Напутствие школоте в новый учебный год

Артем Ферье
Первого сентября меня, как сопредседателя попечительского совета нашей корпоративной школы, попросили выступить с речью перед старшими тремя классами. Дать напутствие в новый учебный год, так сказать.

Я был польщён, хотя, конечно, понимал, что мелким эта болтология нужна как повод отлынить от занятий, а тичерам - как дополнительная гарантия их физической и психической безопасности (чтобы именно я лишний раз сказал детишкам, что лично поотрываю конечности, если переберут с хамством и троллингом учителей).

Хотя я был с лютого бодуна (и успел по-новой накидаться вискарём на заседании попечительского совета), речугу свою помню хорошо. Кажется, она имела успех, поэтому решил её записать для академического собрания сочинений.

"Здравствуйте, милые дети. Здравствуйте, мои трогательные малютки. Надеюсь, вы хорошо провели лето и никто из вас не угодил под капельницу с закритической алкогольной интоксикацией, или в абортарий, или в вендиспансер. Но даже если и угодил, само ваше присутствие здесь показывает, что всё обошлось, а на ошибках - учатся.

В этот трагический для вас день я должен был бы выразить соболезнование в связи с ограничением вашей свободы ещё на девять долбанных месяцев, но это было бы чересчур цинично, поскольку, как вы знаете, я, собственно, и стоял у истоков этого храма знаний, где суровые жрецы терзают ваши юные трепетные сердца обсидиановыми указками.

Вместо этого я постараюсь объясниться в наших, учредителей, мотивах и предложу взирать на вещи более оптимистически.

Итак, на кой болт нам вообще понадобилась эта школа и почему вам следует её любить? Отвечаю: мы завели эту, свою школу, дабы хоть немножко оградить вас от дебилизма и маразма среднего образования как такового. Если кому-то сия словесная конструкция показалась чересчур вычурной, скажу проще: остальные школы - ещё хуже. В эту - мы хоть постарались набрать в качестве преподавателей толковых и вменяемых людей, которые дружат с головой.

Отсюда, конечно, возникает резонный вопрос: а нахер вам вообще гробить лучшие годы своей жизни на это среднее образование, когда всё реально интересное могли бы легко посмотреть в Инете, а 90 процентов той унылой ***ни, которой вас здесь грузят, - забудете сразу после сдачи экзаменов. 

Если вы ждёте от меня чёткого и ясного ответа на данный вопрос - обломитесь. У меня его нет. Я, реально, сам не очень уверен в необходимости всеобщего и обязательного школьного образования за пределами тех навыков, которые дают человеку возможность самостоятельно узнать всё то, что ему самому по жизни надо.

Но, можно считать, предрассудок нашего времени состоит в том, что во всякого детёныша обязательно нужно в течение десяти лет запихивать базовые знания по всем-всем-всем научным дисциплинам, что только создало человечество. Вероятно, для того, чтобы этот детёныш пропёрся от величия Цивилизации.

На самом деле, результат такого подхода выражается в том, что самая образованная страна в мире населена оказалась преимущественно феерическими добоёбами, которые нимало сумняшеся берутся рассуждать, с видом экспертов, обо всех вещах на свете, поскольку считают себя "широко образованными людьми". Потому что их действительно "широко образовывали" в "лучших в мире" советских школах (или, что вернее - внушали такую иллюзию). Как сказано было в классике, "широк русский человек - я бы сузил". Кстати, кто сказал? Достоевский? 

Что ж, это, разумеется, пять баллов. Но на шесть баллов - это сказал Дмитрий Карамазов в произведении Достоевского "Братья Карамазовы". Кстати, очень расхожая ошибка в литературной критике: доверчиво полагать, что если персонаж не конченный какой-то ублюдок и очевидный циничный злодей, то вся херня, которую он несёт на страницах книги, - непременно выражает позицию автора. Это не так. No fucking way. Если кто-то чего-то сказал в книжке - это означает лишь, что автор в курсе существования такого мнения, или сам его придумал. Но вовсе не обязательно, что он с ним согласен и готов сказать то же от своего собственного имени. Это было лирическое отступление - просто имейте в виду. И касательно якобы чеховского мнения о том, что у человека всё должно быть прекрасно - и мордень, и душонка, и рубашонка - тоже рекомендую прогуглить, кто на самом деле это сказал и в какой связи.

Так, о чём мы вообще говорили-то? А, вспомнил! О том, что десятилетнее, или даже двенадцатилетнее тотальное школьное обучение считается обязательным в современном мире, и даже мы вынуждены мириться с этим предрассудком.

Хотя - какое там, нахер, "вынуждены мириться"? Просто, мы, родители, пользуемся предлогом, чтобы как-то отделаться от вас до совершеннолетия, а заодно отомстить за истрёпанные нервы, преждевременную седину и похеренную личную жизнь. Ну сами посудите: вот живёте вы вдвоём, хорошо и весело, а тут вдруг появляется какое-то кошмарное существо, горластое, прожорливое, капризное, "чудище обло, озОрно", требует к себе очень нехуёвого внимания, вгоняет в лишние расходы, не даёт нормально заниматься сексом.

И главное, пока оно совсем мелкое - ему даже рот скотчем залепить нельзя, не говоря уж, там, о "подсыпать крысиного яда". Как сказал другой классик, "травить детей - это жестоко, но что-нибудь ведь надо же с ними делать". Кстати, кто сказал? Да, Хармс. И на сей раз - автор говорил от себя, вполне чистосердечно. Это даже притом, что у него не было собственных детей. А всякий счастливый родитель - после пятой стопки сознается, что у него порой и не такие ещё мысли возникают. Но - нельзя детей травить. А вот на опыты в школу сдать, с глаз долой, - это можно. Соответственно, и сдаём.

Тем не менее, даже от этого безмозглого капризного существа, которое вторглось в вашу жизнь и нагло попирает вашу приватность, требуя заботы, - получаешь очень нехуёвый кайф.  Это я вам честно говорю. Вам порой может казаться, будто родители ненавидят вас и готовы убить, но это неправда. Это просто такая своеобразная садомазохистическая форма получения эмоционального кайфа, через закатывание скандалов и взаимную нервотрёпку. Вы делаете ровно то же самое, в чём признаетесь, если задумаетесь. Человеку вообще претит совершенно бесконфликтное существование, если это не Сидхарта Гаутама. Но он был не человек. Он был будда.

То же относится и к школе. Да, вас в неё гонят насильно, упаковывая в классы против воли, нисколько не сообразуясь с вашими интересами и взаимными привязанностями, навязывая вам общество друг друга да ещё и этих учителей со своей занудной дребеденью.

Я мог бы сказать, что польза школы - в приучении к тому, чтобы как-то уживаться с людьми, даже если они тебе не очень нравятся. Даже если ты вынужден терпеть их рядом с собой по пять-шесть часов в день. То есть, этакая версия prison-light, дающая некоторое отдалённое представление о настоящей тюрьме и позволяющая лучше ценить личную свободу.

Что ж, это правда. И судя по тому, что в старших классах за все эти годы у нас здесь не было ни одного огнестрела, ни одного ножевого, да и черепномозговые травмы имеют сугубо случайный характер, - вы научились обходиться друг с другом без смертоубийств. А это полезный скилл для существования среди людей: умение не доставать их так, чтоб они реально были готовы вас замочить, а заодно - сдерживать собственные брутальные порывы, не впадать в истерику от всякого малозначительного морального дискомфорта. Для лучшего развития этого навыка - возможно, и нужен некоторый "пресс и стресс". No pain - no gain.

Но это часть правды. Другая часть - в том, что этот пресс - может быть по кайфу не только "угнетателям". Понимаете, это может быть очень прикольной и увлекательной игрой, "гнёт Системы и борьба с ним". К слову, я был одним из тех уродов, кто ратовал за введение в нашей школе телесных наказаний. Просто - чтобы повысить ставки. Just to make it more interesting. И если вы по-прежнему думаете, что ваши родители вас ненавидят -  знайте: большинство из них было против. Они решили, что это слишком уж "жесть".

Так или иначе, для того, чтобы с понтом пафоса спеть "we don't need no education" - нужно что? Нет, нужно не только наплевательское отношение к английской грамматике. Ещё нужно - наличие этого самого education, принудительного и неприятного, как анально-мозговая клизма бесполезными знаниями и дурацкими правилами поведения. Иначе - не получится этой славной и весёлой игры под названием "свободная личность протестует против бесчеловечной Системы", за отсутствием объекта протеста.

Правда, для того, чтобы эта игра была по-настоящему кайфовой - играть в неё нужно умно и тонко. Ей-богу, нет ничего прикольного и умного в том, чтобы стырить у папы гранотомёт и разъебашить школу раз и навсегда. Это - всё, аллес, капут, game over. Тебя тупо исключат - и иди, куда знаешь. То ли в горы, к бородатым и давно не мытым герильерос, то ли в тюрягу, где общество ещё менее изысканное.

Другое дело - играть на грани фола, но не за гранью. Трахать Систему так, чтоб она не видела в тебе явного насильника. Дружески поёбывать, можно сказать. Туда-сюда-обратно, тебе и мне приятно... Гхм! Так, господа родители: вы этого не слышали.

Так вот, честно признаюсь, для меня в школьные годы не было большего кайфа, чем троллить учителей. Но я старался делать это так, чтоб они даже не подозревали, что их стебут и "опускают". И именно от такого вежливого, неочевидного хамства - больше всего угорает класс. Уж поверьте.

Поэтому я зачастую плююсь, когда вижу на Ютъюбе или Смотри.ру иные совершенно тупые измывательства над учителями со стороны особо незатейливой школоты. Да нет, эти ребята имеют право ненавидеть каких-то лузеров, которые невесть зачем ебут им мозги, заставляя сидеть в этом пыльном душном классе, когда можно было бы пойти жахнуть пивка или погонять мячик. Инициатор агрессии - общество и школа в лице учителей, это даже не обсуждается.

Но и защита со стороны школия должна быть умной. А быковать и бакланить очевидным манером - удел безмозглой гопоты. Нет ничего по-настоящему понтового в том, чтобы в лоб обматерить человека, который физически не может тебе ничего сделать. Ну и такая тактика - прокатывает до первого, который может. А там - дырка в башке, и досвидос. Что зачастую и случается с безмозглой гопотой, привыкшей упиваться своей весьма иллюзорной крутизной, не понимая, что играя с позиции грубого физического превосходства - они очень быстро отсосут у общества, которое не любит дешёвых тупых бакланов и притом имеет свору ментов, заведомо превосходящих любого блатоватого маргинального обсоса в силе и резкости.

Не будем, однако, о мрачном. К нашей школе и ни к кому из вас это не относится. Насколько в курсе, среди вас нет дебилов, не понимающих очевидных вещей. И насколько в курсе, среди ваших учителей - нет ****утых неадекватов, склонных "лечить" и "воспитывать", капая на мозги, когда их о том не просят.

Ваши учителя - профессионалы, способные и готовые помочь с постижением своих предметов, если кому интересно. За это - они получают пристойные деньги от ваших родителей, и выполняют свою работу хорошо.

При этом, они честно оценивают знания, и ставят адекватные отметки. И если у кого-то пара по литературе или математике, потому что ему в *** не впёрлась эта литература или математика, поскольку он уже решил, что будет физиком или, напротив, лириком, - то данный факт ровно то и означает: что человеку в хуй не впёрлась литература или математика, он её не учит, и имеет адекватную оценку.

В этом нет ничего страшного. В аттестатах у всех у вас по-любому будут хотя бы тройки по неинтересным (лично для вас) предметам, да и любому приличному вузу - глубоко поебать, чего там у абитуриента в аттестате по непрофильным предметам. А толковому работодателю, к которому стоит наниматься, - равным образом будет поебать на цвет вашего вузовского диплома. Он будет оценивать чисто прагматически: можно ли с вами работать, способны ли вы учиться конкретно его делу, и не напрягаете ли вы его, как личность. Поэтому, собственно, что я и говорю: главное, что даёт школа - это умение ладить с людьми и способность учиться дальше, всю жизнь, не имея иллюзии, будто бы ты и так всё знаешь.  Это я говорю, как человек, интервьюировавших десятки соискателей. И если кого-то шокируют мои откровения: что ж, правда порой бывает шокирующей.

Есть, правда, ещё такая фигня, как "общий культурный код". Это тоже фишечка, которая вроде бы позволяет людям лучше сближаться. Что это такое? Ну вот некое убеждение, что чел должен иметь базовый набор знаний, даже никак не относящихся к его личным интересам и занятиям, а иначе - он, типа, неотёсанная деревенщина, и на него смотрят косо.

 Типа, ты познакомился с барышней, она предлагает сходить на концерт для виолончели Дворжака, а ты интересуешься, не стеснит ли ваше присутствие даму этого Дворжака по имени "виолончель", для которой даётся концерт. А барышня - в ахуе от твоего бескультурья, когда понимает, что ты реально не знаешь, что такое виолончель.

Я бы сказал, это спорный вопрос. На самом деле, невежество не отвращает людей, если это не особо упёртое и воинствующее невежество. Оно, скорее, забавляет их и побуждает к просветительской деятельности.

Честно, я сам довольно часто использовал этот трюк в общении с выскокультурными барышнями: прикинуться деревенщиной и дать возможность меня просветить, чтоб она упивалась своим культурным  превосходством надо мной. Стоит их так зацепить - а там уж и... ну, вы поняли!

Да, прошу прощения у женской половины аудитории за то, что моя речь может показаться как бы "самцово-шовинистически" ориентированной. Но это лишь потому, что я и есть "самцовый шовинист", поскольку я парень. Однако замечу, что для девчонок этот трюк тоже работает: прикинуться этакой "галатейкой" Элизой Дулиттл и влёгкую найти своего "пигмалиончика", который ринется просвещать, а там уж... ну, вы поняли!

На самом деле, это инстинкт человека, верный для обоих полов, - стремиться распространить своё знание среди других людей. Благодаря этому инстинкту - мы и стали на планете Земля теми, кто мы на ней есть, и наш статус, и наши возможности - несколько отличается от статуса амёб, которых больше, но котороые не делятся знаниями.

  Те, у кого этот инстинкт внутривидового просветительства особенно развит, - идут в учителя или пророки. Поэтому, ей-богу, не стоит обижаться на учителей, когда они пытаются совокупить вам мозг теми знаниями, которые считают для себя важными. Все вы, все мы - делаем ровно то же самое, и это нормальная фигня.

Даже когда учитель начинает излагать свои мысли вне его предмета, - это тоже нормальная фигня. Он считает свои суждения важными - и хочет ими поделиться. Может, даже и навязывает. Уже когда произносишь какое-то суждение - ну да, конечно, ты его стараешься навязать аудитории. Но это ж вовсе не значит, что кто-то обязан это суждение воспринять. Это значит, что человек получает возможность сопротивляться навязыванию чужого мнения, не будучи овцой или амёбой.

Как сопротивляться? Да просто - воспринимая чужое мнение критически, не как истину в последней инстанции. Типа, ты сказал - я услышал и принял к сведению, что ты так думаешь. Но, это, конечно, вовсе не означает, что теперь и я так должен думать.

Это я к чему говорю-то? К тому, что бывали жалобы на учителей, которые, между делом (и будучи при том классными спецами в своих предметах), пропагандируют какие-то "некошерные" вещи. Мол, кто-то расистские имеет предрассудки, кто-то - "имперские", а кто-то - напротив, слишком "демшизовые". Ну или - кто-то ПГМ свой на окружающих распространяет, а кто-то - напротив, такой завзятый атеист, что "оскорбляет святыни".

Знаете, что скажу? Я такие жалобы - сразу в мусорное ведро выбрасываю. Да, я чётко считаю, что пресловутая статья 282 уголовного кодекса - должна быть отменена, и позор - иметь её в законодательстве уважающей себя страны. Но в нашей школе - мы её и не реализуем, слав-те-господи.

Видите ли, по моему убеждению, всякий человек может иметь каких угодно тараканов в голове, и может пытаться распространить их на окружающих, занимаясь, действительно, пропагандой своих взглядов. Но чем страшна-то пропаганда? Тем, что находятся бараны, которые готовы принять чужие слова за руководство к действию и забодать каких-то других людей, когда они на самом деле не совершили никакой агрессии против этого барана и никак не ущемили его права.

То есть, проблема пропаганды - не в её идеях. Проблема - в баранах, которые реагируют на пропаганду неразумно и некритично. Соответственно, что во благо человечества - повышать стойкость индивидов к пропаганде, замещать впечатлительных и доверчивых баранов - полноценными людьми, которые своим умом крепки. 

Но этого можно достичь, только если не стеснять одних людей в выражении своих взглядов, а других - в критическом анализе тех взглядов, с которыми не хочется соглашаться.

Соответственно, следуют иметь в виду: учитель - это живой человек, который имеет свои взгляды, свою систему ценностей. Он её навязывает вам? Конечно, навязывает. Как и все мы делаем. Но чему они реально учат, во множестве и разнообразии своём, - не быть лёгкой добычей пропаганды чужих мнений и предрассудков. 

Поймите, учитель - это именно спец в своём предмете, а не нравственный гуру на все случаи жизни (даже если хотел бы им быть). Да нет вообще никаких долбанных нравственных гуру, заслуживающих почитания и смотрения в рот, а есть очень простая мысль: если ты реально и намеренно мешаешь жить другим людям, которые тебе самому жить не мешают, - то получаешь по ****у, рано или поздно. Ну да, "живи сам - и дай жить другим". И каждый дрочит, как он хочет. Всё просто.

И наши учителя - они эту установку в целом разделяют. Но если кого-то из вас раздражают высказывания кого-то из них, то слова, не подкреплённые насилием, - это всего лишь слова, а не повод для ненависти. Но если уж и ненависть - переходим к пункту выше: тонкий, упоительно кайфовый троллинг преподов. Поверьте, очень занятная штучка. Но именно - когда тонкий, без выраженной агрессии. 

На этом я завершаю свою речугу, поскольку и звонок вот-вот грянет, а я - реально сказал всё, что хотел сказать.

Я мог бы пожелать вам "успехов в учёбе", но, честно говоря, мне похуй, как вы преуспете в том или ином предмете (особенно, если вам он неинтересен). Это всё "малорелевантно" к успеху во взрослой жизни. Бывает, "нёрды" его добиваются, а рас****яи сосут, бывает - "нёрды" скатываются вниз по бухлу и наркоте, а рас****яи вдруг находят в себе интеллектуальные и волевые качества, чтобы чего-то постичь и достичь в этом мире. Всяко в жизни бывает.

 Я бы, скорее, пожелал тем парням, кто ещё ни разу не оттрахал девчонку, - потерять девственность, но вижу, как на меня косятся родители девчонок. Поэтому скажу: нет никакого понта в изнасиловании. Не больше, чем в быковато-бакланских наездах на учителей. В обоих случаях - это как бы констатация того факта, что ты не имеешь необходимого для гомосапа свойства, внушать симпатию другим людям. А это печально.

Лучше - развивать такие навыки, которые бы внушали другим людям симпатию к тебе. И школа - этому на самом деле способствует, образуя перманентную "прессово-стрессовую" ситуацию.
Вот за это и стоит любить и ценить школу.

Да, я ещё мог бы сказать "Was mich nicht umbringt, macht mich hаrter", но я этого не говорю, поскольку тут всего четверть, кто помимо английского и русского знает ещё и тевтонский. А в переводах - эта цитата уж слишком избита. Хотя по жизни верна. Ну и, думаю, даже не знающие немецкого - прекрасно поняли, что означает эта цитата из Ницше, поскольку, ей-богу, я не стараюсь быть оригинален.

По-любому, милые дети, я желаю вам успехов в том, что вам самим по жизни надо, разумной умеренности в применении насилия, чтоб гордиться можно было своей хладнокровной сдержанностью, развития умения ладить с людьми, ну и секса такого, чтобы самим приятно было, а не только чтобы выпендриться перед одноклассниками (хотя это тоже приятно, не скрою). Поскольку же родители девочек сейчас уже начнут, наверное, расстреливать меня из пулемётов - окей, я слезаю с этой трибуны, я ухожу. Dixi... Смайлик.