Дорога пыток

Вера Вавилова-Кириченко
Вокзал  встретил привычной суетой. Люди торопились по своим маршрутам, сталкиваясь в переходах и вновь разбегаясь в разные стороны. Вокзал напоминал большой муравейник, где каждый знает своё направление, бежит по заданной прямой с сумками, чемоданами, сетками. Поток выплеснул нас на перрон, где в ожидании пассажиров замер состав с яркой красочной эмблемой на боку вагонов  -  «РД»  -  российская дорога. Приветливые проводницы в парадной форме ожидали своих пассажиров. Поезд Ташкент-Челябинск следовал в Россию через Казахстан и в пути находился почти 3-е суток. Это в прохладное время сутки, как сутки, а в летнюю жару, когда столбик термометра зашкаливает за 40 градусов, выговорить «3-е суток» без содрогания невозможно. Сутки эти превращаются в бесконечность. Поскольку авиарейсы на Челябинск отменили, и, как в песне «мальчик хочет в Тамбов, но самолёты туда не летят…», но всё же один раз в неделю следует поезд, пришлось воспользоваться услугами железнодорожного транспорта.
-  Ничего,  -  думала я,  -  в купе с кондиционером сутки жаркой казахской пустыни как-нибудь преодолеем. – Но известие о том, что поезд не оборудован кондиционерами, повергло меня в жуткое уныние. Билеты в купе стоили в два раза дороже плацкарта, а закрыть двери  купе в такую жару равносильно обречь себя на медленную варку в котле. Второй неприятностью стало сообщение, что в поезде вообще нет вагона-ресторана. Продукты выдержат даже в термосе только сутки, а дальше? Хорошо, что в последний момент прихватила концентраты быстрого приготовления. От грустных мыслей отвлёк состав. Он издал глубокий вздох, судорожно дёрнулся, лязгнув колёсами  -  готовился к тяжёлому пути. Я помахала рукой провожавшему мужу. Тепловоз пыхтел, медленно набирая ход. Остался позади вокзал с провожающими, замелькали строения, деревья, дорога. Я потихоньку стала осваивать своё место временного проживания и знакомиться с попутчиками. Ими оказались милая светловолосая девушка с улыбчивым лицом и добрыми глазами и два молодых парня узбека, направлявшихся в Тюмень на заработки. Не успели мы познакомиться и обменяться первыми впечатлениями, как поезд остановился на таможенный досмотр и паспортный контроль. Радовало то, что за окном была глубокая ночь. Солнце согревало другую сторону нашего земного шарика. Прохлада медленно вливалась в разгорячённое купе. Спокойно светила луна, блёкло мерцали звёзды. Наконец нам раздали паспорта и разрешили выйти в коридор вагона. Через полчаса пути нас ожидала такая же процедура на казахской границе. В купе заглянула взволнованная проводница.
-  Так, ребята, подъезжаем к Казахстану. Если есть деньги, отдайте мне или вот им,  -  она кивнула на нас с девушкой,  -  Будут шманать, всё отберут.
Я долго не могла осмыслить эту фразу. Парень с верхней полки поспешно вытащил из кармана смятые купюры. -  Возьмите, пожалуйста, себе. Потом вернёте.  -  Я сунула деньги в свою сумочку. Напряжённость нарастала с каждой минутой. В воздухе витала невидимая непонятная угроза. В проёме купе показались двое в форме.
-  Что развалился?  -  рявкнул один из них на парня, сидевшего на нижней полке.  -  Встать! Смотреть сюда!  -  командовал мордастый пограничник. Парень послушно встал. Его увели в тамбур. Мы с Леной, так звали девушку, сидели оглушённые увиденным. Такое обращение я видела в детективах, которые часто показывают различные каналы ТВ. Так разговаривают с правонарушителями или заключёнными. Парень вернулся молчаливый, угрюмый. На наш вопрос: «Ну, что?», он лишь неопределённо мотнул головой. Другого попутчика увели с вещами в купе проводников. В наше купе забежала служебная собака. Хозяин сдерживал её поводком. У неё были печальные усталые глаза, она часто дышала, роняя тягучую слюну и вовсе не была похожа на своего хозяина. Я погладила её по голове. Она благодарно лизнула мне руку и подала лапу. Мы не успели подружиться, её вывели из купе и заставили лечь в коридоре. Она положила свои печальную морду на передние лапы и молча ждала следующей команды хозяина.
-  У вас наверняка есть мобильные телефоны,  -  вежливо обратился к нам молодой казах в форме. Мы не отрицали.  -  Тогда у вас должны быть документы на них,  -  улыбнулся он. Документы на телефон конечно есть, но кто додумается тащить их с собой в дальнюю дорогу?  -  Платите штраф,  -  невозмутимо потребовал служака.  -  Какой штраф?  -  с негодованием воскликнули мы.  -  Все пассажиры едут с телефонами, и я уверена, что у них нет документов на мобилки. Так, что вы всех штрафовать будете?  -  глаза Леночки округлились, а на переносице задержалась складочка  возмущения.  -  Покажите постановление, где это написано,  -  поддержала я попутчицу.  -  Ну, ладно, вас женщин не переспоришь,  -  махнул рукой таможенник и прошёл в следующее купе. После того, как поезд окончательно набрал ход, увозя нас от неприятного места стоянки, пассажиры подсчитывали свои потери, обменивались мнением. Мужчина из соседнего купе отдал 400 рублей, ему предъявили ту же претензию, что и нам. Парню, который не спрятал деньги, угрожали ножом и деньги отобрали. Спать расхотелось. Ужасная ночь была на исходе. Из-за горизонта необъятной казахской степи поднимало свой раскалённый диск солнце, проникая своими длинными лучами в вагоны поезда, пронизывая его насквозь. Стучали колёса по выжженной земле. Поезд будто старался убежать от знойной пытки. Ничто не радовало глаз. Изредка появлялись несколько верблюдов, лениво жуя колючки и не обращая внимания на проносящийся мимо состав. Вдали появлялись и исчезали мазары  -  города  ушедших в иной мир людей. Блестели на солнце небольшими куполами. Они были похожи на призраки в безжизненной пустыне. Скудные облупившиеся домишки небольших селений с отсутствием хоть какой-то растительности  составляли печальное зрелище. В распахнутые окна врывался раскалённый ветер пустыни. Солнце появлялось то слева, то справа, заглядывая в окна и пытаясь проникнуть вглубь купе, будто  великан, нанизав состав на огромный шампур, поворачивал его, зажаривая на раскалённых лучах. Металлические части вагона обжигали при касании. Ложку, лежавшую на столике, можно было взять только салфеткой или полотенцем. Обшивка вагона нагрелась и дышала жаром, как духовка, а из крана лилась только горячая вода. Я ощущала себя курицей-гриль, которую медленно зажаривает добросовестная хозяйка. Неприятный ком подступил к горлу, мутило, голова кружилась, всё тело горело огнём.
-  Только бы дотянуть до России, только бы не потерять сознание, чтобы не ссадили с поезда в Казахстане,  -  сверлила раскалённую голову одна и та же мысль. Леночка заметила моё плачевное состояние. Со мной случился тепловой удар. Оставшиеся полдня, до ночи, она провозилась со мной, обтирая мокрым полотенцем, обкладывая бутылками со льдом, которые покупала на полустанках у предприимчивых казахов. Ночь своей прохладой и старания этой замечательной девушки спасли меня. Наутро я почувствовала себя лучше, но кушать ещё долго ничего не могла. В душе я проклинала тех московских чиновников, которые пустили в Среднюю Азию такой неприспособленный поезд, обрекая людей на страдания и муки. Позже я узнала, что ни одной мне было плохо. Пассажирам поезда, особенно плацкартных вагонов вызывали скорую помощь прямо к поезду. А впереди были новые таможенные досмотры на границе с Россией. Но в этот раз обходительность и вежливость, корректность и доброжелательность встретили нас в лице российских пограничников и таможенников. Это было неожиданно приятно.
Я с горечью вспоминала то время, когда не было границ, и я, совсем юная студентка, спокойно путешествовала по необъятным просторам Советского Союза  -  своей Родины, не страшась, что меня оштрафуют, оберут или ссадят с поезда. Что же произошло, что случилось со всеми нами? Почему вместо гостеприимства и радости встречи поселяется страх и ужас при пересечении границы. На всю жизнь в моей памяти останется раскалённая солнцем и человеческими страстями долгая мучительная дорога длинною в бесконечность, когда накаляется атмосфера до 50градусов, когда  хамство и грубость зашкаливают, вырываясь за пределы нормального человеческого общения. На всю жизнь я зареклась ездить в поездах.