Неизвестный Израиль. 9. Духовное человечество

Нина Рождественская
ШЕСТОЕ ЧУВСТВО

Под таким названием в последний год своей жизни поэт Николай Гумилев написал стихотворение, текст которого я позволю себе здесь привести:

        Прекрасно в нас влюбленное вино
И добрый хлеб, что в печь для нас садится,
И женщина, которою дано,
Сперва измучившись, нам насладиться.

Но что нам делать с розовой зарей
Под  холодеющими небесами,
Где тишина и неземной покой,
Что делать нам с бессмертными стихами?

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать –
Мгновения бегут неудержимо,
И мы ломаем руки, но опять
Осуждены идти все мимо, мимо.

Как мальчик, игры позабыв свои,
Следит порой за девичьим купаньем,
И ничего не зная о любви,
Все ж мучится таинственным желаньем.

Как некогда в разросшихся хвощах
Ревела от сознания бессилья
Тварь скользкая, почуя на плечах
Еще не появившиеся крылья.

Так век за веком – скоро ли, Господь? –
Под скальпелем природы и искусства
Кричит наш дух, изнемогает плоть,
Рождая орган для шестого чувства.

Николай Гумилев был талантливым поэтом, но он не был каббалистом. Однако здесь, в этом , я бы сказала, странном стихотворении присутствуют каббалистические термины и главный вынесен в название. Собственно, термин «шестое чувство» стал употребляться только в современной каббалистической литературе. Имеется в виду шестой орган чувств, которым человек не обладает, но по логике вещей должен бы обладать. Последние научные открытия говорят о том, что человек, из всего обилия информации, которая через него проходит, улавливает одну миллионную часть, и только два процента мозга участвуют в обработке этой информации. Возникает законный вопрос: как могла природа, которая создала человека, как самое совершенное свое творение, допустить такое расточительство?! Скорее всего, природа заложила в человека в потенциале возможность для раскрытия шестого чувства, чтобы он смог воспринять весь объем информации, который содержится в окружающей нас реальности. Каббалисты говорят, что мы существуем в иллюзорном мире. С этим можно, конечно, поспорить. О какой иллюзии идет речь, если я чувствую и вижу этот мир. Но представьте, что у вас были бы другие органы чувств, тогда вы бы воспринимали этот мир совсем иначе. Попробуйте объяснить слепорожденному, что такое свет, обычный солнечный свет – вряд ли он вас поймет. То же самое с глухим от рождения. Как ему понять, что такое музыка? Вам снятся сны, в которых вы видите цвета, ощущаете запахи, вкус пищи, вы даже можете почувствовать боль, как в жизни. Но вот вы проснулись и тут же забыли, все, что  с вами происходило – ведь это был только сон. Вы приходите в кинотеатр, садитесь перед экраном. Но вот свет гаснет, включается кинопроектор, и вы видите картинки, которые двигаются и живут своей жизнью. И пока вы смотрите фильм, вы верите в эту жизнь, но вот кинопроектор выключили, и жизнь на экране погасла. Так, может, и наша жизнь, не больше, как картинки, которые живут и двигаются, пока включен некий гигантский кинопроектор? Как мы можем судить о реальности этого мира, воспринимая только  одну его миллионную часть?..

МАТРИЦА

Лет десять тому назад, или чуть раньше, на экраны кинотеатров вышел фильм «Матрица» («Мэтрикс» в английской транскрипции). Фильм имел успех. Мой сын говорит, что «Матрица» - это Евангелие современной молодежи. О чем же этот фильм? О том, что мы все существуем в матрице, мы – всего лишь файлы, которые закладываются в компьютер. Собственно, основное новаторство фильма  именно в этой идеи, все же остальное, что было накручено вокруг фантазией авторов, не имеет к истинной картине никакого отношения. Уловив нечто очень важное, авторы не смогли пойти дальше. Впрочем, их нельзя в этом упрекать, ведь они не каббалисты, они не имеют шестого органа чувств и не могут воспринимать реальность в ее истинном виде. Итак, опять этот шестой орган чувств. Да что же это такое, в конце концов?
 Вообще-то это наша душа. Все уверены, что обладают душой, даже атеисты. Ведь существует такая наука, как психология, которая занимается изучением человеческой души. Но каббалисты идут дальше атеистов и утверждают, что души-то у нас как раз и нет.

ДУХОВНЫЙ ГЕН

«Договорились! - скажет раздраженный читатель, - так мы что, все просто бездушные роботы?!» Дорогой читатель, это не совсем так, хотя и недалеко от истины. До определенного периода человек действительно не более, как марионетка в руках невидимого Режиссера. Но у человека есть так  называемое решимо  – это духовный ген, своего рода файл, на котором записано все прошлое, настоящее и будущее данного человека. Был когда-то фильм «Воспоминание о будущем». Решимо представляет собой именно такое воспоминание. В нем записана программа развития каждого индивидуума. Решимо раскручивается, подобно спирали, определяя все дела и поступки человека, а также его склонности, способности и характер. По сути, это и есть человеческая душа, но пока человек живет неосознанно, выполняя приказы, посылаемые свыше, ничего в его программе не меняется. И файл остается просто файлом. Но в одном из кругооборотов жизни человек задумывается над тем, зачем нужно все это существование, полное суеты и страданий, и есть ли тут хоть какой-то смысл. С этого момента его жизнь круто меняется, в решимо поступил сигнал, что человек проснулся от спячки, и  он перестает быть марионеткой, он становится не слепым исполнителем, а активным участником своей программы развития. Маленькая искорка духовной информации, подобно семени в матке матери, притягивает к себе Высший свет, оплодотворяется им и начинает расти. Так происходит настоящее чудо: человек развивает в себе истинную душу (не путайте с животной энергетической душой, которая оживляет наше тело и перестает существовать вместе со смертью этого тела), которая превращается в духовный объект. Этот духовный объект – истинный духовный человек, которому не грозит смерть, так как он бессмертен.
Это может показаться чистой фантастикой: как можно родить в себе духовного человека и стать бессмертным? Сказки какие-то. Но во все времена существовали отдельные люди – каббалисты, которым это удавалось. Методика, которую они разработали, позволяет развить в себе шестой орган чувств еще при жизни физического тела и жить одновременно в этом мире и в духовных мирах.
Вот в чем основное отличие, существующее между религией и наукой каббала. Религия говорит: будь паинькой, не делай нехороших поступков – и рай тебе обеспечен. Или: если будешь поступать плохо – вечно гореть тебе в гиене огненной.
Как-то несерьезно все это: райские кущи или черти, которые поджаривают тебя на сковородке. Вечные муки или райское блаженство за какие-то семьдесят, или сколько там, лет.
Наука каббала, в отличие от обещаний и угроз, предлагает методику, которую каждый может испытать на себе и добиться практических результатов еще при этой жизни. Собственно, именно в этом и состоит предназначение человека: произвести трансформацию в своем развитии и совершить скачок из животного состояния в духовное, в вечность.

КТО ТАКИЕ КАББАЛИСТЫ?

Первым каббалистом считается Адам Ришон  - первый человек  (более подробно о нем смотрите в главе «Начало»). Он существовал 5571 год назад, и именно с него ведется еврейское летосчисление. Имеется в виду совсем не тот первый человек, который лазил по деревьям, а потом спустился на землю, встал на две ноги, взял в руки дубинку, и стал «человеком». Конечно, люди существовали сотни и десятки тысяч лет до Адама Ришона. Но ему первому удалось проникнуть сквозь материю и увидеть строение духовных миров. Разумеется, это была особая душа, ведь у него не было Учителя. Адам Ришон оставил нам книгу «Тайный Ангел» (имеется в виду сила, которая невидима, но управляет всем).
Вторым каббалистом был Авраам (о нем рассказывается в главе «Авраам»). «Знаем, знаем, - воскликнет читатель, - Авраам родил Ицхака, Ицхак – Якова и т.д. и т. п.».  Авраам, как и Адам Ришон, был особой душой, так как у него тоже не было Учителя, однако он смог вступить в непосредственный контакт с Творцом. Но миссия Авраама была более ответственной, у него уже появились ученики. Это были те люди, которые вместе с Авраамом оставили Ур Халдейский и ушли в землю, указанную Творцом. Таким образом, еврейский народ, с самого начала своего существования, родился, как духовная общность людей, верящих в Единого Бога. Авраам оставил нам книгу «Сефер Ецира» (книга создания), в которой дается картина создания мироздания.
Третьим великим каббалистом был Моисей, который оставил нам Тору (Пятикнижие Моисея – подробнее о Моисее в главе «От Авраама до Моисея»). Тора кажется всем понятной, и даже не ясно, почему она считается святой книгой, когда это просто исторические хроники. Но так кажется только на первый взгляд. Начнем с того, что первоначально Тора представляла собой сплошной текст без деления на слова и предложения, иначе говоря, это были просто буквы. Но в том-то и дело, что буквы иврита – это не просто буквы. Каждая буква имеет свое смысловое и цифровое значение. В книге «Зоар» есть глава, посвященная буквам, где рассказывается о том, что, когда мир еще не был создан,  буквы уже существовали, и именно при помощи букв Творец собирался создать мир. В той же «Зоар», которая представляет собой комментарий к Торе, есть главы, где разбираются одно-два предложения из Торы или даже одно слово, как, например, в главе «Высшая мудрость» разбирается слово «Берешит» (В начале). Это первое слово, с которого начинается книга Бытия, и, оказывается, оно имеет не просто глубокий смысл, а такие глубинные пласты, о которых мы даже не догадываемся.
Ну, и раз мы заговорили о «Зоар», то это каббалист РАШБИ, который вместе со своими учениками создал эту великую книгу (о РАШБИ рассказывается в главе «Север страны»). Книга «Зоар» считается в каббале самой главной. Она напрямую говорит о Высшем свете, и человек, читающий ее, притягивает на себя Высший свет, который воздействует на него.
Следующий великий каббалист – это АРИ (глава «Север страны»). АРИ создал новую методику изучения каббалы, фактически, современную методику. Он считал, что время для изучения каббалы настало, а это был только ХУ1 век, вот насколько мы отстаем в своем развитии. Самые известные книги АРИ – это «Эц хаим» (Древо жизни) и «Семь врат».
И, конечно, нельзя не сказать о последнем великом каббалисте Бааль Суламе (о нем рассказывается в главе «Иерусалим, который в сердце»). Бааль Сулам оставил нам такие монументальные труды, как «Учение десяти сфирот» - комментарий к книге АРИ «Эц хаим», и комментарий к книге «Зоар» -  «Перуш Сулам».
Конечно, великих и больших каббалистов было гораздо больше, чем то небольшое количество, которое здесь приведено. Но я упомянула только тех, кто оставил нам книги, повлиявшие на историю человечества. Души этих удивительных людей давно закончили свое развитие и пребывают в иных высоких сферах. Спуститься в этот мир они могут только с одной целью: ускорить духовное развитие человечества. Но начать это развитие каждый человек обязан сам. Хватит ждать спасителя, который придет и всех нас спасет. Чудес не бывает. В связи с этим хочу напомнить один старый анекдот.
В одном городе случилось наводнение. Спасатели на лодках спасали людей. Подплыли к одному дому, на крыше которого стоял старик и молился. «Эй, дед, - крикнули ему, - садись к нам, пока не утонул». «Не нужна мне ваша помощь, мне Бог поможет». Уплыли спасатели. Все выше поднимается вода, к крыше подходит. Появилась вторая лодка. Кричат спасатели: «Садись дед, ведь утонешь!». Ничего не хочет слышать дед, рукой машет: мне Бог поможет. Уплыли спасатели. Почти совсем скрыла вода крышу, дед молится. Появился вертолет, сбросили деду лестницу: «Спасайся, дед, - кричит пилот, - не прилетим больше». «Улетайте, отвечает дед,- мне Бог поможет». Утонул дед, оказался в раю перед Богом: «Господи, я же Тебе так верил, почему Ты меня не спас?». «Идиот! – воскликнул Бог, - а кто тебе посылал лодку и вертолет?!»

ЧТО ТАКОЕ  ВЫСШИЙ СВЕТ?

Очень часто я упоминаю такое понятие, как Высший свет. Что же это такое?  У великого АРИ есть такая фраза:

Знай, до начала творения был лишь Высший
Все собой заполняющий свет,
И не было свободного пространства –
Лишь бесконечный, ровный свет все собой заливал.
АРИ «ДРЕВО ЖИЗНИ»

В каббале суть Творца называют Ацмуто. Он отделен ото всех миров, непознаваем, и потому о нем не говорят. Но Свет, который вышел из Творца (фактически, это тоже Творец) и которым созданы все миры, имеет свойства, которые можно познать, а через них  возможно познать и сам Свет.
Светом была создана целая система духовных миров. Всего их пять: Адам Кадмон, Ацилут, Брия, Ецира и Асия. Наш материальный мир является оборотной стороной последнего мира Асия. В духовных мирах есть тоже свои «Небо» и «Земля». К Небу относятся  миры: Адам Кадмон – мир управления, Ацилут – мир исправления, и высшая часть мира Брия. К Земле относятся часть мира Брия, Ецира и Асия. Между мирами находятся как бы скрывающие их занавесы, и чем ниже мир, тем меньше Света до него доходит. Получается, что Свет (Творец) скрывается от нас, так как в наш мир Свет практически не попадает. Поэтому у нас нет ощущения Творца. В наш мир проникает лишь маленький лучик (нер дакик – маленькая свеча), но даже этого незначительного света достаточно для того, чтобы дать жизнь нашему миру и всему, что в нем есть.
Что же такое сам Высший свет? Энергия? Да, пожалуй – безграничное море энергии. Информация? Конечно. Безграничный поток информации и знаний. Любовь? Совершенство? Красота? Да, все это, и многое другое. Нет в Свете только эгоизма, и этим Творец отличается от созданного им творения.
Все духовные миры  заполнены светом разной интенсивности, в зависимости от близости или удаления от источника Света. Существуют в этих духовных мирах и духовные объекты (парцуфим), но они не обладают живой душой. Это просто силы, при помощи которых Творец управляет миром. В какой-то момент было решено создать новый духовный объект, человеческую душу. Так появился Адам Ришон (это не тот земной Адам Ришон, о котором шла речь выше, у них одно имя, так как земной Адам Ришон был первым духовным человеком). В этой новой духовной конструкции было 613 желаний: высшая часть Адама содержала альтруистические желания, а низшая – эгоистические, причем эгоистических желаний было больше. Но так как Адам Ришон находился в альтруистическом мире, то и свет он получал только в свои альтруистические желания. Но наступил момент, когда Адам Ришон захотел стать таким, как Творец, и полностью заполнится светом. Так был сорван плод с «древа познания добра и зла», так было совершено то, что называется грехопадением. Эгоизм не может существовать в мире альтруизма, и случилось разбиение души Адама на 600 000 осколков. Это даже не наказание за грех, это просто исполнение желаний Адама. Получая свет в свои альтруистические желания, он познавал, что такое добро. Но ему этого оказалось мало, ему захотелось познать зло. Что ж, захотел – получай. Осколки души Адама упали в наш мир, в самый худший из миров, в мир тотального эгоизма, в мир зла. Что же дальше? Зачем все это было нужно Великому Режиссеру? Ведь ясно, что вся ситуация была срежиссирована, но зачем?

ИСПРАВЛЕНИЕ ДУШИ

Когда вы растите и воспитываете своего ребенка, вкладывая в него не только любовь, но и деньги, вы втайне мечтаете, что когда ваш ребенок вырастет, он станет вашей опорой и поддержкой, партнером в вашем бизнесе или продолжателем вашего дела. Каббалисты пишут о том, что Творец создал человеческую душу для того, чтобы дать ей шанс стать такой, как Творец, уподобиться Творцу. Для этого человеку была дана свобода воли и свобода выбора. Когда перед вами есть только что-то одно, то выбирать не из чего. Старшее поколение, жившее в Советском Союзе, помнит, что у нас была только одна партия – КПСС, и, тем не менее, существовали выборы, (настоящие демократические выборы всегда предполагают альтернативу, которой в советские времена не было). Итак, выбор, который был дан человеку, это выбор между добром и злом, между эгоизмом и альтруизмом, между жизнью и смертью. Причем этот выбор человек должен сделать самостоятельно, а для этого его нужно настолько удалить от Творца, что он ни только не будет чувствовать Его существование, но и забудет о Нем. В противном случае, ощущение Творца подавляло бы человека своей мощью и лишало его всякой воли. Но Творцу не нужен человек-робот, Он желает, чтобы человек достиг Его уровня, уподобился Ему. Но как это возможно, если живя в этом материальном мире, человек совсем забыл о Творце? Для этого и была ему дана душа, маленькая духовная искорка из иного мира, которую нужно развить в себе и таким образом уподобиться Творцу. Но как это сделать, если человек по своей природе эгоистичен? Все существующие духовные методики говорят о подавлении эгоизма: идите в горы, медитируйте, довольствуйтесь малым – и вы достигните совершенства. Но что-то мир от всего этого не меняется к лучшему. Каббала исходит из совершенно противоположного понимания эгоизма: эгоизм был дан человеку не случайно, он двигает его по жизни, развивает науку, технику, искусство. Эгоизм – это желание, желание получать. Пока у человека есть желания – он живет. Умирают желания – умирает человек. Такова наша природа, и невозможно победить свою природу. Но возможно ее исправить. Для этого нужно только поменять намерение: с  эгоистического на альтруистическое. Поэтому главный принцип каббалы: возлюби ближнего, как самого себя. Это очень тяжело сделать. Пожалуй, это самое сложное, что существует в мире. Эго человека из всех сил сопротивляется этому принципу: с какой стати я должен кого-то любить?! Он что мне: сват, брат?
Поэтому стоит разделить этот процесс на три этапа: первый – это выйти на контакт с природой, перестать ее насиловать, истреблять и уничтожать ее богатства, которые, как выяснилось, не бесконечны. Это первый уровень любви к неживому, растительному и животному миру.
Второй этап – не делать другому то, что не хочешь, чтобы делали тебе. Уж не до любви нам пока, но просто следует помнить, что если сделал кому-то зло, то это зло к тебе же и вернется. Таков закон природы. Таким образом, гораздо выгоднее делать добро, ведь оно тоже возвращается к тому, кто его совершает.
И, наконец, третий этап – это любовь к себе подобным. Мы все связаны между собой, как клетки в теле. Процесс глобализации, который происходит в мире, говорит об этом. Посмотрите, как устроен наш организм: любая клетка в теле работает на нужды всего организма. Стоит ей только нарушить этот закон, как она становится раковой  и губит весь организм. Человек, который все хочет захапать только для себя, похож на эту раковую клетку. Однако, если с раковыми клетками борется медицина, то с подобным человечеством будет бороться природа. Зачем же нам дожидаться очередного глобального катаклизма? Не пора ли остановиться? Ведь эгоизм, в конечном итоге, завел нас в тупик.
Я начала эту статью стихотворением Николая Гумилева и хочу закончить стихотворением другого замечательного поэта, Николая Заболоцкого. Он, как и Гумилев, не был каббалистом, но большие поэты, благодаря своему таланту, иногда улавливают некие послания ноосферы, к которым нам следует прислушиваться:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Гони ее от дома к дому,
Тащи с этапа на этап,
По пустырю, по бурелому,
Через сугроб, через ухаб!

Не разрешай ей спать в постели
При свете утренней звезды,
Держи лентяйку в черном теле
И не снимай с нее узды!

Коль дать ей вздумаешь поблажку,
Освобождая от работ,
Она последнюю рубашку
С тебя без жалости сорвет.

А ты хватай ее за плечи,
Учи и мучай дотемна,
Чтоб жить с тобой по-человечьи
Училась заново она.

Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!