Гл. 34 Сват Ерёма из повести Ясным днём... 2ч

Александр Мишутин
                ( все даты в тексте – по старому стилю )

  Были такие случаи, были. Чаще всего попадались на святки, на Купалу или на Троицу: теряли девки волю и разум, а затем и честь. Людям ведь всё равно, почему не состоялась свадьба: то ли в семье рабочих рук не хватило и девку в семье придержали родители, то ли не набралось приданного, то ли парень «раздумал»-разлюбил, другую полюбил, а стала бабой – расплетай, девка, косу, надевай платок по-бабьи, неси свой позор.
  Кто-то из девушек бросался в Серебряный омут, кто-то уезжал в город прислуживать или на фабрику. Рвали пуповину больно и навсегда. И становились – никем. Ничьими. Ниоткуда.
  Печально.

  Знает об этом и Гаврила Погорелов, а потому и идёт на «карачаровку» «горшки покупать». Это – хитрость такая. Придёт он к гончару Еремею Толстосумову горшки покупать, а там и поговорит с ним о Емельяне и Даше.
  «Карачаровские» заулки резко отличались от села: дух был тяжёлый, нехороший. Вроде бы и ветерок гуляет и лес – вот он – рядом, а вот нет же -  помелом да веником. Бессильна природа против этой болячки. Жалкие халупы и несколько крепких домов. Всё – чужое, даже на вид.

  Гаврила зашёл сначала к одному гончару, потом к другому, чтобы скрыть от любопытных свою истинную цель посещения «карачаровки». И только потом толкнулся в калитку Толстосумовых.
  Появился мужичонка: маленький, лысый, с лицом, сморщенным как сушёное яблоко и вроде бы без зубов – нос низко опускался к подбородку. Гаврила не знал в лицо Толстосумова-старшего, поэтому спросил:
  -Хозяин?
  - До сего дни был им, -  ответил лысый и Гаврила понял: зубы у него есть – он не шамкал , но посвистывал.
  - А мне посоветовали к Еремею Толстосумову за горшками зайти.
  - За горшками? – удивился лысый. – Ну, ну…
  - Покажешь товар?
  - Заходи, купец! – рассмеялся хозяин.
  - Что смеёшься?
  - Да начинаешь ты так, будто сватать пришёл: товар – купец, у вас лисичка – у нас охотник…
    Гаврила остолбенел. Он первый раз видит этого сморщенного мужичка, а тот… внутрь заглядывает.
  - Только у меня три сына, - продолжает мужичок, - а дочерей нет. Садись.

  Они устраиваются под навесом от солнца среди горшков, кувшинов, кубАнов, макитр.
  - Смотри, - говорит Еремей, - выбирай.
 А сам улыбается своим стариковским лицом.
  Откуда-то из-за сарая (или мастерской?) появляется бледный невысокого роста мужик:
  - Свинец кончился, хозяин.
  - Подыши, сейчас приду.
  Бледный уходит.
  - В половодье многие потеряли свинец и сейчас трудно с ним, - объясняет Еремей Гавриле. – Слежу за расходом. А брать на работу приходится чужих, внаём. Своих не хватает.
  Где-то Гаврила видел этого бледнолицего, но спросил Еремея о другом:
  - Это твой сын строит школу?
  Уж больно мелок Ерёма для Емелькиного отца.
   - Мой.
  Ишь ты, как гончарка его высушила!
  - Мой, младший, - говорит Ерёма. – Не хочет заниматься гончарным делом. Не хочет наследовать.
  - А зачем ему, если впереди него два брата? Они и примут твоё дело.
  - Так-то оно, так. Но отца ведь ослушался. Ты зачем пришёл, Гаврила? Знаю, чей ты отец и знаю, что ты не за горшками пришёл. Говори.
  Ах, мать твою с горы да на горку! Раскусил его Ерёма. Так что нечего фигу в кармане держать: надо прямо, с плеча.

  - Больно ты строг, Ерёма, к Емельяну. У парубка руки хорошие, много умеют делать. Он старательный. Голова есть на плечах. Зачем ему у братьев в подмастерьях ходить? У тебя для него ни дела, ни земли нет.
  - Есть! Четыре десятины имею, как пришлый, иногородний. Только я – не пахарь. Я в аренду сдаю свой клин.
  - Вот, вот!
  - Я не умею рОстить хлеб.
  - Так отпусти сына: он сам всему научится. Дай ему волю.
  - Куда ему идти? Говорит: поехали в Сибирь. Там – земля, воля. А что мне с ними делать? Мне глина нужна.
  Еремей кашляет сухим кашлем долго и надрывно. И добавляет:
  - Ну, и здоровье. И больше ничего мне не надо. Из этого состоит моя жизнь.
  - Да вас всех этот гнилой огонь уже сжёг! Вы сами на глину похожи. Зачем же тебе ещё и Емельку губить? Отдай его мне. Я сделаю из него хлебороба.
  - Он же у тебя был батраком.
  - Был…
  - Ну?
  - Баранки гну… Ушёл. Влюбился и ушёл.

  Молчат отцы. Долго молчат. Собственно уже всё и сказали, теперь – додумывают. Еремей закуривает глиняную трубку, кашляет, вытирает заслезившиеся глаза.
  - Не хочешь отдавать сюда дочь?
 -  Вы и без них в своей мазанке цепляетесь друг за друга. А что будет, когда они войдут? Ад! Зачем? Кому от этого хорошо?
  - А в примаки к тебе пойдёт – хорошо?
  - А кому будет от этого плохо? Всё равно Емеля от тебя отпал, отвалился. Он не живёт твоей жизнью! Что же ты: сам не «гам» и Емельку не отдам.
  - Дак, ведь – обычай…
  - Это, что – позор твоей семье? Емельян твою честь нигде не роняет…
  - Да согласен я с тобой, Гаврила, согласен. И семья мне твоя нравится… Я давно интересуюсь. И невестка – огонь!
  - Откуда знаешь?
  - Приходила ко мне. Требовала того же, что и ты: воли.
  - Ну, так давай всё честь по чести: сватов засылай. На Покрова свадьбу отгуляем. А жить молодые будут у нас. Не сумлевайся… сват.
  - Ну что ж: будем жить. Горшок-то возьми: зачем приходил, - улыбается Еремей.
  Гаврила заколебался.
  - Бери, бери. Любой – какой на тебя смотрит. Вроде задатка.
  Гаврила взял тонкогорлый кувшин:
  - Благодарствую.
  - Заходи ещё.
  Ерёма поднялся.
  - Лазарь! – позвал он работника. – Ты где? Я иду.

  Гаврила идёт домой, наполненный стремительным южным ветром: ни капли западной сырости, ни струйки северной стылости. Правильно, брат-Гаврила, делаешь: держись за разум и жизнь тебя не сомнёт.
  Вот и этот узел развязали. Теперь – рассчитаться с землёй-матушкой да полем и можно дальше жить.

  Так баба перед рождением ребёнка распускает на своей одежде все узлы и скрутки, чтобы роды были лёгкими. Сама.
  Так и у тебя, Гаврила: нет помощников и … заместителей.
  Ты – сам родитель.

  Сам.