Путеводитель дружбы-14. На гл. фарватере. Волга

Алексей Шарандин
                Часть- I. ВОЛГА. Пойма               

  Ежегодная поездка на астраханскую пойму для нашего коллектива уже перестала быть традицией, это уже стало почти необходимостью.
С учетом повседневной занятости, время срывает листки календаря, как осенний ветер листву с ослабевших веток, с размаха бросая их на озябшие тротуары, и гоня их дальше, как бы восхищаясь своей властью над ними, и так получается, что и мы все вместе встретиться можем только на рыбалке.
Не являясь профессиональными рыбаками, и уезжая на значительные расстояния от родного порога, кроме дружеского общения, хочется, за короткий промежуток времени,  чего-нибудь ещё и поймать для впечатлений.
Процесс ловли рыбы для нас давно перестал иметь смыл «добычи еды».
Важен сам процесс ловли с последующей, осторожной и быстрой, отправкой пойманных экземпляров на свободу. Интерес для нас представляют только трофейные экземпляры, с которыми можно сфотографироваться и отправить на жарку или копчение.
Также немалую роль для нас играют места ловли и охоты, их красота и их неповторимая особенность, складывающаяся из многих факторов. Таких, как погода, уровень и чистота воды, температура воздуха, окружающая природа, ну, и конечно, закаты и рассветы.
Несмотря на то, что астраханская пойма кажется везде одинаковой, на самом деле это не так.
Мне посчастливилось до этого побывать в Астрахани на рыбалке уже четыре раза и каждый раз все было по-особенному, включая ландшафт и тактика и приёмы самой рыбалки.
Принцип подбора места ловли сохраняется неукоснительно. Мы всегда едем в новое место, но которое нам кто-то обязательно порекомендовал.
Надо отметить, что выбрать хорошее место, даже в наш информационный век, дело по-прежнему непростое. Интернет извергает огромное количество яркой и завлекательной информации с такими рекламными предложениями, что иногда кажется, что, если не выберешь то или иное место, то потом будешь жалеть об этом всю свою жизнь.
В этот раз мы решили попытать рыбацкого счастья, плавая в сетях Интернета.  Случай свел нас с агентством, которое обслуживало две базы, имеющих одного хозяина. Это База 177 и База 199.
По началу совпадение цифр 177 и 199 навёл на мысль о некоем рекламном ходе. В Астрахань очень много людей едут из московского региона и эти цифры, как раз и обозначают Москву, что естественно притягивает внимание.
Мы тоже «клюнули» на эту наживку. Конечно же, это не была «слепая поклёвка». Было много предварительных разговоров с фирмой, вопросов, расспросов, что и как. Плюс ко всему, на базе 199 в завершающей стадии была постройка катера наподобие «Тельца», на котором мы провели неделю в 2008 году на основном русле, разделяющим Россию и Казахстан.
Принимая во внимание, что Турбаза 199 тоже была приблизительно в той же стороне, где базировался «Телец», мы выбрали в качестве своей цели на сентябрь 2010 года Турбазу 177, расположена непосредственно на Главном банке (Волго - Каспийский канал) ниже поселка Мумра на 12 км, в 100 км от г.Астрахань. На всем протяжении погранзоны, от протоки Бакланёнок до моря - 40 км. это одна единственная база, стоящая на банке.
Главный банк, в отличие от большинства других рукавов Дельты изобилует ямами и крупными экземплярами рыбы, по причине того, что он судоходен и постоянно прорывается земснарядами, что создает благоприятно сказывается на для хода рыбы на нерест и зимовье и очень подходит для джиговой ловли.
На этот раз, в целях экономии времени, все единогласно решили лететь туда и обратно самолётом.
Забыв поговорку про бесплатный сыр мы, соблазнившись дармовыми авиабилетами, решили лететь компанией «Авианова», предложившей самую низкую цену за авиабилеты.
Рейс был ночной, и естественно, регистрация проходила в отсутствии представителя авиакомпании.
Для тех, кто летит без багажа или просто с одним местом больших вопросов не возникает.
Мы же, имея на руках спиннинги, ружья, патроны, рюкзаки и дополнительные места, попали под полную раскрутку. Все нужно было оформлять отдельными багажными квитанциями, причем независимо от разрешённого веса в 23 кг и фактического.
В условиях ограниченного пространства Шереметьво-1, за небольшой промежуток времени, нам, наряду с потраченными нервами, пришлось «нарезать», в беготне «туда-сюда» солидную дистанцию и доплатить сумму, значительно превышающую тарифы других авиакомпаний и почти сравнимую со стоимостью самого билета. Ещё раз убедились, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке, да и то только для второй мыши.
Но тогда мы ещё не знали, что это не последний сюрприз этой авиакомпании, но об этом чуть-ниже.
 В аэропорту Астрахани нас уже ждали представители принимающей фирмы и мы еще затемно выехали в нужном нам направлении.
По сложившейся традиции, мы по дороге заехали в местный супермаркет, где пополнили свои запасы различными деликатесами и жидкостями, включая и ящик «Coca-Cola», для одержимого этой отравой, Дойнова Павла.
Дополнительными снастями нас пообещали обеспечить на самой базе, что, в принципе, в последствии и было успешно реализовано.
Проехав через Икряное и Ниновский паром, мы уже через пару часов, загрузившись на пять пластиковых лодок, мчались по направлению к основной базе. 
База располагалась на правой стороне основного русла и состояла из основного здания, где располагались полтора десятка отдельных двухместных номеров, столовая, бильярдная и нескольких отдельно стоящих построек, где также размещались туристы, егеря и обслуживающий персонал.
На базе нас ждал неожиданный и неприятный сюрприз. Основного нашего егеря Константина накануне разбил радикулит и он еле двигался. Но с учётом того, что одного из наших членов команды постигла аналогичная беда, мы по дороге из аэропорта купили таблетки «Диклофенака- 100мг», благодаря которым, за 12 часов, по нашей технологии, мы и того и другого быстро поставили на ноги.
Рецепт прост: одна таблетка «Диклофенака» на ночь и на утро они встали, как новенькие. В случае запущенности процесса можно повторить процесс ещё раз. Проверено многократно.
Итак, на следующее утро, когда только начало светать, вся наша команда была в боевой готовности, и все отправились искать рыбацкое счастье в разных направлениях от базы.
Как потом выяснилось, специфика рыбалки на основном русле у всех, рекомендуемая рыбачащими там егерями, была практически одинаковая.
С берегов, в разных местах заведены канаты или веревки, концы которых с тяжёлыми грузами опущен на дно в метрах 50-ти от берега. Какие-то верёвки принадлежали нашим егерям, какие-то кому-то другому, но в данный момент были не заняты. И мы, перебирая такой канат руками, фиксировали лодки на указанном егерем расстоянии от берега.
Как потом выяснилось, от места фиксации зависело очень многое. В одной и той же лодке у одного участника ловли может клевать без остановки. В тоже время, у его соседа, который сидит на соседней лавке, клёва нет совсем.
Так, например, было у Панова и Бера, когда они ловили судаков.
На базе мы прикупили специальную снасть, представляющую из себя хромированный цилиндрик весом 80г со скошенными по 45 градусов концами, один из которых привязывался за кольцо к поводку, а на другом болтался тройник.
Закрепившись к канату лодкой боком, поперёк течения, все начали пробовать новую, необычную для нас, снасть. У Панова судак попался почти сразу. Затем судаки стали "садиться" к нему с завидным постоянством и каждый пойманный экземпляр был, как калиброванный, где-то под 1 кг.
Бер попытался пристроиться поближе и тоже бросить свою блесну примерно в то же место, но быстрое течение её все равно упорно сносило на прежнее, неуловистое место. Панов, прикинувшись «веником», делал вид, что ничего не понимает, и почему это так происходит, но своё место уступать Владимиру Ивановичу не собирался.
Но в мире всё равно есть определенная справедливость и он в азарте рыбалки, снимая очередного судака, сделал резкое движение и через ноготь засадил себе в палец большой крючок. В дальнейшем последовала сцена, аналогичная той, что была классически показана в фильме «Особенности русской рыбалки», но в более трагической атмосфере, и потребовала срочной эвакуации Вячеслава на моторке в какую-то поселковую больницу, где крючок перекусили ржавыми пассатижами и вынули крючок. Вячеслав был спасён. А в это время Бер, быстро заняв освободившееся место, отвёл душу,поймав насколько приличных судаков.
Панов, весь забинтованный, но с видом героя, и с гордо поднятой головой, вскоре появился в нашем поле зрения и весь остаток времени просидел в лодке с поднятой рукой, как во время голосования на партсобрании в знаменитые совковые времена.
Аналогичная система фиксации лодок применялась и при рыбалке на сазанов, и на сомов.
Время от времени мы перемещались из основного русла на раскаты, где оттачивали технику заброса и проводки легковесной блесны в условиях мелководья.
В этот раз, как при рыбалке на т/х «Телец», ветер дул в сторону моря, согнав воду из раскатов в море, а вместе с ней и крупную рыбу, поэтому глубина на раскатах  была в основном не более полуметра, а иногда и меньше. В некоторых местах приходилось перемещаться на шесте. Дело это, надо сказать, совсем
не из лёгких, и всем пришлось попотеть.
В эту поездку я твёрдо вознамерился заняться подводной охотой, которой я начал заниматься ещё в юности, охотился долгое время в Средиземном море и дальше продолжил на протяжении всей моей жизни.
Это занятие не возможно сравнить ни с каким другим видом рыбной ловли.
Все мои старания и поиски места, где бы можно было погрузиться и заняться подводной охотой, к положительному результату не привели. Ползать же животом по дну на мелководье, пугая всякую мелочь, у меня желания не возникало.
Погода в Астрахани меняется часто, и конечно, здесь удача играет немаловажную роль. Егеря поделились информацией, что к ним постоянно приезжают группы подводных охотников. Но, за последние пять приездов, именно во время их приезда, поднимался ураганный ветер, и все они возвращались домой без рыбалки, так ни разу и не занырнув, и я представляю, как это было грустно.
Мне не раз приходилось оказываться в лодке с Аликом. Его это абсолютно устраивает т.к. получает полноценную информацию от егеря и от меня по технике рыбалки, ловит рыбу, причём достаточно успешно, нередко делает бороды на катушке, а я их распутываю, и время на свою рыбалку почти не остаётся.
Однажды, у него проснулась совесть. После нескольких пойманных, не без моей помощи, трёх-четырёх приличных сазанов по 3-4 килограмма каждый, он сказал, что следующего сазана, который клюнет на его «волшебную» удочку, передаст её мне, чтобы я смог вытащить сазана. И действительно, на неё клевало чаще всего, хотя скорее всего она могла быть названа удочкой для зимней рыбалки. Полметра длиной, толщиной с карандаш, она тем не менее гнулась на 180 градусов.
Как всегда, я насадил ему наживку на крючок и закинул снасть. Алик в это время возился со вторым спиннингом и не заметил, как началась поклёвка. Я еле успел схватить этот удачливый горе-спиннинг, который уже был в полёте за пределами лодки, вознамерившись нырнуть в воду, и сделал подсечку. Леска встала намертво. В первый же момент было даже трудно понять, зацеп это или там что-то есть. Только чувствующиеся время от времени рывки давали понять,  что на том конце лески сидит, что-то серьёзное.
Алик моментально, без каких-либо колебаний и угрызения совести, выхватил у меня спиннинг, и все мои напоминания про данное им мне только что обещание, кроме как к вибрации воздуха, ни к чему не привели.
Надо отметить, что в этот раз боролся Алик с сильным соперником достойно.
Спиннинг согнулся дугой, но Алик, несмотря на весь ужас, написанный его глазах от страха упустить добычу, не торопился и постепенно выбирал леску.
Наконец, мощное тело мелькнуло около лодки и тут же пошло под лодку. Потащив туда и волшебную удочку. Здесь уже все бросились помогать Алику вернуть сазана на нужную сторону лодки. Крики Алика и наши советы на повышенных от азарта тонах, создали такой шум и гвалт, который эти места давно не слышали, если вообще слышали когда-либо. Мои попытки подцепить сазана сачком, долго не приводили к положительному результату. Сазан с ужасающей регулярностью вываливался из подсачника.
Я знал, что, если сазан уйдёт по причине того, что мне его не удалось подхватить сачком, будет смерти подобно и не будет прощено Аликом до истечения века. Сазан начал уставать, его броски из стороны в стороны становились не такими резкими и нам постепенно удалось его подтянуть к лодке с нужной стороны.
Нас, наверное, было очень интересно наблюдать со стороны. Согнутую, почти в пополам, двухметровую фигуру Алимова, меня, ползающего в лодке на четвереньках с сачком в руках, егеря, не знающего, толи, как-то помогать Алику вытащить сазана, толи держать его самого, чтобы он не выпал из лодки, толи помогать тащить сазана.
Но вот, каким-то чудом, удалось загнать сазана в подсачник, перетащить который из воды в лодку удалось лишь, как невод - волоком.
Трофейный экземпляр на 7 килограммов 800 граммов, так и остался рекордным для этой рыбалки и никто не смог опередить Алика, что позволило ему всё оставшееся время ходить «гоголем» по базе, и этому событию была посвящена целая фотосессия с его участием.
Он милостиво позволил сфотографироваться с уловом даже Панову, которого он постоянно обвинял в том, что, если у него срывалась рыба при их совместном нахождении в лодке, то в этом была полностью вина только Панова.
Естественно мы этого сазана пустили на балык, вкусовые качества которого, смогли оценить не только все друзья, но и почти все родственники.
Охота на пернатых в этот раз оказалась без особых завораживающих моментов. Как она началась с проблем в Шереметьево, когда нас заставили платить отдельно за оружие и отдельно за пачку патронов, как за полновесные места, хотя правилами это не предусматривается, так и продолжилась на базе. Для получения разрешений на охоту и путёвок потребовалось потратить почти целый день, переезжая с одной базы на другую. То на одной нет путёвок, то на другой в данный момент нет ответственного за их выдачу, то есть ответственный, но нет возможности сделать копию паспорта и т.д. и т.п.
Алик, как настоящий друг, отправился в эту бестолковую поездку со мной.
Наконец, получив заветные путевки, мы на двух лодках отправились на вечернюю зорьку.
Надо отметить, что, переезжая в этот раз с базы на базу, для получения разрешения на охоту, мы получали дополнительные впечатления и представления о структуре баз и их расположения на главном русле. На одной из них под названием «Ковчег» мы даже увидели, как возвращаются подводные охотники с приличным уловом сазанов.
С удивлением также увидели «группу товарищей», приехавших из Краснодара на своём транспорте, для которых слово рыбалка обозначала не захватывающий и увлекательный процесс, а захватнический и хищнический процесс добычи еды. Они занимались багрением толстолобиков, которыми они набивали большие 60-80 килограммовые пластиковые ящики. Как они говорили – это их продуктовый запас до следующей рыбалки. Бедолаги, наверное,голодают.
Трехэтажная база "Ковчег" имеет современную инфраструктуру, с полноценным 12-ти футовым биллиардом, занимает приличную территорию, и к ней можно подъехать из Астрахани на автомобиле.
Этот год всем подарил воспалённое лето, с жесточайшей жарой и огромными пожарами, что в свою очередь не могло не сказаться на графике выводка птенцов и соответственно перелёта дичи дальше на юг.
Если в былые времена, небо пестрело от туч мелькающих и летящих в разные стороны уток и другой дичи, то в этот раз всё было намного беднее и их можно было заметить лишь изредка.
Встав на засидку по разные стороны раската, мы затаились в ожидании вечернего подлёта дичи.
Мелкая вода этого года, забитая водорослями, создала специфические условия для её застоя и, соответственно, запах стоял не отвечающий ароматическим предпочтениям любого человека, не лишённого даже слабого обоняния.
Но охота на то и есть охота, потому, что каждому охота.
День быстро угасал. То здесь, то там, на большой высоте пролетали редкие стайки уток.
Наши «подсадные» утки, уныло клевали носом в слабых отблесках тёмной воды, на фоне быстро гаснущего неба, под воздействием лёгкого ветерка. Становилось уже темно.
Утки появились неожиданно, откуда-то из-за головы, с намерением присоединиться к нашим подсадным. Но в последний момент, что-то заподозрив, сделали крутой вираж и взмыли вверх. Запоздалым выстрелом мне удалось сбить одну утку. Наши ребята во второй лодке напротив, подбили ещё двух.
Виталий Шишкин был на охоте первый раз и глаза его горели в темноте от азарта, как огоньки сигарет.
На следующий день, он во второй раз отправился на охоту, уже без меня, как полноценный охотник и тоже вернулся с трофеем. Держа в руках добытую утку, он весь светился от счастья.
Но такая охота - это просто слёзы, и поэтому в дальнейшем больше на охоту никто не поехал. Арсенал патронов, которого хватило бы на неделю обороны Брестской крепости, был подарен местным охотникам.
Погода во время нашего пребывания словно пыталась показать нам всё своё разнообразие. От абсолютно солнечного дня до дождливой и промозглой погоды с ураганным ветром на следующий день.
С учётом этого фактора, мелкой воды и большого количества водорослей, плавающих на поверхности, рыбалка на раскатах не радовала хорошим уловом, мешая ловле своими постоянными зацепами за водоросли.
Рыбалка же на фарватере, среди проезжающих то одну, то в другую сторону больших пароходов, тоже наскучила своим тусклым однообразием и большим скоплением лодок с рыбаками, приезжающих на редкие ямы с близлежащих баз.
Выручали наши совместные встречи в столовой и биллиардной.
В принципе, мы ради этого общения и поехали все вместе на эту рыбалку. Тем более, что рыбу мы в основном отпускали и лишь малую её толику наморозили, чтобы угостить родных и друзей в Москве, а часть отдали на кухню, чтобы нам приготовили свежей жаренной рыбки и ухи на вечер.
Как бы то ни было, день отъезда наступил неожиданно быстро. Даже быстрее, чем в предыдущие поездки.
Вылетать из Астрахани мы были должны ранним утром, поэтому в три часа ночи, как морские диверсанты, в кромешной тьме, мы отправились на своих лодках к тому месту, где нас ожидали автомобили. Егеря встречных лодок обозначали своё местонахождение на воде маленькими фонариками.
Путь до аэропорта прошёл в полудрёме и без приключений.
В очередной раз, при регистрации нам долго морочили голову с оформлением багажа, ссылаясь на специфические правила компании «Авианова». Вытянув из нас все мыслимые и немыслимые доплаты, нас промурыжили в ожидании вылета ещё часов шесть, ссылаясь на отсутствие самолёта из Москвы.
Скомпоновав таким образом два рейса в один в прибывший самолёт из Москвы, и другой неполный рейс из Астрахани, нас набили битком в самолёт, который сердито и недовольно урча, тяжело взмыл в небо.
Правды ради, надо отметить, что после взлёта на удивление наш самолёт в пути не задержался, и прибыл по расписанию, хотя после всего произошедшего ранее, нам казалось, что такое вполне возможно.
В Москве нас ждала радостная встреча с родными.
               
31 августа 2010г.

Фото: На главном фарватере