Пресвятая Богородица

Ольга Бугримова
Предисловие.
«Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с тобою; благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших», - еле слышный шёпот молитвы моей бабушки чередовался с поклонами. Она истово крестилась, затем осеняла крестом нас, засыпающих, и в темноте тихо ложилась на свою кровать. Как самая любопытная в семье, я вылезала из-под тёплого одеяла и проскальзывала к ней.
- Бабуль, а кто такая Богородица? Почему ты с ней разговариваешь? А почему она тебе ничего не отвечает? – вопросы сыпались один за другим, а бабушка, утомлённая за день домашними делами, ласково целовала меня в лоб и говорила:
- Это мама Господа нашего, Иисуса Христа. Она на небе живёт с ним.
Я задумывалась и, не понимая, как можно жить на небе, ставила своими вопросами бабушку в тупик:
- Да как же она по небу ходит, там же земли нет и она упадёт. А где она спит с сыном?
Всё сказанное бабушкой казалось мне красивой сказкой.
И моя любимая бабушка, не зная как ответить мне на вопросы, тихо шептала:
- Вырастешь, внученька, всё узнаешь. Давай лучше спать. И молитву эту обязательно мы с тобой выучим. И много других.
Помню, как однажды, в возрасте лет пяти, она взяла меня на службу на Троицу.
Церковь находилась от нас очень далеко, в селе со смешным названием Варежка, нужно было идти  километров восемнадцать, но в Великие праздники бабушка посещала храм постоянно. Чтобы успеть к утренней службе, мы вышли вечером и заночевали у знакомых. Хорошее, доброе было время!  Хозяева близких к храму домов не боялись пустить на ночь малознакомых людей. Я помню, как пришедшие из разных сёл,  мы спали вповалку с другими, не боясь ничего. Храм поразил меня своим величием и красотой. Разбуженная ранним утром, я стояла с такими же ребятишками, тесно прижатая к бабушке. Не понимая, почему нужно так долго молчать, крутила головой и видела сосредоточенные лица прихожан. Затем меня заинтересовали иконы. С удивлением рассматривала лики святых и обнаружила, что некоторые знакомы. Особенно мне нравился  Николай чудотворец. Его строгость иногда пугала, и я боялась с ним встречаться взглядом. Каждый раз, когда мы бедокурили, бабушка говорила:
- Не будете слушаться, Никола вас накажет.
Однажды, когда никого не было дома, я мыла пол и стала смотреть на икону.
Святой был так похож на моего дедушку, с такой же бородой, но его взгляд меня почему – то зачаровывал и не отпускал, следя за каждым шагом.
И в этот раз я  почему-то села на скамью, испуганно сжалась, уткнула голову в колени и заревела во весь голос. Я рыдала так, что с огорода прибежал дедушка и вынес меня, дрожащую, на улицу. Я не могла вымолвить ни слова, почему со мной случилась такая истерика. Мне казалось, что я плохо вымыла пол и за это должно последовать наказание.  Теперь – то я знаю, что святитель Николай – один из добрейших и тёплых  угодников божьих… Но, я отвлеклась…
Тогда же я увидела и икону Божьей Матери с младенцем на руках  и шёпотом спросила бабушку: « Бабань, а это мама Бога? А почему он такой маленький?» В моей головёнке никак не сходились мысли, почему же все молятся такому маленькому Боженьке.
- Какая тётя красивая, - отметила я про себя. И зачем она на небо – то взобралась с мальчиком? Вопросы роились во мне непрерывным потоком.
Вот так я получала первые духовные знания. К большому сожалению, мне, выросшей в атеистической стране, было очень нелегко принять поворот нашей идеологии к вере. По роду работы, я даже проводила антирелигиозные беседы по радио, за что, видно, и была наказана многими бедами. Но по крупицам я открывала для себя новый, совершенно непохожий мир.
Я осознала, насколько была духовно слепа, и, придя к вере через тяжелейшие испытания, настояла на венчании старшего сына-офицера. На заре перестройки это было сродни подвигу. Помню, как я получила фотографии и принесла показать их на работу, как испуганно смотрели на меня коллеги, спрашивая:
- Ты не боишься их показывать? Как же вы разрешили ему венчаться? А вдруг его уволят?
Тогда мы ещё жили в страхе от коммунистической идеологии, и каждый дрожал за свою карьеру. Но гонений не последовало, и вслед за нашими детьми многие молодые пары начали венчаться. Можно сказать, что мой сын своим примером многим проложил дорогу к храму
Но, слава богу, что допустил меня Господь до чтения литературы. Появились первые публикации в журналах. Кажется, году в 1999 я прочитала статью о мучениях Христа, его восхождении на Голгофу и страданиях  Матери. К этому времени, конечно же, уже знала, кто такая Богоматерь. Помню, как рыдала меж стеллажами книг в голос, и каждая строка отзывалась в моём сердце болью. К тому времени я сама была матерью и знала, как дороги нам дети. Именно тогда мне стало понятно, каким  величием и силой обладала Богородица.
Несколько лет назад мне приснился сон, что по небосводу проплывают иконы с изображением Божьей Матери. Я усмотрела в этом добрый знак. Теперь собираю иконы и репродукции с её изображением и даже не могу назвать точное количество. А сколько книг прочитано! Хорошо, что работаю в библиотеке, литература доступна, и я с упоением зачитываюсь каждым новым изданием.
Увлекаюсь я так же и коллекционированием ангелов. Они окружают меня повсюду. Знакомые и родные, зная моё увлечение, стараются дарить их мне.
Могу сказать, что и Господь, и  Матерь Божья, и Святые земли русской, и ангелы – хранители, по моим молитвам не раз помогали мне в трудную минуту.
И если в детстве их образы воспринимались мной как мифические персонажи, то сейчас-то я понимаю, что это были реально существующие люди, пронесшие свою веру в Бога через всю жизнь.
Поэтому, меня всегда интересовала земная жизнь Пресвятой Богородицы. Какой же была она, величайшая из великих?

Первое предсказание о Божьей Матери

 Первое предсказание о Божией Матери заключается в обетовании об Искупителе, данном в раю, вслед за грехопадением наших прародителей: семя жены сотрёт главу змия, это семя Господь наш Иисус Христос, рождённый от Девы Марии. Все ветхозаветные пророки провозглашали о великом событии, грядущим в мир чрез Пречистую Деву.  В Ветхом Завете ясно указано, что Матерь Божия произойдёт из рода Давидова, родит Сына безмужно, и по рождеству его пребудет Девою, что Она будет украшена всеми добродетелями и прославлена.

Рождество Пресвятой Богородицы

Пресвятая Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, лежащим на откосе горы от Иерусалима. Городок не представлял особой важности, поэтому многие не верили, что оттуда явится великий пророк Иисус.
Согласно предсказаниям пророков, Спаситель мира должен был происходить из царского племени Давидова, но к тому времени его потомки теряли свои права и становились простолюдинами.
В Назарете жила благочестивая чета – Иоаким и Анна. Иоаким происходил из Иудина царского племени, Анна же была младшей дочерью священника. Они известны были не столько знатным происхождением, сколько милосердием и смирением, соблюдением заповедей Господа. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и ежегодно жертвовали в храм Божий две трети своих доходов, оставляя себе самую малость. Они были счастливы, но бесплодность омрачало их существование. За пятьдесят лет брака они не имели детей, а по закону, поддерживаемому фарисеями, муж имел право требовать развода из-за бесплодности жены. Но Иоаким любил Анну за необыкновенную кротость и добродетели, и разлучаться с ней не хотел. Они со скорбью в сердце безропотно несли испытания, молились, соблюдали посты, не теряя надежды на чудо.
В великие праздники существовала традиция приносить жертву, ноархиерей Иссахар отверг приношение Иоакима, упрекнув его бесчадием словами: «Господь, ради каких – нибудь тайных грехов твоих, отнял от тебя благословение». Иоаким был обижен этими словами, сказанными принародно, и не возвратился  домой, а ушёл в пустыню на сорок дней, где молился и плакал, умоляя Бога снять с него позор и нарекания. Анна, узнав об оскорблении мужа, плакала неутешно и ушла в сад. Сидя под лавровым деревом, она увидела средь ветвей гнездо с неоперившимися птенцами и заплакала ещё сильнее: «Горе мне, одинокой, все в мире утешаются детьми. Одна я, как степь безводная, без жизни и без растительности. Услышь, Господи, мою молитву!»
Вдруг перед ней явился Ангел Господень и сказал: «Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и от семени твоего благословятся все роды земные. Имя твоей дочери будет Мария, и Ею дастся спасение всему миру».
На радостях Анна дала обещание отдать дочь на служение Богу.
Пресвятая Дева Мария родилась от униженного, но некогда знаменитого дома Давидова, утратившего блеск былого величия. И ни блеск, ни слава мира не окружали её колыбель. Все земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной Матери Божией, называемой благодатною и благословенною со дня воплощения от Неё Спасителя мира.
По иудейскому обычаю, в 15-й день по рождению младенца, ей дали имя Мария, что по-еврейски значит «госпожа», «надежда». Мария, сделавшись Матерью Творца, явилась госпожою и надеждою всех тварей.
В честь рождества Пресвятой Богородицы 8 сентября  ещё в 4 веке был установлен праздник, и равноапостольная Елена соорудила Храм Рождества Божией Матери. Это праздник всемирной радости, вселенский, двунадесятый, потому что весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость.

Введение в храм Пресвятой Богородицы

Младенец Мария росла и укреплялась, окружённая любовью родителей. Предание гласит, что когда ей исполнилось шесть месяцев, мать поставила её на землю, желая испытать, может ли она стоять на своих ногах. Девочка сделала семь шагов и возвратилась в объятия своей матери.
Тогда праведная Анна взяла её на руки и воскликнула: «Жив Господь Бог мой! Ты не будешь ходить по земле до тех пор, пока я не введу тебя во храм Господень!» С той поры она устроила место у себя в спальне, куда не допускалось всё нечистое, выбрала безупречных нянь, которые ухаживали за Марией.  Когда исполнился год, отец созвал священников, книжников, друзей, старейшин на торжественный пир и просил их благословения.
 «Бог  отцов наших, благослови Младенца сего и дай ему имя славное и вечное во всех родах», - таково было благословение священников, произнесённое над головою Марии. Присутствующие ответили: «Аминь! Да будет!»
Когда Марии исполнилось два года, отец захотел исполнить обет посвящения, но Анна упросила его отложить это ещё на год. Уже в младенчестве Мария поражала окружающих необыкновенным развитием ума и сердца, обладала мудростью мыслей. Мудрость её, конечно же, была заложена в её воспитании от родителей, которые внушали ей мысль, что она обещана в дар Богу.
В благочестивых преданиях сохранились подробности введения во храм Пресвятой Девы. К торжеству посвящения в Назарете собралось множество родных и близких Иоакима и Анны, много юных  девушек для сопровождения её в храм. Все отправились в Иерусалим, который был в трёх днях пути от Назарета. После вступления в город последовал семидневный пост и молитвы, и только после этого родители за руки привели свою трёхлетнюю дочь к храму. Навстречу им с песнопениями вышли священники во главе с первосвященником Захарием. Крыльцо, ведущее к храму, состояло из 15-ти ступеней, по числу степенных псалмов. Священники поставили Марию на первую ступень, но она, к изумлению присутствующих, быстро взошла на последнюю без посторонней помощи к Захарию. Он сразу же ввёл её в глубину внутреннего святилища, куда не дозволялось входить не только женщинам, но и священникам. Даже сам первосвященник входил туда раз в год после поста и молитв.
Родители Марии не плакали в разлуке с дочерью, не посещала их печаль одиночества, а только благодарили Бога, ниспославшего им Божественный дар.
Трёхлетняя Мария была помещена в обитель девственниц, старшие девочки обучали её чтению книг и женским рукоделиям по назначению первосвященника; в святилище же входила только для молитвы. Из рукоделий Дева Мария занималась прядением льна, вышивала шёлками священные одежды. Она превосходила своих подруг во всем, и престарелые священники смотрели на неё как на драгоценное украшение храма. Вставала Мария с утренним рассветом, трижды в день совершала молитву: до 9 часов утра, около 12 дня и около 9 часов вечера. Во все годы её жизни в храме к ней являлись ангелы и беседовали с ней, так как пребывание её здесь было освящено Духом Святым.
Через девять лет она узнала первую скорбь на земле: один за другим умерли её родители – сначала отец, а затем мать. Память их празднуется ежегодно 9 сентября, на другой день праздника Рождества Богородицы. Они похоронены в стороне лестницы, по которой спускалась в погребальную пещеру Пресвятая Богородица в Гефсимании.
Лишившись любимых родителей, испытав горькое чувство сиротства, она дала обет Богу сохранить своё девство Богу.

Обручение Пречистой Девы

Девственная чистота не считалась добродетелью у евреев. Все девы, воспитанные в храме, по достижении возраста, должны были вступить в супружество. Юная отрасль царственного дома Давида обязана была вступать в супружество ради надежды, что царь Мессия произойдёт из рода царя и пророка Давида.
Когда Марии исполнилось 14 лет и 11 дней, первосвященник объявил ей, что она должна оставить храм, выйти замуж и уйти в свой дом. Мария смиренно, но твёрдо отвечала, что с рождения посвящена родителями служению Богу, а когда впоследствии вошла в возраст, сама дала обет навсегда сохранить девство, и не желает нарушать его.
Удивились священники твёрдости  и решимости девушки. Они не могли нарушить закон и в то же время не могли принудить её нарушить обет. Все собрались в храм для молитвы с надеждой, что Бог явит им сою волю. Захарию явился ангел и сказал: «Захария! Собери неженатых мужей из колена Иудова от дома Давидова, и пусть они принесут посохи Свои жезлы). Кому Господь покажет знамение, тому отдашь Деву в соблюдение девства её».
По призыву глашатаев, к храму сошлись много мужчин, но первосвященник отобрал только двенадцать, взял у них жезлы и оставил их в храме. Сам же всенародно молился. Когда на другой день Захарий со священниками и двенадцатью отобранными мужчинами вошли в храм, то увидели, что жезл Иосифа расцвёл. Первосвященник раздал жезлы,  а на последний, принадлежавший Иосифу, сел голубь.
Иосиф, родственник Марии, был человеком праведной жизни, вдовцом, имеющим шестерых взрослых детей от умершей жены Саломии. Ему было более восьмидесяти лет, поэтому на предложение первосвященника он отвечал, что стар и не хочет быть посмешищем среди людей. Но ему всё же пришлось смириться, ведь Мария была обручена с ним не для брака, а для сохранения девства. Сохранилось так же предание о том, что Мария не боялась идти в дом Иосифа, поскольку ей было видение. Иосиф привёл её в бедную семью, на незавидную долю обрученницы плотника, жившего своими трудами, несмотря на высокое царское происхождение от потомков царя Давида. Смиренный плотник был лучшим человеком своего народа, ставший Марии защитником и хранителем её девственной жизни.

Благовещение Пресвятой Богородицы

В доме своего обрученника Мария не изменяла привычного образа жизни: жила в уединении и безмолвии, вся в трудах, молитвах и чтении священных книг. Иосиф занимался своим ремеслом в мастерской рядом с домом. Жизнь четы протекала мирно и спокойно.
Дева Мария знала от святых отцов и из священных книг, что приближается время пришествия Мессии на землю. Много раз она читала пророчество Исаии: се, дева во чреве зачнёт и родит сына, и наречеши имя ему Еммануил – и полагала, что эта благословенная Дева уже существует. Она заранее горела любовью не только к мессии, но и к деве, предназначенной быть его матерью. Мечтала он так же и о том, чтобы послужить ему хотя бы последней рабою.
Ещё во время жизни в храме, Мария получила таинственное извещение о воплощении в ней Бога Слова: однажды во время молитвы вдруг свыше раздался голос сверху, возвещающий :ты родишь Сына Моего.
Теперь же, живя в доме Иосифа, во время чтения Священного Писания, она молилась о том, чтобы скорее увидеть мессию. Вдруг перед ней предстал архангел Михаил и как бы в ответ на её мысли произнёс божественный привет: радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна ты в женах. Явление архангела не испугало её, потому, что пребывая в храме, она привыкла к беседам с ангелами. Но необычное приветствие смутило её. Боясь искушения от лукавого, Мария молчала, а архангел, видя её смятение, спешил успокоить: не бойся, Мариам! Обрела бо еси благодать у Бога.
Пречистая Дева посчитала ангельское послание слишком высоким для себя. Её волновал вопрос, как же она, Дева, сможет родить? Но архангел Михаил успокоил её сомнения: ты родишь сына без мужа своего – Дух Святой найдёт на тя, и сила Вышняго осенит тя, т.е. зачатие произойдёт и сделает её матерью сверхъестественным путём, непостижимым для ограниченного  человеческого ума. По человеческим убеждениям невозможно, чтобы непорочная дева родила или  бы состарившаяся женщина стала вновь плодной.
Но свет духа божьего озарил Деву Марию и она, смиренно осознав ничтожество человеческих достоинств перед святостью Всевышнего, отвечала:  се, раба Господня; буди по глаголу твоему!
Мария захотела посетить свою родственницу Елизавету, которая в порыве глубокого чувства произнесла вдохновенную речь: благословенна ты в женах, и благословен плод чрева твоего.
Мария удивилась прозорливости Елизаветы и вновь убедилась, что всё происходящее от Духа Святого. В гостях она пробыла три месяца. Истекал шестой месяц  беременности, и положение  уже не могло оставаться тайной для старца Иосифа. В его душе восстала буря сомнений. В страшном волнении он думал о возможном обольщении кем - то его обрученницы. Он недоумевал, что делать с Марией. По закону она должна была побита камнями, если бы он решился обвинить её перед судом, но его благоговейная любовь к девушке не позволяла поступить с ней так. И он решил дать ей разводное свидетельство, не упоминая причину развода и отпустить от себя. В глазах народа Иосиф мог казаться жестоким и несправедливым, но это его не пугало. Важнее было скрыть её проступок, а не предавать публичному позору. И он решил осудить себя на изгнание и принять вину на себя.
Но Бог, внимая молитвам Иосифа, послал ангела, чтобы во сне он успокоил Иосифа и открыл ему истину. Ангел напомнил плотнику, что тот является потомком царя Давида, хотя и униженного, но достойного рода, и что Мария чиста и непорочна, и что муж должен заботиться о безопасности матери и рождённого от неё Царя Славы. Иосиф пробудился от сна, и в сердце его не осталось ни капли сомнений в непорочности чистоте Марии, ведь он с давнего времени знал о пророчестве Исаии, верил слову Господа и не имел нужды в доказательствах. 
С той поры Мария оставалась в доме Иосифа и жила до его кончины. А он с трепетом и любовью исполнял свои обязанности.
Благовещение Пресвятой Богородицы празднуется с первых времён христианства 25 марта. Сотворение первого человека тоже совершилось 25 марта, ветхозаветный Адам, своим грехом увлекший весь род человеческий, но был воссоздан Первенцем Нового Завета для спасения и блаженства в такое же время.
И древнейшие, и великие отцы церкви учили последователей называть и почитать Матерь Господа Богородицею.
 
Рождество Христово

 Перед Рождеством Христовым было всеобщее ожидание Спасителя : иудеи ожидали его пришествия на основании пророчеств; язычники, бедствуя от неверия и всевозможных несчастий с нетерпением ждали избавителя. Делами веры заведовал великий синедрион, в котором заседали первосвященники. Ожидания рода человеческого исполнились, когда римской империей правил Август, а Иудее. – Ирод. В это время вышло повеление от кесаря Августа сделать всенародную перепись во всей его земле, в том числе и в Иудее. В силу этого указа каждому израильтянину необходимо было быть в родном городе, чтобы записаться в государственные списки. Иосиф и Мария должны были идти в Вифлием, на родину царя Давида, где хранились родословные списки их царственного племени. Иосифу явился ангел, повелевший ему идти на перепись. Если бы не это повеление свыше, старец не посмел бы предложить Марии трудное и дальнее путешествие. Для Марии сделали удобное сиденье на ослице и погрузили вещи на животное. Ангел сказал им, что ослица будет показывать им путь. По ночам подмораживало, и Святая Дева страдала от холода. Однажды вечером она сказала: «Я не в силах продолжать путь» и он тотчас помог ей сойти и сесть под дерево. Она же начала горячо молиться Богу, чтобы он помог согреться. Внезапно почувствовала себя проникнутою теплом и протянула руки к Иосифу, чтобы согреть и его.
Так провели они в пути девять суток. Срок разрешения её был уже близок. Наконец они подошли к дому на краю города, где прошло детство Иосифа. Но там была римская канцелярия. Иосифа никто не узнавал. Все попытки найти квартиру оказались тщетными. Он обходил все дома, умоляя пустить их на ночлег, ссылаясь на положение Марии, но это было только лишним поводом для отказа. Наконец Иосиф нашёл пещеру, в которой он в детстве часто молился, ища одиночества, и Мария с радостью согласилась идти туда. Здесь они смогли отдохнуть, молиться и ожидать рождения.
Стемнело. Иосиф подвесил к потолку зажжённые лампы, а Мария попросила его встать на молитву. Около полуночи снаружи послышался шум. Это молодая ослица весело прыгала у входа. Старец дал ей корма и вошёл в пещеру, уже переполненную сверхъестественным светом, и Дева Мария вся в сиянии молилась на коленях лицом к востоку. Точно светлый луч спустился с небес и остановился на Марии. В этом ярком блистающем потоке происходило необычное движение небесных сил.  Почувствовав себя восхищённой ангелами, она на некоторое время забыла об окружающем и увидела Дитя в неописуемом небесном сиянии.  Но вот до её слуха дошёл плач ребёнка, и она поняла, что он требовал внимания к себе. Мария спеленала его, прижала к сердцу, положила в ясли и первая принесла ему поклонение.
Заботы и тревоги окружали Пресвятую Деву. Население Вифлеема осаждало убогую пещеру, чтобы поклониться тому, о ком возвестили ангелы пастухам, другие несли подарки, третьи просто из любопытства, а четвёртые в надежде получить дары, которые Иосиф тут же раздавал.

Поклонение волхвов

Святая Дева предвидела и других, неведомых никому великих гостей и сказала старцу, чтобы он приготовился к приёму царей – волхвов -  магов,  мудрейших наблюдателей природы, изучавших звёздное небо.
Они являлись властительными особами из Персии трёх возрастов и трёх племён. Мельхиор – старец, потомок Сима; Каспар – безбородый цветущий юноша, потомок Хама; Валтасар – человек в первой поре возмужалости, смуглый потомок Иафета.
Волхвов, странствующих  по дорогам в Палестину, сопровождала путеводная звезда, которая не подчинялась небесным законам: она шла всегда впереди их каравана по прямой линии к Иерусалиму. Иногда она скрывалась за облаками, как бы давая путешественникам время для отдыха. Перед вступлением в Иерусалим путеводная звезда внезапно скрылась из глаз изумлённых волхвов, как бы давая им знак, что они достигли цели пути.
Они начали свою проповедь о появлении звезды, предсказывающей рождение Мессии, но благая весть не произвела общей радости в Иерусалиме. Когда донесли Ироду о прибытии волхвов – чужеземцев, которые расспрашивали о рождении Царя Иудейского, звезду которого они видели на востоке, он перепугался. Пригласив к себе волхвов, он выведал у них время появления звезды. Обманным путём он попросил их разведать о рождении Младенца, чтобы затем убить его. ничего не подозревающие волхвы, будучи людьми доверчивыми и добродушными, отправились по гористой дороге в Вифлеем. Вдруг на небе снова заблистала звезда и быстро спустилась к ним, указывая дорогу. Она шла перед ними до тех пор, пока не остановилась у пещеры, где находился Младенец. У входа в пещеру она спустилась ещё ниже, осветив ярким сиянием убогое жилище.  Волхвы обрадовались, поняв, что наступил конец ветхому миру ожиданий и тревог, лжи и обмана. Преклонив колена, с поклоном преподнесли они драгоценнейшие дары Богочеловеку: Мельхиор – ладан, Валтасар – золото, Каспар – смирну.
Пречистая Матерь и праведный обрученник с изумлением смотрели на благоговейное поклонение царей Востока и внимательно вслушивались в их слова о появлении неведомой звезды, удивлялись благодатному верованию язычников, которые караваном пришли с востока, и чьё торжественное пение раздавалось среди долины в честь почитания воплотившегося Бога.
Волхвы вновь поклонились Богомладенцу и Его Пречистой Матери и ушли из Вифлеема другим путём, не исполнив поручения Ирода. Мудрые поклонники Младенца Иисуса были впоследствии крещены апостолом Фомою, проповедником Евангелия в Персии.
Обрезание Господне
Пресвятая Богородица с сыном и Иосифом провели в Вифлеемской пещере сорок дней. Через восемь дней, по закону Моисееву, было совершено обрезание, символизирующее отсечение страстей, истинное покаяние и обращение к новой жизни в Боге. Спаситель рода человеческого не имел нужды в обрезании, но принял его по закону, чтобы дать своим последователям пример повиновения церковным законам.
Сретенье Господне
Закон требовал, чтобы всякий перворожденный младенец в сороковой день от рождения был принесён в храм, посвящён Бог - это называлось посвящением.
По тому же закону, женщина, родившая мальчика, признавалась нечистой в продолжение семи дней и после этого не могла участвовать тридцать три дня в общем богослужении. В сороковой день она должна была принести его в храм и представить во всесожжение однолетнего ягнёнка, а в случае бедности – двух горлиц или молодых голубей. Суть этого священного обряда объясняется тем, что если рождение ребёнка есть дар Божий, то и первый плод должен принадлежать ему.
Дева Мария, сделавшись матерью Господа, освятилась его рождением и не имела нужды в очищении, по смирению, принесла жертву – пару молодых голубей и встала на месте, предназначенном для родивших. По принятии священником жертвы и участия в обряде всесожжения, Мария вступила в храм с младенцем на руках в сопровождении Иосифа.
В это время в храм пришёл святитель Симеон, один из учёнейших людей своего времени, и, приблизившись к Марии, принял из её рук Младенца, прославив Бога и произнёся пророческую песнь о Спасителе мира.
В истории Никифора Каллиста есть сведения, что при переводе книги пророка Исаии Симеон остановился на  словах: Се, Дева во чреве зачнёт – и хотел зачеркнуть слово Дева, исправив на Жена, но явившийся ангел удержал его руку, запретив исправлять пророчество и сказал ему, что он не умрёт пока сам не увидит пророчество. С тех пор Симеон, каждый день ходил в храм, и узнал по внушению Святого Духа Деву Марию с Младенцем на руках, потому что они были озарены необыкновенным светом. 
«Отпусти, Владыко, раба твоего, потому что видели очи мои спасение Твоё!» - воскликнул старец, обращаясь как бы уже не к Младенцу, а к Владыке и Господу, имеющему власть отпустить в другую жизнь или удержать на земле.
Марии же он объяснил, её сын всегда будет камнем преткновения и предметом  противоречий для неверующих и отвергающих его,  и что люди предадут её сына, а она будет свидетельницей всех его страданий.
Как бы для полноты славы, к ним приблизилась Анна пророчица, престарелая вдова, жившая при храме. После смерти мужа она посвятила себя служению Богу, и в  возрасте 84-х лет ей довелось увидеть и прославить Спасителя мира. Святая церковь называет её всехвальною вдовою, целомудренною, преподобною старицею и пророчицей.
По воле Божьей жизнь Симеона продлилась более обыкновенного для того, чтобы своими глазами мог увидеть Младенца - Спасителя мира и с миром отойти в жизнь вечную.
Исполнив все положенные по закону очищения, святое семейство вернулось в Назарет.
 
Бегство в Египет

Вскоре Пресвятая Дева и её обрученник испытали тяжкие испытания за жизнь Богомладенца: то была первая болезнь, по предсказанию Симеона Богоприимца, как стрела, пронзившая её сердце.
Волхвы не исполнили желание царя Ирода и не возвратились в Иерусалим открыть ему место нахождения младенца. Ирод принял такое поведение волхвов как оскорбление и насмешку над собой и пришёл в ярость. Он боялся, что новорожденный царь отнимет у него власть и отдал приказ избить в Вифлееме всех мальчиков до двухлетнего возраста. Четырнадцать тысяч детей стали жертвами честолюбивого злодея.
Какими словами можно описать Вифлиеемское бедствие? Кровь, истекающая из ран матерей и детей сливалась в один поток; стоны и рыдания наполнили мир; вопли детей и матерей носились в воздухе и поднимались к небу.
В бешенстве Ирод отдал приказ об умерщвлении советников, старейшин, книжников, своих родных : сына, сестру с мужем, жену и многих других. Велика была его власть, но недосягаем Младенец Божий. Иосифу во сне явился ангел и предупредил его о том, чтобы ради спасения вся семья бежала в Египет.
Иосиф немедленно повиновался. Много неудобств и трудностей испытали они: не всегда находился кров, чтобы укрыться от холода, не было пищи.
До наших дней дошло предание о том, что во время путешествия маленький Иисус творил чудеса. В одном месте в Египте, их окружили разбойники с целью ограбления. Старший выступил вперёд с обнажённым мечом и его поразил убелённый сединой старец, похожий на патриарха и молодая мать, прижимающая ребёнка к груди, как бы желая защитить малыша. Душа разбойника умилилась при виде такой картины, и он сказал: «Если Бог принял на себя тело человеческое, то не мог быть прекраснее этого младенца». Пресвятая Дева ответила ему, что этот младенец воздаст тебе воздаянием благостным. Слова её оказались пророческими. Именно этому разбойнику Спаситель мира через много лет, вися на кресте, сказал: «Днесь со мною будеши в раю».
Известно, что первым местом отдыха в Египте было селение Матариэ, расположенное к северу от Каира. Иосиф, оставив близких, отправился искать приют. А Мария с младенцем укрылась под огромным деревом, которое преклонило свою крону до земли, воздавая им поклонение.  В его расселине и находилась пресвятая Дева с Иисусом. С тех пор дерево осталось в наклонном состоянии, а листья лечат любые болезни. Кроме того, где ступала нога Богомладенца, пробился источник чистой воды, который существует до сих пор и поразительно отличается от других источников это края, имеющих солоноватый вкус.
Прибытие в Египет ознаменовалось и ещё одним чудом. Во всём Египте пали с подножий идолы. Нет данных о том, сколько лет жила семья в Египте. Одни исследователи называют от двух до трёх лет, другие – от пяти до семи. Верно одно – они оставались там до смерти Ирода.
Ирод же умер такой мученической смертью, что современники увидели в этом небесное наказание. Необъяснимая болезнь мучила его внутренним жаром, внутренности были покрыты язвами, и дыхание было соль зловонно, что нельзя было подойти к нему. В тоже время его мучил постоянный голод, а тело снаружи ели могильные черви.
После смерти Ирода земля Иудейская была разделена на четыре части. Ангел вновь явился Иосифу во сне и сказал, чтобы они возвратились в Израиль. Но новое удивление потрясло Иосифа: по смерти Ирода в Иудеи правил его сын Архелай. Но ангел успокоил его и велел, чтобы семья удалилась в окрестности Галилеи в Назарет.

Жизнь Святого Семейства после возвращения из Египта

После возвращения из Египта Дева Мария и Иосифом и сыном проводила смиренную жизнь в глубокой неизвестности до тридцатилетнего возраста Иисуса. Иосиф занимался плотницким ремеслом, ему же помогал и отрок Иисус. Причём, так усердно, что иудеи удивлялись  его стараниям. Старец так любил его, что даже Мария называла престарелого обрученника отцом своего сына. В труде и молитве, в чтении священных книг, в рукоделиях проходили дни за днями. Мать соткала ему замечательный по исполнению хитон красного цвета, цельный, без швов, который в дальнейшем Иисус носил постоянно.
Для матери не было большей радости, как видеть взрослеющего ребёнка, раскрывающего своё величие. Она заботилась о нём, прислушивалась к его мудрым словам, наблюдала, как из детства он постепенно переходит в юношество и в зрелые годы.
Современники Иисуса удивлялись его познаниям в Священном Писании и понимали, что никто из них не знает столько, сколько знает он, хотя нигде и не учился. Каждое его слово исходило от истины.
Иосиф и Дева Мария, исполняя закон Божий, ежегодно ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Они  взяли с собой и двенадцатилетнего Иисуса. По окончании  праздничных дней, возвращаясь домой, не сразу обнаружили, что Иисуса с ними нет. Три дня безуспешно искали они отрока. Глубокая скорбь овладела ими: как могли выпустить из виду драгоценный залог, Богом данный? Утомлённые печалью, вошли в храм, чтобы просить помощи у Бога. Их взорам предстала удивительная картина – он сидит среди знаменитых учителей народа и толкователей слова Божьего, окружённый многочисленными слушателями, а учёнейшие мужи, старейшины и книжники с ужасом внимают его речам и удивляются глубоким познаниям. С выражением скорби и тревоги, полная сердечности и любви, Богоматерь обратилась к Иисусу: «Сын Мой! Что ты сделал с нами? Вот отец твой и я с великою скорбью искали тебя!»
Господь Иисус выслушал её и напомнил, что кроме земных обязанностей у него есть ещё другие, важнейшие к Отцу Небесному.  В Назарете Иисус повиновался Матери своей и Иосифу. Несколько лет спустя  старец отошёл в мир иной. Предание говорит о том, что умер Иосиф в возрасте ста десяти лет, окружённый любовью  Иисуса и Девы Марии. Погребён в Гефсиманской пещере.
Оставшись с сыном, Мария ждала открытия царства сына своего, царства не земного, а небесного. Так протекли для Спасителя тридцать лет неизвестной жизни.

Ожидание Пресвятой Богородицей открытия Царства Сына Своего

Наконец наступило время, когда Иисусу Христу исполнилось тридцать лет. Ранее этого возраста иудеи не могли принимать звания учителя или священника.  Подчиняясь обычаю, Богочеловек ушёл из Назарета к Иоанну Предтече, который призывал всех к покаянию и очищению от грехов крещением святой водой. Иисус крестился в Иордане. Над ним разверзлись небеса, и Дух Божий в виде голубя сошёл на него, а с небес раздался голос Бога Отца: Сей есть сын мой возлюбленный.
После крещения Иисус ушёл на сорок дней в пустыню, где постом и молитвой подготовил себя к спасению рода человеческого. Подготовив себя духовной силой, он в сопровождении народа и учеников вернулся к матери.
Вскоре после этого Иисус с Марией был приглашён на свадьбу к своему бедному родственнику. Видя, что жених с невестой волнуются из-за недостатка вина, мать обратилась к сыну за помощью. Она совершает первое ходатайство за скорбящих и бедствующих, глубоко веря в его божественное предназначение. Иисус тихо напоминает ей, что его час ещё не пришёл, и он пришёл в этот мир для более высокой цели, духовной, а не для исполнения материальных нужд людских. Но Дева Мария была так уверена в милосердии сына, что не посчитала его слова отказом. Спокойно она сказала прислужнику на пиру: что он скажет, сделайте.
Прислужники наполнили кувшины водой и отнесли её распорядителю пира. Оказалось, что вино превратилось в хорошее вино. Так было положено начало чудесам по ходатайству Пречистой Марии, показав таким образом, что Заступница Усердная всегда придёт на помощь страждущим.
За первым чудом последовали и другие: исцелялись больные, мёртвые воскресали, демоны изгонялись.
Первое слово Господа было в Капернауме о покаянии: покайтесь, ибо приблизилось Царствие небесное.  Здесь же, в Капернауме жили апостолы Пётр и Павел, у которых Иисус оставил свою мать, чтобы идти дальше со своими проповедями. Странствуя по Палестине, Иисус пришёл в Назарет, чтобы огласить своё учение в синагоге. Но фарисеи и книжники приняли его со злобой. Узнав в Иисусе сына плотника, они глумились над его незнатным происхождением, осыпая насмешками и ругательствами, утверждая, что ни один пророк не принимается в своём отечестве с честью.
Они ждали от него чудес, но чудеса не совершались из-за неверия в его силу. В ярости выгнали завистники Иисуса из города и повели его на вершину горы, чтобы сбросить его оттуда. Пресвятая Богородица услышала от людей о скандале и поспешила на гору. Но не пришёл ещё его судный час. Толпа была поражена слепотою, Господь прошёл сквозь неё невидимым и затем вернулся с матерью в Капернаум.
Пресвятая Богородица и родственники знали о ненависти врагов Иисуса и опасались за его жизнью. Иисус Христос в своих проповедях подчёркивал, что он сын Марии по плоти, пришёл исполнять волю отца небесного и считает духовное выше плотского. Таким образом, сын возводит достоинства своей матери, родившей Богочеловека до высшего предела. Она следовала за ним, окружённая верующими женщинами и была свидетельницей его возрастающей духовной силы и милосердия. Спаситель плакал об окаменелых сердцах грешников, творя добро. Ненависть врагов его достигла высшей степени. Приближалось время страданий Христа Спасителя и начиналось время Пречистой Его Матери. Безмерно любя сына, она страшилась видеть его страдания, но понимая, что согласно воле Божьей он пришёл в этот мир для спасения, она безропотно принимала всё, что было уготовано ей. Во всём положившись не него, она с твердостью ждала этого часа.

Страдания Божьей Матери

Наконец наступил час страданий и смерти её божественного сына. Пресвятая Богородица сама сопровождала его на Голгофу. Страдания сына мечами пронзали сердце; оружие, предсказанное Симеоном, начало своё безжалостное действие.
Три с половиной года готовился Иисус Христос к спасению рода человеческого. Он торжественно вошёл в Иерусалим как Царь Славы и Победитель, окружённый множеством верующих, которые встречали его с пальмовыми ветками в руках восторженными возгласами, расстилали свои одежды на его пути. Первосвященники пришли в ярость, видя всенародное прославление  ненавистного ими Царя Назарея. Они уже осудили его на смертную казнь, но боялись схватить средь бела дня, боясь возмущения народа. Через несколько дней, когда ночной мрак покрыл землю, вооружённые воины под предводительством Иуды Искариота, схватили молящегося до кровавого пота за род человеческий Иисуса Христа. Он молился за род человеческий, а люди в это время, как хищные звери, ждали добычи.
Без слёз нельзя представить состояние Богоматери во время этих страшных событий. Она покорялась Божьей воле, но в то же время страдала при виде мучений и бесчестия, которые наносились сыну врагами. Невыносимо было видеть, когда Пилат выставил его окровавленного, обезображенного, облечённого в одежду поругания, с терновым венком на голове на позор миру. Какими словами можно выразить чувства матери, когда она видела своего сына и Бога в таком униженном состоянии? Тяжки были страдания Богоматери, видевшей его истерзанного и изнемогающего, несшего крест на Голгофу, чтобы быть пригвождённым на нём. В юдоль мёртвых привели страдальца, сюда же пришла и Матерь Божья.  Каждый удар молотка, пригвоздившего к кресту её сына и Бога,  отдавался в её сердце мучительной болью. Она стояла у креста и не могла ничем помочь, осознавая, что на кресте совершается искупление рода человеческого во имя примирения человека с Богом.  Когда разъярённая толпа стала расходиться, к матери, стоящей у креста, стали подходить любившие Господа. Женщины рыдали. Только Богоматерь безмолвствовала. Её скорбь была выше слёз!
В лице Спасителя умерло всё падшее человечество, чтобы искуплённым его Божественною кровью снова восстать для вечной жизни. Он же, видя с креста, какая скорбь пронзает её сердце, обратился из последних сил к ней, указывая на любимого ученика: Жено! Сей сын твой.
Этими словами он как бы оставляет в залог Иоанна Богослова, как самое дорогое сокровище.
Се, Мати твоя! – продолжает Христос, указывая ученику глазами на Пречистую Богородицу, - исполняй её волю, прибегай к ней в нуждах, немощах и тревогах, а она принесёт тебе утешение и будет твоею заступницей.
В Иоанне Богослове человечеству был подан пример благоговейного почитания Божьей Матери.
Пресвятая Матерь отдала последний долг сыну: вместе с учениками сняли тело с креста, обвили его плащаницей с благовониями и положили в гроб, привалив двери большим камнем. При перенесении и погребении Господа, Богородица плакала, и плач её изображается церковью в трогательных песнопениях.
Иудейские старейшины, предав позорной смерти Иисуса, не успокоились, а потребовали у Пилата стражу для охраны гроба, запечатанного печатью синедриона.
Икона плачущей Богоматери называется "Скорбящая" и относится к наиболее почитаемых у христиан.

Успение Божьей Матери

Ублажаемая и прославляемая на земле, Божественная Мария стремилась к переселению в небесные обители, чтобы увидеть своего сына. Христианство распространялось по всему миру, так же росло величие и значение Богоматери. Она же, ежедневно посещая Голгофу и Елеонскую гору, усердно молила сына о скорейшем переселении на небо. Однажды, когда Мария возносила свои чистые молитвы на горе, пред нею предстал Архангел Михаил с вестью о том, что через три дня она переселится к своему  сыну.  Для удостоверения в истине этого извещения он вручил ей райскую веточку от финикового дерева и сказал, чтобы её несли в день погребения перед гробом. Богоматерь с благоговением приняла ветвь, сияющую светом небесной благодати, и просила Господа, чтобы в час её исхода не видеть князя тьмы и адских страдалищ, а чтобы  он сам  принял её душу в свои руки. Пречистая Дева выразила желание перед кончиной видеть святых апостолов, рассеянных по вселенной для проповеди Евангелия.
Богородица возвратилась дом Иоанна Богослова, где проживала и все были поражены той радостью и небесной силой, которые были на её лице. По миру распространилась весть о дне кончины Богородицы и к дому стали стекаться толпы народа. Увидев райскую ветвь, все рыдали и просили Пречистую Богородицу, утешительницу бедных, не покидать их. Успокоив людей, Богоматерь сделала завещание относительно скудного имущества и выразила желание положить её тело рядом с родителями в Гефсиманской пещере. Когда она передавала свои предсмертные пожелания апостолам Иоанну и Иакову, внезапно поднялся шум, как во время бури, и все увидели светлые облака, окружившие дом. Господь исполнил желание своей матери и на этих облаках со всех концов мира были доставлены апостолы, которых в своё последний час она хотела увидеть. Апостолы недоумевали, что за причина совершившегося с ними чуда? Узнав о переселении Пресвятой Богородицы на небеса, они огорчились и не могли скрыть своих слёз. Все почувствовали, что остаются сиротами на земле без утешительницы и руководительницы, заменившей им Спасителя и Учителя.
Семьдесят апостолов призвала Матерь Божья, каждого называя по имени, каждого поблагодарила за их труды, всех утешила и пообещала никого не оставлять без помощи. На третий день после архангельского известия, около трёх часов дня, в доме, где горело множество свечей,  апостолы славили Господа, окружая одр Пречистой богородицы, внезапно открылся покров дома и божественный свет осенил всех присутствующих. В этих лучах померкло всё земное. Сам Иисус Христос, окружённый святыми и праведными душами,  предстал перед своей Матерью. Обрадованная, она несколько раз повторила молитву: Прими дух мой с миром и огради от области тёмной. Господь успокоил её, сказав, что тёмные силы змея давно попраны её ногами и святостью. После этого она легла на одр и предала душу в руки своего сына. Без болезни родила его, без страданий он принял её душу, не дав ей видеть тление тела.
Апостолы услышали дивное благоухание от тела Богородицы, целовали его и при одном прикосновении к священному одру, получали исцеление.
Иоанн Богослов с райскою ветвью шёл впереди процессии, которая направлялась от Сиона к Гефсиманской пещере. До самого места погребения над телом Богородицы и над всеми, их сопровождало светозарное облако в виде венца и дивное небесное пение.
Во время шествия произошли ряд трагических и необъяснимых случаев. Первосвященники и старейшие, видя, какие почести воздаются матери распятого ими Христа,  в гневе подговорили народ напасть на христиан с оружием и кольями, всех разогнать, апостолов убить, а тело Богородицы сжечь. Но светозарный облачный венец, сопровождавший шествие, опустился на землю и оградил его, как стеною. Преследователи слышали пение, но, поражённые слепотой, ничего не видели, а многие даже разбили себе головы о городскую стену. Некоторые искали проводников, поскольку не знали, куда идти.
Самый дерзкий и злобный иудейский священник Афоний изрыгал ругательства в адрес Богоматери, поносил её сына, с яростью бросался на гроб, стараясь выбросить тело на землю, но ангел господень отрубил ему обе руки невещественным мячом. Отсечённые руки повисли в воздухе, а сам Афоний со страшным воплем упал на землю. Ужасное наказание вразумило его, и он воззвал к апостолам о прощении. Но когда апостол Павел, остановил процессию и сказа ему, что исцелить и простить его может только тот, кого вы распяли – Иисус Христос, Афоний громко закричал: "Верую, что Христос есть обещанный Мессия, Спаситель мира!" Верующие обрадовались о спасении погибающей души, апостол Пётр призвал злодея приложить остатки рук к висевшим на гробе Богородицы и они мгновенно срослись, осталась только красная, как нить, полоска. Афоний, поклонился Господу, вознёс похвалу Богоматери и последовал за шествием. Многие из иудеев, услышали о чуде, раскаялись и, прикасаясь к гробу Пресвятой Богородицы, получали исцеление и возвращение зрения.
Святые апостолы положили гроб в пещеру, заградили её большим камнем и молились ещё три дня, слыша в воздухе пение ангелов, прославляющих Матерь Божью.
Апостол Фома прибыл в Гефсиманию только на третий день после погребения Богородицы и не успел получить её благословение. С рыданиями  и печалью он выражал свою скорбь. Из сердечной жалости апостолы решили отвалить камень, чтобы он увидел тело Богоматери. Но, когда открыли гроб, увидели только погребальные  благоухающие одежды. Недоумевая, куда же делось тело, они целовали одежды и молили Господа открыть им тайну чуда. В тот же вечер, во время трапезы сама Царица небесная явилась им в воздушном пространстве, окружённая небесными силами и сказала:" Радуйтесь! Я с вами есмь во вся дни".   Обрадованные апостолы воскликнули: "Пресвятая Богородица, помогай нам!"
Таким образом, апостолы убедились сами и передали церкви несомненную веру, что Матерь Божья была воскрешена Богом в третий день по погребению и взята им на небо вместе с телом.
Кончину Богородицы называют успением, ибо она как бы уснула на небольшое время и потом воспрянула. С древнейших времён христианства в честь памяти Богородицы церковью установлен праздник Успения 15 августа.
Кто из нас не призывал на помощь Пресвятую Богородицу? Она близка нам в наших делах и помыслах, в утешении и скорбях. Ни одна просьба не остаётся без ответа. Она – первейшая наша заступница перед Богом.

Внешний вид Пресвятой Богородицы

Пречистая Дева окончила свою земную жизнь в преклонных летах. О внешнем виде Девы Марии сохранились воспоминания  в исторических описаниях святых Епифания и Никифора Каллиста. Она была немного выше среднего роста, цвет лица напоминал цвет пшеничного зерна, по современному описанию, цвета персика, волосы светло – русые, волнистые. Особенно на лице выделялись её глаза: ясные, со зрачками цвета маслины и проницательным серьёзным и ласковым взглядом. Брови- чуть наклонённые вперед и довольно чёрные, нос продолговатый, губы подобны цветку розы, исполненные сладких речей, лицо не круглое и не острое, а несколько продолговатое, руки и пальцы длинные. В ней сочетались простота, смирение и совершенство.  Более двух тысячелетий отделяют нас от того дня, когда на свет Божий появилась Пресвятая Дева. Сегодня трудно даже поверить, что у нее была земная жизнь, заполненная человеческими заботами, радостями и страданиями. Мы привыкли её воспринимать Царицей Небесной, а она имела свои земные черты характера - склонность к покою, задумчивости, о чем свидетельствуют современники. Божественную трогательную улыбку Девы Марии навечно запечатлели иконописцы, это и не улыбка даже, а образ самой доброты.
Современники Девы Марии, удостоившиеся видеть её, отмечали так же её дивную красоту. Одежда была чужда роскоши и отличалась скромностью, речь кроткая, льющаяся из самого незлобивого сердца, обращение без жеманства, простое. Она была смиренна сердцем, мудра в беседе, на слова не скора, говорила мало и только необходимое. К чтению была прилежна, всегда трудолюбива, ко всем почтительна, никого не судила, считая, что только Бог может быть судьёй. Особую милость она питала к бедным и никому не отказывала в помощи. Но красота наружности была только прозрачным покрывалом, сквозь которого светились её добродетели прекрасной души и ума.  недаром святые отцы говорили, что «...поистине в Святой Деве изумляет не только непорочная и чистая лепота телесная, но особенно совершенство её души. У неё ум, управляемый Богом, ненависть она имела только к греху». От младенчества и до успения проявляла Пречистая Богородица сердечную теплоту к людям, терпение к тяжёлым испытаниям, преданность воле божьей.
Всё соединилось в Святой Деве, чтобы указать нам, грешным, к кому нужно обращаться в трудную минуту и на кого равняться.

Икона Божьей Матери, именуемая «Владимирская» - российская реликвия

Она была написана евангелистом Лукой на доске от стола, за которым принимал пищу Спаситель с Пресвятой Богородицей и праведным Иосифом. Богородица, увидев этот образ, произнесла: Отныне ублажат Меня все роды. Благодать рождшегося от меня и моя с этой иконой да будет.
И эта благодать  по завету Владычицы пребывает с иконой постоянно, проявляясь в бесчисленных чудесах.
В 450-м году при императоре Феодосии-младшем икона была перенесена в Константинополь, а в 12 веке она была вручена князю Юрию Долгорукому и поставлена в Девичьем монастыре Вышгорода – удельного города святой равноапостольной великой княгини Ольги. Однажды ночью (в 1155году)  в храме Вышгорода произошло невероятное – икона стала сама двигаться по храму, даже висела в воздухе, словно отыскивая себе место.  В ту же ночь сын Юрия Долгорукого - святой Андрей, не взяв с собой никаких сокровищ, кроме этой греческой иконы, повинуясь лишь  божьей воле, тайно ушёл из Вышгорода. Много чудес связано с образом по пути, которые описаны были попом Микулицей (Николаем) в «Сказании о чудесах Владимирской иконы Божией Матери».
Невдалеке от Владимира, на берегу Клязьмы кони внезапно встали и никак не могли сдвинуться с места. Запрягли других, повторилось тоже самое. Князь в страхе молился перед святым образом, и во сне ему явилась Богоматерь, повелевшая поставить икону во Владимире. Князь выстроил здесь каменную церковь, поставил на время в ней икону, а место назвал Боголюбово, потому что его возлюбила Богородица. В 12 веке был построен Успенский собор, который был отделан золотом и серебром.
Икона Божьей Матери, именуемая «Владимирской» была особенно почитаема Князем Андреем и всегда была с ним во время войн и сражений. После убийства князя Андрея Боголюбского в городе и стране начались бунты и грабежи. Мятеж утих только после того, как улицы Владимира были обнесены иконой Божьей матери. Владимирцы не раз получали помощь от Богоматери. Например, татары, вторгшиеся на Русь, осадили город, подожгли соборный храм, добили тех, кто остался жив и не сгорел в огне. В этом страшном пожаре, когда плавились стены, чудотворная икона осталась невредима. Татары лишь сорвали оклад, украшенный драгоценностями. В Успенском соборе, где хранилась икона «Владимирская», был возведён на престол Александр Невский, пред ней же он был и отпет. В Успенском соборе часто бывали святители земли российской и великие князья, иконой благословлялись дружины, идущие на Куликовскую битву.
В 1395 году икону впервые принесли в Москву. Завоеватель Тамерлан, направляясь к Москве, приблизился к берегам Дона. В праздник Успения духовенство понесло её крестным ходом к городу с молитвой: «Матерь Божия! Спаси землю русскую!»
Тамерлан увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась величавая женщина. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись, Тамерлан спросил о значении видения. Его советники ответили, что сияющая женщина – Матерь Божья, великая заступница христиан. Тамерлан дан приказ полкам идти обратно. После этого события жители Владимира просили вернуть им икону Богоматери, но князь Василий Дмитриевич отвечал, что не может исполнить их просьбу, поскольку считает её защитницею всей России и ей лучше храниться в Москве. Можно долго перечислять факты чудес, связанных с иконой «Владимирская». Перед ней совершалось помазание на царство, совершалось избрание митрополитов и патриархов. 14 декабря 1918 года чудотворная икона была изъята из киота, с неё был снят драгоценный оклад, и началась реставрация образа.  Нужно отметить, что среди первых реставраторов иконы был и знаменитый Андрей Рублёв. С 1926 по 1930 годы Владимирская икона Божьей Матери находилась в Государственном историческом музее, а с 1930 года – в Третьяковской галерее.
Празднество в её честь установлено в память спасения Москвы в 1521 году от нашествия татар под предводительством хана Махмет – Гирея.

Земная жизнь Девы Марии
(Как её увидела Анна – Катарина Эммерих)

Это кажется невероятным, невозможным, но всё подтверждено археологическими находками, открытыми документами и многими доказательствами. Монахиня из городка Дюльмена на Рейне, никогда не покидавшая Германии, в своих видениях прошла вместе с Иисусом Христом весь его земной путь, увидела всю земную жизнь его матери Марии, слышала, что она говорила с сыном. Монахиня сообщала тысячи деталей, имена, географические названия, которые были известны лишь узкому кругу специалистов.
Она точно воспроизводила быт, обычаи, привычки людей, живших в начале первого века в Палестине. Она жила, погружённая в видения библейских сцен. В течение трёх с половиной лет, день за днём, час за часом она следовала за Господом, видя земную жизнь Иисуса в мельчайших подробностях. А когда дошло до страшного события на Голгофе,  у неё появились стигматы в тех местах, где были пробиты гвоздями руки и ноги Иисуса Христа. Случилось это с нею в пятницу 29 декабря 1812 года, с тех пор  раны кровоточили по пятницам до конца её дней.
Ночные видения изматывали силы Анны – Катарины. Наступил момент, когда она уже не смогла вставать с постели. До кончины не выпускала она бенедиктинский крест с заклинаниями против дьявола.
Что ей, беспомощной, не обладающей литературным даром, было делать с открывшимися евангельскими тайнами? Как донести всё это до людей, ведь не для неё одной это послание? И ей был послан летописец – Клеменс Брентано. Он пришёл в Дюльмен, как и многие другие, прослышав о необычной женщине из любопытства, движимый каким-то необъяснимым чувством, и остался навсегда. Он был потрясён, оставил свою мировую славу, богатую библиотеку и даже поэзию. Он понял, зачем судьбой ему был дан талант слова.
Брентано записывал каждое слово, каждый её вздох или восклицание, какими бы неуместными они не казались. Он молился лишь о том, чтобы не исказить их таинственный смысл. Постепенно, слово за словом, складывалась законченная картина. Проведя ночь в обработке рукописи, наутро Брентано читает текст вышедшей из видений Анне и, заручившись её благословением, ставит знак: «окончательно». И так ежедневно, год за годом, с 1818 года до 1824, до её кончины.
3 октября 2004 года Анна – Катарина Эммерих была причислена к лику святых.

Дом Пресвятой Богородицы в Эфесе

Настоятельницу французской монашеской общины в госпитале Измира привлекло описание дома Пресвятой Богородицы, которая, согласно Катарине Эммерих, провела последние годы своей жизни и скончалась в маленьком домике недалеко от Эфеса. Описание было настолько подробным и казалось достоверным, что мать Мари де Манда Грансе попросила приехавшего на службу в больничную церковь священника проверить, есть ли такой дом на самом деле.
Она не знала, что священник, а звали его Анри Юнг, с огромным скептицизмом относился к фантазиям немецкой монахини. Чтобы доказать их несостоятельность, он организовал небольшую экспедицию, взяв с собой такого же скептика отца Эжена Пулена. Ранним утром 29 июля 1891 года священники отправились в окрестности Сельчука (так теперь называется древний Эфес), вооружившись компасом и книгой Катерины Эммерих.
В Турции в июле-августе стоит жара. Разумеется, исследователи вскоре устали и, завидев на склоне холма женщин, обрабатывающих табак, взмолились: «Воды!» Но в ответ услышали, что вода есть в монастыре, расположенном рядом на западном склоне Соловьиной горы. Пройдя несколько сотен метров, они наткнулись на древние развалины, в деталях соответствующие описаниям дома Богородицы из книги, которую держали в руках. Неужели немка была права?!
То, что стало откровением для европейцев, на самом деле издревле было известно грекам из села Шириндже, расположенного в нескольких километрах от находки. Они почитали эти развалины как дом Пресвятой Богородицы и каждый год на Успение ходили сюда, чтобы помолится на месте, где скончалась Приснодева Мария. И даже более: именно здесь она и была погребена!
Это заставило серьезно задуматься о найденных развалинах. Видения, описанные в книге, никто не брал в расчет. Однако предание, сохраненное православными жителями этих мест, необходимо было проверить при помощи археологии. Недалеко от дома с источником ими были обнаружены развалины византийского монастыря VI века. Однако наибольший интерес представляли руины самого дома. Обнаруженные стены принадлежат церкви, возведенной, вероятнее всего, в XIII веке, на более древнем фундаменте. Внимание археологов привлекло то, что храм ассиметричен. С правой стороны к алтарной части прилегает небольшая комната. Рядом с ней и была возведена церковь. Одну из стен этого строения, сооруженную из небольших прямоугольных камней, археологи датировали I веком. Недалеко было обнаружено и захоронение тех же времен. Повторное изучение комнаты позволило найти следы многократной реставрации. Стену старались сохранить, даже нарушая единообразие возводимых рядом строений.  Исследователей, проведших уже три экспедиции, поразило точное совпадение расположения дома с описаниями Эммерих.
     Археология, кажется, подтвердила традицию, передаваемую местными греками из поколения в поколение, что здесь издревле находилась святыня, возведенная на месте дома, где жила и умерла Богородица. Как знать?!
Сейчас дом Марии представляет небольшую постройку, состоящую из двух комнат и часовни. Неподалёку расположены три источника со святой водой. Ватикан узнал об открытии лишь в 1895 году, когда на Ближний Восток прибыла делегация во главе с директором папских семинаров Эшбахом. Папе Римскому Льву XIII представили доклад о находке с приложением рисунков и фотографий. Первые паломники из Европы прибыли в Эфес в 1906 году. Епископ Измир основал «Общество Пресвятой Девы», которое официально признано турецким правительством. Дом мари, как называют его в Турции, передан этому обществу в дар от прежнего владельца, монаха Эузе. В восстановительных работах принимали участие благотворительные организации США, Германии, Франции, Италии, Швейцарии. Дом Богородицы посещали папы римские Павел VI, Пий XI, Иоанн XIII.
В 1967 году папа Павел 6 прибыл в Эфес ив сопровождении тысячи людей. В доме он долго молился, потом сам зажёг привезённое с собой и украшенное личным гербом кадило.

Однако совершенно особую страницу в новейшую историю Дома Богородицы внесло посещение его Папой Иоанном Павлом  II.
Очевидец рассказывает: «30 ноября 1979 года, пятница, тёплый, как бы весенний день… Папа посетил Дом Богородицы. При этом присутствовало почти две тысячи человек. Паломники ожидали в течение трёх часов…Иоанн Павел II торжественно вошёл в Дом Богородицы Марии и молился там в течение пятнадцати минут. После этого он поднялся на кафедру и приветствовал епископа Измира Доменика Калоэра. После того, как было прочитано Евангелие на турецком, языке, он обратился к паломникам на французском.  Собравшиеся слушали его получасовую речь в полной тишине. По окончании церковных торжеств, он приветствовал всех на английском и  итальянском языках. На прощание главе всех католиков были преподнесены подарки, в том числе двухтомный Коран. Как известно, в Коране с большим уважением признаётся достоинство Иисуса и Его Матери Марии».
Нужно отметить, что в Коране имя Девы Марии упоминается тридцать три раза. Неудивительно, что среди посетителей Дома немало мусульман.
 Сегодня Дом Марии – особо чтимая религиозная  реликвия, содержащаяся в чистоте и порядке. По обеим сторонам дороги растут оливковые деревья, в конце дороги – скульптура Богоматери, появившаяся в 1960 году. В нескольких метрах от Дома возвышается кафедра для проповедников, выступающих перед верующими.  Здесь же проходят службы в дни религиозных праздников. В последние годы здесь совершаются богослужения и по православным обрядам.
По подсчётам служителей Дома Богородицы Марии только за один год его посещают более трёхсот христиан, примерно столько же мусульман.
              В католическом мире считается, что в Эфесе Дева Мария жила между 37 и 48 годами в доме Иоанна Богослова, здесь же и скончалась.
Конечно, у скептиков вызывает сомнение, действительно ли жила Дева Мария в Эфесе и там ли она закончила свой земной путь? Для этого нет археологических доказательств: ни саркофага с её именем, ни других вещественных доказательств. Её присутствия в Эфесе. Подробности земной жизни Богоматери до сих пор остаются неизвестны. Учёные – богословы , сосредоточив внимание на личности Иисуса Христа, не совсем подробно изучали земную жизнь Марии, она всегда была в тени Своего Сына. Но известно, что когда начались гонения на христиан, ученики Иисуса вынуждены были покинуть Палестину. Иоанн, наречённый сын Марии, вряд ли оставил бы её в опасном месте. Именно в это время он проповедовал в Эфесе.  Можно привести множество высказываний церковных деятелей о пребывании Марии в Эфесе и её успения там, но эти авторы никогда не вступали в спор с теми, кто утверждал, что последние годы Богородица жила в Иерусалиме и там же умерла. Сторонники иерусалимской версии никогда категорично не отрицали и предания о последних годах жизни Девы Марии в Эфесе.
А согласно православной традиции, успение Девы Марии произошло в Иерусалиме, а её погребение – в Гефсимании, как уже описывалось ранее.
Впрочем, православным ближе традиция, согласно которой Богородица умерла и была погребена в Иерусалиме, у подножья Масленичной горы в семейном склепе.

Величие Пресвятой Богородицы

Христиане с первых лет знали силу ходатайства и заступничества Пресвятой Богородицы и постоянно в своих молитвах просили её помощи, прославляли её благодеяния и величие.
В ней не угасает чистая и всеобъемлющая любовь к человечеству, как прибежище во всех скорбях и невзгодах.
И когда наше сердце готово разорваться от боли, мы, как малые дети с сознанием своего бессилия, обращаемся к Божьей Матери: «Пресвятая Богородица, помоги нам! Погибаем, поспеши на помощь, вразуми, укажи путь к Царству небесному! Дай нам силы, чтобы добрыми делами мы смогли приобрести право на твоё материнское заступничество!»
И Спаситель никогда не отказывает своей Матери, даже усмиряет  праведный гнев, на нас направленный.
Вся земная жизнь Пресвятой Богородицы протекала в уединении и неизвестности; под покровом смирения она скрывала своё величие.
История православной церкви богата чудесами, совершаемыми Пресвятой Богородицей. Нет такого уголка в мире, где бы не могли рассказать о чудесах её благодатного милосердия. Ей молятся при разных обстоятельствах жизни. В честь её строили храмы, посвящали города и монастыри. Первый храм был построен в I веке в городе Лидде, во II – в Александрии. А Константинополь был вверен заступлению Пресвятой Богородицы. В 431 году в эфесе состоялся III Вселенский собор тогда ещё единой христианской церкви и своим решением постановил именовать Деву Марию Богородицей.
Наша огромная Россия называется храмом Богоматери, местом, избранным для посещения на земле. Почти все главные храмы в России воздвигаются во имя Пресвятой Богородицы, а первое место в домах и храмах занимают изображения Иисуса Христа и Его Пречистой Матери.
После неё остались в наследство двум бедным вдовам священные вещи: честная риза и пояс. После их смерти эти вещи перешли в дар православной греческой церкви. Возле этих сокровищ постоянно совершаются чудеса исцеления. В 1387 году митрополит Пимен целовал святую раку, в которой лежат риза и пояс. Князь Василий Голицын часть ризы привёз в Россию, которая хранилась в Московском Успенском соборе.
Часть пояса Богородицы хранится в Грузии в Зугдидской церкви. В X веке  Аргира, дочь греческого императора Романа, получила от пояса исцеление, вышла замуж за царя Грузии и Абхазии Баграта и упросила отца отдать ей частичку пояса.  При вступлении Грузии в подданство России чудотворный пояс был преподнесён в дар императору Александру I, но он, украсив пояс Богоматери драгоценными камнями, возвратил его, повелев воздвигнуть каменную церковь для хранения святыни.
Россия с первых лет христианства обязана милосердию Пречистой Девы. Сколько раз она избавляла Россию от опасностей.
Написание первых икон Богоматери относятся к временам апостолов. В песнопениях упоминается о написании её иконы апостолом Лукою, одним из учёнейших граждан Антиохии, который кроме врачевательства обладал и искусством живописи. Он изобразил на доске лик Богоматери с Предвечным младенцем на руках, потом написал ещё две иконы и принёс все три к Пресвятой Богородице. Увидев своё изображение, она повторила своё пророческое слово: Отныне ублажат Мя все роди.
Одна из трёх икон, благословлённых самой Богородицей, именуется «Милостивою», как умоляющая своего сына о нашем помиловании, другая икона, на которой изображена Пресвятая Дева, держащая Иисуса на левой руке, называется «Одигитрия», т.е. путеводительница наша к царству небесному. Третья икона, на которой Пресвятая Дева держит младенца на правой руке, также называется «Милостивая». Одна из этих икон находится теперь в России. Православные  христиане выражают благоговейную любовь к Божьей матери почитанием святых икон с её изображением, церковными празднествами, построением и восстановлением храмов в её честь.

О кинофильме Мела Гибсона "Страсти по Христу"

Сюжет

Фильм начинается в Гефсиманском саду, когда Иисус молится об избавлении от страданий, дьявол искушает Его. В это время Иуда Искариот, ученик Христа, предав Его за тридцать сребреников, движется к Гефсимании с солдатами храмовой стражи, чтобы арестовать Учителя. Ученики просыпаются, Петр достает заранее приготовленный меч и отсекает ухо Малху, одному из солдат. Но Христос останавливает его и излечивает Малха. Ученики в страхе разбегаются. Далее Христа отводят в Синедрион, так как надо провести суд, соблюдая законность. Тем временем Иоанн, самый молодой ученик Христа, рассказывает Марии (матери Христа) и Марии Магдалине об аресте, а Петр наблюдает за Иисусом издалека. Первосвященники Анна и Каиафа на суде осуждают Христа на смерть. Теперь требуется разрешение римских властей в лице прокуратора Иудеи Понтия Пилата. И утром Христа ведут к нему. Но Пилат, узнав, что Иисус из области, подвластной Ироду Антипе, отсылает Его к тетрарху. Он просит ради забавы показать ему одно из чудес, о которых он так много слышал, но Иисус молчит, и Ирод прогоняет Его. После Его возвращения Пилат предлагает народу наказать Иисуса, а после отпустить, так как у его жены Клавдии был сон об Иисусе. Пилат даёт толпе шанс освободить Христа по случаю праздника, но она требует освободить убийцу Варавву. Христа жестоко избивают и надевают как бы царскую корону из шипов. Пилат вновь предлагает толпе отпустить Иисуса, спрашивая: «Взгляните на Него. Разве этого недостаточно?». Толпа требует распятия, в связи с чем Пилат «умывает руки» и отправляет Христа на казнь. Иисус идет по «Пути Скорби» к Голгофе, месту казни. Девушка Вероника умывает Его лицо. Иисус не может больше нести крест, тогда офицер берет из толпы крестьянина Симона, который случайно проходит мимо, и они вместе несут крест. Дойдя до места, солдаты прибивают руки и ноги Христа к кресту и поднимают Его вместе с двумя другими казнимыми. Иисус молится за них. К одному из разбойников подлетает ворон и выклевывает глаз. Когда Иисус умирает, капля дождя падает на землю и начинается дождь. Землетрясение рушит здания. Это видит Каиафа. Дьявол кричит в аду. Один из священников Иосиф Аримафейский, Касий Лонгин, ученик Иоанн, двое римских солдат и Мария Магдалина снимают Иисуса с креста и кладут на руки его матери Марии. Фильм заканчивается воскрешением Христа в могиле со стигматами на руках.

Расхождения фильма с текстом Нового Завета

Ряд теологов отмечает, что сюжет Страстей Христовых значительно отличается от евангельского.
В Гефсиманском саду Христа искушает Дьявол. Согласно тексту Евангелия от Луки, Иисусу являлся ангел и «укреплял его». (Лк. 22:43)
На вопрос Пилата: «Что я должен сделать с этим человеком?», — отвечает Каиафа. Согласно тексту Евангелий, на этот вопрос отвечала «толпа» (есть также варианты «старшие священники» и «евреи»).
Когда Иисус идёт на казнь, его ударяет солдат. В Евангелиях этот эпизод не упомянут.
По пути на казнь Иисус трижды падает. В Евангелиях об этом не сказано. Впрочем, существуют варианты Библии, где все-таки присутствуют эти эпизоды.
Имена преступников, распятых рядом с Иисусом — Дисмас и Гестас — взяты из апокрифического Евангелия от Никодима.
Ворон клюёт в глаз разбойника, смеявшегося над Христом. В Евангелиях об этом не сказано (хотя есть легенда и предание).
Пётр, отрекаясь от Христа трижды, должен услышать пение петухов, которого в фильме нет. По всей видимости, создатели фильма опустили этот эпизод, потому что в беседе Иисуса и Петра накануне петух был упомянут.

Интересные факты
 
В фильме гвозди проходят сквозь ладони, на Туринской плащанице же — сквозь запястья. Гвозди, вбитые в ладони, не могут удержать вес распятого тела. Однако подлинность Туринской плащаницы опровергается в Евангелии от Иоанна 20:6-7, где написано "Вслед за ним приходит Симон Петр, и входит во гроб, и видит одни пелены лежащие, и плат, который был на главе Его, не с пеленами лежащий, но особо свитый на другом месте". То есть голову умершего оборачивали платком, который не был частью плащаницы. Таким образом на плащанице не должно быть изображения головы.
Во время сцен истязаний актёр Джеймс Кэвизел дважды познал, что такое удар хлыста по обнаженной плоти. Если в первый раз этот удар лишь свалил его с ног, то, получив удар во второй раз, Джеймс вывихнул кисть.
Однажды на съемках в Джеймса ударила молния, однако актёр не получил совершенно никаких увечий.
Когда стало известно, что фильм будет полностью на латинском и арамейском языках, Мел Гибсон заявил, что хочет убрать и субтитры. Однако позднее, по настоянию прокатчиков, субтитры все же появились.
В сцене распятия зрители могут наблюдать настоящего Джеймса Кэвизела. Мел Гибсон решил обойтись без компьютерной анимации и воспользовался лишь помощью гримёров.
Во время кастинга Джеймс был уверен, что речь идет о фильме, посвященному виндсерфингу. Впрочем, узнав, что ему доверили роль Иисуса, он не отказался.
Майя Моргенштерн, исполнившая роль матери Иисуса, во время съемок была беременна. Она тщательно скрывала эту информацию от всей съемочной группы. В тот момент, когда все выяснилось, заменить актрису уже не представлялось возможным.
В первый же день показа картины во время сцены распятия потеряла сознание 56-летняя Пегги Скотт. Чуть позднее она скончалась в одной из больниц Канзаса.
Картина начинается без традиционных начальных титров. Сведения о создателях можно почерпнуть лишь в финальных титрах.
Сценарий фильма был написан Мелом Гибсоном и Бенедиктом Фицджеральдом на основе четырех канонических Евангелий: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна.
Все герои говорят на тех языках, на которых они говорили бы два тысячелетия назад. Иудеи, включая Христа и апостолов, говорят на арамейском, а римляне — на «вульгарной латыни». Однако используется итальянский вариант латинского произношения, который значительно отличается от произношения того времени.
Сцены распятия были сняты в городе Матера на юге Италии, недалеко от того места, где Пьер Паоло Пазолини снимал в 1964 году «Евангелие от Матфея».
Мел Гибсон — католик-традиционалист. Единственная дочь Мела Гибсона в 2002 году заявила, что желает стать монахиней.
Гибсон знал, что ему понадобятся лучшие в мире специалисты по гриму, чтобы сделать сцены бичевания и распятия как можно более реалистичными. Для съемок этих эпизодов фильма Джеймса Кэвизела ежедневно гримировали в течение семи часов.
Кэвизелу не пришлось придумывать, как изображать физические мучения, — он их действительно испытывал. От многослойного грима его тело покрылось волдырями, и он не мог заснуть. Крест, который Кэвизел нес на Голгофу, не был бутафорским — он весил около 70 килограммов. Несмотря на то что съёмки проходили зимой, актёр был одет только в львиную шкуру. Часто ему становилось так холодно, что он не мог говорить: его замёрзшее лицо приходилось отогревать, чтобы он хоть немного мог шевелить губами.
Когда солдат Кассий копьем пробивает кожу Иисуса, создается впечатление, что кожа не совсем эластичная, а как будто стеклянная.
В фильме сотник Абенадер использует стремена (это видно, когда лошадь поднимается на дыбы), что нарушает исторический реализм. На самом деле римляне в первой половине I века н. э. стремян не знали.
Стражники возле креста разыгрывают одежды, используя для этого игральные кости современного вида. Исторически же в те времена для игры в кости использовались косточки животных.
Роль Сатаны в фильме исполняет Розалинда Челентано - дочь известного певца и актера Адриано Челентано.
Фильм был одобрен самим римским папой Иоанном Павлом II.



 Молитва к Божьей Матери

 Я стою пред Матерью смиренно...
 Слёзы сами катятся из глаз.
 Вижу, как печально - умиленно
 Смотрит на меня она сейчас.

 Мою душу взгляд насквозь пронзает...
 И хотя не строгая совсем,
 Молча, с чувством скорби, призывает,
 Чтобы я простила всё и всем.

 Знает, я могу несправедливо
 Ближнего обидеть невзначай,
 Быть могу упрямой и ревнивой
 И пускаю нА сердце печаль.

 Иногда грешу я многословьем
 И непримиримостью в словах.
 Стыдно признавать: за пустословье
 Не всегда испытываю страх.

 Матерь Божья! Я прошу прощенья,
 Что бываю дерзкою в быту,
 Но душа готова к очищенью.
 Верь мне. Я исправиться смогу.

 И теперь прошу тебя, о, Дева!
 Выйти помоги на светлый путь.
 Ведь как все, я много претерпела,
 Силу Веры помоги вернуть.

 Попроси за грешную, Сыночка,
 Чтоб он помолился за меня,
 Чтобы на грехи раскрыл мне очи,
 Чтобы вновь увидеть прелесть дня.

 Помоги, святая Богоматерь!
 Язвы снять с тоскующей души.
 Ниспошли на сердце благодати,
 Чтоб смогла я праведно прожить.

 Если сможешь, то прости родная.
 Строго не суди, прошу сейчас.
 Может ад, а может двери рая
 Мне твой Сын откроет в Судный час.

                И ещё одно моё стихотворение:
"Я прощу: Заступница Святая..."

 Нас пугают скорым концом света.
 Разве он УЖЕ не наступил?
 Русь увязла в топи беспросветной,
 Выбиваясь из последних сил.

 Что мы видим? Смерти и разбои,
 Пьяный наркотический дурман.
 В собственной стране мы как изгои;
 В ней обычным делом стал обман.

 Матерь Божья! Помоги нам, грешным,
 Вновь услышать пение ручья,
 Горький плач вдовицы безутешной
 Замени на трели соловья.

 Сколько ж можно жить с такою болью,
 Разнесчастной Родине моей?
 Проросло В России семя злое
 Средь пшеничных и ржаных полей.

 Сделай так, чтоб русские просторы
 Радовали солнечным жнивьём,
 Радужные чистые узоры
 Расцветали б под грибным дождём.

 Я прошу: Заступница святая!
 Помоги России встать с колен.
 Без Христа она дошла до края...
 Неужель не будет перемен?

 Ты укрой небесным покрывалом
 Милую мою Россию - Мать.
 Натерпелась, бедная, немало...
 Сколько же Руси ещё страдать?

 Сколько раз ещё мою святыню
 Враг на дыбу будет поднимать?
 Сокруши надменную гордыню...
 Я молю тебя, Святая Мать!

Литература:
- книга о Пресвятой Богородице;
- статья А. ГУсейнова "Последнее пристанище Марии?" в журнале "Чудеса и приключения";
- статья И.Кузнецова  "Земная жизнь Девы Марии, как её увидела Анна -Катарина Эммерих"   в журнале "Чудеса и приключения";
- интернетсайты.