Поход на Иремель

Эмма Соловкова
(опубликовано в газетах "Истоки" и "Два выходных")
               
        Один из самых красивых и любимых туристами уральских маршрутов – горы Иремель, расположенные на границе Белорецкого и Учалинского районов Башкортостана и Челябинской области. Это двухвершинный горный массив, состоящий из Малого Иремеля (1449 м) и Большого Иремеля (1582 м), являющегося второй по высоте горой на Южном Урале после Большого Явмантау (в настоящее время недоступного для туризма). Это также важнейший уральский гидроцентр: здесь берут начало притоки рек Каспийского бассейна Белой и Юрюзани, такие, как Тюлюк, Большой Авияр, Тыгын и другие. Горы Иремель часто называют «Уральскими Альпами», и тому есть серьёзное основание. Дело в том, что на их вершинах до двухсот дней в году лежит снежный покров толщиной до одного метра. Но даже в тёплое время года, лишённые снега, его вершины выглядят белыми из-за почти сплошных грандиозных россыпей светлых крупных камней-валунов, сияя благородной, холодноватой «альпийской красотой». Моя приятельница, переводчица итальянского языка, несколько лет назад работавшая в Учалинском районе с итальянскими специалистами, рассказывала, что когда те впервые увидели эти горы, то были приятно удивлены: они никак не ожидали, что в далёкой Башкирии встретят до боли знакомые горы, так похожие на европейские Альпы…
       А ещё Иремель в народе считают «местом силы», где «законсервирована» энергия эгрегоров древних языческих верований (например, огнепоклонничества-зороастризма) и где проходят силовые линии магнитного поля Земли (вот почему считается очень полезным ходить здесь по земле босиком: чтобы «подмагнититься»). Поговаривают, что в древности здесь была прародина индоевропейцев, у которых это горы считались священными и приравнивались к храму. В переводе с древнетюркского слово «Иремель» и означает «место, дающее человеку силу» («Ер-эмэиле»). Есть также мнение, что это слово произошло от древнеславянского слова «ирий» – «рай» и означает что-то типа райского уголка. Нечего и говорить, что это «место силы» посещается людьми самых различных деноминаций и занятий: «космоэнергетами» - последователями Заратустры, йогами, астрологами, экстрасенсами, колдунами, гадателями, христианами, мусульманами, буддистами, творческими людьми и просто любителями природы, которые, внимая зову этих гор, съезжаются сюда со всей России и даже из ближнего и дальнего зарубежья, поднимаются в горы, ставят палатки, жгут костры, поют, танцуют, молятся, ворожат, «шаманят». И на всё на это спокойно, мудро и снисходительно взирают величественные горы Иремель…
      И какой после этого уральский (и не только) турист не мечтает посетить Иремель? Мне посчастливилось подняться на вершину Большого Иремеля летом, в канун православного праздника Преображения (Яблочного Спаса) вместе с уфимской тургруппой под руководством профессионального туринструктора, выпускницы Челябинского института культуры Татьяны Антипиной, которая уже более 15 лет работает в туризме, пропагандируя интерес к родному краю и здоровый образ жизни. Поход фактически занял два дня – два выходных. Из Уфы до места назначения добирались в пятницу вечером на «пазике» по Челябинскому тракту около 5 часов. К ночи разбили палаточный лагерь возле села Тюлюк (Челябинская область) у мелкой холодной горной речки. А на следующий день, в субботу днём, было запланировано восхождение на Большой Иремель. К счастью для нашей разновозрастной группы (начиная с пятилетнего возраста и заканчивая пенсионным), в которой было немало неопытных туристов, это восхождение было частично облегчёно: не было необходимости тащить на себе в гору тяжёлые рюкзаки; часть пути до горы и от неё мы проехали на своём «пазике», да и привалов с лёгкими перекусами было несколько. А пешком туда и обратно пришлось пройти километров 25. Дорога сначала в основном состояла из пологих тропинок в лесистой части предгорий, поросшей берёзами и хвойными деревьями: елями, пихтами, соснами и лиственницами (у некоторых лиственниц кроны срезаны молнией: грозы над Иремелем – явление нередкое и опасное, поэтому подниматься туда можно только в хорошую погоду). Шли по глинистой земле, траве, камням, мху и лишайникам, нередко вдоль красивых горных речных каскадов и вытянутых в длину каменных россыпей, напоминающих каменные реки (их ещё называют «моренами» или «курумами»), камни которых словно расшиты белыми и бледно-зелёными узорами тончайшего высохшего мха (как сказал очарованный этой сухой мёртвой красотой талантливый башкирский художник Сергей Литвинов, «нет, это не мох, а седые кудри ушедших веков лежат на камнях…»).
       Позже, обогнув Малый Иремель, мы вышли на так называемую «седловину» (впадину между вершинами этих двух гор) шириной около километра, состоящую из поросших травой и редким кустарником полянок, к подножию Большого Иремеля. В канун дня  Преображения можно загадывать заветные желания. Не ошибусь, если скажу, что на этот раз основным желанием большинства из нашей группы было дойти до вершины!
       Дальше дорога была совсем другой, вернее, её уже совсем не было: приходилось круто взбираться по валунам (которые временами качались под ногами, поэтому идти нужно было очень осторожно), кое-где перемежающимся короткой травкой. Но дорогу осилит идущий, и Большой Иремель, издалека сиявший довольно неприступно, словно небесный мираж, на деле оказался не таким уж неумолимым: он допустил большинство туристов из нашей группы до своей вершины. Эта вершина представляет собой плоскую вытянутую террасовидную площадку из мха, глинистых пятен, жёсткой низкой осоки, выровненной каменной россыпи и так называемых «каменных котлов». На ней близко друг от друга укреплены указатель частей света и православный крест. Здесь по традиции туристы фотографируются. Поразил великолепием открывшийся отсюда вид – целая горная страна: со стороны Челябинской области это белые склоны Малого Иремеля с террасами и скалами, «каменные реки», мелколесье, полянки, а со стороны Белорецкого и Учалинского районов (откуда тоже возможен подъём на Большой Иремель) – густые леса, золотистые равнины с маленькими голубоватыми чистыми озерами-«окнами», а дальше за ними, в туманной загадочной синеватой дымке, - то ли горы, то ли лес… Необходимо отметить и уникальность здешнего климата, большую разницу температур. Там, где мы начали восхождение, было довольно жарко и почти безветренно, а на вершине был холод и дул промозглый ветер – пришлось утеплиться. Правда, наиболее «рисковых» туристов это не пугает, и кое-кто из них даже умудряется на ночь разбивать свои палатки прямо здесь, на самом «ветродуе». 
       А спуск с горы, как это ни странно, оказался не менее трудным: ноги скользили по камням и траве, за которые приходилось время от времени хвататься руками; не обошлось и без синяков. Возвращались в лагерь затемно. Фонариков в группе было немного, и чтобы туристы меньше боялись, находчивый инструктор Татьяна предложила всем петь бодрые, весёлые песни. И ведь действительно большинству это помогло – не считая разве одной слегка отбившейся от группы юной туристки, которой в темноте померещился медведь. Она подняла такой истошный крик, что любой медведь, окажись он рядом, убежал бы от неё со всех ног. В связи с этим Татьяна рассказала нам, что как-то одной из её тургрупп, состоявшей в основной из школьников, действительно довелось повстречаться с настоящим медведем. Но современные дети как-то «неадекватно» на него отреагировали: вместо того, чтобы испугаться, они дружной весёлой гурьбой устремились вслед за ним, на бегу настраивая камеры своих мобильников, чтобы запечатлеть его на память. В итоге испугался и убежал сам косолапый… А вообще, говорят, что здесь эти звери злые и опасные для человека лишь в начале весны, когда они голодные после зимней спячки.
       В воскресенье днём у нас было запланировано знакомство с селом Тюлюк, а вечером – отъезд домой. В Тюлюке (в переводе с древнетюркского это слово означает «желание») есть красивый православный храм, но в этот день, 19 августа, нам туда попасть не удалось: все церковнослужители, как здесь заведено, в связи с этим праздником тоже отправились на гору Большой Иремель, чтобы отслужить на его вершине возле православного креста праздничную литургию. Восходящая на гору торжественная процессия в длинных рясах во главе со священником – очень впечатляющее зрелище!
      В Тюлюке мы ознакомились с частными гостиницами – их здесь несколько. Самая большая и основательная называется «Три медведя» и работает по принципу семейного подряда. В этой семье, помимо хозяйки дома, - её муж дядя Миша и двое их сыновей – видимо, такое название гостинице дано не случайно. Здесь имеется несколько уютных деревянных корпусов (так приятно было спрятаться в них от надоевшей жары), хорошая баня и спортивный инвентарь. У входных ворот строится каменная башнеобразная семейная православная часовня (как в старину). Конечно, больше всего постояльцев здесь бывает летом. Но и зимой здесь кипит активная жизнь: катаются на лыжах, парятся в бане, встречают Новый год и Рождество. Для встречи Нового года здесь обычно бронируют места за полгода вперёд. А самая экзотичная тюлюкская гостиница (приют) – это по совместительству этнический центр под названием «Ковчег». Это уютный, застланный циновками, какой-то «шаманский» домик-музей, стены комнат которого украшены различными сувенирами-амулетами (например, паутинообразными подвесными «ловцами снов»), а также разнообразными фотографиями, рисунками и картинами, выполненными хозяином «Ковчега» Костей и его многочисленными гостями. Во дворе – баня, купальня и внушительная, украшенная изнутри коврами, языческая юрта. Но, конечно, гости здесь – не только поклонники шаманизма, но и художники, фотохудожники, барды и поэты. В «Ковчеге», помимо сувениров, живописных, графических и фото-работ, можно ещё приобрести видеофильмы (включая музыкальные), смонтированные людьми, вдохновлёнными Иремелем. В этой местности не редки разные слёты и фестивали, когда приезжие, кроме гостиниц, ещё арендуют здешние частные дома (те из них, которые отделаны резными наличниками, очень хороши). За день до нашего посещения Тюлюка здесь как раз прошёл музыкальный фестиваль, куда съехались любители музыки и гор из самых разных мест – жаль, что мы туда не успели попасть…
       Подытоживая вышесказанное об Иремеле, можно сделать вывод, что двух проведённых там дней оказалось явно недостаточно. А те, кто с первого раза не сумел достичь вершины Большого Иремеля, не унывайте: в свой следующий поход сюда вы обязательно возьмёте эту высоту!