Семнадцатый слёт бардов в городе Вуппертале

Анжелика Миллер
ЭПИГРАФ:

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку -
Каждый выбирает для себя.
                Ю.Левитанский

  С 26 по 28 августа в городе Вуппертале на берегу реки Вуппер прошёл очередной слёт бардов авторской песни. До сих пор неизвестно, почему именно слёт. Да, организаторы слёта считают, что «Wupper» – это слёт, потому что там не проводятся конкурсы, не присваиваются звания лауреатов. Считается, что это движение КСП в Германии и движение всех КСПэшников Западной Европы. Но по сложившейся традиции «Wupper» принято в народе называть фестивалем. Кстати, об организаторах слёта: многие оргонизовывали, так сказать, не организованное. Все три дня стояла не солнечная мерзкая погода, дождь лил как из ведра, ветер то и дело сносил стены главного павильона, на поляне была такая грязь, что без сапог не пройти. И всё же все организаторы (Филлип  Букуп, Гершенович Марина, Сабецкий Стас, Сусло Сергей, Тимаков Илья, Ирина Ланцберг, Хожанов Олег, Цыганов Олег и др.) ровно как и все гости заезда получили массу удовольствий, кучу приятных впечатлений и положительный эмоций.
  Если описывать слёт подробно, от руки, получится листов на десять тетради А4. Так как в редакциях лимит на тексты, мне пришлось сокращаться до минимума. Более подробное повествование-воспоминание читайте на сайте «proza.ru».
  Итак, на слёт я попала случайно (ну это как обычно!), сообщили мне за день до отъезда и я совершенно не собиралась ничего писать. Но после первой ночи, проведённой в машине в тяжёлых походных условиях (почти война сорок первого), я подумала: «Нет уж, и всё-таки напиш-ка я статью, зря, что ли, страдаю?»
С непривычки не елось и не спалось: до пяти утра песни под гитару, зверский  холод, дождь, грязь, слякотно и мокро...

  ДЕНЬ ПЕРВЫЙ. ЗАЕЗД.

  В первый день на главной сцене прошёл концерт, посвящённый Юрию Кукину. Небольшая справочка из интернета: «Юрий Кукин автор-исполнитель песен. Родился в Ленинградской области (пос.Сясьстрой), жил в Петербурге. В 1954 году закончил Ленинградский государственный институт физической культуры. Работал детским тренером по фигурному катанию, артистом Ленконцерта, участвовал в многочисленных геологических экспедициях в Горную Шорию, на Дальний Восток, Камчатку, на Памир.
Песни начал писать с 1948 года сначала для джаза, где играл на барабане, потом – для институтских капустников. С 1963 года появились песни, написанные в геологических экспедициях. Лауреат конкурса туристской песни II Всесоюзного похода молодежи в Москве в 1966 году. С 1968 года выступал от Ленконцерта, работал в ЦКБ "Меридиан" инструктором физкультуры, с 1971 года работал в Ленинградской областной филармонии, с 1979 года – в Ленконцерте, с 1988 года – в ленинградском театре-студии "Бенефис". Вышли два диска-гиганта на фирме "Мелодия" (1988, 1990), аудиокассеты, компакт-диск и две книги песен.
Если вслушаться, то все песни Кукина написаны от лица одного и того же героя: романтика, бродяги, фантазера - ну, кто еще может мечтать в тайге о Париже, или беседовать со сказочником? Вероятно, глупо отождествлять его с автором, но человек, не обладающий сам этими качествами, не смог бы написать этих песен... Нужно также добавить, что у Кукина совсем нет политических песен, и, почему-то, совсем нет песен о Ленинграде, хотя он, безусловно коренной Питерский человек...
Всего Юрием Кукиным написано более сотни песен.
Бард Юрий Кукин скончался в четверг 7-го июля 2011 года.»
Об этом и о другом говорили выступающие барды Стас Сабецкий из Дюссельдорфа  (исполнил песни «Париж», «Гостиница»), Михаил Трегер (исполнил песню «Воробей», прочёл стихотворение: «Ну вот попрощался и вроде бы всё позади...»), сказал, что Кукин – это Жванецкий авторской песни. Так же выступил бард Якимов Николай  из Чехии («Горы далёкие, горы туманные, горы...»). Все желающие почтить память Юрия Кукина приглашались на сцену. Были исполнены песни: «Потянуло, потянуло...», «Где же ты, мой добрый волшебник?», «А всё-таки жаль, что кончилось лето...» и др.)
 
ДЕНЬ ВТОРОЙ.

  Второй день начался с сюрприза. Сюрпризом была Наталья Тарвердян из Москвы, она член ассоциации «32 августа». Замечательный концерт молодой талантливой поэтессы-певицы шёл около двух часов. Наташа читала стихи Геннадия Жукова, Виталия Кульбакина, пела песни на стихи Бродского, Шэхман, Медведевой, Мориц, Гордон. Завершила своё выступление Наташа песней Никиты Дорофеева «Адам», он посвятил её Ланцбергу. Кстати, на слёте присутствовала вдова барда Ирина, она предлагала приглашённым на фестиваль гостям книги, аудиодиски с песнями своего мужа. Книги других поэтов и бардов также лежали на столике. Песни Наташи мне понравились настолько, что я не могла спокойно воспринимать действительность. Мне захотелось подбежать к ней, обнять, подхватить на руки (Наташа очень хрупкая девушка, нежная, тёплая).
  Её песни звучали очень красиво, мелодично, проницательно: «Я вижу скамейку зелёного цвета...», «Скрипач», «О людях и птицах...».
  Концертную программу второго дня слёта продолжил Михаил Трегер. Мне бы хотелось ещё раз повториться, что описать подробно каждое выступление не предоставляется возможным. Приходится уделять каждому участнику по два абзаца, не более. Итак, Михаил, коренастый мужичок-Карлсон, с рыжим ореолом волос, с хитрым прищуром взбежал на сцену и сразу увлёк слушателей своей беседой. Михаил читал стихи, пел песни, рассказывал интересные истории из своей жизни, мы узнали, что для детей он всегда был «дядей Мишей» и Карлсоном, и потому у него, вероятно, есть песни такие, которых ни у кого нет: «Песня Пожилого Карлсона» и «Песня Пожилого Малыша». Михаил Трегер пел песни «Голубой лев», «Ночной полёт»... Особенно мне понравилась песня: «Я в детстве, как любой из вас, летал не раз...» и строчки, посвящённые Омару Хайяму: «Ещё я не Омар Хайям, но пьяница уже...».
  Михаил признался, что он никогда не был заядлым туристом и не ходил в походы, но его песни постоянно входили в туристические сборники. На самом деле он театральный писатель, он много писал для театров и решил, что его творчество можно разделить на три группы: 1. «Песни к состоявшимся спектаклям, 2. «Песни к несостоявшимся спектаклям», 3. «Песни к несостоявшимся спектаклям по ненаписанным пьесам».
  Михаил пел замечательные песни в театральном жанре: «Дракон», «Маятник», «Тряпичная кукла», «Надежда», «Холодная песенка», «Диалог у окна», «Прощай» и др.
  На какое-то время мне пришлось покинуть злачное место и когда я вернулась, на сцене уже стояла Марина Гершенович и читала стихи (собственные переводы с немецкого) немецкой поэтессы Гертруды Кольмар «Ведьма», «Фейерверк». Марина сказала, что Гертруда – это немецкая Марина Цветаева.
  Затем на сцену пригласили Владимира Каденко. Он, как и Наташа, как и Михаил, выступил с замечательной программой, которая длилась примерно полтора часа, но наслушаться было невозможно.
  Особено меня поразили песни по-французки, потому что я абсолютный фан всего французкого: язык, мода, песни-шансоньетки, косметика. У Владимира совсем недавно родилась дочь Александра и, видимо, поэтому он пребывал в эйфорийном состоянии радости (если есть такое сочетание слов!).
  Звучали песни... Читались стихи... И мне вспоминались все мои мыслимые и немыслимые французкие похождения: Париж (двухразовое романтическое путешествие), Лион (спонтанный вояж), Марсель (песни), Авиньон (любимый бард Юрий Лорес), Орлеан (Жана Д;рк).
  Владимир читал стих: «Бургундцы, вы предали Жанну...», пел песни: «Помнишь, как червонным золотом...», «Вся судьба моя к одной дороге сводится...», «Нескушный сад», «К пустым полям нежданный дождь слетает косо...», «Владимирские горки», «Когда зацветает сирень», «Мадам Клику», «Малиновое варенье», «Нахтигаль», «Не то на память, не то на старость...».
  Когда хлынул сильный дождь, Владимир крикнул со сцены по-французки: «Успокойтесь, небеса!», и дождь затих, а мы зааплодировали...
Правда, затишье было недолгим, видать, дождь – немецкий, по-французки не понимает...
  Чего и следовало ожидать на таком мероприятии, так это – детский концерт. На сцену пригласили детей. Дети – цветы жизни, а так же – творческие ростки своих родителей. Первым спел песню «Кузнечик» маленький Руслан в резиновых сапогах. Ему помогал папа. Да, большинство детей выступало с родителями, например, Даше Белау подыгрывал на гитаре папа Володя, песня звучала на английском языке. Семейное трио: Вероника Эрлих, Николь, Сергей Паулс растянулись по горизонтали и встали у трёх микрофонов. Поразителено, как красиво и совершенно исполнили они песню на три голоса. Такого я ещё не слышала.  Затем пели песню о пиратах Марина Белоцерковская и её сын. В завершении всем детским хором спели оптимистическую общеизвестную песенку «Ничего на свете лучше нету...»
  Следующими в програме выступали Николай Якимов и Женя Логвинова. Открывая свою сольную программу, Женя сказала: «У каждого есть корни и кроны...» и спела с Николаем что-то очень старо-русское, с каким-то гугуканьем и народной интерпритацией, это была песня «Катенька-Катюша». Также исполнялись: романс «Первая встреча, последняя встреча», «Кап-кап», «Мальчик в красной рубашонке»; песни собственного Жениного сочинения: «Осень в Михайловском», « Кузнечик», «Звёзды, розы и квадраты», песня на стихи Заболоцкого: «Пинелопея». Читались стихи Дмитрия Суханова и В. Соснора. К сожалению, Жене пришлось оборвать программу и «отдаться» своему маленькому сынишке, который со слезами на глазах и громкой истерикой, захлёбываясь негодованием, кричал: «Пусть будет конец! Пусть будет конец!», а когда почти уже подошёл к маме, случайно оступился и упал за сцену. Мальчика подняли и успокоили. Вот какие нехоршие родители!
  Где-то около восьми начался концерт, в котором участвовали и другие барды. У них время было регламентировано, с каждого или с каждой – по две песни.
Выступили один за другим и Олег Цыганов, и Евгений Коган (он читал стихи), и Сергей Громов. Выступили Вита Ливенсон, Павел и Надя Бабич, Евдокимов Саша, Лена Кац, Илья и Евгения Фрайфельд, Сергей Сусло спел «Милый Пьеро», «Летучий Голландец», Владимир Туриянский сказал перед выступлением: «Склероз вылечить невозможно, о нём можно только забыть» и спел «Облетают рябины», «Мне всё равно зачем, куда уходят ночью поезда», «Когда уйдёт ночная пелена»...
  Когда объявили выход пары: Тучинский и Самайлович, кто-то из зала пошутил, мол, не понять, где имя, а где фамилия. И действительно, эта парочка оказалась – юмористами (или умористами?). Они шутили, сыпали афоризмы, читали пародию на слёт и на Олега Хожанова. Обсмеяли и число 17 (семнадцатый фестиваль), и погоду, и грязь, и даже входные билеты. (Прим.: как и в предыдущих годах, цены на билеты не изменились, пребывание с пятницы и до конца слёта – 15 евро, а с субботы по воскресенье – 10 евро. Для детей до 14 лет вход бесплатный.)
Да, я очень хорошо помню, что было весело, но запомнилось не всё: «Эфиопская арифметика. Художник Саврасов «Грачи прилетели»... а вы их считали?» или «Пришла пора сказать о слёте... но сказать нечего!», или «А вы знаете, что Олег Хожанов пишет стихи? Вопрос: какие? Ответ: да никакие!» (хохот)

ДЕНЬ ТРЕТИЙ. ОТЪЕЗД.

  В день отъезда сцену предоставили всем жилающим и сказали: пойте, что хотите!
И пели. Выступил Николай Якимов, Боря Резник с контрабасом, Женя. Эти трое исполнили песню «Возок». Михаил Трегер открыл новую тему, тему: «Осень». Шёл дождь и было грустно. Расставаться не хотелось. К этой душевной утренней меланхолии очень удачно звучали песни Михаила: «Всю ночь шёл дождь..», стих «Мы в слове «осень» понижаем голос», «В звуке любом мы узнаем, осень к нам входит в дом...»
  В завершение концерта Стас Сабецкий и Сергей Сусло исполнили песню «Ключ»...
Уходить не хотелось... Прощальсь раз пять... и песни прощальные пели раз пять...
Потом вышел Илья Тимаков и сказал: «Я буду петь, пока Якимов не появится...» И пел... А потом пришёл Якимов, спел пару песен и всё-таки мы попрощались...

  Все вуппертальцы встали у сцены в круг, обнялись за плечи и так стояли, радуясь, что были опять вместе. Кто-то их сфотографировал, но у меня, к сожалению, фотоаппарата уже не было.

 ... С самого начала поездки я присоеденилась к городу Билефельду, который завёл такую интересную традицию: перед тем, как ставить палатку, все становятся в круг, наливают что-то в бокал и хором говорят: «За чистое небо над нашими головами, на сегодня и на завтра!», и с криком «У-у-у-у!»,  - чёкаются кружками.
Эти «магические пентакли» погоду не улучшили и всё же настроение оставалось превосходным.
  К концу своего повествования хочется добавить, что слёт проходил не только в главном павильоне. Слёт был в каждой палатке. Гости слёта –  300-400 человек, палаток – примерно 70, в каждой – песни под гитару, соло и хором, старые песни, песни известных бардов, песни нашей молодости, из мультиков, из кинофильмов... В каждой палатке – встреча друзей, давно не видевшихся. У палаток -  шашлычок, маринады, супы в котелке, тёплые объятья рук, шутки и юмор, смех и доброе расположение духа...
  Каждая палатка имела право на свой маленький фестиваль...
Да, погода нас на эти три дня не побаловала, но зато встреча с друзьями, песни под гитару, душевное тепло и дружба ещё на один год сделают нашу жизнь осмысленнее.

                29. 08. 2011, Мари Шансон, Мюнстер