Педагогические куплеты 1. Сборный день

Лео Киготь
Увы, я не могу сейчас назвать автора рисунка.
Журнал типа "Сатирикон", начало ХХ века.
          


          И за учителей своих заздравный кубок поднимаю…
                М.П. Ляпину




      Промелькнуло лето в милых и навсегда родных Вязниках. Несчастный Ромео не только страдал, но и загорал, купался, переплывал Клязьму, читал стихи и даже пытался решать задачки. Во всяком случае, пучился время от времени в олимпиадные задачники. Заочная школа при МГУ, это вам не баран чихнул.

      Лёха знал, что за особые заслуги перед школой его вместе с приятелем переводят из класса для простых отличников в «первый дивизион». Идею эту сформулировал и воплотил Серёжа Кузнецов, для своих просто Кузя, заводной пацан и кандидат в мастера спорта по шахматам, нечего, мол, жевать тут соплю с этими придурковатыми химиками, надо пробиваться
в 9-й «А», к программистам!

      И наступил сборный день. Лёха приехал в Казань уже с неделю как, и не то, чтобы сильно волновался, но новый класс, это всегда волнует, тут вам не здесь, как говорят в столице Татарстана. Тридцатое августа, десять утра. Он временно разбогател и располагал солидной суммой – рубль с мелочью, и прежде чем отправиться в школу, заскочил в местный книжный магазин. Магазин богатый, и надо отметить, что в пролетарском районе на окраине Казани в фаворе у народа были совсем другие магазины.

      Он долго топтался у маленького прилавка, разглядывал прекрасные картинки в «Робинзоне Крузо», а потом попросил знакомую продавщицу с красивым именем Назымгуль:
- А дайте-ка мне посмотреть вон тот задачник с синими корочками.
И купил его за семьдесят копеек, и в сумку. Запах типографии, конкурсные задачи МФТИ, какой-то Лидский. На оставшиеся тридцать копеечек он предполагал купить две порции кофейного сливочного, а на трамвае попробуем без билета, а то и «на трамвайной колбасе». Экономика должна быть экономной.
      Сборный день прошёл быстро и скушно, Кузи не было совсем, на очередном турнире, несколько знакомых пацанов за партами, а поговорить не с кем, все чужие и выёжистые. Увидел вблизи нового классного, он же учитель математики, известный на всю Казань Михал Петрович Ляпин. Участник войны и преподаватель КГУ. Солидный, плотный и носатый мужик в куртке и в новенькой тёмно-зелёной шляпе. Слов он много не потратил, пересчитал поголовье, поздравил и сказал, чтобы второго сентября готовили головы, ручки и тетрадки. Потому что первого было воскресенье.

      Лёха вернулся домой на двух трамваях, печальный и озабоченный, лишь издали повидав свою школьную любовь, с которой им предстояло учиться теперь в разных классах. До свидания и прощай, и снова здравствуй, милая моя Светлана! С горя взялся листать новенький задачник. Кто бы напомнил, какая из девяти муз покровительствует наукам?

      Акселерат прочёл предисловие на одной страничке, с полчаса довольно тупо разглядывал и читал магические для восьмиклассника слова синус, косинус и логарифм, и тут нашёл тему, знакомую всем, филологам и даже художникам – «квадратное уравнение». Как это там – в одну трубу втекает, в другое ухо вытекает, всем знакомая классика школьных задач. Ну, это мы уже два года учим, и кое-что неплохо знаем. Стал искать задачку поинтереснее и попонятней. Вот: …две точки движутся по окружности со скоростью «Вэ один», …определить момент встречи и путь, …и т.д. (ну, это для знатоков, если что, пишите в личку).
      Щас я её, вроде тупая, как валенок, подумал наш герой. Прошёл час, прошёл второй, два часа напряжённого труда и четыре листочка клетчатой бумаги псу под хвост. А задача решена лишь наполовину, истина ускользает за пелену непонимания, и красота решения по-прежнему скрыта несовершенством мысли и корявым здравым смыслом. Тогда Лёха ещё не был знаком с любимой поговоркой Михал Петровича – «да эти задачки и зайца можно научить решать, если долго не кормить»!

      Он прочёл и осмыслил решение, восхитился его простотой и мудростью, ещё с полчасика на эти восторги ушло. Ясно, что семена упали на вспаханную почву, и теперь он сам мог объяснять эту, оказавшуюся красивой задачу, даже авторам задачника. Задача ему понравилась.

      Второго сентября, снова на двух трамваях, талантливый недоросль приехал в школу, ставшую трамплином для сотен и сотен лучших учеников лучших учителей. «Элитная школа эпохи застоя» была в меру богатой, чистенькой и комфортабельной. Уселись с Кузей за одну парту и приготовились испить из животворящего источника знаний. Пива они тогда ещё не пили…  Но не тут-то было!

      Михал Петрович вошёл, коротко поздоровался, снял тёмно-зелёную шляпу и начал энергично пачкать доску. При этом буркнул, что пишем контрольную для определения степени летнего поглупения. Два урока, но дороги и секунды, свистать всех наверх, ахтунг, честолюбивые вундеркинды!
И вот именно тут, в этот момент, Лёха увидел в своём варианте на доске ту самую задачку – «две точки, Вэ один, и т.д. …», смотри выше.

      Не надо быть Конан-Дойлем, чтобы въехать в незамысловатый ход событий. Всё элементарно! Разошлись ученики, закончился сборный день. И Михал Петрович отправился домой. А перед этим зашёл в свой любимый китаплар «Научная книга». Купил свежий задачник в синих корочках для коллекции, зашёл ещё в один магазин, отнюдь не книжный. Придя домой, он положил знаменитую тёмно-зелёную шляпу на телевизор, включив перед этим аппарат для промывания мозгов, приготовил закуску, принял стопочку, отметив день знаний, и улёгся на диван, накрывшись от мух новой книжкой в синем переплёте. Когда он проснулся, книга сама открылась на нужной странице. И ему эта задача понравилась.

      Не надо быть Кеплером, чтобы восстановить дальнейшее движение небесных светил. Всё ясно до звона. Прихлопнул Лёха эту задачу, как Мендель дрозофилу, на остальные экзерсисы и вольные упражнения осталось у него полтора часа игрового времени, да и примерчики оказались несколько трухлявые. И написалось всё без помарок. Вот и толкуйте мне теперь про тонкие властительные связи меж контуром и запахом цветка, про экстрасенсов и телепатию, и про родство душ, записанное на небесных скрижалях.

      Через пару дней был проведён разбор полётов. Пятёрки получили только Вадим Шурыгин и Лёха, ставшие потом и друзьями на всю оставшуюся жизнь, и соперниками в решении затейливых задач. Вадим нонече доктор наук в Казанском Императорском Университете им. Ульянова-Ленина, вроде кафедрой геометрии командует.
Кузя исчез в финансовых водоворотах большого бизнеса, а Леха,
Лёха вот он, перед вами.


ЛЛК  01.09.2011