Рассказ 27. Softline 93 мягко, но непреклонно

Джеймс Александр Даркфорс
  - Как там твои кошачьи? – Руслан Байбулатов стоит рядом со мной, как раз неподалёку от точки «Clarks». – У нас тут, кстати, Багира опять кота требует.
  - Если ты намекаешь, то не по адресу, у меня оба кота кастрированные.
  - Знаю, просто вспомнил. Кота уже почти нашли. Я просто спросил.
  - Ну, что коты? Потеплело сильно, они и валяются по углам. Иногда дерутся, недавно под самую ночь устроили беготню.
  - Понятно. А тут ты просто что-то смотришь, или что-то надо?
  - У меня пара носок всё, с кончиками ушла. Ну, и смотрю, может, как-нибудь на ботинки разорюсь. Когда клавиатуру куплю.
  - А что ты за клавиатуру хочешь?
  - Портативную, с USB. Есть предложения?
  - Если ты имеешь в виду MIDI, то нет. Это тебе лучше с Леной или с Наташей порешать. Ну, или с Анжеем. Кстати, он тут рядом должен быть.
  Ну, точно: идёт из «Fresh Cosmetics». С ним идут Ежи и Гражина. Судя по пакетам, они там затаривались. Приветствия не упоминаю: не хамы и не в ссоре.
  -  Саня, я тут тебе в прошлый раз не рассказал про «Softline 93», – замечает Анжей. – Надо исправиться.
  - Если я верно понимаю, это разновидность Softline Straight Edge, как-то связанная с Телемой.
  - Не совсем так, Саня. То есть в целом – да, ты верно понял. Да, это действительно от некоторой части связано с «софтлайном», как частью «эджерского» сообщества. Во всяком случае, образ жизни взят оттуда. И философия почти та же самая. И с Телемой это в общих чертах связано. Отсюда и число 93. С оккультной философией их деятельность, разумеется, связана, и там изучается европейская магия. В числе того – современная кабалистика и Телема. Но чётко это увязывать будет немного неверно. Если не сводить Телему, как принцип, к «Делай то, что ты хочешь – вот что должно стать законом жизни». А наци, вероятно, воспользовались именно этой трактовкой, причём, я совершенно не уверен, что это было сделано по незнанию, в чём там соль Упячки.
  - Вот с этого места я бы хотел поподробнее.
  - Не проблема. Начну с «софтлайна». Это действительно то, что называется Softline Straight Edge. Очень жёсткая личная дисциплина, но ты требуешь только от себя. Там, как ты понимаешь, присутствует тот же веганизм – именно веганизм, а не вегетарианство. Если даже та же колбаса или наборы для шашлыка, сыр, молоко – это, само собой, соя. Никаких наркотиков и алкоголя, понятное дело, никаких сигарет, ничего такого. Очень сложный вопрос с лекарствами, но тут в действительности присутствует вполне разумный подход, я сейчас о «Softline 93» говорю. Ведь смысл тут какой? Сохранить себя для того, чтобы не дать нацистам захватить всё. То же самое касается насилия. Это тебе не хиппи. Но они там не занимаются только разгромом вивариев и скотоферм, это на самом деле не главное именно в этом движении, Саня. Главное в идеологии «Softline 93» – это борьба с дискриминацией цивилизованными методами. Признак дискриминации значения особо не имеет. Возраст, раса, прописка, пол, биологический вид, сексуальная ориентация, религия, что угодно. Всё это – дискриминация, с этого начни. Соответственно, на этом строится и всё остальное, ограничитель – это уважение свободы других (плата за право требовать уважения к твоей свободе). Плюс к этому – личные обязательства, но на то они и личные, чтобы не зависеть от других людей, и чтобы отвечать за них самому.
  - Это примерно понятно. А «93»? Это же не просто эпатирующий символ, понятный далеко не всякому.
  - Это отсылка к Телеме, – Водецкий посматривает по сторонам. – Наши не разбежа?.. А, вот, идут. Слушай, есть идея. Сейчас сходим в «Суши-Терру», я всё никак Гражину не вывезу в город, как следует. А там и поговорим. Кстати, мне тут девчонки говорили, что ты занимаешь стол в «курящей» зоне.
  - «Некурящая» сильно открытая, будут все пялиться.
  - Я разве спорю? Так и сделаем. Там и поговорим.
  Носки куплены, губка сменена – старая уже хорошо использовалась, – и я направляюсь вслед за Анжеем в «Суши-Терру». Там же устраиваются Байбулатовы – в зоне для некурящих, Аля не переносит табачный запах. Гражина и Ежи устраиваются там же, но чуть ближе к «курящей» зоне, чтобы не терять из вида Анжея. Заказы делаются, Анжей замечает, что я опасаюсь пролететь с деньгами и заказывает десерты на двоих за свой счёт.
  - Ты же наверняка потом всё это напишешь, – замечает он. – Потратишь свой труд, нам с этого тоже положительный балл, а за это надо отблагодарить. Да и песни, которые я брал для концертов – ты ведь сидел и делал, это время и усилия. Так что заработал. Ладно, к теме «Softline 93». Я уже сказал, что это всё берёт начало и в Телеме тоже. «Делай то, что считаешь нужным, и да будет это законом». И, разумеется, магические практики и взгляд на мир. Всё это требует внутренней дисциплины и личной ответственности, поэтому для данной тусовки логично стремление к свободе через самодисциплинирование, чтобы не было оснований для внешнего контроля. В принципе, «софтлайнеры», если сейчас говорить только о «Softline 93», родились, как движение, почти тогда же, когда и «Внутренняя Готика». Но немного позже, поэтому тот же Манекен часто иронизирует по поводу «исправления ошибок», хотя ирония у него не злая в данном случае.
  - Извини, опять прерву. Немного поподробнее о сходствах и различиях.
  - Собственно, тебе незачем извиняться, – Анжей смотрит в сторону бара. – Я всё равно хотел начать именно отсюда. Различий в методах полно. «Внутренняя Готика», к примеру, делает ставку на максимальную закрытость частной информации, и поэтому люди оттуда стараются не пользоваться ICQ, предпочитая Jabber. К примеру. А «Softline 93» – это уже сторонники более открытой работы, то есть они не работают в сфере «шифропанка», а свои убеждения предпочитают отстаивать открыто, используя методы средней жёсткости.
  - По какой шкале?
  - По среднестатистической. То есть минимальная жёсткость, когда всё цивильно, тебя не гоняют, но свою линию держат. Максимальная – отшивать «не тех» людей всеми методами, включая «немножко по морду». Средний режим – это когда до «по морде лица» не доходит, но тебя могут выкинуть из круга общения в открытую, «без дипломатии».
  - Понял. Теперь насчёт «софтлайнеров». В чём тут соль Упячки.
  - В том, что здесь не «делается всё, чтобы человек извне не зацепился», как говорит на этот случай Манекен. Здесь открыто декларируется свобода – включая выбор круга общения, как через его расширение, так и через его сокращение. И всё это – предельно открыто. То есть тебе прямо, без обиняков дадут понять, что как раз тут и именно тебя не стояло, но это будет не насилие, а даже та же манера одеваться, резкое отчуждение через language of clothing от «широких масс». То есть это может быть сознательное ношение тех вещей, которые не являются модными в массах (ограничение для себя в данном случае – это «этичность» материалов, из которых сделана одежда, собственно, я уже говорил о веганизме). Это может быть открытая декларация о том, кто в твой круг общения точно не попадает. Это открытое признание именно таких взглядов на мир. И никаких шифров или чего-то такого, потому что есть такой тезис: «Когда ты ничего не говоришь о себе, за тебя это могут попытаться сделать другие». Помнится, об этом говорила Лори Кэбот в «Силе ведьм», что ты и сам читал.
  - У этого тоже есть минусы.
  - Верно, но они у всего есть. И где-то они и не минусы даже. А напротив – плюсы. Да, такие жёсткие взгляды могут заставить работодателя не связываться с человеком, от которого будет тонна заморочек в будущем. Образ вегана сейчас, кстати, сильно оброс мифами, не хуже, чем образ колдуна в Средневековье. Воображение так и рисует чувака, храбро спасающего из вивария мышек, а потом громящего витрины меховых магазинов, изрисовывая мир вокруг слоганами класса «Go vegan».  Что это далеко не весь веганизм, объяснять сейчас бесполезно, и хоть сколько ссылайся на Ольгу Шелест и Натали Портман. Впрочем, я опять сворачиваю в тупичок, не имеющий отношения к нашей теме… Секунду… – принесли заказанный нами суп («Кани удон» для меня и «Эби удон» для Анжея). «Реверансы», и мы снова возвращаемся к обсуждению прежней темы. – Суп не тематичный, конечно, – замечает поляк, – но разве это важно? Важен сам факт того, что люди (которых пока немного – тема экзотическая) пытаются исправить ошибки Манекена и его движения. А там хватает своих недочётов. Как я уже говорил, когда ты за себя не говоришь, это с охотой сделают другие. И едва ли именно в твою пользу. А когда честно, то какие вопросы? Людям лучше, чтобы их послали дальним лесом сразу, чем терпели до последнего. Проще предугадать следующий шаг. Коллективисты считают иначе, да, но они-то как раз неадекватны, как и все капризные дети. Для них болезненно «нельзя». Вот это как раз и делает для остальных проблемой то, что на самом деле – очень личное дело.
  - С этим всё, я бы сказал, абсолютно понятно. Неохота терять контроль. Но я не в курсе именно методов «софтлайнеров» в данном случае. Кроме того, что ты уже рассказал.
  - Вот об этом я и хотел поговорить, – замечает Анжей. – Итак, что именно за методы там применяются. Ну, понятное дело, это отказ от алкоголя, табака, наркотиков. Как я уже говорил, веганизм. Иначе, сам понимаешь, какой тут softline. В отличие от «Внутренней Готики» – открытость действий, то есть частная-то жизнь остаётся частной, но просто всё делается для того, чтобы человек извне понял, что это так. Участие в акциях в защиту прав – самое, что ни на есть открытое, без обиняков и арт-работы, как говорится. Если ты против чего-то и считаешь нужным это сказать – говори прямо. Незачем наводить тень на плетень. Да, это не прибавит тебе круг общения, но друзья останутся – настоящие. Ты сам не раз пользовался этой формулой: «Eat real, love live people». Именно так и мыслят те, кто создавал «Softline 93». По отношению к наци это – линия открытого сопротивления. Всё предельно прямо, от позиции жёсткого отчуждения, до отношения к этическим вопросам. Сознательное неупотребление «неэтичных продуктов», сознательный отказ в общении сексисту, националисту, сознательное участие в экологических акциях, даже в банальной уборке дворов. Никто не должен упрекнуть тебя в трусости, вот что здесь важно. И главное, что никто не должен озвучивать твою позицию. В этом главное отличие от «Внутренней Готики», где частная жизнь стопроцентно не предназначена для публичного обозрения. В неё не может вторгнуться никто. «Softline 93» считает такую защиту пассивной. То есть это «бункер», а это «софтлайнеры» признают пораженческой тактикой.
  - То есть принципиальная разница тут в тех же способах отчуждения и отношении к этике отказа, я правильно тебя понимаю?
  - Да, это так. Там и там – этика отказа, но она понимается по-разному. «Внутренняя Готика» – это отчуждение до такой степени, что ни у кого не должно возникнуть идеи предложить. «Softline 93» предполагает право предложения и право отказа, которые как раз базируются на открытости процесса. А что это предполагает? Это предполагает то, что общение не перекрывается полностью (всё равно в идеале это практически недостижимо). Оно перекрывается избирательно, но если – то очень жёстко, вплоть до закрытия для собеседника любой возможности общения. Но в открытую, чтобы он понимал, какое право ты реализовал. Он должен знать, что это право есть, и что ты его реализуешь. Вот отличие в понимании этики отказа и построении «зоны отчуждения» между «Внутренней Готикой» и «Softline 93».
  - Вопрос номер два. «Шифропанк».
  - То же самое. Зачем «шифроваться», если это только даёт оппоненту моральное право говорить за тебя – и то, что выгодно оппоненту. А когда ты открыто говоришь что-либо, не допуская каких-то кривотолков, то «шифропанк» оказывается ненужным. Это позиция «Softline 93». Ещё вопросы?
  - Сильно много.
  - Время есть, задавай.
  - Там вообще что за методы действия используются? Насколько я могу судить, там не приветствуется насилие и принуждение, но и своя территория может быть закрытой.
  - Ну, да, это так выглядит. Нет пропаганды, во всяком случае, девяносто процентов трансформации мира – это трансформация самого себя. Но когда начинается агрессия извне, то она может встретить достаточно жёсткий отпор, и совсем необязательно, что кулаками и арматурой. «По вегану» – но не на уровне того, чтобы всё громить и писать на каждом углу «Go Vegan». Просто ты не покупаешь того, что не «по вегану». Никакой выпивки – это лично твоё решение, ты просто можешь перестать общаться с пьющими, и это твоё личное решение. Греко-ортодоксы попирают твои права своим фашизмом? Ни минуты общения с греко-ортодоксами – от патриарха до верующей бабушки из соседней квартиры. Но это только на личном уровне, и это только закрытие общения. Насилие – крайняя мера, для совсем не желающих понимать, что их тут не стояло. Отличие от той же «Внутренней Готики», как я это уже говорил, в том, что общение перекрывается открыто, и выражение собственных взглядов (веганизм, «эдж», магия, анархизм) здесь намного более открытое, от декларативной части (например, почему ты дядьке с крестиком на шее предложил леском прогуляться) до «внешних знаков» – в одежде, татуировках, сам понимаешь. То, что на самом деле очень понятно, может, не на уровне прямого «пошёл в Нахрен». Но понятно, что человек говорит: «Я – не один из вас».
  - В принципе, этого за глаза хватит для раздражения назойливых.
  - «Назойливых апельсинов», если ты на это намекаешь. Полагаю, этот ролик на YouTube ты видел.
  - Да. И Жабер его в коллажах часто использовал, когда с Кучановым воевать начал. Но мы отвлеклись.
  - Не очень, потому что как раз вышли на одно ходовое выражение – «назойливый апельсин». Как тот апельсин из анимашек, подобные персонажи (те, кого ты называешь «социальными наркоманами») донимают общением любого, кто подвернётся. Не думая, что сейчас «собеседнику» эти излияния и вопросы ни о чём могут быть не нужны, и он сейчас хочет побыть один, или, как минимум, ему не до разговоров. Отказ от общения для таких персонажей – это перекрытие каналов для энерговампиризма, если это «вампир» (есть такие) и «допинга» (если перед тобой вот такой вот гиперобщительный человек, то есть «социальный наркоман»). И как раз вот эта публика составляет немалую часть религиозно-миссионерской среды и сетевого маркетинга, хотя как раз в последнем это – средний и нижний круг «бизнесменов», многие из них могли бы с тем же успехом открыть магазин в Интернете (сейчас это многие делают) или в оффлайне и просто торговать чем-то, теми же биодобавками или канцтоварами. Но это даст только бизнес. А так как для таких людей важнее именно общение, а не бизнес, то они идут в «сетевые» компании, где такие кадры нарасхват – большинство людей в России не обладают навыками грамотного отказа собеседнику, либо они «ломаются», либо кидаются с кулаками. А на уровне бытовой психологии это – проигрыш по гамбургскому счёту, «пиррова победа». И потом, человек может с порога вышвырнуть «назойливого апельсина», а потом задуматься, не попробовать ли ему. От неумения работать с агрессивным потоком информации. Это ведь требует на самом деле умения вовремя выключать анализ информации, просто пропуская «воду» в разговоре.
  - Извини, перебью тебя. Ты говорил, что во «Внутренней Готике» проводятся какие-то ликбезы по техникам отчуждения и психологической защиты.
  - Да, «софтлайнеры», кстати, тоже это практикуют. Вообще, к слову, в «Чёрном Сопротивлении», что я как-то тебе говорил, проводят такие занятия. То есть именно учат человека работать с письменными документами и информацией в оффлайне, отсекать в соцсетях «наркоманов» и распознавать адреса роботов, распространяющих ссылки на фишинговые сайты. То же самое – это разговоры в реале, чтобы тебя не начали просто убалтывать и набиваться в друзья, тоже такие занятия идут. В частности, идут очень хорошие занятия по отказу в родственных кругах, многие не умеют этого опять же, их всю жизнь учили обратному.
  - Ну, тут соглашусь, сложная тема, очень сложно научиться отказывать так, чтобы не сильно обидеть, но и отказать.
  - Ты мне это рассказываешь. Так вот, продолжая тему лекций. Если учесть, чему на них могут научить, несложно догадаться, какие страхи проецируют наци на «просто людей» на этот счёт. Ведь известный факт, что рассказывают про «тоталитарные секты» – и как раз тема посыла в трещину к козе друзей и родственников, которые пытаются помешать тебе «быть сектантом». То же самое сейчас говорят о «террористах-подпольщиках». И сам понимаешь, к какой конфессии они едва ли относятся. Так что я не удивляюсь, когда читаю у Олечки в ЖЖ плоды чьей-нибудь паранойи или «белочки» на тему лекций «как послать маму на х** и не прослыть козлом». Хотя там как раз учат отказывать и так, чтобы человека не обидеть, но при своём здесь и сейчас остаться. И вот это как раз для наци опасно, потому что человек, который это умеет – это тот, кого без толку агитировать, потому, что такой человек не «ломается». И это – минус рабочая сила и армия, минус партвзносы, минус мозги, в которые можно вбить образ врага. То есть на войну с «ферулой» идти некому, попам шикарные авто обеспечивать некому, в «Родину» верить некому. Наци попячены, ох, беда, хнык. И, главное, что это сделано без «немножко по морду». В тюрьму обидчика хрен посадишь. Что некоторым очень больно воспринимать. Потому что им придётся терпеть или самим выходить за рамки законов своей же страны. Отсюда раздувание мифов. Как раздули миф о методе отчуждения, который абсолютно безобиден и больше неудобен для пользователя на самом деле, я имею в виду отчуждение через лишение физической возможности общаться. Ты держишь, к примеру, такую дистанцию от нежелательного лица, чтобы ему даже в голову не пришло с тобой заговорить. Он же не будет орать тебе что-то через всю улицу. Это додумали до чётких дистанций – и самой известной из них мог бы позавидовать ревностный брахман.
  - Восемьдесят восемь шагов?
  - Да, в действительности точно это не высчитывается, и вряд ли кто-то уж так старательно держит дистанцию от нежелательного собеседника именно по числу шагов. Шагов может быть и сто, может и сорок шесть, число на самом деле от фонаря. Я уж не знаю, выцепил ты это в Паутине или где, но я такое слышал. Это ещё что. Было нечто помасштабнее. Причём, это была разовая акция, и не «Softline 93», а вообще какого-то просто человека, по-моему. Отказ от родства. Было где-то в центровых городах лет пять тому, человек оформил отказ от всех родственников. Но там был жесточайший пресс в психологическом плане, там его серьёзно пытались подчинить по какой-то религиозной теме. Он скопил нужную сумму, отказался от родственников, поменял фамилию и паспорт подчистую. Что за персонаж, я помню смутно, кажется, звали Сергеем, что с ним сейчас, не знаю, мне только про отказ от родства рассказывали. И, насколько мне это известно, он действительно был близок к «Чёрному Сопротивлению», но держался особняком как-то. И больше таких случаев я не помню. Но уже потом была эта сволочная статья в Нете, как якобы мы со Скелетоном целую церемонию делали, и там было отречение от «Родины» и родственников, жглась икона Иринея Лионского, на которой перед этим нарисовали свастику, и там ещё была сказка про татуировку – всего-навсего Скелет делал перекрытие армейского «синяка» Борботько. А раздули до стратосферы.
  - А если на самом деле, как это было у «софтлайнеров»?
  - Там была и есть даже не декларация какая-то, а просто реализация права на отказ от общения. Просто открытый отказ, и когда человеку начинали задавать вопросы, почему он так себя повёл, шли прямые объяснения, почему. Видимо, кто-то пожаловался антикультистам и сказал так, что человек отказывается общаться с родственниками систематически, а «антикульт» это часто называет одним из ярчайших признаков «секты». Так же и всё остальное. Например, известно, что лично я отказался от «последнего звонка», просто на него не пошёл. Из этого сделали вывод, что ещё кто-то кроме нас с тобой (для основной массы наци – кроме меня) так поступал сознательно. Из-за того, что не уважали право на внешность, что пытались в этом отношении давить, что пытались влить в коллектив, но ничего из этого не получилось, человек отказался просто идти на мероприятие. Или акция «Пойдём в кино» была ещё до фашистского закона. Вот как раз я в тот именно момент сказал в открытую, что больше не пойду ни в один кинотеатр. Если это хочет сделать Гражина, но своих денег ей не хватает – я дам. Особенно, когда это поход с Ежи. Просто для Гражины это будет очень дальним выездом, в наших палестинах куда проще завести DVD-системку и смотреть кино дома. Но вот факт, что я сам в кинотеатрах с 1996 года не бывал принципиально. С этой печки наци такое отплясали, что чуть ли не целое движение против кинотеатров появилось.
  - Это прямо к нашей теме не относится.
  - Там другие на самом деле моменты есть, тот же веганизм. Просто «Softline 93» очень многие идеи свои строит на базе «этики отказа», когда «традиционные» (сам понимаешь, что в кавычках) ценности и всё прочее лишнее отвергаются с порога. Примерно то же самое, что делал Диоген, только не так радикально. «Нужно ли иметь при себе лишнее барахло только из-за того, что оно есть у других?» Вот в чём соль Упячки.
  От заказанного остаются только пустые тарелки, и официантка направляется к бару, чтобы озадачить там народ насчёт нашего кофе. Анжей дожидается, когда она уходит, и разговор возвращается в прежнее русло.
  - Там на самом деле проблема такая, Саня, что это сразу воспринимается, как некая такая примета «секты». То есть, как только ты начинаешь закрывать общение, как только ты начинаешь резко отделять себя от общей массы, причём, не в другую признанную толпу, что ещё ладно, всё равно одна холера на самом деле – просто бюргеры и «костыльные» неформалы, одна система в итоге… А ты не в такую толпу, ты в нечто иное, которое этим мифам не подчиняется и полностью от «системной» этики и логики отказываешься. Значит, это «секта», маргиналитет. Страшно. Надо уничтожить. И то, что заявляется только отчуждение, а не война – это увязывается нацистами с темой «прогрессирующего эзотеризма». Чем ближе ты к главным людям, тем больше тебе известно о настоящих целях организации. А если этой схемы нет, то утверждается, что они эту схему тщательно скрыли.
  - Возвращаясь к тому, о чём мы говорили изначально, то есть к «Softline 93», – говорю я, когда нам уже принесли маскарпоне и кофе. – Получается, что в дело пускается та же самая сознательная дезинформация, как и в случае с готами.
  - Да, – отвечает поляк. – Причин примерно столько же. Потому что человек, выбрав свой образ жизни, что он не пьёт, не курит, не употребляет наркотики, живёт «по вегану», не дерёт всё, что еле движется, не верит в «Родину» и не ходит в «правильную» церковь, да ещё и практикует магию. И если кто-то настойчиво пытается заставить его от этого всего отказаться в пользу текущей модели социализации, он просто перестанет с ним общаться и сделает это так, что его практически нельзя будет даже оштрафовать, не говоря уже о том, чтобы посадить. Если таких людей будет примерно сотня на тот же Омск – я к примеру говорю, – это будет восприниматься наци, как катастрофа, потому что этот пример может (пусть и не в полной мере) заставить других отказывать в общении «назойливым апельсинам».
  - Но это как раз и стоило бы делать, если я верно тебя понимаю. Насчёт того, чтобы открыто декларировать отчуждение, если это потребуется.
  - При готовности ко всем последствиям такого шага – на усмотрение конкретного человека, на самом деле спор по методикам как раз и идёт из-за того, что люди по одну сторону баррикад считают по-разному, тот же Манекен, о чём мы уже  говорили, считает, что информацию надо надёжно перекрывать. Кто-то считает, что такое перекрытие даёт оппозиции моральное право говорить за тебя, а когда всё на поверхности, соврать извне уже сложнее, кому надо, те всё поймут правильно, мол. Спорно, не буду возражать, лично я всё-таки в открытую действую, но у меня есть частная территория, куда доступ запрещён. То же самое у остальных, в частности, в «Чёрном Сопротивлении»… Неплохой тут подбор десертов, не считаешь так?
  - Верно. Только тут и цены соответствующие.
  Мы продолжаем пить кофе, и Водецкий посматривает на остальных. Разговор же не прерывается при этом.
  - Вот, я говорил уже, что делают курсы психологические. И я лично тут не так давно купил у парней с питерского «софтлайна» методички по грамотному построению отказа. Там, конечно, методики определённых людей. Но они это именно с практики брали. Теория часто оказывается очень слабой, сколько раз сам сталкивался. Какая-то часть ситуаций охвачена, какая-то – нет, не всё в этой жизни можно без труда смоделировать, и «та сторона» тоже учится, так сказать, в ответ на увеличение навыков даже на бытовом уровне – теряется общение и сфера влияния, причём, легально, без того, за что можно наказать. Ведь законотворцы же тоже не идиоты чтобы принимать законы, которые сделают Россию страной-изгоем или только спровоцируют революцию, до которой произойдёт отток немалой части мозгов в страны с более благоприятной обстановкой. Так что наци тоже сейчас вырабатывают тактику, чтобы не потерять паству… О, уже счёт несут… Ладно, я тебе привезу, как получится, методичку ту.
  Счёт принесён, поляк расплачивается, и мы допиваем кофе, после чего отправляемся вниз: ещё кое-какие мелочи глянуть и домой поехать…