Прозрение

Лидия Наумова 2
На выбитых каменных плитах, залитых солнечным светом, сидели двое: молоденькая девушка, почти ребёнок, и… ангел. Вокруг них расстилался старый город, опустевший, безлюдный, тихий. Казалось, все его жители, как двуногие, так и четвероногие, и крылатые, просто в одночасье исчезли. (Впрочем, так оно и было). Только растительность буйствовала вовсю; но и некогда зелёные листья начали желтеть и опадать. Хотя это просто могла наступать осень…

Ангела безлюдье не смущало, а вот девушка, несмотря на явно занимавший её разговор, нет-нет да и оглядывалась с удивлением – ей пустые города были в новинку. Но чем дольше продолжалась беседа, тем меньше девочку (или всё же девушку?) занимали окружающие их пустынность и безмолвие.

- … нет, я сказал нет! – Ангел повысил голос, продолжая спор, длившийся уже какое-то время, - Я больше не вернусь к этому!
- Но почему? Ты же мне так ничего и не объяснил, - девушка не намеревалась уступать, - Талдычишь своё «нет» и всё!
- У меня есть свои причины, и тебе их знать совершенно необязательно, - ответил Ангел усталым голосом, - Постарайся понять… хотя бы попробуй… Я не хочу делать то, о чём ты меня просишь. Да и не могу уже, наверное…
- Но…
- На каком языке тебе ещё объяснять, чтобы ты поняла?! – взорвался Ангел с яростью, - НЕТ!

Он вскочил с плиты, на которой сидел, и теперь стало заметно, что он огромного, нечеловеческого роста. Внезапно поднявшийся ветер разметал волосы Ангела, так что они превратились в огненный нимб, глаза непонятного цвета загорелись бешенством, а на спине, там, где когда-то были крылья, ярко заалели два грубых рубца. Нечеловеческое существо резко развернулось и зашагало широкими шагами прочь от надоедливой собеседницы.

Девушка осталась сидеть, растерянно смаргивая выступившие слёзы и глядя вслед гигантской фигуре. Она могла только догадываться о том, куда он пошёл: туда, где она его и встретила – на набережной моря. Посидев какое-то время, девушка со вздохом поднялась и побрела следом. Ангел был здесь единственным живым существом, которое она встретила, и оставаться одной как-то не очень хотелось.

… она нашла его на том же месте, ещё издали заприметив в наступающих сумерках огромный, неясно светящийся силуэт. Ангел стоял лицом к морю, облокотившись о высокий гранитный парапет. Не вызывало сомнений, что он услышал осторожные шаги позади себя, но виду он так и не подал.

- Извини… - девушка решила заговорить первой, - Я не хотела мешать… но… я здесь совсем одна…
- Я могу отвести тебя обратно в твой мир, - бросил Ангел, не оборачиваясь, - Там ты будешь не одна.
- Ммм… Мне не хочется. Извини…
- Не стоит извиняться так часто – это обесценивает раскаяние. В том случае, конечно, если ты его чувствуешь, - голос Ангела был ледяным.

Девушка поёжилась, но подошла ближе и, встав рядом, также облокотилась о парапет. Некоторое время они молчали и смотрели на море. Оно тихо дышало, накатывая волны одну за другой на золотистый песок. Волны рождались, но, коснувшись песка, тут же умирали, чтобы родиться вновь. Бесконечность… Это дыхание моря было бесконечным, как и Ангел, стоявший рядом с девушкой. Она пыталась и не могла себе представить: как это – бесконечность? Вечное начало без конца, или вечный конец без начала, или ничего – ни начала, ни конца?
 
- Ты давно в этом мире? – нарушила девушка молчание.
- Да.
- А по земным меркам… Сколько?
- Несколько столетий. Не помню, сколько именно, - если Ангел и был раздосадован вновь начавшимся разговором, то вида особо не показывал.
- Тебе так нравится этот мир?
- Да. Здесь никого нет. Не было, - Ангел недобро покосился на девочку, но она решила этого не замечать.
- А раньше? Здесь ведь город… Значит, раньше здесь были люди? Куда они делись?
- Я же говорил тебе – они исчезли.
- Но… вот так взяли и исчезли? Люди, звери, птицы… Здесь даже насекомых нет!
- Да, взяли и исчезли. Но только люди. Животные здесь ещё жили какое-то время, потом исчезли и они. Насекомые продержались подольше, но тоже пропали. Теперь умирают растения…
- Но почему?! Это что, катастрофа, или бактерии, или астероид там какой-то из космоса? – девушка никак не могла в толк, что видимой причины нет – её учили совсем по другому.
- Я же говорю – я не знаю, почему, - в голосе Ангела снова начали прорезаться нотки ярости, - Когда я сюда пришёл, людей здесь уже не было. Об их исчезновении я узнал от животных.
- Ты умеешь говорить с животными?! Здорово! – восхитилась девушка.
- Да, - непонятно было, разделяет Ангел восхищение, или просто констатирует факт.
- А…
- Ты вообще молчать умеешь?! – Ангел повернул к собеседнице разгневанное лицо.
- А тебе молчать не надоело?! – бросилась девушка в бой, - За несколько веков молчания…
- Мне было хорошо. Эти несколько веков молчания я прекрасно себя чувствовал!
- Да ты просто боишься! – выкрикнув это, девушка поняла, что угодила в больное место и почувствовала острую жалость к стоящему рядом с ней существу – такому могущественному и такому одинокому в своей непреходящей печали.

Ангел не стал спорить и опять отвернулся. Но девушка успела заметить, что в его глазах что-то блеснуло. Слёзы?

… девушка укладывалась спать в развалинах дома. Ещё крепкие каменные стены давали видимость защиты, а весело горящий костёрок наполнял одинокий дом уютом и теплом. Всё в этом мире было одиноким – дома без людей, цветы без пчёл, небо без птиц… и Ангел. Девочка догадывалась, что, наверное, именно поэтому Ангел и выбрал этот печальный мир – он вполне отвечал настроениям его самого.

Раздались осторожные шаги, и девушка испуганно встрепенулась – она всё могла поверить в пустоту этого мира. Но бояться было нечего – это был Ангел. Он присел возле костра и, помолчав, произнёс

- Ты, наверное, есть хочешь?
- Немножко, - ответила девушка с опаской.
- Не надумала домой возвращаться?
- Нет.
Опять воцарилось молчание, которое опять прервал Ангел
- Тебе там было так плохо?
- Мне там было никак, - резко ответила девушка, - Ты ведь давно не был в моём мире, да? Тебе бы в нём тоже понравилось. Здесь пусто и там пусто. Только здесь пустота внешняя, а там – внутренняя…
- И чего же ты искала в других мирах? – в голосе Ангела чувствовалась насмешка.
- Хоть что-нибудь! Хоть… Тебе не понять, - махнула девушка рукой.
- Отчего же… Я понимаю. Только я искал не содержание, а пустоту…
- И ты её нашёл!
- Да. Знаешь, не надо было мне начинать тот разговор… Но если уж начал – я закончу. Иначе ты не поймёшь… - Ангел пустыми глазами смотрел в костёр; казалось, свет его не ослепляет (да так, наверное, и было), - Я должен объяснить тебе, почему не хочу больше пользоваться своим даром, или же обида так и останется в твоём сердце, а это плохо…
- Я был наделён даром дарить. Даровать людям ангельские чувства. Ведь мы почти совершенны, а вы – нет. Я хотел находить достойных и одаривать их этим… небесным подарком. Так мне казалось… Но даже самые достойные не выдерживали. Я давал им ангельское зрение – они слепли. От ангельского слуха – глохли. От ангельского голоса – немели. От ангельской любви… становились бесчувственными; даже камень и тот был чувствительнее. Я не сразу понял, что дело не в достойности; просто люди не выдерживали обрушивающегося на них шквала звуков, красок, ощущений. Ваша смертная природа слишком уязвима… И тогда я начал всё реже и реже даровать эти способности…
- А потом? – осторожно спросила девушка.
- Потом… Я встретил девушку, которую полюбил. Она была прекрасна ангельской красотой, она была ангельски добра и милосердна. Но больше всего меня в ней поразило то, как она рисовала. Её картины сияли внутренним светом, глядя на них, люди забывали о своих бедах и сами делались лучше. Никогда прежде я не встречал такого таланта… Казалось, она видит всё вокруг ангельскими глазами, ибо человек так видеть не может. И всё-таки она была обычной смертной…
- Она… умерла?
- Да. Я дал ей ангельское зрение и она умерла. Не вынесла, как и многие другие… Именно тогда я проклял свой дар, свою природу, своё бессмертие. Именно тогда я оборвал свои крылья, отрёкся от Бога и нашёл этот пустынный мир. Чтобы никогда больше…
- Дурак.
Слово прозвучало резко, словно удар хлыста. Ангел поражённо смотрел на разъярённую девушку
- Что…
- Ты – дурак! Ты хоть и ангел, но так ничего и не понял. Она же умерла счастливой! – девушка сжимая кулаки стояла напротив Ангела и смотрела на него сквозь злые слёзы.
- Это ты ничего не поняла! - голос Ангела загрохотал в развалинах; от этого раската со стены сорвались несколько камешков и покатились вниз.
- Нет, я всё прекрасно поняла! Это ты… ты не понял! Ты так и не смог понять человеческую природу! Мы счастливы, когда мы творим! А творим лишь тогда, когда чувствуем!
- Она не могла творить, она умерла!
- Пусть! Но перед смертью она увидела то, о чём могла лишь мечтать! Она своими глазами увидела всё то, прекрасное, что лишь снилось ей, приходило в грёзах… Она умерла счастливой, идиот!
- Но она умерла!!! – Ангел в своей ярости теперь походил на демона, - Умерла! По моей вине!
- Нет, - девушка, словно внезапно устав, опустилась на землю, - Твоей вины в этом нет. И её нет. Тут никто не виноват. Просто так случилось… Ты прав – мы, люди, слишком уязвимые… Но… кто сказал, что так будет всегда? И кто сказал, что это – плохо?
Ангел потрясённо смотрел на девушку, почти девочку, сидящую перед ним. Он понимал, что она, быть может, права, но его рассудок никак не мог смириться с этим.
- Ты слишком долго был один, - продолжала девушка, - Ты не менялся. А мир – миры! – вокруг тебя менялись. Ты застыл в своей боли и обиде, ничего и никого не замечая. А ты не можешь… не имеешь на это права. Ты наблюдал, как этот мир умирает, а ты бы мог спасти его. Мой мир тоже… умирает. И его спасать некому. Потому что та Божественная Искра, которая есть во всех нас, медленно затухает. И её некому разжечь…
- Ты хочешь, чтобы я отправился спасать твой мир? – Ангел не скрывал сарказма, - Я? Проклятый и проклявший?
- Да не проклятый ты, - устало отмахнулась девушка, - Никто тебя не проклинал; вбил себе что-то в голову и теперь сидишь и гордо упиваешься страданиями. Ты думаешь, что твоя возлюбленная была бы так счастлива это видеть? Эгоист. Сначала ты вообразил себя благодетелем человечества, потом – его губителем, а самих людей ты так и не удосужился спросить, что им надо…
- И что же вам надо?
- Я не буду говорить за других, - девушка проигнорировала издевательски приподнятую ангельскую бровь, - А что мне надо – я тебе уже говорила.
- Ты не вправе требовать этого от меня, - Ангел тоже устало сел, - Это даётся как… благословение.
- Я и не требую. Я прошу. Я прошу тебя, пожалуйста…
- Ты не знаешь, о чём просишь.
- Ты уже говорил: я могу ослепнуть, могу умереть… Ну и что? Это мой выбор, моё право, мой риск! Я не вправе требовать, но и ты – не вправе отказать.
- Зачем тебе это?
- Я хочу увидеть! Просто увидеть… Хотя бы раз в жизни, хоть бы и в последний!
- Хорошо, - теперь Ангел шептал так тихо, что девушка его почти не слышала, - Я устал с тобой бороться…

Он встал и поманил девушку рукой, чтобы она подошла поближе. Посмотрел в её глаза, наполненные светом и надеждой. Закрыл на мгновение свои глаза. Развернул девушку спиной к себе и положил ей на голову ладони. Несколько секунд ничего не происходило. Потом неясное свечение, разливавшееся вокруг его тела, усилилось, стало ярче и вдруг вспыхнуло нестерпимым сиянием. Шрамы на его спине закровоточили, кожа разорвалась и из раны выметнулись огромные, тоже сияющие крылья. В этот миг и девушка, и Ангел закричали от нестерпимой боли…

… он смотрел в её сияющие глаза. Только ровное, яркое сияние – больше в глазах ничего не было. Они стали пустыми. Ангел опять застонал и спрятал измученное лицо в ладонях. Девушка слепо повела рукой перед собой, пальцы наткнулись на Ангела, ласково погладили

- Ты чего? Всё же хорошо…
- Ты ослепла! – выкрикнул он тоскливо, - Ослепла!
- Нет… То есть да, я сейчас ничего не вижу… Но я ведь видела! В тот миг… Я увидела всю красоту мира!
- Что толку? – с горечью спросил Ангел.
- Ты не понимаешь… Ты видел всё это всегда, от рождения… А я нет. Я только догадывалась, что мир прекрасен. Иногда… мне удавалось уловить какие-то случайные проблески – и всё. А теперь…
- Теперь ты вообще не видишь.
- Вижу! Всё, что я видела в то мгновение – оно стоит перед внутренним взором, никуда не исчезает. И мне кажется – теперь не исчезнет никогда…
- Но больше ты ничего не увидишь…
- Не знаю… Честное слово – не знаю. Как люди я больше не смогу видеть, да. Но как-то по-другому… кажется… смогу… Да, я обязательно буду видеть! – и девушка радостно рассмеялась.

Ангел удивлённо смотрел на неё, и чем дольше смотрел, тем больше на его лице проступало облегчение, смешанное с недоверчивой, робкой радостью. Значит… всё не так уж плохо? И для него тоже что-то возможно?..

… в синем предрассветном небе сиял крохотный огонёк. Он становился всё дальше, будто звезда улетала. Мигнув, она исчезла совсем. Но, кажется, это звезда была двойная…

10.08.11