13. Переписка с юдофобом

Феликс Рахлин
Автор хорошо понимает, что, рассказывая на страницах газеты о конфузном эпизоде своей жизни, неосторожно подставляется под насмешки, а то и осуждение со стороны людей мудрых и осмотрительных. Ну, надо ли было вступать в переписку  с человеком, который заранее уверен, что любой еврей от рождения наделён длинным перечнем   специфических  пороков.

Но что было – то было: несколько лет назад группа депутатов российской государственной думы обратилась к властям своей страны с призывом запретить в России деятельность еврейских религиозных и общественных  организаций. Напомню, что «основанием» послужили цитаты из иудейской средневековой книги «Шулхан арух». Письмо напечатала  выходящая в Санкт-Петербурге газета «Русь православная». Возмущённый содержанием  письма, я направил в редакцию протест, воспользовавшись электронной почтой своего компьютера. Мне и в голову не пришло, что редакция опубликует без  разрешения автора мой электронный  адрес.
На  моего бедного  «Емелю» (E-mail – электронный адрес) посыпались негодующие письма российских юдофобов. Среди них и  письмо от некоего Олега В. (имя здесь привожу вымышленное, чтобы и отдалённо не уподобиться бесцеремонным подьячим  «Руси православной»). Мне была дана в этом послании   уничтожающая характеристика. Я взял да и ответил автору инвективы по его электронному адресу. Он – опять мне.  Я – вновь ему...

В предлагаемой  статье -  отрывки  из  моих писем.  Его ответов и вопросов не привожу потому, что, вычищая лишнее из рубрики «Входящие», я их удалил. А «Отправленные» чистил не столь сурово. Однако по написанному мною  легко судить о содержании его посланий. Итак:
                *   *   *
Здравствуйте, Олег В.!
Похоже, что Вы лучше меня знаете, отчего я уехал в Израиль. Вот что значит жить не по убеждениям, а по предубеждениям! Вы также лучше осведомлены о моём уголовном прошлом,  о содержимом  моих карманов, раз предлагаете  "вернуть украденное у русского народа добровольно". Вы, молодой человек (а ведь наверняка молодой, ну не старше ведь меня: мне 74 /писано 6 лет назад. - Ф.Р., 2011г./), - Вы попали пальцем в небо: я  к проделкам  ваших нуворишей (и к "староришам"!) ни малейшим образом не причастен. И не я грабил Вашу сестрицу (а моя в Питере сейчас пенсию получает не намного больше пособия Вашей, - её тоже евреи обобрали?..)  Но нужны ли Вам резоны? Ведь  я был перед Вами виноват, ещё не родившись. Спорить с Вами – бесполезно. Всё же  если Вы хотите без предубеждений узнать моё мнение по затронутым Вами вопросам - готов ответить. У меня же к Вам - один лишь вопрос: не правда ли, чем больше евреев  уезжает  из просторов родины чудесной, тем всё лучше, всё богаче и безопаснее  в ней живётся простому народу?!
                Искренне - 
                Феликс Рахлин, русский еврей.

Ответ не заставил себя ждать и был гораздо мягче первого – наглого и оскорбительного. Это вызвало в душе моей искру надежды. Правда, на мой  единственный  вопрос ответа не последовало, но я значения этому тогда  не придал:

Уважаемый Олег,
Ваше признание первого письма своего "резковатым" хотел бы принять за извинение, хотя, согласитесь, такого признания маловато мне, человеку, заочно и, уверяю Вас, совершенно безосновательно обвинённому Вами в воровстве, в стремлении к власти, в презрении к русскому народу, в ответственности за нуворишей и Бог знает в чём ещё.

Тон Вашего второго письма - совершенно иной, такой разговор я принимаю. Но хочу заметить, что если бы я даже был Вам ровесник или младше Вас - всё равно одним фактом своего рождения от нерусской матери и отца не был бы виноват перед русским и любым другим народом.

У меня был неисправен компьютер, и поэтому Ваше второе письмо я раскрыл только сегодня. Более подробный ответ напишу в другой раз (сейчас время уже позднее)
Отвечаю на вопрос: моё отчество - Давидович. Сообщите, пожалуйста, своё:  так  мне тоже привычнее в  русском общении.
         
Будьте здоровы и зрячи.    Ф. Д.
                *   *   *
Не успел компьютер остыть, как получаю  от того же человека  новое письмо, полное удивления: он никак не ожидал, что еврей (то есть человек, по его представлениям, заведомо высокомерный в отношениях с русскими) пойдёт с ним на контакт. Кажется, именно к этому письму Олег приложил пространный «реферат» самого чёрного  юдофобского содержания... (Сразу же хочу в скобках объяснить читателю, почему  термину "антисемитизм" предпочитаю его синоним "юдофобия": первый из них (кстати, введённый в оборот вовсе не евреями, а их ненавистником, немецким журналистом Вильгелмом Марром) крайне неточен: семитами, кроме евреев, являются также и арабы, и эфиопы, и ряд других народов, но Марр, вводя свой термин, имел в виду только и именно евреев, иудеев. А его "близнец  "юдофобия" более конкретен, точно указывая на источник страхов и объект пропагандируемой единомышленниками Марра ненависти).
                *   *   *   

Олег Альфредович,
я продолжаю. Итак, Вы удивляетесь, что я, еврей, отвечаю Вам, русскому. Мне это напомнило случай, когда к нам на работу в маленькую редакцию газеты завода-гиганта  ЕГО ДИРЕКТОР  («козырный туз» в немаленьком нашем городе)  привёл и посадил –  буквально нам на голову – ещё одного работника: уволенного из армии молодого офицера, добавив специально для него штатную единицу. (Потом оказалось: это племянник закройщика  ателье, шившего наряды директорской жене).  Новенький завёл трёп на тему о том, какими толстыми бывают «все Сары». Среди нескольких сотрудников двое (в том числе и я)  были евреями. Между  «Сар» попадаются, действительно,  женщины в теле, но нередки и худощавые. Скажем, моя бабушка, Сара-Ривка, никак  не отличалась тучностью. А вот мать упомянутого  сотрудника-соплеменника   к тому времени  страдала-таки излишней полнотой. Но в молодости, будучи изящной и грациозной, работала цирковой наездницей. И вот этот мой сотрудник, человек ехидный, задал новичку вопрос: «А сколько же Вы знавали  в жизни Сар?»  Новичок  смешался и не знал, что ответить…

Мне также вспоминается Сенька Веньжин, мой однополчанин, сибиряк, коротышка с  глазами нанайца, якута или кого-нибудь в том же роде (это не грех, не вздумайте придраться к слову, просто я отмечаю степень мнимой «русскости» этого человека).. «Еврей» - в его устах было самое страшное оскорбление. При этом во мне, внешне – типичном семите, он еврея не узнавал. А моего дружка румына, учителя из Закарпатья,  «обозвал»  однажды евреем. К чести  последнего,  тот не стал  опровергать вменённое  ему обвинение, а сказал буквально  следующее: «Да, я – еврей, - а разве евреи не люди?»
Много лет назад на подобное же возражение одной  простой русской женщины в городском троллейбусе, возмутившейся ничем не спровоцированными юдофобскими речами пьяного хулигана, тот отвечал ей: «Н-нет!!!  Они – не л-люди!  У них в-вид особенный!»
А у Сеньки Веньжина или у генерал-полковника Макашова, с его  довольно еврейской  физиономией, - вид не «особенный»!? Они – «белокурые бестии»!?

Моя родная тётка, близнец отца, была как раз белокура, голубоглаза, в ней не опознавали еврейку, а замужем была за чистым русаком -  видным вузовским деятелем. Вот однажды   в начале 50-х,  когда  против  еврейских кадров была  затеяна планомерная кампания, плохо прикрытая фразеологией о «космополитизме» и «сионизме», на каком-то неофициальном банкете по поводу чьей-то успешной защиты диссертации краснобай, желающий угодить сильным мира того, предложил тост: «За дружбу со всеми народами, кроме одного!» Все прекрасно поняли, какой противопоказанный дружбе народ он имеет в виду, а многим из пирующих,  хорошо знавшим национальность жены бывшего ректора  местного университета, вчуже стало неловко перед ней.

Надо отдать справедливость моему дяде Шуре - он  сказал жене: «Пойдём, Тамара, - нам здесь делать нечего». Они поднялись и ушли…

Под  какими  только масками и маскхалатами не пытались скрыть юдофобию, с тех пор как она стала считаться неприличной в цивилизованном обществе. Вот Вы уже в первом письме признали право евреев «жить в своём национальном государстве», а ведь это и есть основной и чуть ли не единственный постулат сионизма.

То пытаются евреев отождествить с буржуазией – приписать им какое-то особое, эталонное  «еврейское торгашество». То перетолковывают национально-освободительные стремления евреев как их коллективную манию обладать миром. То приписывают им (всем нам!) безразличие  или даже ненависть к земле, на которой судилось родиться и жить, злокачественную склонность к кочевому образу жизни, к «бродяжничеству в человечестве», то есть к космополитизму. То (по этому пути  сейчас пошли и Вы) хулят еврейскую религию как якобы нетерпимую к другим народам, совершенно отбрасывая   исторические факты (например, то, что ещё во времена Храма Иерусалимского систематически там творились молитвы за другие, нееврейские,  народы).

Склонность к демонизации еврея  - одна из типичных черт  юдофобии.  Вот и у Вас,  в Вашей компилятивной работе, содержатся  утверждения о  «диавольской» природе иудаизма, и не один раз.
 
Вы меня спросили:  нет ли корней  «антисемитизма» в  самой иудейской  религии. Пожалуй что есть.  Но не  в том смысле, что, будто бы,  она особо нетерпима к другим конфессиям!  А исповедники ислама, называющие всех не мусульман «неверными» и, руками крайних своих экстремистов, их безжалостно уничтожающие, – они  толерантны? А католическая инквизиция,  она – что:  была терпима к мусульманам, иудеям, да и к своим, христианским же, «еретикам» - протестантам?  Не хочу задевать Вашу, православную, веру, но от правды никуда не денешься: типичная картина  еврейского погрома открывалась крестным ходом, во главе которого шёл батюшка или – со святой хоругвью, а то и с иконой Богоматери – какой-нибудь святоша из «мирян». Дойдут до еврейского квартала – из толпы выбегают громилы и давай бить стёкла и выпускать пух из вспоротых перин. А заодно уж – пырнут ножом  этих  «жидков» и «жидовок»,  выткнут единственный глаз  кривому  инвалиду  (В. Короленко – документальный очерк «Дом № 13»), отправят на тот свет  старого Шойла (И. Бабель – «История моей голубятни»), посадят на кол (как посадили моего родственника в Житомире)… А то – занесут шашку над головой дерзкой девчонки, а её сестра младшая бросится палачу в ноги – и отмолит у него старшую… И у палача, скажете, есть  сердце, мы, православные, добры и отходчивы. Положим, так,  но… а если б  Этэле не отмолила – так ведь «благодетель» этот и отсек бы  нашей Гитэле  её буйную 15-летнюю головушку.  Хотя исповедовал «самую толерантную». веру.

 (Только лишь хотел сейчас отправить Вам это письмо, как пришло  Ваше новое сообщение: оказывается, погромов вообще не было! Стало быть, не только Короленко с Бабелем или Горький с Н.Островским, или Н. В. Гоголь, с большой художественной силой живописавший еврейский погром в Запорожской Сечи, - не только они,  но и родная мама моя с её матерью  и сёстрами всё выдумали!? Послушайте, я всерьёз за Вас беспокоюсь. В своём ли Вы рассудке? Не обижайтесь: мозг – часть человеческого организма, стыдного в его неблагополучии ничего нет, а только я не раз наблюдал, что юдофобия бывает навязчивой идеей. Проверьтесь, а то ведь не стоит мне спорить с человеком,     неадекватно  мыслящим. Всё же это письмо ещё отправлю, а насчёт следующего, может, и поостерегусь).
Гита и Этя – мои родные тётки, старшая их сестра, Блюма,  была мне родной матерью. А Вы спрашиваете, откуда у меня «фобия погромов». Из уст в уста, из поколения в поколение на протяжении ДВУХ  ТЫСЯЧ ЛЕТ передавались в семьях ужасающие подробности этой беды. Мы не только из истории знаем  леденящие душу детали, скажем, хмельнитчины на Украине, когда в погромах погибло, по оценкам историков,   300 000   евреев – и не «сын за отца», а невинные детишки – за якобы ВСЕМИ ЕВРЕЯМИ распятого в  0033 году  Иисуса Христа..  Поверим, что кто-то в толпе евреев кричал-таки Понтию Пилату: «Распни, распни его!», - да я-то тут при чём?

А вы  (юдофобы разных стран и народов) – вы готовы любого еврея, которого даже в глаза не видали, на основании только лишь своего  дикого предубеждения и воинственного невежества, обвинить в огульной, всеобщей, бессмысленной и неразборчивой ненависти – или, по меньшей мере, презрении – к остальному миру. Или перетолковать любое оброненное кем-то из нас  слово. Ну, как должно мне отнестись к Вашему утверждению, будто  «обычно евреи с русскими в диалоги не вступают»? Одна моя тётка (Гита)  была дважды в браке – первый раз с Ивановым, другой – с Иван Иванычем. Что ж, все годы жизни – что с одним, что с другим – воды в рот набрала? Другая  тётка (по отцу), Тойба (Тамара),  в счастливом браке прожила жизнь  с бывшим донецким шахтёром, русским человеком…

Вот, кстати, есть в России «самый короткий анекдот»: «Еврей-шахтёр». Не бывает-де таких – вся нация хитрая, не любит физически трудиться. А у меня двое племянников весь трудовой стаж под землёй провели на Донбассе… Правда, вот незадача: у них только мама была «жидовка», а папа – «хохол», так  шахтёрство у них, верно, по хохлацкой части?

А вот ещё не менее краткий  анекдот: «еврей-оленевод»… Но их, шахтёров,  еврейка мама (уж она-то – полная еврейка, без «примесей»)  почти что оленеводом  и 6ыла: она  на Чукотке в молодости  метеорологом   работала, приходилось и на оленях, и на собаках ездить, и даже  прыгать с парашютом, когда посылали в дальнюю экспедицию. Там и познакомилась  с папой своих двух будущих шахтёров – но он пил сильно,  она его потом оставила – и уехала с детишками к его же родителям на Украину, вступила там в колхоз – и работала, и воровала у колхоза, как все колхозники (потому что трудодень-то был «пустопорожним», как правильно писал в своих стихах А. Твардовский).

Может, Вы подумаете, что это всё – исключения из правила. А я у Вас в ответ спрошу:  «Сколько же Вы знавали в жизни Сар»?

Или вот я живу в еврейской стране - Израиле. Может, Вы думаете: там, небось, на командных постах и на чистой работе одни евреи, а бедные арабы вкалывают... На самом же деле есть и среди израильских арабов и врачи, и менеджеры, и инженеры, но множество литейщиков, кузнецов, плавильщиков, дорожных рабочих - из еврейской части населения.
   
Вы сообщили, что «одним из начальников  фашистских лагерей был  еврей». Не лейте, дядя, пули. Евреи – единственный из народов, который (вот уж, действительно, «избранный»!) подлежал ТОТАЛЬНОМУ, ПОГОЛОВНОМУ уничтожению (даже цыган нацисты казнили порой не всех, а лишь  кочевых – по своему закону о бродяжничестве). Разве что какой-нибудь еврей смог скрыть свою «криминальную» национальность, выдать себя за арийца и возвыситься – но только не в качестве еврея, потому что ЕВРЕЙ – это уже означало смертный приговор. Вот в советских концлагерях – там да, действительно, были евреи – начальники лагпунктов и целых лагерных объединений. Бывали и лютые следователи. Моего дядю Моню (дедушку двух шахтёров) терзал  следователь Берман (и если б только его одного…)  Он его, командира танковой бригады, страшными пытками заставил «признаться», что тот готовился во время парада на Красной площади наехать танком на мавзолей с товарищем Сталиным – и задавить вождя!.  Моню – расстреляли, хотя на суде он  отказался от самооговора. Моня был героем гражданской войны,  храбрецом, до танковых войск служил в кавалерии, был награждён боевым орденом Красного Знамени. И вот такого ладного, бесстрашного, спортивного человека негодяй Берман заставил подписать заведомую клевету.. Но разве кто-нибудь  сказал, что среди евреев нет негодяев?

«Еврей – начальник гитлеровского концлагеря»…  Как говорил Ваш президент: «Пароли? Явки? Имена?»  Но, скорее всего, Ваш рассказ - это пуля, отлитая из дерьма юдофоба.  Впрочем, кто-то из высших нацистских бонз говаривал: «Здесь Я решаю, кто еврей, а кто ариец!». На таких началах можно было и  из еврея сделать штурмбанфюрера… Евреи не дьяволы, но и не ангелы. Как и Израиль – вовсе не Эльдорадо, не безмятежный  и безгрешный, хотя и в избытке солнечный, край.
                *   *   *
Олег Альфредович!

У Вас в Вашем  реферате сказано, что 20% евреев – это «основная масса» олигархов России. Значит, остальные 80 процентов – не евреи,  -  почему же Вы не их считаете «массой», да ещё и «основной»? Плоховато у Вас с арифметикой.

Вы поддерживаете предложение  запретить еврейские общественные и религиозные организации… Да ведь запрещали уже при Советах. В городе, где прошла почти вся моя тамошняя жизнь (это Харьков), было когда-то несколько  синагог –с послевоенного времени  ЗАКРЫЛИ ВСЕ!   Из двух крупнейших – в одной был размещён планетарий, в другой – спортивный зал «Спартак».

На случай, когда негде помолиться коллективно, у евреев есть выход: молитва вернее дойдёт до Господа, если соберётся не менее десяти мужчин. Но такие сходки советская власть называла «подпольными синагогами» и преследовала.  А из православных храмов, которых тоже порушено было несчётно, всё же гнельловн  работали, их при Советах меньше стало, однако были, действовали: и Благовещенский собор, и церкви – Пантелеймоновская, Мироносицкая и даже  – «Гольберовская» (названная так по имени давшего средства на её строительство богача-еврея Гольберга – отца того Анатолия Максимовича Гольберга, политические обзоры которого мы с удовольствием слушали по русской службе  Би-Би-Си ). Это я к вопросу о  положении религий при большевиках. А то у Вас получается, что это евреи рушили православные храмы, а свои синагоги, видно, берегли…

Вы евреев упрекаете в религиозной нетерпимости, а между тем здесь, на Святой Земле, в основном мирно уживаются с еврейскими синагогами и христианские церкви (католические и православные), и мусульманские мечети, и даже диковинные Бахайские храмы… Из моего окна открывается вид на  гору Тавор (в христианской традиции – Фавор) – это гора Преображения Господня – по христианской традиции, а по иудейской – воительницы Деборы… На её вершине – монастырь (разумеется, христианский).

Вы себе не представляете, сколько несообразностей  в Ваших письмах. «Кучка воров обобрала Россию». Но ведь не все они евреи, а  20 процентов! «Кого благодарить за повышение квартплаты: господина Фрадкова?» - спрашиваете Вы. Ох, и вовремя же был назначен Фрадков – ну, выгонят и его, и всех других, принадлежащих к нашему злокозненному племени: кого тогда станете обвинять? Именно евреям (как следует из контекста) «придётся платить по  счетам». «И время это близко». Ах, как же славно, что я уехал из СССР! Не придётся мне платить по чужим  счетам, как «уплатил» мой двоюродный дедушка, посаженный в Житомире на кол  «Ваши сородичи нас уничтожают»,  утверждаете Вы. А Ваши сородичи – они ни при чём?
    
Я, по Вашему возражению,  не могу считать себя русским, потому что не православный. Почитайте А. К. Толстого – «Коль любить, так без рассудку, коль забыть, так не на шутку, коль ругнуть – так сгоряча, коль рубнуть – так уж сплеча…»  Вот поэтический очерк русского характера! Я под него, представьте,  подхожу. А вот Вы – не очень. Там дальше сказано: «коль карать – карать за дело». А Вы готовы карать по предубеждению, по своему вольному хотению.
Кстати, В. И. Даля, на которого ссылаетесь, Вы читали плохо. У него в словарной статье о «руских» (он принципиально писал через одно «с», да не это важно) есть слово «русеть»,  то есть становиться русским. Ни  о каком православии как о непременном условии обрусения чужеземца  там не сказано. Сам-то  он – из каких? Из обрусевших датчан. Пушкин говорил о немце по происхождению Фонвизине, что тот – «из русских русский». А мне, родившемуся и возросшему на русской почве, нельзя, видите ли, чувствовать себя русским!? У Вас не спросил дозволенья!

Вы где-то утверждаете, что евреи в ХVШ  cтолетии «пришли» в Россию. Опять  сущая гиль: евреи в своей массе появились в России вследствие разделов Польши, часть которой стала принадлежать Российской империи, а русский царь стал царём Польским – «и прочая, и прочая, и прочая». Так что наши предки в Россию не ходили – они там очутились!

Вы берётесь  писать (или переписывать?)  рефераты, не изучив предмет изложения. Отсюда масса ляпсусов.  Например,  Вы слово «машиах» объясняете в скобках  как «антихрист», в то время как в переводе оно означает «помазанник» (Божий). Коренное разногласие между христианами и  иудеями как раз в том и состоит, что  последние не признают Христа истинным Машиахом, а продолжают истинного ждать. Есть, между тем, и так называемые  мессианские евреи, Христа признавшие. Но они – не православные! В свою очередь, раввинат не признаёт их евреями. Во всём этом надо сперва разобраться, а уж потом писать «научные» трактаты. Учтите: я критикую Вас не как русского, а  за дерзость невежества, за неоправданную самоуверенность. Академика Лихачёва, который всегда знал, о чём пишет, я не критикую. Надо сперва изучить предмет, ну,  хотя бы на уровне добросовестного дилетантства,  иначе неизбежны конфузы.
 
Вот ещё образцы Вашего невежества: поймите, евреи не могут в православие «вернуться» (к чему Вы призываете), так как никогда в нём не были… «ЦдакА» - это вовсе не побор, который (как Вы утверждаете)богатые  навязали бедным, а одно из предписаний еврейской религии, предполагающее помощь ближнему (в любой лавочке Израиля стоят копилки для «цдаки»  - слово это означает правоту, а также святость,  и ни один лавочник не предлагает покупателю   класть туда свои агорОт (ну, копейки), их кладут,  но  добровольно, а если не положил – никто и слова в упрёк не скажет…   Каким способом Вы установили  «генетическую предрасположенность» неверующей еврейской молодёжи именно к иудаизму?  Вот мы с единственной родной сестрой, когда были молоды, почти одинаково сохраняли индифферентность к любой религии. На склоне лет она приняла христианство, а я  остался вне какой-либо конкретной религии.. Но  если раввина хулят и притесняют лишь за его преданность или принадлежность к еврейству – я  буду на его стороне. 
Мне пришлось потратить массу времени, чтобы изложить Вам свои взгляды, но надежда, что мои доводы Вас убедят, слабая: боюсь, уж слишком Вы закоснели в своём предрассудке. С другой стороны, Вы кое-где пишете здравые вещи: действительно, нет причин не обсудить «русско-еврейский вопрос» (хотя у меня с массой русских друзей и родственников такого «вопроса» во взаимоотношениях не возникало).

И всё-таки на мой вопрос Вы не ответили:  легче ли  стало жить народу России   благодаря тому, что десятки и сотни тысяч евреев её покинули?!
                *   *   * 

Булгаковский  ИешУа hа-НоцрИ (Иисус Назаретянин) считал, что если поговорить по-доброму с любым «добрым человеком» - даже с лютым палачом Крысобоем, - тот переменится к лучшему. Олега В.,  вступившего со мною в переписку, переубедить не удалось: на той  же самоуверенной ноте он и в следующем письме  продолжал нести  околесицу. Спорить с ним было бессмысленно.
                *   *   *
Олег Альфредович,
это  моё последнее к Вам письмо. Прошу более  ко мне не адресоваться – раскрывать Ваши письма (как и другие, – с неизвестными обратными адресами) не буду. И вот почему. Исходная  позиция всех Ваших сообщений – ненависть или, по меньшей мере, неприязнь к  евреям. Вы не воспринимаете никаких резонов, вопреки всякой логике стараетесь доказать мне то, в чём сами предубеждены: что евреи – это некое  дьявольское  сообщество, враги русского, да и всех других народов, что погромы, многомиллионные жертвы Холокоста, тысячелетия еврейского изгнания – всё это еврейские же выдумки.  Такая переписка для меня унизительна. Убедить Вас в Вашей неправоте – невозможно,   – Вы игнорируете все приводимые мною факты и примеры, а взамен шлёте мне отрывки из неароматного варева современных юдофобских идеологов и фальсификаторов, перемешивающих правду с клеветой, что, как известно, является худшим видом лжи. Это не «спор», к которому Вы меня пригласили, а сущий абсурд, продолжать который у меня нет ни времени, ни малейшей охоты.
На прощанье хочу подчеркнуть, что Вы  мне так и не ответили на мой  ЕДИНСТВЕНННЫЙ заданный Вам вопрос: ну, вот, как известно, подавляющая часть имевшихся евреев, наконец, покинула просторы бывшей Российской империи, - должно же было, по-Вашему,  стать в ней полегче и повеселей. Так вот:  СТАЛО ЛИ?
Не трудитесь отвечать: и Вам, и мне, да и остальному миру  видно, что нет, не стало. Но Вам в этом признаться – невозможно: сразу  станет понятно, что весь крик о евреях как врагах России, да и другие обвинения по нашему адресу – больной бред воспалённого воображения, напичканного предрассудками. Стало быть, причины её несчастий – другие. А какие -  уж разбирайтесь сами:  нам, иностранцам, не  стоит  вмешиваться в ваши дела…
 

                --------------