Памятник Леоноре

Ольга Дороженко
    - Батман  тандю.  Деми   плие.   Батман  девлоппэ!
     Вечер.  Темно.  В Доме  пионеров  идет  репетиция   хореографического   кружка,   танцевального   по - нашему.   Хореографический!   Таких   заумных   слов    мы  никогда   не  произносили,   даже взрослые спрашивали:
    - Ты  на   танцевальный    ходишь   к  Леоноре?
    Леонора   сердится,  кричит:
    - Спину  держи  прямо!  Разверни  носки   в   стороны.   Тяни - тяни!  Выше ногу!Измочаленная старшеклассница старается  - выше не получается   и   Леонора   с силой тянет непокорную ногу и бьет по лодыжке.
    Я  с  мальчишками    и    девчонками    из   нашего   двора  наблюдаю   за  экзекуцией    в   окно  репетиционного   зала.
    - Гран   батман   жетэ    балансэ,   -   командует   Леонора,   хлопает   рукой   по   спинам   и коленкам.   Страшно.  Мы   прилипаем   к   окнам  и  замираем.  Что  будет  дальше?  Леонора    резко  подбегает  к  окну,   грозит  нам  -  в   ужасе   мы   сваливаемся   на   землю   и   спасаемся бегством  в своем   дворе,  благо  он  рядом   через   дорожку.   Хохочем,   передразниваем    Леонору,   развлекаемся.  Каждый   вечер   так   хулиганим.   Иногда   сторож   дома   пионеров   пытается огреть   нас   метлой,   но    бесполезно,   мы   разлетаемся,   как воробьи    в    разные стороны.   
    Леонора   была   звездой   первой   величины   на   беззвездном   небе   нашего    провинциального городишки.    В   городе  не   было  ни   театра,   ни   мюзик-холла,  ни   цирка,  ни   концертного зала,  ни музея.   Вернее,   все   это   было   в   Доме   пионеров,   благодаря    Леоноре.    Она вела  хореографический    и   драматический  кружки.   Были   и   другие   кружки,  на  любой   вкус   и   технический   и    фотографический,    кройки    и   шитья,   вязания   и    лепки,   рисовальный, музыкальный,   хоровой.   Экстремалы записывались в духовой оркестр.   Но заниматься именно   у   Леоноры    было    престижно.   Чтобы попасть    в  хореографический,   нужно   было   с   пяти   лет   пройти   строгий   конкурс,  несколько    лет    отстоять   у   станка,   отрабатывая    технику    исполнения    всех   балетных   движений.   Леонора  "мучила "  на  репетициях, как  мы говорили,   орала,   "издевалась",  не   все выдерживали,  бросали,   возвращались,  опять бросали.  До  финиша    доходили    самые    трудолюбивые   и  терпеливые. 
    - Терпение   и   трудолюбие!    Трудололюбие    и    терпение,  -  вдалбливала   в   головы   и   ноги  Леонора    на    репетиции.   
   Я    не  была трудолюбивой,   тем   более   терпеливой.    Зато   у   меня   была терпеливая и трудолюбивая   бабушка,  которая   отправляла   меня   на   репетиции   и   во   всем   поддерживала   Леонору.
   - Без   труда,   Андел,   не   выудишь   и   рыбку   из   пруда,  -  наставляла   бабушка,  целуя маленькие   ножки   в   синяках.   
   -  Не пойду   я   больше   к   этой   Леоноре!   Она   дерется   и   обзывается!  -  жаловалась    я   в отчаянии.
   -  Что  ты,   Оленька,   иди,   извинись,   танцуй.   Посмотри  на    Леонору,   на   ее   "балетную" фигуру,     любо-дорого   на   такую   посмотреть-полюбоваться!   -   успокаивала   бабушка.
   Она  и не подозревала ,  что существует   такой   термин   для   обозначения   стройной   и  тренированной   женской   фигуры,   да   и   балета   сроду   не   видела.   И   правда,   Леонора  ходила,   выпрямив    спину,   особой    легкой   походкой.    Модная,   на   высоких   каблуках,  с прической    и    маникюром,  и   даже   педикюром.    Ни   у   кого   тогда   в   Миллерово    и понятия   не   было    о    педикюре.    Все   школьники   хотя  бы   месяц,   но  занимались    в "хореографическом".    Если   в   фильме    "В  бой  идут одни "старики"   Титаренко -Быков    создал  "поющую   эскадрилью",    то    Леонора    за    сорок   лет   педагогической    деятельности  сотворила   танцующий    ГОРОД.   Город  Миллерово    неизменно   занимал   на   областных смотрах    художественой    самодеятельности    призовые   места.   Леонора    открыла   перед  миллеровцами   «мир».    Коллектив    ездил    с   выступлениями   в    Ростов,   Волгоград,   Одессу и   даже   в   Москву.     Миллеровскую   девушку   можно    было   отличить   от   любой   другой   по   походке    и   посадке головы.    Миллеровские   девушки   были,   как    Леонора.   
   Школы  работали    в   две    смены,   а  Дом  пионеров    почти  круглосуточно.      Когда    Леонора    возглавила   еще   и  драмкружок  -  репетиции   проходили   до   глубокой   ночи.   Если   на   танцевальном   на   одного мальчика   было   три   девочки,   то   на   драматическом    мальчишек   было    хоть отбавляй.   Леонора    разрешала    всем    желающим    из   нашего    двора    присутствовать   на   репетициях.   
   Я    знала  монологи   Софьи   и   Чацкого,   Гамлета,   героические   слова   Зои   Космодемьянской.  На   премьере   сидела   в   первом ряду.   Все   артисты    тоже   становились   местными   звездами.    А   о   мальчиках,   исполнителях    главных   ролей,    мечтала   каждая    школьница.  Все   было   по - взрослому.     В    центре   города   появлялась   огромная   афиша,  продавались перед   спектаклем,  отпечатанные   в   типографии,    программки,   над   декорациями колдовали    лучшие    художники   города,   были    софиты   и   музыкальное    оформление,   цветы,   крики  «браво»   и   «бис».   
   Многих   ребят   Леонора   подготовила   к   экзаменам    в театральный   институт,   очень   гордилась   и    хвасталась   своими   воспитанниками,   читая  нам  их   письма   из   Москвы   и   Ленинграда.   Сама   Леонора   окончила   Ленинградское  хореографическое   училище.  Именно  от   нее   я   впервые   услышала  о  красивейшей   в   мире улице   зодчего   Росси,  о   самом   Росси,   о   Григоровиче,  Улановой   и   Семеновой.  Дома хранила   ее   подарки  - наборы   открыток   "Ансамбль  "Березка",  Ансамбль  "Моисеева",  программку   спектакля,    в котором   я   принимала   участие - "Операция "Большой  ЗАХАР",  с автографом   Леоноры   и   пожеланиями   стать  артисткой.   Поступать   в   Ленинград   я   поехала  с   подарком   от   Дома   Пионеров   -  модной   сумкой.  Я   догадывалась,  что   такую   красивую  сумочку   могла   выбрать   только   Леонора.   
   Она  была   вовсе  и  не   Леонорой,  она   была   даже  нерусской,  она   была   Элеонорой   Стефановной,  полькой,   варшавянкой,  каким-то странным    образом,    наверное,   по   Божьему   велению,   оказавшаяся    в   нашей провинции.   "Прекрасная "полячка".   "Гордая полячка"!   Нет,   не  случайно    она    появилась   у   нас. Элеонора привила миллеровцам любовь и уважение к национальностям и народностям не только СССР, но и мира.  Танцуя украинские, грузинские, венгерские, таджикские, испанские и американские танцы, город познавал душу народов. А познав душу, разве будешь плевать в нее?  Горожане стали счастливыми людьми МИРА! 
    Зимние каникулы   для   детей   были   самыми   любимыми,   потому   что   в   Доме   пионеров обязательно   ставилась   для   малышей   новогодняя   сказка,   а   для   старшеклассников  проводился   настоящий    бал.   Попасть   на   него   удавалось   не   всем,   пригласительные раздавались   только   отличникам   и   комсомольским   активистам.   Моя   сестра   и   ее   подруги  в   активистках  и   отличниках   не   значились,  но   благодаря   тому,   что  наш   дом   был   рядом,  а    туалет   Дома   Пионеров   был   на   улице,   подруги   и   друзья,    раздевались   у   нас   дома   и  бежали   без   пальто   и   шуб    веселиться,    как   будто   из   туалета.    Хитрость   осталась   нераскрытой.   Бал   начинался   с   "Полонеза".   Где   еще   были   такие   балы,   ну   может   быть   в   Кремле?   
    В городе    родился   дважды    Герой   Советского   Союза    Александр   Ефимов.   Мы очень  гордились   этим,  когда  легендарный   герой   приезжал   к   нам   из   Москвы,   Леонора    писала приветственный    сценарий   и   мы   выступали   в   первой   школе,    где   учился    знаменитый летчик.  Бронзовый бюст   героя   стоял   и   до сих   стоит   в    центральном   сквере. 
      Был   еще   один   человек,   прославивший   Миллерово.     Внимательный    читатель    "Тихого   Дона"    может   насчитать    до   десятка   упоминаний   этой   славной   узловой   станции.        Григорий   Мелехов,  раненый   под  Глубокой, "провалялся  в  походном  госпитале  в  Миллерове  неделю",  -   потом,   в   родной   станице      вспоминал   он   "ЧИЖОЛЫЙ"    от    паровозного   дыма   миллеровский воздух.   А   в   "Поднятой целине"   главный    герой    Сема    Давыдов,   влюбленный   в   казачку  Варюху - Горюху,   перед  своей   гибелью   отвозит   ее   в   Миллерово   и   устраивает   учиться   в   сельхозтехникум.  Нобелевский   лауреат   жил   в   станице   Вешенской,    недалеко    от   Миллерово.    Часто  приезжал.    И    мы,   пионеры    и   комсомольцы,    звонкими    голосами,   по   сценарию, написанному   Леонорой,   радовали   Михаила   Александровича.    Несколько    лет   назад  миллеровцы   возвели   памятник  певцу   "Тихого   Дона".       Есть   и   небольшой памятник   основателю   города   немцу   Миллеру.   
    Я    бы    поставила   ПАМЯТНИК   ЛЕОНОРЕ  .    "Элеоноре   Стефановне Драгомирецкой     от    благодарных   танцующих    миллеровцев".