Чайный клипер

Реймен
               
        - Ух ты! - раздаются восхищенные возгласы в кубрике, и в углу затихает грохот костяшек.
        Стоя в центре, штурманский электрик Серега Антоненко победно оглядывает сослуживцев, а те, возбужденно сопя и отталкивая друг друга, окружают стоящий перед ним раскладной  стол.
        На нем, в мягком свете подволочных плафонов, словно возникший из рассказов Грина, красуется  парусник, а точнее его модель, искусно выполненная из дерева, меди и других материалов.
        Стремительные обводы корпуса, стройные с парусами мачты и туго натянутый такелаж, создают иллюзию движения, что всем очень нравится.
        - Слышь, Серега,  это че, фрегат? - восхищенно пялится на парусник, пробившийся в первый ряд боцман Мишка Осипенко.
        - Не, - солидно гудит Серега. - Это чайный клипер.
        - Чего, чего? - раздаются сразу несколько голосов. - Какой на хрен клипер?
        У стола возникает оживленный спор, все начинают громко орать и каждый отстаивает свое мнение.
        Смирна-а!  - внезапно по петушиному голосит стоящий у входного люка дневальный с повязкой «РЦЫ» на рукаве  форменки и в помещении, сойдя с трапа, возникает среднего роста,  сухощавый капитан 2 ранга в сопровождении дежурного офицера.
        Шум сразу же затихает, все изображаю строевую стойку и едят глазами начальство.
        - Что за шум? -  чуть сутулясь и заложив руки за спину, окидывает моряков взглядом капитан 2 ранга.
        - Так что разрешите доложить! - по рачьи пучит глаза выступив   вперед строевой старшина Жора Юркин. - Тут Антоненко притащил модель парусника, ну и возник спор, какого он типа.
        - Парусника говоришь? - высоко вскидывает брови офицер. - Ну-ка, ну-ка посмотрим.
        Стоящие у стола подаются в стороны, старпом (такую должность отправляет капитан 2 ранга на корабле)  подходит к нему, осторожно берет модель в руки и с интересом рассматривает.
        - М-да,- в наступившей тишине, через минуту произносит он. - Точная копия «Катти Сарк», причем мастерски выполненная. Антоненко, ты где ее взял?
        Серега мнется, переступает с ноги на ногу и мычит что-то нечленораздельное.
        - Ты где взял модель, лишенец! - делает зверскую рожу дежурный.
        - Я это, выменял ее на свой жетон  «За дальний поход» в школе мичманов, - тяжело вздыхает Антоненко и опускает голову.
        - Так он же у тебя наградной, - укоризненно произносит офицер. - Как можно?
        - Походы еще будут, - шмыгает носом Серега, - и жетоны тоже. А вот такого, - кивает он на парусник,- я больше не найду. Штучная работа.
        - Может отправить его на гауптвахту? - наклоняется дежурный к старпому, - за промотание, так сказать, казенного имущества?
        - Да нет,   жетон у этого бойца именной, - чуть улыбается старпом. - О чем имеется запись в его военном билете. А посему он вправе им распорядиться. Так, значит, любишь парусники,а Антоненко? - бережно ставит модель на стол.
        - Люблю, -  тряхнув русым чубом, с чувством отвечает Серега. - Очень уж они красивые, как мечта. 
        - Ну что ж, в таком случае береги свой чайный клипер. Глядишь, он принесет тебе удачу.
        Окружающие стол моряки начинают перешептываться, подталкивать друг друга локтями и вперед снова выходит Юркин.
        - Товарищ капитан 2 ранга, - обращается он к старпому, - тут ребята интересуются, что это за чайный клипер, мы о таких никогда не слыхали. Думали того, Антоненко заливает.
        Старпом  на минуту задумывается, поддергивает рукав тужурки и смотрит на наручные часы, а потом  кивает всем на рундуки - садитесь.
        Сам он тоже присаживается за стол на поданную дневальным разножку, снова внимательно смотрит на летящую модель парусника и приступает к рассказу.
        - Перед вами, парни, модель чайного клипера.  Клипер был спроектирован Геркулесом Линтоном и построен в 1869 году в шотландском городе городе Дамбартон   по заказу капитана Джона Уиллиса, имевшего прозвище «Белый цилиндр».
        Капитану требовался самый быстрый корабль в мире для перевозки чая из колонии Британии  -  далёкой Индии.
        Конструктивно это был композитный корабль: остов - из ковкого чугуна, обшивка   - из тика и особой породы вяза. Дно судна ниже ватерлинии было обшито пластинами из сплава меди и цинка.
        Интересна история его названия. В переводе с шотландского  «Катти Сарк» -  «Короткая рубашка». Будущий владелец клипера, Джон Уиллис, зайдя в одну из картинных галерей, увидел картину, изображающую молодую ведьму в короткой ночной рубашке, летящую над болотами на шабаш. Судовладелец влюбился в картину (а может быть и в ведьму). Когда он решал, как назвать корабль, то сначала хотел дать ему имя ведьмы.
        Однако моряки - народ суеверный, и на корабль, носящий такое имя, невозможно было бы набрать экипаж. Тогда и пришла Уиллису в голову идея названия, которое бы и не раздражало суеверных, и  соответствовало его желанию. Ну а в носовой части установили фигуру этой красавицы.               
        Клипер использовался для доставки чая из Китая, в то время, представлявшей из себя беспощадную конкурентную гонку вокруг земного шара из Китая в Лондон.
        Призом была существенная разница в прибыли получаемая тем, кто привозил первый чай нового урожая.
        В этой гонке «Катти Сарк» не выделялась ничем особенным. Известность ей принесло состязание на скорость с клипером «Фермопилы» в 1872 году.
        Оба судна одновременно вышли из Шанхая 18 июня, однако через две недели «Катти Сарк» потеряла руль и в результате прибыла в Лондон на неделю позже «Фермопил» - 18 октября, затратив на путешествие 122 дня.
        Тем не менее, клипер навсегда вошел в историю благодаря тому, что после аварии капитан не сдался, а принял решение продолжить гонку, соорудив импровизированный руль в открытом море (вместо того чтобы сойти с дистанции на ремонт в порт), и при этом отстал всего на одну неделю.
        Впоследствии клиперы были вытеснены пароходами, которые хотя и были медленнее, но обеспечивали стабильные поставки чая через открывшийся Суэцкий канал.
        После этого «Катти Сарк» отлично зарекомендовала себя на перевозках шерсти из Австралии, добираясь до Англии за 67 дней. Утверждается, что в свои лучшие времена она могла пройти 360 морских миль за сутки, что может считаться рекордом для судов такого размера.
        В 1895 капитан Уиллис продал судно португальской компании «Ферейра». После этого его ещё несколько раз перепродавали и переоборудовали, пока в 1922 году «Катти Сарк» не была куплена капитаном Уилфредом Доуменом, который восстановил  ее исходный вид и оснастку и начал использовать клипер в качестве стационарного учебного судна.
        Вопреки суевериям, «Катти Сарк» ожидала самая счастливая судьба из всех чайных клиперов. Она не пропала в море и не была разобрана, а поставлена в 1954 году на вечную стоянку в сухой док Гринвича.
        Вот такая история, парни.
        После этих слов  в кубрике воцаряет тишина, и только слышно как за бортом тихо плещут волны. Может они тоже о чем-то рассказывают?