Кто может оказать вам помощь?

Гадаев Алексей Вениаминович
Помощь и оказание практической поддержки в трудных ситуациях, порой не всегда приходит сразу. Участие помощника в урегулировании конфликта нам очень необходимо в кризисных ситуациях. Переживая личностный кризис, люди скорее обращаются к друзьям, чем к членам семьи. Друг, не обремененный родственными чувствами, может лучше понять наши переживания и оказать необходимую поддержку. Если у вас друзья, к которым вы можете обратиться в трудную минуту? Если так, кто они?
И.Атватер и К.Даффи в книге "Психология для жизни" задаются вопросом к кому вы можете обратиться об услуге если её оказание предполагает высокую степень доверия.
К кому вы можете обратиться?
Как говорится, друзья познаются в беде. Помня об этой старинной пословице, подумайте обо всех тех людях, которых вы называете своими друзьями. А теперь составьте список тех:
• Кто действительно готов выслушать вас, когда это необходимо?
• С кем вы можете поделиться наиболее сокровенными чувствами?
• К кому вы можете обратиться, когда вам очень грустно?
• С кем вы действительно чувствуете себя сами собой?
Если вы вспомнили только двух-трех людей, ваша система поддержки может оказаться слишком слабой. Возможно, и ваше имя не часто было упомянуто другими в их списках. В конце концов, дружба - дело взаимное.
В тоже время, люди, обращающиеся за помощью к друзьям, когда требуется специалист, возможно, ждут от них слишком многого. Лучше, сохраняя расположение к другу, посоветовать ему не пренебрегать помощью профессионала[c.206].
Литература:
Атватер И.,Даффи К.Г. Психология для жизни. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.
Функции друга
Н.И.Козлов «Книга для тех, кому нравится жить»
Какой (какая) я:
• Душевная Грелка для согрева тебя озябшего?
• Бодрая Взгрелка, чтоб вздернуть тебя раскисшего?
• Удобный Унитаз, когда так хочется поделиться непереваренными переживаниями?
• Золотое Зеркальце, когда нужно поднять самооценку и приободрить тебя душевно?
• Веселая Игрушка для Трепа и Развлечения?
• Щедрая Палочка-Выручалочка?
• Защита, Опора и Верный Дружинник?
• Аккумулятор-тренажер?
• Эффективный Сотрудник?
• Образец для подражания? В чем?
Взгрелка
:Н.И.Козлов «Книга для тех, кому нравится жить»
Взгрелка: «Эх, окачу!»
Ну, и что ты свою морду в задницу сворачиваешь? Проснись и пей!
Под дружеское ржание
Чтобы жить, надо двигаться, а это бывает иногда затруднительно: сегодня лень, завтра в лом, а тут усталость или побитость. Вот я и лежу, распластанный. Кто меня поднимет?! Впрочем, если меня пнуть, я от неожиданности могу и вскочить, а если помчусь за обидчиком, то вот я и ожил: кровь бежит, глаза ясные, хвост пистолетиком.
• Спасибо, друг!
В сравнении с теплой Грелкой искусство бодрой Взгрелки встречается реже, но ценится выше: все-таки работа ювелирная. На друга нужно наехать, друга нужно пнуть, но так, туда и тогда, чтобы оказаться не злым врагом, а добрым и заботливым другом.
Главное обычно говорится удивленными глазами, вслух можно кинуть стандартное: "Ты что расквасился?",
• "Размяк, скис, куксишься, расхандрился" — что ляжет на язык, не важно, главное, чтобы с души выкатилось кубарем.
когда-то можно попробовать задеть,
• "Дай тебя обниму, жизнью ударенный! Сейчас сопельки твои вытру, ты мне и поплачешь!"
можно кинуть вызов, мелко ущипнуть, когда-то уколоть, поддеть, уязвить, уесть — все что угодно, главное, чтобы по человеку прошлось что-то хлесткое так, чтобы он от удара вздрогнул и в нем хотя бы немного взыграли нотки агрессивности. В кровь должен вспрыснуться адреналин, как в минуты опасности.
• Вспрыснулся — человек захочет двинуть вам. А потом захочет двигать себя — двигаться.
И вас поблагодарит.
Деловая поддержка
Н.И.Козлов «Книга для тех, кому нравится жить»
Деловая группа
Сотрудник
Ничто так не связывает людей, как общее дело: если мы двигаемся в общем направлении, то сложение усилий помогает каждому из нас. Я учусь в Институте, ты пишешь там лекции — правильно, мне хочется с тобой дружить. Мы с тобой трудимся на одной фирме, ты не вредный, а премия будет за общую выработку. Значит, дружим.
• Вопросы есть?
Палочка-выручалочка
Тут все просто: просто не надо быть жмотом. Сегодня ты мне одолжил денежку,
• Верну, кстати, честно!
завтра я тебя выручу. Я затруднился — ты мне подсказал, тебе надо съездить — я тебя подвезу. Мы выручаем друг друга — мы нужны друг другу. Потому мы и друзья.
Аккумулятор
Как я понимаю, ради одного этого многие люди дружат, например, с Синтоном. Синтоночень энергетичен, и каким бы ты усталым не пришел, на занятии об усталости забывается. Из Синтона ты выпархиваешь, наполненный солнышками, на неделю их хватает, а когда ты снова сдутый, как раз время снова идти в Синтон. Вот так мы и дружим.
• Хотя, надеюсь, нас соединяет не только это.
Твоя энергия — твой капитал, особенно дорогой (для окружающих) тем, что, заражая людей своей энергией, ты сам при этом не теряешь ничего. К тебе пришли, с тобой подружили, энергией напитались и пошли жить дальше.
• Будь бодрее, и люди к тебе потянутся!
Тренажер
Вы любите попихаться? А повозиться? А вы здоровы? Здоровые щенки грызутся, веселые детишки пихаются — и потому, что энергию девать некуда, и потому, что наша общая мать-природа в этом веселом деле им точит зубы, учит рычать и завоевывать жизненное пространство.
• Опять же, это прекрасная взаимная взгрелка.
Так же и друг: хороший друг ценится и как точно подобранный партнер по душевному спаррингу, с которым вы привычно обмениваетесь пощипываниями и уколами, учитесь держать прямой наезд, тренируете насмешки и отрабатываете искристое возмущение.
• Это тренажер, который всегда с тобой.
Когда-то я этого не понимал и, как благовоспитанный психолог, на каждую дружескую стычку охал: "Ах, ну ведь это обмен конфликтогенами!" Пристыженный народ опускал глаза, отбегал от меня подальше — и тут же начинал снова прикалываться, взаимно пинаться и даже сердиться друг на друга.
• Но если бы вы видели, какие у них при этом были довольные глаза!

Золотое зеркальце
Н.И.Козлов «Книга для тех, кому нравится жить»
«Ты такой классный!», или Золотое Зеркальце
Уж сколько раз твердили миру…
За что же, словно близкий родич,
Ларису хвалит Бунимович?!
За то, чтоб та его хвалила?
Вопль на литературной студии МГУ
Свет мой, зеркальце, скажи…
Перед зеркалом в прихожей
Я задумался на жизнь:
Как любить такую рожу?
Ну правда…
Любить себя очень нужно, а получается не у всех. Вредину и такую уродину — ну как любить такую?! Впрочем, если вредность — это не совсем вредность, а смелость и несколько принципиальность, а уродина, данная нам в ощущениях, может оказаться теплой, очаровательной и воистину вкусной пышечкой,
• а почему бы и нет?
то наши отношения к себе могут стать и поприличнее. Главное, как на себя посмотреть. И здесь бывает очень нужна помочь Друга.
Заметим, кстати, чем выше ранг нашего друга (подруги), тем больше ценится их положительная оценка.
Вот, например, мы вместе с подругой делаем танцевальную зарядку, я смотрю на себя в зеркало и понимаю, что кривляния такой обезьяны, как я, это зеркало не красят. Впрочем, когда я смотрю не на зеркало, а на подругу, мне смотреть на нее нравится, а самое главное, когда я замечаю, что подруга смотрит на меня почему-то с восхищением тоже, мне злиться на свою угловатость уже трудно. На мой выбор две гипотезы: либо у моей подруги плохой вкус, либо я излишне критичен и на самом деле очень даже могу симпатичным женщинам нравиться.
• Последняя гипотеза очевидно более привлекательна, но каков ее вес? Если подруга занималась в студии эстрадного танца, ее оценка моих танцевальных талантов куда как более убедительна.
Конечно, дружеское восхищение должно каждый раз выражаться предельно искренне и доходчиво. Глубокие замечания типа: "ты восхитительна", "мне нравится" и "мне правда нравится" — приветствуются, но иногда бывает достаточно широко открытых навстречу тебе восхищенных глаз. Главное, чтобы словам и взглядам друга мы могли доверять, зная: ему правда нравится то, что он во мне для меня замечает.

Мотиваторы
Мотиваторы - способы управления вниманием, энергией, влияющие на направленность и энергию действий (своих и чужих).
Расставленные по дороге, освещающие путь в местах развилок, поддерживающие в трудных местах, перебрасывающие мостики через канавы и рытвины, мотиваторы - как верные помощники! - направляют и подталкивают сделать очередной шаг в нужном направлении. У них разные характеры: среди них есть заботливые и грубые, лукавые и сердитые, но можно быть уверенным в одном: под вашим руководством все они готовы верно вам служить.
Виды мотиваторов
Мотиваторы бывают:
• Личностные
• Динамические
• Сенсорные
• Информационные

Подначка
Подначка - игра на негативных эмоциях и честолюбии, манипулятивный способ усиления мотивации.

Унитаз
Н.И.Козлов «Книга для тех, кому нравится жить»
Унитаз и другая дружеская сан- и психо-техника.
Жизнь нас кормит иногда весьма щедро, но не все нам удается переварить. Что-то, бывает, проглотил сразу, что-то можно пожевать вместе с друзьями, часть встает поперек горла.
• Вот так достали!
Если самому все переварить трудно, а просто выбросить из головы — не получается, то на душе становится тяжело и очень хочется поделиться. Тогда нам нужен кто-то, кому мы можем выговориться и освободить душу.
• Облегчиться.
Это нормальная душевная нужда. Если у человека была большая нужда и он с нами делился массами плохопереваренных переживаний, мы были в роли Унитаза.
• Главное, чтобы душа была большой и открытой!
Если же нас использовали по нужде малой и только лили нам слезы, в народе это почему-то называется — "побыть жилеткой".
• Не хочу быть Жилеткой!
Впрочем, как не называй, человек, все это принимающий, ощущает себя очень нужным и человечным. С другой стороны, если мы на душевные трудности человека не реагируем и в Унитаз, например, не играем, люди этого не понимают. Тогда они нас называют людьми совсем не душевными, не хотят с нами дружить и на нас обижаются.
• Ну вот, поделился с вами, сразу и на душе стало легче. Спасибо, друзья!


Как научить ребенка заводить знакомства
Материал Автор статьи А. Пономаренко
Вряд ли вы когда-нибудь видели ребенка, который при знакомстве с новыми людьми представляется как взрослый и пожимает другим руки. Дети знакомятся, присоединяясь к группе играющих детей. Некоторые дети не знают, как это делается, поэтому предпочитают играть одни. Другие предпринимают попытки вступить в игру, но делают это таким способом, что быстро начинают раздражать остальных детей. В этой статье вы найдете рекомендации, как помочь ребенку научиться знакомиться.
Правила этикета
Исследования показывают, что всех детей можно разбить на три группы по тому способу, который они используют, чтобы присоединиться к группе играющих сверстников. Первая группа детей следует т.н. пяти правилам этикета и легко входит в игру. Вторая группа не знает этих правил и не делает попыток присоединиться к игре. Наконец, третья группа нарушает правила этикета.
Ниже описаны эти три способа:

 1-й способ (следуют 5 правилам этикета)
1. Смотрит, как другие дети играют, показывая свою заинтересованность игрой. Старается определить правила игры и кто выигрывает, если игра носит соревновательный характер. Сопоставляет уровень развития детей со своим.
2. Наблюдает за игрой молча или говорит что-то хорошее играющим детям. Типа: "отличный удар", "далеко бросил" и т.п.
3. Дожидается паузы в игре, чтобы обратиться с просьбой присоединиться.
4. Для мальчиков: присоединяется к той стороне, которая больше нуждается в помощи (к команде, которая проигрывает, или в которой меньше участников). Для девочек: спрашивает разрешения присоединиться к игре у хозяйки игрушки.
5. Принимает отказ без обид, после чего ищет другую компанию детей.

2-й способ (играют одни)

1. Не наблюдает за игрой детей.
2. Наблюдает за игрой молча или говорит что-то хорошее играющим детям. Типа: "отличный удар", "далеко бросил" и т.п.
3. Не делает сам попыток присоединиться к игре. Ждет, когда его позовут.
4. . Для мальчиков: присоединяется  если игрок нуждается в помощи.
 Для девочек: спрашивает разрешения присоединиться к игре у хозяйки игрушки.
       5.   Принимает отказ без обид, после чего ищет другую компанию детей.


3-й способ (нарушают правила этикета)


1. Начинает играть, не разобравшись в правилах игры, пытается разрушить игру, или раздражает других детей вопросами о том, во что они играют.
2. Критикует других детей.
3. Вмешивается без спроса в игру.
4. 4. Для мальчиков: присоединяется к той стороне, которая больше нуждается в помощи (к команде, которая проигрывает, или в которой меньше участников). Для девочек: спрашивает разрешения присоединиться к игре у хозяйки игрушки.
5. Жалуется взрослым, если его не принимают в игру.

Решение проблемы
Познакомьте вашего ребенка с пятью правилами этикета, которые приведены в левом столбце таблицы. Расскажите ему о том, как дети нарушают эти правила. Ваша задача научить ребенка применять правила этикета на практике.
План действий
1. Найдите место (детскую площадку, школьный двор), где играют дети возраста как ваш ребенок или чуть младше. Более старших по возрасту детей выбирать не надо, т.к. они не будут относиться к вашему ребенку на равных.
2. Пусть ваш сын или дочь сначала на небольшом расстоянии наблюдает за игрой, чтобы определить нравится ли ему игра, выяснить правила игры, кто выигрывает/проигрывает в игре. Наблюдая за игрой, ваш ребенок также покажет другим детям свою заинтересованность. Иногда ребятишки сами приглашают новичка присоединиться к игре.
3. Следить за игрой следует молча. Допускается только высказывать комплименты играющим по поводу игры.
4. Объясните ребенку, что надо дождаться паузы в игре, прежде чем попросить разрешения присоединиться. Подскажите ему заранее слова, с которыми можно обратиться к детям.
5. Научите ребенка без обид принимать отказ. Отказ - не повод огорчаться, это повод искать другую компанию детей.
6. Похвалите малыша вне зависимости от того, увенчались его попытки присоединиться к игре успехом или нет.
Почему ребенка не принимают в игру?
Как часто на детской площадке, или в парке, или во дворе можно увидеть такую картину: группа оживленно играющих детей - кто-то руководит игрой, указывая, что кому делать; кто-то сам вносит в сюжет игры новый поворот; кто-то ждет распоряжений «игрового лидера» - организатора и покорно их выполняет; кто-то просто подает нужную игрушку и с готовностью бросается отыскивать недостающий кубик (кастрюльку, пистолет)... А один ребенок стоит невдалеке, так, чтобы было видно и слышно играющих, но в то же время чтобы не привлекать их внимания. Он и не привлекает. 
Как помочь ребенку наладить взаимоотношения с одноклассниками?
Именно семья обеспечивает ребенку определенный уровень интеллектуального развития и прививает навыки общения. Конечно, родители не могут прямо воздействовать на ситуацию, сложившуюся в коллективе. Но часто они раньше учителей замечают, что их ребенку некомфортно в классе, что у него плохие отношения с одноклассниками. В таком случае необходимо немедленно принимать меры - лучше пойти и поговорить о тревожащих симптомах с классным руководителем, чтобы рассеять сомнения, чем позволить ситуации выйти из-под контроля. В подобной ситуации родители обращаются за помощью и к школьному психологу. 
Как сделать ребенка популярным
Многие родители, когда их дети жалуются на социальное отвержение, говорят, что быть популярным вовсе не так уж и важно. Но если бы они на секунду задумались и вспомнили собственное детство, то поняли бы, насколько глубоко заблуждаются. Популярным быть необходимо, и, возможно, это одна из самых важных высот, которых способны достичь дети.