Мои воспоминания казахстан целина

Машкевич Эдуард
                Все   начиналось с   путевок,   с   путевок   на   освоение   целинных
и   залежных   земель   Казакстана.   Путевки   давались   всем   желающим   студентам
второго,   третьего   курса.   У    многих   ребят   были   проблемы   с   родительскими
эапретами   на    эту   поездку.   Я       знал,   что   мне   нельзя   даже   заикаться   о   моем
желании,   получить   путевку,      и    ехать.   Любящие   родители,   ни   за   что   не
отпустили   бы   свое   великовозрастное   дитя    в   такую   даль,   и   на   долго,.  а   ехать
мне очень хотелось.   Я    ждал   и   помалкивал.   За   три    дня   до    назначенного   дня
отправки,   я   вытащил ,   давно    полученную   и    припрятанную путевку   и   показал
родителям.   Я,   видно,   не   подумал,   что    мой   отец,   прогрессивный   человек.
коммунист   ленинского призыва,   не   запретит   мне   этой   поездки ,   а   наоборот
поддержит   меня.   Папа    был   очень   доволен,   что   у   его   сына,   такое   благородное
желание,   оказать   помощь    братской   республике.   Начались   сборы    в   дорогу.
Мама,   как   все   мамы,    беспокоилась,   что бы   сынок   не   простудился ,   и   не
заболел ,   и   тщательно   упаковывала    теплые   вещи   и   постельные   принадлежности.
Папа,   увлеченно   рассказывал   о трудностях   предстоящего    нам   путешествия.

                Наконец    наступил   день   отправки.   Место   сбора,   грузовая   
платформа,   железнодорожной    станции.    К   перрону   подогнали   железнодорожный
состав   из   пятнадцати    товарных   крытых   вагонов,   один   из   которых   предоставили
нашей    команде,   которая   почти    вся   состояла   из   ребят   одной   учебной   группы.
Подошли   к   своему   вагону,   раздвинули   широкие   вагонные   двери   и   заглянули
внутрь.    По   бокам   набиты  дощатые   нары,   для   сна,   а   в   середине ,..  просторная,
площадка.   Забросили   вещи   в   вагон,   закатили по наклонным   доскам    мотоцикл
Левы    Калатозишвили   .Он,(мой однокурсник) смог   договориться    с   руководством,
что бы   разрешили    взять   с   собой,   этот,    мотоцикл   с   коляской.   После   этого стали   прощаться    с заплаканными   и   расстроенными    родителями.    С минуты   на
минуту    должен     раздаться    сигнал    отправки    и   пора   забираться    в   вагон.
Раздался   свисток   и   поезд   тронулся.   Все   высунулись    в   проем ,   вагонных,
,
движение,   и   вот ,  уже,  скрылись   из   вида   родные   лица   Мы   стали обустраиваться
в   новой для   нас,   вагонной,   жизни,   еще   не   представляя,   себе,    сколько   она
будет   продолжаться,   эта,   наша   вагонная    жизнь.   Наш    поезд   был   товарный, 
и    шел   вне   расписания   пассажирских   поездов,    и   то   и   дело,   останавливался
и   отстаивался    на   запасных   путях   по   нескольку   часов.   К    концу   второго   дня,
стали   заканчиваться    запасы   продуктов ,   взятых   в   дорогу,   но   деньги   были
у   всех,    в   достаточном    количестве.   Такое же   положение   было   у   ребят   в   других   вагонах.   На   третьи   день   пути,   уже   с   утра,   на   первой  же   большой
станции,   если   предполагалась   длительная    стоянка,   жители   всех   пятнадцати
вагонов ,   бросились   на   главный    перрон ,   и    привокзальную   площадь   и   атаковали    ларьки   и   магазинчики,   покупая    продукты   питания.    Представьте
себе,   несколько    сот    молодых   людей,   явно   кавказской   внешности,   бегающих
по    привокзальным    ларькам   и   магазинам,   и    покупающих   продукты,   питания,
при    этом   скорей,    скорей.   Ведь   наш   поезд   стоит   далеко,   на   запасных   путях.
Кое   где   в   палатках   и   магазинчиках   стали   пропадать   продукты.,   ведь,   не
чистые   на   руку   студенты,   всегда   найдутся.
 На   четвертый   лень   пути,   на   той   станции,   где   предполагалось   долгое   стояние,
почти   все   торговые   точки,   оказались   закрыты.   Слух   о   нашествии   студентов
дошел   видно и   сюда   и   торгаши   решили   не   рисковать.

                Как бы   там   ни   было,    но   на    пятый   день   пути,   наш
поезд   прибыл   на   станцию   Федоровка.   Мы   высадились   из   вагона,    со   всеми
нашими    вещами,   и   стали   ждать   дальнейших   событий.    Дальнейшим   событием,
была    грузовая ,  бортовая    машина ,   которая   прибыла    специально   за   нами
Мы ,   вместе   со   всеми   нашими   вещами.   погрузились   на   нее   и,   примерно,
через   два   часа,    приехали   в   деревню,   конечный   пункт   нашего   путешествия.
Деревня   эта,   представляла   собой   очень   приятное   зрелище  -  холенные,   аккуратные   домики   с   ухоженными   палисадниками   и   садочками.    Деревня   эта,
вернее   поселок,    назывался-   Пятое    отделение   и    жили    в   нем   и   работали   в   совхозе,   немцы,   переселенные   сюда    с   Поволжья.    Любо   было   смотреть,   как
добротно   и   красиво   они   обустроили   свою   жизнь.   Их   поселили ,   практически,
в   пустыню,   а   они   за   двадцать   лет   превратили   кусочек   пустыни   в   рай   в
котором    нам   предстояло жить    и   работать.   Наш   почтовый   адрес   был-
Кустанайская    область.,   Федоровский   район,   Федоровский   зерносовхоз,   Пятое
отделение.   Нас   поселили    в   здании    школы,   которая ,   вся   состояла   из   двух
классных  комнат   и   подсобных   помещений.   В    классах,   как    и   в   вагоне
были   набиты,    вдоль   стен,   нары.   Проснувшись ,,  утром   и    побродив   по
поселку ,   в   целях     знакомства   с   ним    и   его    девушками,   мы   нашли   
бригадира,   как раз    занимавшегося    распределением   работ.    Он    познакомил
нас    с   правилами   рабочего   дня    и   техники    безопасности   и   с   большими
мучениями  ,   придумывал ,    кого    чем    загрузить    потому,    что    в    сельском
хозяйстве,    никто,    ничего    делать   не   умел.   Кому то    досталось,   копать   силосную   яму,   кому то   работа  на   току   а    мне   досталась    работа,   пожалуй,
самая    непонятная   и   неприятная..   Я   был   направлен   к   трактористу,   
прицепщиком.   Мое   рабочее   место   находилось,   на   специальном   сидении ,  на
плуге,    прицепленном    к   трактору.   Когда ,  трактор,  вспахав   полосу ,   разворачивался,    я   должен   был   специальным   рычагом   поднимать   ножи
плуга,   а   после   поворота,    опускать   обратно.   Работа   была   безликая   и
морально   изнурительная.   При   движении   от   врезающихся   в   землю   ножей
плуга,   на   меня   летела   пыль,   грязь   и   комья   земли,   что   было   очень   
неприятно.  На   третьи   день,   этой,   адской   работы,   тракторист,   пожалел   меня,
к   рычагу   на   тракторе   прикрепил   тоненький    трос ,  а   другой   его   конец   закрепил  у   заднего   окошка   трактора   и    сказал,   что   я   могу   сидеть   с   ним   в   кабине,   и   когда   надо   поднять   или   опустить   ножи,   дергать   за    трос.   А   еще
через   день,   стал   усилено    меня   обучать,    управлению     этой   махиной.   Трактор
марки С-100 ,    огромный ,   вместе   с   прицепленным   плугом,   казался   издали,
каким то   волшебным   кораблем.   Когда ,  управление   трактором   было   освоено,
тракторист   сказал,   что ,  договорился   с   директором   и   берет   меня   сменщиком,
что  бы   техника,   то   есть   трактор , половину   суток   не   простаивал.

                И    так,   я   стал   трактористом.   Был   август,    днем   было   очень
жарко,   а   климат   в   Кустанайской   области   резко   континентальный,   и   поэтому,
на     смену    дневной   жаре,   ночью   становилось   холодно .   Я   предпочитал   прохладу   и   даже   холод   и   поэтому,  договорился    работать   в   ночную   смену.
Трактор   был   старый ,  при   старый,   с    деревянной,   шаткой   кабиной.
Я   приходил   к    краю   поля,   где   меня   ждал   Иван,  ( так   звали   тракториста) и
наш   трактор.   Небольшой   инструктаж   и   праздная   беседа,   после   чего  я
заводил   трактор,   залезал   в   кабину   и   приступал   к    работе.
Поле ,   в   прямом   смысле,.  целинное,   его   не   касалась   лопата   пахаря,
земля   была   покрыта    подобием   пожелтевшей   травки.   Оно,   поле   было
бескрайнее   и   очень   скучное  - ни деревца,   ни   кустика,   только   в   дали 
виднелся   лесок,   оказывается ,  бывший   границей   нашего   поля.   Мне  предстояло
за    смену,   вспахать   полосу   до   леса   и   обратно,   до   места   старта.  Оказалось,
что,   до   леса   около  четырех   часов,   а   значит   и   обратно,   столько же.
И   очень   неприятно  ,застрять,    где  то  в   середине   этого   участка.   Именно
это   со   мной ,   однажды,  произошло.   Стояла   холодная,   сентябрьская   ночь,
я.    где то   час назад,   развернул   трактор    и   удалялся   от    леса.   Вдруг   мой
трактор   заглох ,    такое    уже   бывало,   я   вылез   из   трактора   и   стал   заводить   
его   заново,   трактор   не   заводился,   я   вспотел,   наверно  от   страха.   В   механизме
трактора    я   не   разбирался ,   и    ремонтировать   его,   сейчас,   ночью   в   середине
поля   все  равно   не   мог.   Удрученный,   я   закрыл   кабину   и   собрался   идти
на    базу.   Плотнее     завернулся   в   телогрейку    и    уже   сделал   несколько
шагов,    когда    увидел  ,  бегущих    ко    мне    степных   волков.   Я   бегом   вернулся
в   трактор   и    заперся   в   кабине.   Я   оказался   в   плену   у    этих   владык
ночной    пустыни.   Волки    долго   бродили   около    трактора   и   исчезли  только,
когда   наступило   утро,   а    значит   и   мое   освобождение.

                Обычно,   отработав   ночь,   я   шел   спать,предварительно
заглянув   в   столовую ,  под    открытым    небом,   где    хозяйничала-   готовила,
подавала    и   убирала   странная    женщина,   по -  моему     не    вполне  нормальная.
Посетители   столовой    почти   всегда    заходили   в   ее   закуток   и   уходили
очень ,  довольные,   а    она   выходила   безразличная ,   на   ходу   одергивая,
платье.   Иногда   один   клиент   ожидал,   пока   оттуда   выйдет   другой.   В   такой
столовой   есть   не   хотелось,    но   есть   надо   было   и   ели ,  среди   роя  мух,
других    насекомых     и    отвратительной   поварихи.   Долго   такое   терпеть   
было   невозможно    и    я    в   один   из    дней,    набрался   смелости   и   по 
примеру   некоторых   товарищей,   постучался   в   калитку    к   Веберту,   одному
из   переселенцев   и   договорился,   что   за   определенную  плату,   оговоренную
заранее,   буду   один   раз   в   день   у   него   кушать.   После    нашего ,  задрипанного
общежития,   холода   на   улице,   посидеть   пару   часов   в   уютной   обстановке
тепла   раскаленной   печки   и  запаха    только   что   испеченного    домашнег   хлеба,
верх   блаженства.

                Вероятно,   я   упустил    множество   мелких   событий   и   
происшествий,    а    о   чем   то ,умышленно,   тактично   умолчал.   Пусть   мне   простит
это,   если   найдется    товарищ,   который   был   там   с   нами...   В   заключение,
я хочу   рассказать,   как   мы   уезжали.   Нас не отпускали,   наша   работа   была   нужна
и   руководство   совхоза   все   делало,  что бы    нас   там   задержать.   Честно   признаюсь,   что   получив   последнюю   зарплату,   мы   просто   удрали   от туда ,
из   отделения    на   попутной   машине.   Так   или   иначе,   мы   с   пересадками,
добрались   до   Москвы.    В   памяти   моей   сохранилось   то,  что   мы    в   Москве,
были   вдвоем   с    моим   однокурсником   Аликом   Абрамовым.   Два   молодых 
человека   потрепанного    вида ,    не   внушали   доверия   на   улицах   столицы.
Я  приобрел,   новый,  костюм    и мы   поехали   на   площадь   Дзержинского,   я
знал,   что   там , недалеко,    знаменитые   Сандуновские   бани.   При  входе   в
бани,   я   сдал в   пункте   химчистки,   в  чистку   свой   плащ,   в   самой   бане,
сняв   с   себя   белье,   я сдал   его   в   стирку.   Скупавшись   и   получив   свои   вещи
постиранными   и   почищенными,   мы    вышли   на   улицу.,   другими   людьми.
Алик   предложил отметить   завершение   целинной   эпопеи.   Не   помню   в    каком
здании,  там   же   не   далеко   от   площ
ади   Дзержинского    мы   с   Аликом   поднялись
на   лифте,   в   кафе   Огни Москвы,    зал   был   пустой.  Мы   сели   за   столик   и
заказали   по   сигаре  и   дорогому   коктейлю   и   Алик   говорит,   давай   прикинемся
иностранцами   и   мы   стали   болтать на   непонятном    нам   самим   языке.   Подошла
официантка   и   сказала--  парни ,какие   вы   иностранцы,   засмеялась  и   добавила-
-что  это  вы   сигары  не   тем  концом   во  рту   держите .Вот,   таким,   смешным,
маленьким ,   позором   и   закончилась   наша   целинная   эпопея