Неразгаданная тайна Пушкина

Николай Иванович Кирсанов
«Пушкин умер в полном развитии своих сил
и бесспорно унес с собою в гроб некоторую
великую тайну. И вот мы теперь без него
эту тайну разгадываем»
Федор Достоевский.


                Над разгадкой одной тайны Пушкина исследователи жизни и творчества поэта бьются вот уже почти два века и не могут разгадать. Тайна сия заключается в вопросе: Кто написал пасквиль на Пушкина, который стал причиной дуэли и гибели поэта?

                Автор этой статьи так же  вот уже свыше тридцати лет пытается разгадать эту тайну, но, увы, пока безуспешно.
                Мнений, догадок, предположений высказано очень много.   Некоторые пушкинисты даже уверяют читателей, что разгадали эту тайну, приводя массу аргументов и доказательств в пользу своих утверждений. 
                Я попытаюсь вкратце ознакомить читателя с этими догадками и предположениями. Ознакомившись, может кого-то осенит и он разгадает эту тайну, над которой вот уже столько лет бьются лучшие умы человечества.

                Для начала, приведу здесь содержание анонимного пасквиля, который был размножен и разослан почтой в основном друзьям Пушкина.

                «Полные  Кавалеры,  Командоры и рыцари светлейшего Ордена всех Рогоносцев, собравшись в Великом Капитуле,  под председательством достопочтенного Великого Магистра Ордена, Его Превосходительства Д.Л.Нарышкина, единодушно избрали  г-на Александра Пушкина коадъютором (заместителем) Великого Магистра Ордена  всех Рогоносцев и историографом Ордена»
 
                Пасквиль объявлял Пушкина рогоносцем, затрагивая честь его жены и явно намекая на близость ее с царем. Почему с царем? Да потому что Нарышкин, заместителем которого сделали Пушкина, был великим рогоносцем. Его жена, женщина красоты «неестественной, невозможной» длительное время была любовницей царя Александра-1 и родила от него дочь.
 
                Имел ли что Нарышкин от царя за его любовные утехи с его женой?  Существуют разные свидетельства. Вот одно из них, похожее на анекдот.
                «Царь Александр-1 оригинально платил Нарышкину за любовь к себе его жены. Нарышкин приносил царю очень красивую книгу в переплете. Царь, развернув книгу, находил там чек в несколько сот тысяч, будто на издание повести, и подписывал этот чек. Но в последний раз, очевидно, часто и очень много просил Нарышкин, царь написал резолюцию: Издание этой повести прекращается».
                Эту историю взаимоотношений царя с Нарышкиным поведала дочь Пушкина Мария Александровна. Она была фрейлиной при дворе императрицы  и знала все придворные романы и интриги.

                Сделав Пушкина помощником этого великого рогоносца, по самолюбию поэта был нанесен удар сильный и болезненный. Он жаждал отмщенья.
                Кто же написал этот пасквиль?
                Пушкин утверждал, что пасквиль исходил от  приемного отца Дантеса голландского посланника  Геккерна. Перед дуэлью поэт написал письмо шефу жандармов Бенкендорфу, которое не было отправлено и передано было адресату только после смерти. В этом послании он прямо писал, «… я убедился, что анонимное письмо исходило от г-на Геккерна, о чем считаю своим долгом довести до сведения правительства и общества»

                Розыски анонимщика, которое пыталось провести Третье отделение, не дали результатов. А может быть и дали, но возможно настолько крупные фамилии были замешаны в этом грязном деле, что царь не решился дать ему огласку.
                До нас дошли сведения, что после смерти Николая-1 его сын государь Александр Николаевич у себя в Зимнем дворце за столом, в ограниченном кругу лиц, громко сказал: «Ну, вот теперь известен автор анонимных писем, которые были причиною смерти Пушкина, это графиня Нессельроде».

                Графиня Нессельроде была женой министра иностранных дел и дочерью министра финансов Д.А.Гурьева,  прославившегося колоссальным взяточничеством. О нем тогда гуляла эпиграмма, приписываемая Пушкину:
Встарь Голицын мудрость весил,
Гурьев грабил весь народ,
Аракчеев куролесил,
Царь же ездил на развод.
 
                У графини были все основания ненавидеть Пушкина за эпиграммы и анекдоты, которыми поэт клеймил эту надменную женщину. 
Она очень близко дружила с Геккерном и после смерти Пушкина одна из немногих утешала и поддерживала этого  голландского посланника, приемного отца Дантеса.
                После смерти министра иностранных дел Нессельроде, в сейфе у него обнаружили один экземпляр пасквиля и это, видимо, послужило причиной подозревать его и его жену в составлении анонимного письма. Но писем было разослано  не один экземпляр и одно из них могло быть адресовано и Нессельроде.  Он мог его получить, прочитать  и положить в сейф. Могло письмо попасть к министру и другими путями.
               
                Подозрения тогда падали не только на графиню Нессельроде.  Друзья Пушкина подозревали двоих молодых шалопаев князей Долгорукова и Гагарина, которые были близки к Жоржу Дантесу и Геккерну. Жена Пушкина Наталья, со слов ее дочери Араповой,  убеждена была, что пасквиль написал Долгоруков -  молодой повеса, прославившийся как интриган, шантажист, и вообще нечистоплотный в моральном  и нравственном отношении человек. Он был образован, умен и в последующем приобрел известность как автор замечательных трудов по русской генеалогии и как злобный пасквилянт. Из воспоминаний современников нам известно, что жена Долгорукова утверждала, что муж ей сказал, что он автор всей этой интриги.
                Конечно, слухи – это еще не доказательство. Князь П.А.Вяземский писал по этому поводу: «Это еще не доказательство, хотя Долгоруков и был в состоянии сделать эту гнусность».

                И вот в 1928 году известный пушкинист и ученый П.Е.Щеголев решил провести экспертизу почерка Долгорукова и Гагарина и почерка на пасквиле. Экспертизу проводил  А.А.Сальков, бывший фельдшер, работавший после революции экспертом в уголовном розыске.  Сальков вынес тогда категорическое заключение о том, что «пасквильные письма о А.С.Пушкине в ноябре 1836 года написаны, несомненно, собственноручно князем Петром Владимировичем Долгоруковым».

                Но это обвинение продержалось до 1974 года, когда новейшая экспертиза так же категорически опровергла выводы Салькова. Исследования, проведенные на современном научном уровне, показали, что тексты двух «дипломов рогоносца» выполнены не Долгоруковым и не Гагариным, а иным лицом. Возможно, это был посторонний человек, чьи услуги были оплачены. 
                А как же тогда Сальков мог сделать такое категорическое заключение? На этот вопрос с иронией  ответил известный ученый, профессор В.А.Мануйлов, работавший в молодые годы помощником Щеголева: «Ну, какая там, помилуйте, экспертиза. Просто Пал Елисеич поставил Салькову бутылочку, и тот написал, что требовалось».

                После этого была еще одна экспертиза в 1987 году, организованная по инициативе журнала «Огонек». Исследование проводили сотрудники Всесоюзного научно исследовательского института судебных экспертиз с привлечением ряда других  специалистов. Исследовались два сохранившиеся диплома.  В ходе экспертизы были сделаны следующие выводы:
1. Оба диплома, в том числе и адрес, написаны одним лицом.
2. Диплом писал не француз, поскольку в исполнении французского текста есть серьезные погрешности.
3. Диплом написан не простолюдином по чьему-то наущению, а человеком светского круга.
4. Составителем и исполнителем пасквиля был, скорее всего, один и тот же человек
5. Анонимное письмо написано не Долгоруким и не Гагариным, а неким третьим лицом.
                Что же это за третье лицо?

                Известный ученый-филолог Леонид Матвеевич Аринштейн утверждает, что нашел, наконец-то, это третье лицо. В своей книге «Пушкин. Непричесанная биография»,  Аринштейн  утверждает, что пасквиль написал Александр Раевский  - сын прославленного генерала,  героя войны 1812 года Н.Н.Раевского.   По легенде, в одном из сражений генерал Н.Н. Раевский шел в атаку вместе со своими сыновьями – 16-ти летним Александром и 11-ти летним Николаем. Сын Александр благодаря отцу в 20 лет был уже полковником, а в 30 – камергером. Вот его-то и обвиняет в написании пасквиля Л.М.Аринштейн.  Он пишет:

                «Между тем, если обратиться к самому пасквилю, его стилистике, обратить внимание на некоторые его особенности, то можно прийти к выводу, что следы ведут… к давнему «злому гению» Пушкина – Александру Раевскому, человеку крайне безнравственному, принадлежащему к типу людей, обуреваемых комплексом превосходства. Смысл своей жизни А. Раевский видел в самоутверждении за счет унижения и подчинения себе окружающих. Познакомившись с Пушкиным в 1820 году (Пушкин провел в семье Раевских более трех месяцев) и тесно общаясь с ним в последующие четыре года (в Одессе, НИК), Раевский буквально терроризировал Пушкина, стремясь подчинить его своему демоническому влиянию.
Его улыбка, чудный взгляд,
Его язвительные речи
Вливали в душу хладный яд.
Неистощимой клеветою
Он провиденье искушал;
Он звал прекрасное мечтою;
Он вдохновенье презирал;
(«Демон»)

                Раевский соперничал с Пушкиным  в любовных делах, вливал в его душу яд скептицизма, всячески утверждая собственное превосходство. Блестящая карьера Раевского только  укрепляла его маниакальную гордыню…
                Безудержная гордыня подвела Раевского: в 1828 году он настолько зарвался, что учинил неприличный уличный скандал супруге генерал-губернатора графине Е.Воронцовой, за что, несмотря на все былые заслуги и чины, Император Николай выслал его из Одессы без права проживания в столицах.  Лишь шесть лет спустя, в начале 1834 года, он получил дозволение поселиться в Москве.

                Поэт был в то время в зените своей славы женат на первой красавице Петербурга, благосклонно принят при дворе и пользовался расположением самого Государя.
                Для самовлюбленной и озлобленной души Раевского это было невыносимо: он не мог внутренне примириться с тем, что человек, которого он считал по всем статьям ниже себя, так превзошел его в жизненных успехах…
                После еще одной встречи с Пушкиным в мае 1836 года, когда по Москве ходили толки о внимании к жене Пушкина самого Императора Николая-1, Раевский, с присущей ему злостью и желчностью, дает выход своим чувствам в едком, оскорбительном, насмешливом пасквиле…»

                Вот такая версия Аринштейна. Дальше он развивает ее, исследуя сургучную печать, которой были скреплены анонимные письма. Не буду здесь вдаваться в детали этого исследования (читателю это будет неинтересно), скажу только, что  вывод  Аринштейн сделал однозначный: печать принадлежала А.Раевскому.

                А вот академик Николай Яковлевич Петраков  не согласен с Аринштейном.  В 2003 вышла его книга «Последняя игра Александра Пушкина», а чуть позже еще одна книга «Александр Пушкин. Загадка ухода», где он утверждает, что пасквиль написал... сам Александр Сергеевич Пушкин.
                Зачем? Чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать хотя бы одну из его книг, двумя словами не ответишь. 
                Версий много, а правду мы, наверное, никогда уже не узнаем. Правда, есть одна зацепка. После гибели Пушкина царь написал сестре письмо, в котором были такие слова: «Пожалуйста, скажи Вильгельму (мужу, принцу Оранскому), что я обнимаю его, и на этих днях пишу ему, мне надо много сообщить ему об одном трагическом событии, которое положило конец жизни знаменитого Пушкина, поэта: но это не терпит любопытства почты».
 
                Письмо это действительно было отправлено принцу Оранскому 22 февраля 1837 года, но его до настоящего времени не могут найти. Письмо, которое «не терпит любопытства почты» возможно пылится где-нибудь в архивах Нидерландов или других европейских стран и ждет своего часа. Кто знает, может в этом письме разгадка еще одной тайны Пушкина.

Использованная литература:
П.Е.Щеголев. Дуэль и смерть Пушкина. Изд."Книга", Москва, 1987г.
В.Вересаев. Пушкин в жизни. "Мастацкая литература", Минск, 1986г.
Л.М.Аринштейн. Пушкин. Непричесанная биография. "Отечество", Москва, 1999г.
Н.Я. Петраков. Последняя игра Александра Пушкина. "Экономика", Москва, 2003г.
Н.Я.Петраков. Александр Пушкин. Загадка ухода. "Экономика", Москва, 2005г.