Когда просыпается душа...

Валюш Ка
Фото из интернета
Кадр из фильма "Остров"

            
Соловки – острова  почти у Полярного круга, посреди холодного Белого моря.
Это один из самых известных  архипелагов, представляет собой шесть  крупных островов, окружённых сотней маленьких.
В разные времена для кого-то они были островами спасения, оплотом веры православной,  а для кого-то и Голгофой. Суровая земля, отделённая от материка десятками километров.
Трудно сказать, что на островах главное, их природная красота или их вклад в развитие православной церкви и духовности, которыми эти острова славятся.
На Соловках располагался один из первых  концлагерей для противников советской власти - Соловецкий лагерь особого назначения, известный  как СЛОН. Соловецкие лагеря занимают особое место в истории. Именно здесь сформировалась система политических лагерей.
На островах была полная изоляция заключённых на основе самообслуживания. Основная цель лагеря - «перевоспитание и исправление». Заключённые были  ещё и сверхдешёвой рабочей силой. Занимались заготовкой леса. Позже лагерь был реорганизован в тюрьму.
В  1939 году тюрьму ликвидировали, на островах организовали учебный отряд Северного флота.
Во время войны здесь была школа юнг. Мальчишек, тысячами бежавших на фронт, отправляли на острова, год обучали их воинским специальностям и распределяли по флотам. Об этой школе мало говорилось, потому что существовала конвенция о неиспользовании на войне несовершеннолетних.
Сейчас рядом с монастырём юнгам поставлен памятник.
 
Люди со всех уголков нашей страны  не смотря на тяжёлый путь едут на Соловки. Кто-то из любопытства, кто-то увидеть природу, а кто-то в память о погибших  в Соловецком лагере. Путь действительно очень тяжёлый, понимаешь это попав сюда.
Самый быстрый способ оказаться на островах – по воздуху. Но существует поверье, что на Соловки надо добираться по морю, как делали это столетия назад. Только познав все тяготы морского путешествия  можно по достоинству оценить  красоты островов.

Одна из  дорог на Соловецкие острова проходит через город Кемь.
Старинный поморский город  в устье реки Кеми, впадающей в Белое море. Город небольшой и очень мрачный. Место русской святости, место мученичества.
Дома  деревянные, из досок  почерневших от времени.  Непрекращающийся дождь делал их совсем чёрными. Но почти на каждом доме несколько спутниковых антенн.

В 15 километрах от Кеми расположен посёлок Рабочеостровск. Раньше это место называлось Попов остров. Вот здесь то и располагалось  "управление северных лагерей особого назначения", через которое  прошли десятки тысяч русских людей неугодных власти советской.  Сюда в бывшее  подворье  Соловецкого монастыря  стекались этапы со всей России. Здесь базировался пересылочный пункт для заключённых отправляющихся по этапу на Соловки, и здесь  православные могли помолиться перед отправкой в Соловецкий лагерь.

Сейчас подворье находится в середине посёлка, а раньше оно находилось на полуострове, уходящем далеко в море. Серые причалы из прогнивших досок, от которых  уходили лодки на далёкие острова. К причалу вела железная дорога, она  частично сохранилась. Полуостров окружали заборы с колючей проволокой, много рядов. Остатки забора и проволоки лежат  вокруг до сих пор.

В  этом маленьком городке и  снимал Павел Лунгин свой знаменитый фильм «Остров».  Оператор сделал всё, чтобы зритель поверил, что съемки проходили на островах. Природа  очень похожа, такая же серая и суровая. Вода и камни – главный пейзаж фильма. Только в таком пустынном месте и возможен разговор с Богом.
Монастырь - построенная декорация.  Скорее скит, чем монастырь. Нечто серое, маленькое, бедное.  Таким  был Остров для героя.
 
Между  Рабочеостровском и Соловками курсируют небольшие катера. Наверное, самый вместительный из них и самый популярный «Василий Косяков», который  в навигацию  каждый день отправляется  от пристани  в 8 утра.

Вот на этом  теплоходике  довелось и мне  вместе со своей десятилетней внучкой  отправиться на Соловки. Взять  десятилетнюю девочку  в такое путешествие было безумием. Но она стойко выдержала все трудности.
Теплоход,  на котором мы плыли из Москвы,  не предназначен для морских перевозок. Он остался на якоре недалеко от Беломорска, а всех пассажиров теплохода на автобусах перевезли в Кемь, и отсюда уже продолжилось путешествие.

«Василий Косяков» совсем маленькое судёнышко. Вверху открытая палуба.
Внизу в салоне, если это можно так назвать,  рядами деревянные скамьи. Над  скамьями  большая икона Николая Угодника, и не случайно, ведь он покровитель моряков.
Три с лишним часа в  холодном штормовом море под проливным дождём, испытание не из лёгких. Большая часть пассажиров страдала от морской болезни, даже мужчины теряли сознание. Меня эта участь обошла стороной. Оказалось мой организм не подвержен морской болезни, чего не могу сказать о своей Серафиме. Уж ей  досталось.

Всю дорогу  рядом были  чайки. Они так и летели  за нами  из Кеми до Соловков. Их было удивительно много, они  не боялись дождя и ветра и  брали хлеб прямо с рук.
Чайки это один из символов Соловков.
В годы существования СЛОНа  в лагере был создан Театр. Соловецкий Театр объединил людей самых разных профессий и социальных групп  из тех, что попадали сюда. Театр был местом приложения их творческих сил, их таланта.
На занавесе  лагерного театра  организованного на острове была вышита беломорская чайка,  к сожалению,  её изображение не сохранилось.
Эмблемой  журнала «Соловецкие острова», который несколько лет издавался заключёнными, тоже было изображение беломорской  чайки, летящей над морем на фоне трёх прибрежных камней.

На острове есть уникальный Ботанический сад. Совсем рядом с Полярным кругом. Сад был создан много веков назад Соловецкими монахами. Монахи оборудовали оранжереи и парники подогревом. Есть предание что Петра Первого  посетившего монастырь, угощали арбузами из парников.

И конечно Секирная гора с её необычной Вознесенской церковью. Чтобы подняться на гору была построена  лестница, число ступеней в ней было равно  количеству дней в году. Считалось, что  поднимаясь по этой лестнице,  снимаешь с себя грехи.
В наши дни старая лестница разрушена, давно сделали новую, но  ступенек в ней стало меньше. Да и туристы  минуют лестницу и поднимаются в гору по грунтовой дороге.
Во времена СЛОНа в храме находился штрафной изолятор. Сюда ссылали всех провинившихся. Никто не знает, сколько людей здесь погибло.Сейчас здесь братское кладбище.
Это самое высокое место на Соловках. Под крестом храма, на главке  покрытой лемехом,  лёгкий стеклянный фонарь маяка, который и по сей день служит людям.

На Соловках есть что посмотреть и одной поездки вряд ли хватит. Все, с кем я общалась в дороге, бывали здесь не один раз.

За историей и ощущением силы исходящей от этих холодных мест стоит ехать на Соловки. Стоит приехать сюда ради того, чтобы увидеть, как на крохотном архипелаге, затерянном в суровых и холодных водах Белого моря, трудолюбие и вера человека создали невозможное.