Хэви-метал

Рок Бункер
Хэви-метал никогда не бывает модным, но никогда не выходит из моды.
(Автор неизвестен, но сказано очень точно).

Горячо любимый миллионами фанатов во всем мире (в том числе и мной) хэви-метал (heavy metal) как отдельный стиль рок-музыки появился в середине 70-х годов. Поначалу это были просто более быстрые и агрессивные композиции хард-рок  групп, таких, как Deep Purple и Led Zeppelin. Первой группой, исполнявшей собственно хэви-метал, традиционно принято считать  Black Sabbath, известной так же тем, что в ней начинал свою музыкальную карьеру «великий и ужасный» Оззи Озборн. Хэви-метал подхватил и еще больше развил основы хард-рока – музыка строится вокруг  агрессивных гитарных риффов и виртуозных соло.  Именно Black Sabbath задали общий тон нового стиля – общую мрачную атмосферу, тематику войн и ужаса.  Позднее хэви-метал породил глем-метал, типичными представителями которого являются такие известные группы, как Kiss, Motley Crue и Twisted Sister, с их вызывающе непристойным имиджем, сексуальным поведением на сцене и текстами песен в духе «жизнь-бесконечная вечеринка». Под влиянием других стилей, например, панк-рока, хэви-металл становился все быстрее, агрессивнее, уходя от присущей хард-року блюзовой импровизации.

В конце 70-х – начале 80-х годов всплеск популярности панк-рока надолго убрал хэви-метал из музыкальных топов, однако это не означало, что тяжелый металл в это время умер. Он  ушел в подпольщики – музыканты продолжали репетировать, проводить концерты и издавать альбомы за свой счет и в начале 80-х произошел культурный взрыв, получивший название Новой Волны Британского Хэви-Метала. Это был звездный час для многих тогда еще малоизвестных коллективов – Judas Priest, Iron Maiden, Saxon, Warlock (в котором начала свой звездный путь известная метал-дива Доро Пеш), Motorhead, Manowar. Приметой стиля стал галоповый ритм и продолжительные инструментальные соло. Изменился и имидж металлистов – от джинсов и свободных рубах эпохи хиппи музыканты перешли к кожаным курткам и цепям, на обложках альбомов и концертных площадках все чаще стали появляться мотоциклы, как символ свободы и мужественности (первопроходцами в этом отношении стали Judas Priest). Через несколько лет общий бум хэви-метала несколько утих, однако он по-прежнему оставался (и остается) одним из самых популярных стилей не только в роке, но и вообще в музыке.

В Советском Союзе хэви-метал занял свое законное место на концертных площадках и в сердцах поклонников намного позже – в середине 80-х. Связано это, прежде всего, с административными запретами. Те немногочисленные коллективы, что оставались верны стилю, вынуждены были уйти в подполье, давая нелегальные концерты (которые нередко заканчивались облавами правоохранительных органов и арестами музыкантов и зрителей). Из-за монополии звукозаписывающей организации «Мелодия» в Советском Союзе была развернута целая индустрия нелегальной звукозаписи. Качество отечественной аппаратуры оставляло желать лучшего, первые советские металлисты либо покупали импортную технику на черном рынке с тройной наценкой, либо, не имея такой возможности, пользовались самодельной аппаратурой, приобретая фирменные запчасти.

Музыка первых советских хэви-групп представляла собой чаще всего каверы западных кумиров. Своего материала, да еще на родном языке, было мало, но и в нем можно было узнать знакомые риффы Iron Maiden, Accept, Judas Priest. Однако это были первые шаги на пути становления советского, а потом и российского хэви-метала.

После отмены запретов в середине 80-х годов грянул залп – из запасников филармоний на сцену выкатилась тяжелая артиллерия в лице таких групп, как Ария, Форвард, ЭВМ, Август, позднее – Мастер, Черный Кофе. Параллельно стартовал и рок-клубовский тяжелый металл – Коррозия Металла, Тяжелый День, Нокаут, Черный Обелиск. «Филармонические» группы балансировали на грани, подвергаясь цензуре со стороны художественных советов. На песни о сексе и прожигании жизни было наложено табу, темы войны были подкорректированы на войну за мир, сведена к минимуму тема «ужастиков». Рок-клубы, предоставленные сами себе, хоть и не имели доступа к государственным ресурсам, зато могли играть жесткий, бескомпромиссный хэви-метал. Многие «филармонические» группы, не выдержав такой жизни, уходили в свободный полет. Не всем сопутствовала удача, некоторые срывались в штопор, но это время породило «монстров» отечественного рока, таких, как группы Ария, Мастер, Черный Обелиск, продолжающих свою деятельность до сих пор.

В настоящее время, к сожалению, на фоне огромного количества поджанров металла традиционный хэви-метал заметно потерял былую популярность в нашей стране. Молодые команды выбирают другие, более зрелищные и/или экзотичные стили, особенно тяготея к крайним, экстремальным формам металла. Кроме того, заметна общая негативная тенденция в отношении власть имущих не только к хэви-металу, но и вообще ко всей тяжелой сцене. Остается надеяться, что вскоре эта ситуация изменится.