Земля Обетованная 7. Меа-Шеарим - улица иного мира

Алексей Липкин
Седьмой день снова свободный. Часть группы решила самостоятельно съездить в Хайфу, кто-то решил провести время на пляже в Нетании, я же вновь отправляюсь в Иерусалим. Сегодня у меня особая цель – побывать на Меа-Шеарим, улице, основное население которой составляют религиозные евреи. Конечно же, в таком необычном путешествии должен быть не простой проводник, а хорошо знающий еврейские традиции и образ жизни этого уголка Иерусалима.
У меня уже запланирована встреча с еще одним из моих интернетовских знакомых – прекрасной девушкой Татьяной, живущей в Иерусалиме и работающей преподавателем в еврейской религиозной школе. До обеда у нее уроки, и поэтому есть время еще разок прогуляться по улочкам Старого Иерусалима, и прогуляться по ее еврейской части: взглянуть на место археологических раскопок, новую строящуюся синагогу, пройти по узким улочкам, заглянуть к Стене плача, перекусить в одном из многочисленных небольших кафе с местной кухней.
Время пролетает быстро, и вот, пора спешить к назначенному месту встречи.
Вот и Таня. Несколько приветственных слов, и мы на путь к Меа-Шеарим. А дальше…
Вы когда-нибудь бывали на другой планете, или, хотя бы на съемочной площадке исторического или фантастического фильма? Если да, то вы меня сразу поймете… если нет, то подобное сложно описать, это надо ощутить… Представьте себе, что вы идете по улице и вдруг, в какой-то момент замечаете что улица изменилась, что вокруг вас исчезли люди в привычных для вас одеждах, замелькали совершенно иные лица, изменились постройки, магазины приобрели иной вид… другой, совершенно иной мир. Женщины в юбках и скромной одежде, мужчины во всем черном, с бородами и шляпами, интересно и необычно одетые ребятишки. Наверно, большее представление об этом может дать не рассказ, а фотографии.
Татьяна рассказывает об особенностях этого удивительного места. Меа-Шеарим и прилегающие улицы – один из старейших районов, выросших за пределами стен Старого Иерусалима. Строился он как район – крепость: с неширокими улочками и закрытыми дворами. Внутрь дворов ведут редкие проходы, а так дома стоят вплотную друг к другу. Меа Шеарим на иврите означает «сто ворот» или «сто крат». Говорят, что название выбрали, когда составлялся список жителей нового квартала, по теме недельной главы Торы: «И сеял Исаак в земле той и получил в тот год ячменя во сто крат: так благословил его Господь».
Здесь все пропитано религиозной жизнью. Магазины торгуют только кошерными продуктами, одеждой, считающейся приличной в религиозных общинах и достойная для посещения бет-кнессета (синагоги), многие из которых незримо присутствуют среди уличных построек, заглянув в местные парикмахерские, можно стать свидетелем как мастер выводит клиенту особую прическу – бреет голову, оставляя на висках длинные пейсы.
Хотя этот район и религиозный, но население его, если присмотреться, не так уж и однородно. По виду кип и шапок, по размерам пейсов, по нитям, свисающим с талит-катана, по кафтанам и даже штанам знающий человек может определить к последователям какого ребе и выходцами из какой страны являются те или иные жители Меа-Шеарим. Здесь и почитатели Любавического ребе, и Бреславские евреи, и Литваки, и Сатмар (выходцы из Венгрии) и многие-многие другие, но все они стараются сохранить быт и традиции своих предков. Большинство из них живут не очень богато, на государственные пособия. Женщины заняты домом, кухней и детьми. Мужчины проводят время в молитвах и духовных беседах. Дети, как и все дети в мире, учатся в школах (в данном случае, конечно же, религиозных), немножко шалят, играют в свои детские игры, помогают родителям. Обычно религиозные евреи имеют большие многодетные семьи и очень любят своих детей, понятие «еврейская мама».
О «еврейской маме» разговор особый, наверное, лучше всего это понятие раскрывает найденная мной однажды в сети интернет юморестка, которую я приведу ниже…

Еврейская мама

 Мама, опять ты здесь!? Сколько раз я просил не приходить в операционную, когда я делаю операцию. Я же велел вахтерам тебя не пускать. В окно влезла? Но у нас 12 этаж! По пожарной лестнице? Почему на тебе халат нашего главврача? Ты его одолжила, пока он был в туалете? Какой бульончик? Мама, неужели нельзя подождать, а? у меня сложнейшая операция.
Мама, эту штучку, что ты показываешь, вырезать нельзя, это сердце. Еврейское? Не знаю, для меня все пациенты одинаковы. Я давал клятву Гиппократа. Я не знаю, как его отчество. Нет, он не еврей. Он грек. Хорошо, хорошо, пусть будет еврей, только уйдите, ради Бога. Да, он сказал что ко всем пациентам надо относиться одинаково. И к пациенткам. Я не знаю, замужем ли она. Какая девочка? Это старшая операционная, сестра. Национальность? Какая разница, она хорошо работает. Я не собираюсь на ней жениться, с чего ты взяла?
Мама, не надо так махать руками, ты заденешь аппаратуру. И вообще – убери руки из брюшной полости оперируемого. И Ради Бога, не надо мне рассказывать, как делать операцию на сердечном клапане. Ты таки старший бухгалтер, у тебя грамота профкома, но это немножко не по твоей части. Я не могу сейчас смотреть фотографии тети Рахель из Чикаго. Кто крутится без дела? Это анестезиолог. Нет, он не еврей. Похож на дядю Зюню? Мама, успокойся, это кошерный мясной скальпель, я им сыр не режу.
Нет, мама, извини. Мне для родной мамочки ничего не жалко, но скальпель я тебе не дам. Хорошо, я попью бульончик, но дай обещание, что сразу после этого ты уйдешь.
Что ты делаешь? Ты жаркое тоже принесла? И компот? Но это же операционный стол! Здесь чище? Больной, конечно, не убежит, но… Ты и электроплитку принесла? Мама, давай чуть попозже, а? Руки? Конечно мыл, перед операцией. Хорошо, но у меня заняты руки, я открою рот, ты мне положишь.
Ммммм. Да, утром я кушал. И рыбу. И косточкой не подавился. И уши вымыл. И шею. Я сейчас не могу показать, у меня руки заняты. Что значит «Отрежь что-нибудь для Тузика»? Я знаю, что наш Тузик – чистокровный еврей, но с собаками в операционную
нельзя!
Мама, направь прожектор на брюшную полость. Спасибо. Дай зажим. Скальпель. Еще зажим. Теперь … Мама, что ты делаешь?! Откуда ты знаешь, как это делается?
Много раз смотрела, как я делаю? Мама, закончи шов, мне надо в туалет. Мама, что-то я
неважно себя чувствую, следующего больного ты будешь оперировать сама.
Еврейская мама – это наказание, счастье и судьба… хотя и среди них бывают исключения.

(Большое спасибо автору этой и других замечательных юморесток Марьяну Беленькому)

Подходит к концу наша небольшая прогулка по этому заповедному уголку. Впечатлений – море. В голове уже строятся планы о том, чтоб в будущем приехать сюда на подольше и уже поближе познакомиться с жизнью обитателей Меа-Шеарим.
Перед расставанием с Таней заходим в кафе. Прощальное чаепитие с вкуснейшими пирожными. Все… пора двигаться на автовокзал, садиться в автобус и возвращаться в Нетанию. Завтра наша группа улетает домой…