Седые ковыли

Владимир Усанов
       …Сентябрь бродит по тропинкам и дорожкам парка городского, а перед входом в парк топчутся два юнца с нелепыми букетиками серебристо-седого ковыля…
Они пришли на первое в своей тринадцатилетней жизни свидание. Они, хотя и друзья, и вместе писали записки своим юным избранницам, сейчас смущаются друг перед другом.
Их детские сердечки колотятся-стучат, а в мыслях: придёт-не-придёт…
       Пришли, появились с улицы Гагарина. Юные леди зарделись при встрече, забыв, что несколько часов назад, сидели за партами в одном классе. Как-то угловато взяли букетики и совсем засмущались. Посмотрели друг на друга, не зная как поступить дальше, и стало ясно, что мамы совсем юных мадонн ждут их дома…
       Но первое, первое свидание состоялось!!! Пусть оно было таким нелепым, а каким оно могло быть это первое в жизни свидание?
       …прошло два года. Закончились экзамены за восьмилетку. Первый выпускной вечер. Один из двух юнцов, а теперь уже подростков, одет прилично, в костюмчике, в туфлях, новой рубашке. На другом перешитые им самим же брючата, рубашка, которую носил ещё в седьмом классе, туфли, только что полученные из починки. Свидетельства об окончании восьмилетки вручены. На столах пирожные, коржики, конфеты, лимонад. Один из подростков, что в новых туфлях, остался в школе, а другой, взяв с праздничного стола пару конфет, ушёл бродить по городу. Поначалу было обидно, что в такой День он не смог выглядеть так, как его товарищ и тёзка, не остался потанцевать, потолкаться в школьном зале. Ведь у Вовки мама тоже учительница, только в старших классах, а папа тоже связан с автомашинами, как и его папа. Только у Вовки папа начальник колонны, а его папа сидит за рулём. Почему же я одет не так, как он ?
А, у Вовки один младший брат. У меня два брата и сестра, их ведь тоже надо одевать, а денег у нас поменьше, чем в Вовкиной семье. Вот ещё в этом году старший брат школу окончил с медалью – ему в Москву ехать в институт поступать. Пойду-ка я работать летом. Заработаю - куплю маме с папой подарки, себе куплю хорошие туфли и рубашку,  сошью в ателье брюки клёш. Сразу стало легче и проще, а липы на улице Маяковского стали опять тёплыми и родными.
       Прошло лето. Одна из девочек уехала с родителями в другой город и совсем в другую республику. Вовка пришёл в школу в том же костюме, что и на выпускной приходил, а я в дорогих туфлях, красивой рубашке и в брюках клёш. На всё это я заработал, работая на строительстве Заинского
Сахаро-рафинадного завода учеником жестянщика-молотобойца. Снова школа, учёба и мои свидания с той девочкой, которой когда-то подарил седые ковыли…
       В конце девятого класса у Вовки погиб отец. Вовка пошёл работать, а учиться дальше не захотел. Ребят стали принимать в комсомол, а я, со своим поведением, оказался не достойным этого звания. Грубил, дрался, хамил – что делает с подростком любовь и обострённое чувство справедливости.
       Летом все опять отдыхали, а я работал автослесарем – надо было помогать семье, то есть себе самому заработать на одежду. Отец сломал ногу во время разгрузки железо-бетонных столбов-опор и долго был на больничном. Семья влезла в долги.
       И вот мы в десятом классе. Было решено провести осенний бал. Собрались и пошли в лес. Пошёл с нами Преподаватель физики. Ему я сразу понравился со своими выходками и независимым поведением. Он мне сказал: Наплачешься ты в жизни из-за своего характера, попридержи свой норов. Набрали мы листьев осенних, разноцветных, украсили  спортзал. Преподаватель установил там музыку.
Пришли вечером в школу. Увидел я свою одноклассницу и тут я окончательно свихнулся на почве любви. Она была в бело-жёлтом платье с юбкой, как в старинных фильмах, но короче, на каблуках. На голове высоченная причёска.
Как же мы с ней танцевали вальс! Всё мелькало, кружилось!
Я летал, но не падал…
Та осень меня окончательно сгубила… 
Весь десятый класс прошёл у меня в суматохе событий.
Наши встречи меня добивали – я не понимал, что мне делать, как себя вести: то ли лезть целоваться, то ли держать просто за руку. Начались мои выпивки с друзьями, которые переходили в пьянки. Дрался я напрополую со всеми. И за справедливость, и за взгляды на мою избранницу, а уж если кто-то что-то скажет - то здесь для меня было неважно, кто это или сколько человек соберётся против меня: бился насмерть.
       Такие приключения просто так не проходят. Не миновали они и меня. За драку в п. Новый Заинск было возбуждено уголовное дело. Меня как-то «отмазали» ребята, чтобы не было статьи за групповую драку. Но дело было передано и в наш город. Шуму было много. Конечно о комсомоле не могло быть и речи. Нужно было решить руководству школы дать мне путёвку в жизнь или не дать, то есть выдать мне аттестат об окончании средней школы или не выдать. С тройкой по поведению тогда школу не заканчивали, а через год работы при наличии приличной характеристики пересдавали экзамены в той же школе. Вот я попал!!! Мои мечты о бионике, биохимии, биофизике рушились мгновенно.
       Благодаря выступлению преподавателя физкультуры – парторга школьной партийной организации, а вопрос решался почему-то именно там, мне всё-таки поставили «отл.» в графе поведение, но характеристика была такой, что в МГУ даже не приняли документы в Прёмной Комисии.
       Мир рушился, в институт я не попал, хотя был готов прилично. Любовь моя тоже пролетела мимо ВУЗа.
Осень, сентябрь 1968 года. Со дня первого свидания прошло пять лет. Мы с другом Вовкой встретились в кафе «Встреча».
Прилично встретились, прилично усугубили. Да так прилично, что Вовка не мог самостоятельно ноги переставлять. Несу я его на себе и встречаю бывшую ученицу его матери. Она его узнала и подхватила с другой стороны. А тут навстречу нам идёт моя любовь с сестрой и ещё с какими-то родственниками. Так зло посмотрела на нашу троицу, что я, хоть и изрядно поддатый, понял: что-то будет. Через денёк мне объявили, что я свободен. Оказывается вызвавшаяся помощница – барышня лёгкого поведения и я не достоин больше расположения своей подруги и место моё в свинарнике…
       На следующее лето я поступил в приличный ВУЗ, который бросил через полгода.
       Конец лета 1970 года, почти осень – 29 августа. Мы встретились снова. Но уже случайно. Я уезжал учиться в Москву в очередной раз. Была попытка примирения, но всё впустую. Это была её инициатива, а я не был готов…
       Осень. Сентябрь 1995 года. Автовокзал. Я еду с похорон своего отца. Вижу родителей своей давнишней подруги – их я узнал сразу. Её отец садится в автобус рядом с дамой, в которой я моментально узнаю ЕЁ, а ведь прошло двадцать пять годиков и всего лишь ТРИДЦАТЬ ДВА с первого нашего свидания…
       Обратился к ней. Узнала не сразу, а через пару минут.
Ехали в аэропорт, откуда она улетала в Москву, а я на Север.
Поговорили ни о чём. Договорились созвониться. Её самолёт улетал раньше. Улетела. Вышли с её отцом, бывшим народным судьёй, на улицу. Он спросил у меня:
Вы тот самый бандит Володя Усанов? Да, я тот самый и есть, - ответил я ему и ушёл пить кофе…
       …Свидания, седые ковыли… А теперь уже седые ковыли на голове…