройдя многовековую военную службу, рыцарские кони стали родоначальниками современных пород упряжных тяжеловозов – брабансонов, першеронов, арденских и владимирских. Рост дестриэ в холке колебался между 175 и 200 см.»
Самый крупной породой считается шайр.

«Весил такой конь, как пара колесничных лошадей античности, или как четыре скифских лошади. Сидя на спине этого чудовища, рыцарь мог не обращать внимания на пехоту. Оборотной стороной огромной силы рыцарских коней была их слабая выносливость. На такого коня рыцарь садился только непосредственно перед боем. Дестриэ очень быстро уставали, и своей подвижностью рыцарская кавалерия уступала даже античной. К противнику рыцари приближались шагом. Только с рубежа 100 - 200 м рыцарская кавалерия переходила на галоп. Исход сражения, как правило, решался единственной лобовой атакой. Для преследования противника и фланговых маневров такие кони не годились.»
Бедные рыцари. Вот только кавалерийские уставы  времён семилетней войны предполагал переход на галоп за 200 – 300 метров. Дальше просто не было смысла – дальность стрелкового оружия была низкой.  Кроме того, рыцари не могли допустить того, что бы от них оторвалась пехота. Именно её прикрывала знаменитая рыцарская свинья от обстрела.  Да и танки возят на трейлерах. Почему то.  Наверное они совсем плохие.
                ***

«Гусарские полки возникли в России в 1723 г. И предназначались для несения патрульной, разведывательной службы и действия в тылу противника. Первоначально они формировались из иностранцев благородного происхождения (сербов, македонцев, венгров, молдаван), и были вооружены саблями, карабинами и пистолетами. Позднее в гусарах служили русские из богатых семей благородного происхождения. Известные нам по литературе кутежи гусар как раз и объясняются тем, что эти офицеры были весьма состоятельные.»
Замечательно, вот только историки на этот вопрос имеют иное мнение:
«В России о гусарах как о войске «Нового (иноземного) строя» упоминается в 1634 году. Что любопытно, согласно зарисовкам XVII века, русские гусары возглавлявшиеся в 1654 году полковником Христофором Рыльским носили крылья (латные доспехи, правда, на рисунках отсутствуют). «Полковник Рыльский вел 1000 гусар, обмундированных по польскому образцу, с барабанами и свирелями. У его лошади были: на голове султан, на спине крылья и дорогой, шитый золотом чапрак»]. Весной 1654 русские гусары торжественно выступают из Москвы и через год уже пропадают из документов. Они не оправдали себя и были переведены в рейтарский строй.
В сентябре 1660 года, гусарские роты организует в Новгородском разряде князь Иван Хованский.
Эти роты великолепно проявили себя в боях русско-польской войны и в августе 1661 были развернуты в полк, который из Оружейной палаты получил «гусарские древки» (копья) и доспехи.
В дневнике Гордона говорится о 3 ротах гусар, участвовавших в Кожуховском походе 1694 г.»

«Уланские полки, возникшие в России с 1803 г., составлявшие основное ядро русской кавалерии, были вооружены саблями, пиками, пистолетами. Служба в уланском полку считалась мене престижной по сравнению с полками гусар или кавалергардов. Вспомните, Ольга Ларина после гибели Ленского в скором времени вышла замуж за офицера улана и отбыла с ним «в полк» - не особо-то блестящая партия.»
Всё бы ничего, только вот уланами были полки из инородцев. Вот она и основа Росийской империи – гастарбайторы!

«Тяжелая кавалерия, предназначенная для атаки на сомкнутый строй пехоты (каре), включала кирасир и кавалергардов на крупных тяжелых лошадях. Эта кавалерия была последним эхом рыцарских времен. Атака на сомкнутый строй штыков требовала не только смелости, но и большой силы. Кирасиры для защиты от пуль носили на груди металлическую пластину (кирасу), которая сохранилась до конца XIX в. Крупными были лошади, но и всадники им под стать.

Кавалергарды (кавалеры гвардии) были личным полком (лейб-гвардией) российских императоров, что не мешало им со славой участвовать во многих сражениях. Убийца Пушкина кавалергард Дантес рядом с  малорослым поэтом казался великаном, обладающим к тому же огромной силой.»
До 1800 года это была почётная синекура и рота охраны. Но, уже тогда «11 января 1800 года кавалергардский корпус переформирован в трёхэскадронный кавалергардский полк, который и вошёл в состав войск гвардии, на одинаковых правах с прочими гвардейскими полками и без сохранения привилегии комплектования только дворянами.»
«Боевое крещение кавалергардский полк принял 20 ноября 1805 года под Аустерлицем» - почётно, отважно, но это уже был полк из русских подданных и далеко не дворян.
А физическое превосходство  Дантеса определённо не дополняется нравственным: Пушкин попал в него. Пулю якобы отразила пуговица. Тут есть два варианта:
Пушкин  уронил пистолет и его перезаряжали. Значит могли не доложить пороха.
Либо это был бронник.  Тут был явно трусливый поступок.
Вот такая каша в головах у наших новых историков.