Глава 7. Школьные годы чудесные...

Майя Аргамакова
        Глава 7. ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ ЧУДЕСНЫЕ...

    После переезда на ул. Ленина ходить в школу стало далеко. Зато дорога щла по главной улице - Суоярвскому шоссе. Дорога была обычная, укатанная песком.
    И вот эта длинная дорога в школу и обратно по утренней и вечерней темноте (учились и во вторую смену) в разные времена года в разную погоду открыли для меня многое. Идёшь, думаешь, смотришь по сторонам, замечаешь изменения...

    Особенно мне помнится зима. Тогда климат в Карелии был другой. Снегу было много. Морозы доходили до 40 градусов. Дороги зимой были чистые, сухие. Ходили в валенках без калош. Снег скрипит под ногами. Снежинки блестят. Деревья то в снегу, то в инее. На крышах снежные шапки. В темноте  звёздами усыпано всё небо. Идёшь один, задрав голову к небесной красоте, и утопаешь в этом звёздном небе, как в сказке. Казалось, слышен шорох звёзд. А дома выйду на крыльцо и смотрю, не могу наглядеться. В очень сильные морозы неоднократно наблюдала в небе отсветы северного сияния - сполохи.

    Зимой гуляли мало. Хватало прогулки в школу. Лыжи были только на уроках физкультуры в школе, когда позволяла погода. Позднее у меня появились коньки "Снегурки". Прикреплялись с помощью верёвочек и палочек к валенкам. Катка не было. Гоняла по укатанной главной дороге. Было шиком зацепиться крюком за сани или грузовик и ехать аж до станции. Водители смотрели на эти забавы с пониманием, скорость была не большая, 30 км/час. Я не уступала мальчишкам. У нас были финские сани. Иногда после обильных снегопадов мы развлекались, прыгая с крыш сараев в снег.

    Зато это время года располагало к чтению. Я записалась в библиотеку. В 3-ем классе я прочитала "Молодая гвардия" , "Легенда о Тиле Уленшпигеле". Вторая ине понравилась тем, что там описывалась совсем другая жизнь незнакомых нам людей. Не скажу, что я в те годы много читала.

    В морозы свыше 30 уроки в школе никогда не отменялись. Те, кто жил далеко от школы, ученики младших классов, имели иногда счастливую возможность подвоза. Ранним утром шли на конюшню. Там всё дышало запахом навоза, лошадей, паром в открывающиеся двери. Когда собиралось человек 7-10, сваливались кучей в сани на сено, и конюх вёз нас на лошади в школу. Лошадка бежала рысью. На душе было радостно. Не помню, чтобы я когда-нибудь мёрзла.

    Раз в неделю мы с мамой ходили в баню. Это мероприятие мне не нравилось. Мама наливала очень горячую воду и мыла меня быстро и грубо (ей ведь надо было вымыть двоих и себя). Особенно доставалось моим волосам. После первого класса я отращивала волосы. В 3-ем классе чёлка ещё была, но остальные волосы были разделены надвое и завязаны  атласными лентами. Дальше я дорастила косы и носила их до 17 лет, заплетая разными способами. Помню себя перед зеркалом за исполнением этих причёсок. Волосы были светло-русые.

    В 3-ем классе меня приняли в пионеры. Мама сшила мне белую блузку и чёрную юбку в складочку на широких (10 см) лямках - тогда была такая мода. Галстук был сатиновый, концы его без конца закручивались. Каждый день надо было гладить галстук и ленты. Чугунный утюг нагревала на плите. Этот утюг до сих пор храню, как памятный раритет. Несмотря на частые переезды, он как-то сохранился.

    Началась моя активная общественная деятельность.Пионервожатая давала разные поручения, в классе меня выбирали. За всё я бралась охотно и с рвением.
    Школу я любила всем своим существом. Я любила запах отремонтированных за лето классов, блеск лакированных чёрных парт, крашеные деревянные полы. Школа по фасаду была в два этажа, вход - крыльцо в 6 ступенек. На дух этажах располагались классы, а в нижнем (полуподвальном) этаже была раздевалка. Вход в спортивный зал в правом крыле высотой в 2 этажа с окнами во всю стену, шведской стенкой напротив и сценой слева в глубине зала. Зал использовался и как актовый, где проводились все пионерские сборы, праздники и другие мероприятия. В правом крыле здания были квартиры для учителей, с отдельным входом. Перед школой была изгородь из горизонтальных жердей; за школой была спортплощадка,где проводились уроки физкультуры в хорошую погоду; Слева от площадки стояли сарайчики и туалеты для мальчиков и девочек, каждый в два "окошка".

    Все перемены в хорошую погоду мы проводили на улице. Жерди изгороди стали гладкими от наших кувырков на них. В туалет мы бегали не думая о простуде, т.е. даже зимой старались не одеваться. В раздевалку был свободный доступ, сами себя обслуживали. В вестибюле работала одна нянечка (мама моей одноклассницы Раи Разиной), она же давала звонки.

    А когда наступали холода, перемены проводились в холле на втором этаже. В это квадратное помещение с отполированным цементным полом выходили двери классов. В перемены были организованы игры. Мне запомнились 2 игры. Вставали 2 шеренги друг против друга, обнимались за плечи и пели, ступая поочерёдно навстречу друг другу:
    - А мы просо сеяли, сеяли,
      Ой-дид-ладо сеяли,сеяли.
    - А мы просо вытопчем, вытопчем,
      Ой-дид-ладо вытопчем, вытопчем.
    -А мы коней выпустим, выпустим,
     Ой-дид-ладо выпустим, выпустим.
           И т.д.
    Другая игра тоже в 2 шеренги:
    - Красное знамя, весёлое звено,
      Дайте нам Ларочку, больше никого!
    То же пела другая шеренга, ступая дружно навстречу. Выходили двое вызванных, брались за руку и тянули в свою сторону. Побеждённого брали в плен. Играли до победы одной команды или до звонка. Играли в "Третий лишний" и др. игры.

    Однажды осенью я бежала на перемене в туалет. Вдруг меня ударило что-то в голову и потекло что-то тёплое. Со страху я упала. Оказывается ученик младших классов Трушкин попал камнем мне в голову. К моему великому счастью я оказалась в больнице у хирургов. Больница была в соседнем со школой здании. Не знаю откуда это взялось, но я обожала врачей. Наверное, из кинофильмов. Мне распустили косы, облили голову йодом, обработали рану, наложили швы, забинтовали "шапочкой", накололи лекарствами и повезли домой на телеге. Прямо как в Удмуртии, когда везли из больницы с перевязанной ногой. По дороге я боялась, как мама воспримет это моё появление с забинтованной головой. Неделю я просидела дома. Одноклассники навещали меня. Родители Трушкина выпороли сына, приходили извиняться. А последствия были чисто косметические. Мне сильно обожгли кожу головы, она слезала при расчёсывании вместе с волосами. Косы мои сильно поредели с того случая.

   

            (продолжение следует)