Эффект Даннинга-Крюгера

Валерий Аллин
     «Чем острее и проницательнее наш ум, тем отчетливее ощущает он своё
      бессилие и тем меньше доверяет себе» (Мишель Монтень) 

     «Невежество чаще рождает уверенность, нежели знание» (Чарльз Дарвин)

     «Одно из неприятных свойств нашего времени состоит в том, что те, кто
      испытывает уверенность, глупы, а те, кто обладает хоть каким-то
      воображением и пониманием, исполнены сомнений и нерешительности» (Бертран Рассел)


Последнее время я часто сталкиваюсь с феноменом, когда люди, даже знающие о своей низкой компетенции в обсуждаемом вопросе, пытаются навязать свою точку зрения. Казалось бы «в споре рождается истина», но в случае некомпетентности хотя бы одной из спорящих сторон в принципе может родиться только одна истина – кто-то из спорящих возможно поймёт, что за этим спором стоит психологический феномен, известный как эффект Даннинга-Крюгера.

"Эффект Даннинга-Крюгера - когнитивное искажение, которое заключается в том, что люди, имеющие низкий уровень квалификации, делают ошибочные выводы и принимают неудачные решения, но не способны осознавать свои ошибки в силу своего низкого уровня квалификации. Это приводит к возникновению у них завышенных представлений о собственных способностях, в то время как действительно высококвалифицированные люди, наоборот, склонны занижать свои способности и страдать недостаточной уверенностью в своих силах, считая других более компетентными. Таким образом, менее компетентные люди в целом имеют более высокое мнение о собственных способностях, чем это свойственно людям компетентным, которые к тому же склонны предполагать, что окружающие оценивают их способности так же низко, как и они сами".

Я не психолог и не могу подвергнуть этот эффект сколько-нибудь серьёзной критике, но в науке такое искажение встречается довольно часто, когда ею пытается заниматься недостаточно образованный человек. Ему ничего нельзя доказать – он в принципе не понимает, о чём идёт речь. Поскольку мы все - специалисты в конкретных вопросах (а значит профаны в подавляющем большинстве других вопросов), то, естественно, что этот феномен относится ко мне так же, как и ко всякому другому. Разумеется, есть образовательный порог, до достижения которого никому не придёт в голову высказывать своё мнение. Это, пожалуй, тот случай, когда хуже быть полуобразованным, чем необразованным.

Таким образом, недообразованность – огромная проблема. Да, она больше, чем представляется на первый взгляд. Так, казалось бы, не спорь с неравным тебе по компетентности собеседником, и проблем не будет, но часто нашим соперником выступает некий абстрактный образ, например, великого певца, композитора, поэта, писателя, повара, в конце концов. И вот мы уже и поём, и пишем, и сочиняем, и варим, и парим… Здесь нет судьи, но в проигрыше мы все: и подобные писатели (их ещё называют графоманами), и невольные читатели, слушатели, и те, кто вынужден есть еду подобного гения. Как и в описанном выше случае с рождением истины, здесь ничего не родится: мир будет заполняться безвкусицей, в которой пропадут истинные гении и их не рожденные шедевры.

Мне кажется, что тут выход один – общедоступное, хорошее образование в любимом вопросе - возможность увлечься только тем, что нравится и никогда не отвлекаться на доказательства своего величия. Правда, с годами хочется «найти себя», как будто был потерян.

(http://val000.livejournal.com/200070.html)