Мариано Сальвадор Маэлья Перес

Улексия Миссосупова
Mariano Salvador Maella P;rez, 21 августа 1739, Валенсия - 10 мая 1819, Мадрид.
Испанский живописец, один из ведущих художников эпохи Просвещения.
Мариано родился в Валенсии в 1739 году. Первые уроки искусства он брал у своего отца, малоизвестного валенсийского художника второго класса с таким же именем - Мариано Сальвадора Маэльи, который, заметив тягу сына к рисованию, послал его для дальнейшего обучения в Мадрид.
В Мадриде Маэлья изучал скульптуру у Филиппе де Кастро, который работал в неоклассическом стиле.
В 1752 году Мариано поступил в королевскую Академию изящных искусств Сан-Фернандо, где учился в классе профессора живописи Антонио Гонсалеса Веласкеса, на чьей дочери, Марии Гонзалес Веласкес, он женился в 1767 году.
После окончания учебы в 1757 году по воле отца художник планирует поездку в Америку. Но в начале 1758 года, благодаря финансовой поддержке семьи и трем премиям в различных конкурсах Академии, Маэлья совершает пенсионерскую поездку в Рим, где изучая творения великих классиков, укрепляет свои академические пристрастия.
Итальянский период его учебы также богат успехами в различных конкурсах, в которых он представлял свои новые работы, за что периодически получал финансовую поддержку от Академии.
По возвращении в Мадрид в конце 1764 или начале 1765 года, Маэлья начинает свою профессиональную карьеру.
В мае 1765 года художник получает от Академии благодарность за успешную практику в итальянской столице и избирается академиком.
Он начинает сотрудничать с группой художников под руководством Менгса над оформлением нового королевского дворца в Мадриде. В Королевском дворце Маэлья выполнил декоративные фрески «Время открытия Истины» (El tiempo descubriendo la Verdad), «Геркулес с Добродетелью и Пороком» (H;rcules ante la Virtud y el Vicio), «Апофеоз Адриана» (La apoteosis de Adriano) и «Союз главных добродетелей» (La uni;n de las Virtudes Cardinales).
Менгс оказал на художника большое влияние, развивая его интерес к неоклассицизму. В течение 1768 года Маэлья даже заменяет Менгса во время его отъезда в классе живописи в Академии Сан-Фернандо.
Карьера Маэльи развивалась успешно во всех направлениях и была, как принято говорить, головокружительной.
13 февраля 1771 он назначается преподавателем Академии. Двадцать лет спустя, 11 ноября 1792 года, он добивается поста директора отделения живописи Академии, «выторговав» себе эту должность в январе 1794 года, после смерти своего тестя Антонио Гонсалес Веласкеса, который ее занимал. И, наконец, в 1795 году он избирается на должность директора Академии, которую будет занимать в течение трех лет (1795-1798).
Успешно складывается и карьера во дворце.
18 февраля 1774 Маэлья был назначен придворным живописцем, с этого момента его основная творческая деятельность была направлена на службу монархии.
В 1799 году он уже был назначен на должность первого придворного живописца (Pintor de C;mara) с окладом в 50.000 реалов в год, что было верхом успеха для любого художника в Испании в начале 19 века.
Впрочем, хотя вознаграждения короля были постоянными и высокими, творческая работа художника была хоть и обширной, но физически тяжелой.
Он работает над различными фресками для украшений королевских дворцов без остановок, постоянно участвует то в оформлении главной Королевской резиденции, то дворцов Эль-Пардо и Эскориала. В 1775 году Маэлья вместе с Байеу получает заказ на восстановление ветхого полотна Хуана де Боргоньи в монастыре собора в Толедо.
Байеу вместе с Маэльей были двумя самыми известными и уважаемыми художниками во дворце после ухода Менгса. И, хотя между ними существовала определенная конкуренция, по случаю общей работы, такой, как монастырь собора Толедо или коллегия «Ла Гранья», они находили общий язык. Кроме того Маэлья оформляет Коллегию Де ла Сантисима Тринидад-де-ла-Гранха и свод собора Бурго-де-Осма.
Со временем, он оставляет фресковую живопись и занимается исключительно станковой,
после ухода Менгса став официальным портретистом королевской семьи. Среди его работ -
многочисленные портреты Карла III, два портрета инфанты Карлоты Хоакины, детские портреты
Фернандо VII.
Кроме того, в Королевском доме Маэлья (опять же совместно с Байеу) занимался фабрикой королевских шпалер, с 1783 года занимая пост координатора производства.
В 1799 году Маэлья удостаивается еще одной должности – главного хранителя и реставратора королевских коллекций.
Казалось, чего желать больше! Художник процветал во всех смыслах, хоть и приходилось периодически отбиваться от жесткой конкуренции «клана Байеу». Маэлья мог до самой смерти купаться в лучах славы, но в дело вмешалась политика, сделав первого художника королевства "злоумышленником".
Все дело в том, что в 1808 году в Испании произошла смена власти. Когда Людовик XVI был казнен на гильотине в 1793 году, Испания объявила войну новой французской республике, но потерпела поражение. В 1808 году войска Наполеона вступили в Испанию, и испанская корона стала потеряла свою власть. Король Фернандо VII был смещен, к власти пришел брат Наполеона Бонапарта – Жозеф Бонапарт, именовавший себя Хосе I.
В Испании началась война, возникло партизанское движение, а Маэлья проявил к новому монарху лояльность, мало того 11 апреля 1809 он назначается придворным живописцем нового короля, хоть и со снижением зарплаты. Он даже 11 марта 1811 года примет заказ на изготовление испанского Королевского ордена, о чем ему вскоре тоже напомнят.
Вообщем, не вдаваясь в исторические и военные подробности происхлдивших в Испании событий, спешу сообщить, что зажженные восстанием в Мадриде, испанцы объединились против французов и сражались в пятилетней войне за независимость. В 1813 году французские силы были подавлены, и год спустя Фернандо VII вновь взошел на испанский трон.
Естественно, Маэлья сразу же впал в немилость за свой «ошибочный» выбор. Маэлья понимал, что его поведение должно привести к политическому и творческому поражению. Это не замедлило случиться!
Лето Сальвадора Маэльи
Улекса фон Лу
Зной. Белеют гор отроги,
золотое мчится с ветром.
В поле светится дорога -
вдаль летя, шагает Лето.

Лето-женщина прекрасна -
ветерок и пламя чувства,
испытанье сильной страстью
с ливнем светлым чистым грусти.

Лето - золотое поле,
небо с нежностью свеченья,
и снопы колосьев - дольки
сердца в пылкости влечений.

Лето - зрелость лет, теченье
бурных чувств и солнце мыслей...
человек найти сумеет
зерна истинного смысла.

И в палитре красно-желтой
льется свет в кистях Маэльи,
чуть блеснув пшеницы шелком,
улетает Лето эльфом.

Мариано Сальвадор Маэлья Перес. Лето.
Обвиненный в офранцужевании искусства, Маэлья был освобожден от всех должностей и отправлен «на отдых» с пенсией в 12,000 реалов в год. Новый фаворит короля – художник Висенте Лопес и Портанья (Vicente L;pez y Porta;a), кстати, ученик Маэльи (!), заменил своего учителя и на посту первого придворного живописца, и на посту директора Академии Сан-Фернандо. Причем большинством голосов Академии мандат директора был оставлен за Маэльей, тогда король в сентябре 1815 года назначил Лопеса директором Академии своим указом.
Надо отметить, что последующее двадцатилетнее правление Фернандо было отрицательным образцом монархии. В течение периода его правления была восстановлена инквизиция, велось преследование либералов и конституционалистов, запрещалась свобода слова. В Испании начался серьезный экономический спад. Так что Маэлья, видимо, в силу своего преклонного возраста, считаю, «отделался легким испугом».
В последние годы из-за своего «падения» и возраста художник практически не работал, выполнив лишь декоративные украшения для приходской церкви Виллабалте.
Забытый всеми и одинокий он умер в Мадриде 10 мая 1819 года в возрасте 80 лет.
И, тем не менее, Маэлья считается самым крупным представителем испанской эпохи Просвещения, хотя в отличие от передовых позиций Гойи, Маэлья, как и Байеу, сформировал всего лишь хороший вкус у следующего поколения. Он творил в различных жанрах и техниках - фреска, портреты, религиозная живопись и производство гобеленов. Как гравер, он проиллюстрировал виньетки, опубликованные с работами Франсиско Кеведо в 1772 году.
Но, судьба его напомнила известную поговорку: «Не плюй в колодец – пригодится воды напиться».
По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post131622355/