Сергей Владимирович Тябликов

Валентин Стариков
Фамилия Тябликовых клинским старожилам известна очень давно. В Клину она бытует больше ста лет. Род и семья Тябликовых всегда пользовалась уважением в нашем городе и в его округе. Их семейное имя всегда было связано с промышленно-торговой деятельностью в области кирпичного производства и снабжения города и уезда стройматериалами. Если заглянем в старые документы, то увидим, что в 1852 году клинский купец второй гильдии Иван Семенович Тябликов был Клинским градским головой, то есть выборным начальником города Клина над купеческим и податным сословием горожан, председателем городской думы, к которому большая часть жителей города приходила со всякими просьбами, жалобами и спорами.
А сейчас у нас пойдет речь о его правнуке – о выдающемся советском ученом, математике и физике-ядерщике Сергее Владимировиче Тябликове.
Он родился в городе Клину 7 сентября 1921 года. В семье существовал своеобразный уважительный культ имени Дмитрия Ивановича Менделеева и его научных трудов. В роду и семье Тябликовых многие лично встречались с Менделеевым и его детьми, посещали Боблово и Шахматово.В день праздника Преображения Господня 7 августа 1887 года вся семья Тябликовых в Клину  провожала Менделеева в полёт на воздушном шаре.
Неслучайно, что по окончании средней школы Сергей поступил в Московский университет. В 1944 году он окончил с отличием физический факультет. За время ученья зарекомендовал себя упорным трудом и глубоким интересом к науке, почему и обратил на себя внимание профессора Анатолия Александровича Власова (1908 – 1975). Он оставил его в аспирантуре при кафедре теоретической физики. Вскоре в Москву с Украины переехал уже тогда известный физик Николай Николаевич Боголюбов. Он принял молодого Тябликова в Математический институт АН СССР, где Сергей Владимирович работал с 1947 года до последних дней жизни. С 1962 года он заведовал здесь Отделом статистической механики. В 1954 году он защитил в МГУ докторскую диссертацию и стал доктором физико-математических наук. В возрасте 43 лет, с 1964 года, избран профессором МГУ.
Удивительно и грустно понимать, что активная научная жизнь Сергея Владимировича продолжалась всего двадцать два года. Удивительно потому, что за это время он сделал для отечественной науки столько, что хватило бы на две жизни серьезного ученого. И это при том, что скромность не позволяла ему делать лишних публикаций, поэтому многие его научные идеи оказались невысказанными и не освоенными! Однако и исполненное и развитое им представляет собой замечательное и значительное научное сокровище. В свое время нам не удалось как следует пропагандировать его имя и научные труды, давать оценку его деятельности, поскольку его имя было связанно во многом с государственной секретностью. Сейчас, по прошествии многих лет мы это можем сделать, - насколько возможно, хотя бы кратко, разобраться в его научном наследии, по мере возможности применяя соответствующую терминологию.
Кандидатскую диссертацию в 1947 году Тябликов посвятил теории кристаллизации. В ней содержались самостоятельные методические утверждения, прочно вошедшие в обиход теоретиков (такие как метод диагонализации форм, билинейных по бозе- или ферми-операторам и другие). (Ш. Бозе(1894-1974), индийский физик, основатель квантовой статистики, Э. Ферми (1901-1954), итальянский физик, основатель квантовой статистики, создатель первого ядерного реактора и первой ядерной реакции, в его честь назван фермий – сотый элемент таблицы Д.И. Менделеева). В последующие годы Тябликов подверг тщательному исследованию задачу о взаимодействии частицы с квантовым полем, в которую вливаются многие актуальные проблемы физики конденсированной среды (теория поляронов, задача о влиянии примесей на энергетический спектр сверхтекучей жидкости и другие). При его активном участии в это время развиваются методы расчета (операторная форма теории возмущений, метод приближенного вторичного квантования, адиабатическое приближение в задачах с трансляционной инвариантностью и другие), сыгравшие важную роль в разработке теории многих частиц. Позднее эти методы и идеи нашли развитие в трудах многих теоретиков. И вот что интересно: уже при жизни Сергея Владимировича эти методы стали настолько общеизвестны, настолько привычны в повседневной деятельности ученых, что имя самого их автора как бы «унесло» ветром обыденности. Этот этап работ Тябликов закончил защитой докторской диссертации «Исследования по теории поляронов».
Научные интересы ученого в дальнейшем сосредоточились в области квантовой теории ферромагнетизма и антиферромагнетизма, в которой он вскоре занял ведущее место. Еще в 1948 году он совместно с Боголюбовым дал последовательную математическую теорию «полярной» модели металла. Тогда же Тябликов построил первую последовательную квантомеханическую теорию магнитной анизотропии. Особенно важные результаты в теории ферромагнетизма были получены Тябликовым, когда появился метод температурных квантовых функций Грина, который он существенно усовершенствовал совместно с Боголюбовым.(Д. Грин (1793 – 1841), английский математик и физик). Тябликов в 1961 году совместно с Бонч-Бруевичем стал автором первой книги, в которой был последовательно изложен метод функций Грина в статистической механике. Тябликову удалось впервые получить в рамках единой микроскопической теории температурную зависимость магнитной восприимчивости ферромагнетика в широком интервале температур, охватывающем как область практически полного насыщения, так и область, близкую к точке Кюри и выше. Многие результаты, полученные Сергеем Владимировичем со своими сотрудниками, стали основой его монографии «Методы квантовой теории магнетизма». Ни один теоретик, работающий в этой области, не обойдется без этой книги, где впервые с единой точки зрения изложена, по сути, вся современная теория ферромагнетизма.
В последние годы жизни Тябликов обдумывал программу исследований в области теории ферромагнетизма неидеальных систем. Он обсуждал ее и советовался по теме с друзьями. Со многими учеными его связывала дружба или доброе знакомство. Его друзья и ученики работали в Москве, Ленинграде, Дубне, Новосибирске, Свердловске, Кишиневе, Ереване, в других городах СССР и мира. Создав целую научную школу, будучи признанным лидером целого направления физики, руководителем научного коллектива, Сергей Владимирович оставался добрым и доступным товарищем для многих коллег по студенчеству, по аспирантуре, по научным связям. Среди его ближайших коллег и друзей – Николай Николаевич Боголюбов ( 1909 - 1992), Виктор Леопольдович Бонч-Бруевич(1923 – 1987), Дмитрий Николаевич Зубарев (1917 - 1992), Борис Валентинович Медведев (1924 - 2000), Георгий Викторович Скроцкий(1915 – 1992), Юрий Александрович Церковников (1928 - 2008) и другие ученые, прославившие советскую и русскую науку.
Друзей радовала и поражала высокая трудоспособность Тябликова, а также его стиль работы. Он стремился получать только «чистые» результаты с четкой формулировкой физической модели и с полным прояснением смысла главных допущений. Он умел находить скрытые связи и глубокое родство между подчас несходными внешне явлениями. Для каждой конкретной задачи он сразу мог найти наиболее эффективный, изящный и в то же время простой путь решения. Всех знавших Тябликова подкупала самостоятельность его мышления. Не торопясь к быстрому и поверхностному успеху, он тщательно обрабатывал результаты своих исследований. При всей своей замечательной скромности и тактичности, Сергей Владимирович был строгим, принципиальным и бескомпромиссным в оценках и суждениях, когда речь шла о научных вопросах. И в то же время был доброжелателен и внимателен ко всем окружающим, независимо от ранга и должности, которые они занимали. Больше всего он ценил в людях честность и добросовестность в науке.
К этому обаятельному человеку постоянно тянулась научная молодежь. Он всегда умел найти способы общения с самыми разными людьми. Лучше и интересней его нельзя было найти спутника в путешествиях по стране. Сергей Владимирович с жадностью осматривал все уголки Союза, куда устремлялся с упорной любознательностью. Он успел побывать на Дальнем Востоке, на Саянах, в Средней Азии, за Полярным Кругом, на Подкаменной Тунгуске, объездил Байкал.
Сергей Владимирович Тябликов безвременно скончался 17 марта 1968 года. Уже посмертно, в 1970 году, его труды были удостоены Государственной премии СССР.
 Каково же практическое значение научных трудов нашего выдающегося земляка? Давайте об этом кратко скажем так. Его труды, продолженные другими учеными России и мира, способствовали: созданию атомной техники высоких энергий, атомной лазерной техники и технологии, исключительной точности и композиции атомных микросхем, компьютерной техники шестого поколения с чрезвычайным уровнем быстродействия, достижению пятого состояния природного вещества, контролю атома до такой степени, когда можно строить из отдельных атомов конструкции по заявленной схеме. Труды Тябликова участвуют не только в ядерной программе нашего Отечества, но и в освоении космического пространства.
Сергей Владимирович Тябликов – это имя, которое мы всегда будем называть с гордостью, рядом с именем великого Менделеева, трудов которого достойным продолжателем он стал.