Руками человека

Алексей Сайбель
«Tempora mutantur et nos mutamur in illis» - «Времена меняются, и мы меняемся следом за ними»

Забавная фраза. Написанная на языке, разговаривать на котором прекратили очень много лет назад.
Нет, и сегодня врачи и юристы нет-нет, да и вставляют в обиходе хлесткую фразу на латыни. Но это скорее дань профессиональной этике. Или способ увеличить вес собственных слов.
 Язык мертв.
 Хотя когда-то был в большом обиходе.

На нем переругивались пожилые легионеры, конвоируя приговоренного к казни бродягу и философа по имени Иисус. На нем писались стихи и указы Священной Римской империи.
Страшно подумать, сколь давно это происходило. Истлели свитки и пергамент, с записями этих событий.
 Осталась память и редкие выразительные слова и цитаты.

 Но я не об этом.

 Захотелось «покопаться» именно в настоящем. Спокойно и почти не предвзято проверить на «излом времени» привычный окружающий нас мир.

 Технический прогресс стал обычным и заурядным явлением. Избитой темой для выпусков новостей. Большинство дерзновенных и неслыханных мечтаний Жуль Верна уже не одно  десятилетие исправно служит людям. И вызывает интерес разве что у школьников младших классов.

Кого в наше время может удивить вполне заурядный прибор для приема музыки и речи на расстоянии?

 Да не сотовый! Нет!
 Обычный радиоприемник. Аааааа… Примитив.
 Вот если бы DRM или Интернет-радио.

 Хотя, возможно, какой-то интерес на мгновение вызовет и старинный детекторный приемник.

 Ретро. Или, как еще говорят, «ручная работа».

 Сейчас достаточно сложно применить этот термин к какой-либо вещи.
Технология и автоматизация привели к тому, что практически любая вещь нашего обихода изготавливается, собирается, паяется почти без участия человека.
 В руки она попадает только в момент упаковки. Или на выборочном контроле качества. Все остальное делают механизмы.

 Производить что-то по старым, «дедовским» технологиям, настолько убыточно и нерентабельно, что штучные вещи, сделанные и собранные вручную могут позволить себе только очень состоятельные люди.
 Это и автомобили «Астон Мартини», и продвинутые телевизоры «Loewe», и ламповые усилители мощности для взыскательных аудиофилов.

 Простым смертным «ручная работа» увы, уже не по карману.
 Ну, за исключением авторской бижутерии, кустарной керамики или, на худой конец, деревянно-бумажных вееров с лотка «все по 10».

 Каждая вещь, прошедшая через руки человека, удивительна и неповторима.
 В прошлые века, когда только такие предметы и были в употреблении, а уровень жизни и тогдашних «технологий» нивелировал их до обычного и доступного ширпотреба.
 И только в ретроспективе времени становится очевидным тот факт, что простенький набросок уличного художника гораздо дороже и ценнее, чем его растиражированные копии с лазерного принтера.

 В этом я вижу одну из главных ловушек нашего просвещенного и развитого мира.
При кажущемся изобилии, и насыщенности содержимым, жизнь стала гораздо беднее.

 Наверное, самая точная аналогия – театральный реквизит.
Со стороны зрительного зала все выглядит убедительно и взаправду.
 Но яблоки, в вазе на столе, из папье-маше.
 Небо и дивный пейзаж нарисованы поверх чего-то, на видавшем виды холсте.
 И только талант  и мастерство актеров, играющих этот спектакль, заставляют принимать все за чистую монету.

- Вы желаете приобрести фаянсовый сервиз? Дороговато?
 Легкие и практичные полимерные тарелки украсят вам стол.

- Мебель из массива вам не по карману? Извольте, вот вариант из МДФ, или, иначе говоря, из прессованного мусора и клея.

- Зачем вам деревянные оконные рамы?
 Есть более доступные по цене пластмассовые аналоги. Такие белые. Такие похожие на настоящую вещь.

 А что вы хотите?
 «Весь мир театр, и люди в нем актеры».

 Не знаю как вам, но мне страшно.
 Страшно даже в той малости, что когда я уже не смогу ничего писать и бояться, в землю меня положат в практичном пластмассовом футляре.
 Поскольку сырые и неструганные, доски гроба, покрытые дешевой марлёвкой, будут слишком большим запросом.

 Прощайте.