Эдгар Ричард Йоханнес Фернхоут

Улексия Миссосупова
Edgar Richard Johannes Fernhout, 17 августа 1912, Берген – 4 ноября 1974, Берген.
Нидерландский художник, сын художницы Чарли Тороп и внук знаменитого голландского символиста Яна Торопа. Начав свою творческую карьеру с реализма, Эдгар к концу жизни стал абстракционистом.
Родители развелись, когда мальчику было 12 лет. У Эдгара были младшие брат и сестра – Джон и Энни. Эдгару было предначертано судьбой стать художником. Уже в юном возрасте он начал заниматься живописью под влиянием матери. Впрочем, как пишут искусствоведы, кем стать мальчику решила именно мать. В начале своей карьеры Эдгар писал в реалистической манере. Темами его творчества были, главным образом, портреты и пейзажи. Фернхоут своими картинами ясно показывает, что не будет идти по стопам своей матери. Вместе с тем их творческие почерки признают похожими.
В 1950-е Эдгар все больше увлекается ландшафтами, постепенно теряя яркость красок, но зато в его картинах появляется «воздух» и игра света.
10 декабря 1934 года Эдгар женился на Рейчел Луизе Пеллекан, но спустя 13 лет (28 июля 1947 года) они расстались. Второй раз художник женился 12 апреля 1949 года на Наннетте Саломонсон, которая родила ему в 1959 году сына Рика. Сразу отмечу, что Рик продолжил семейную династию и тоже стал художником.
В начале 1960-х, после смерти своей матери, работы Эдгара резко и абсолютно безпричинно становятся абстрактными. Вместе с семьей художник покидает Амстердам, где жил многие годы, и переезжает в Берген, где в домашней студии уже покойной матери пытается найти новый образный язык для своих картин. От выражения характера или социальной остроты Фернхоут переходит к восприятию природы через настроение, цвет и ритм штрихов.
Ночь Фернхоута
Улекса фон Лу
Ночь переливами, всплесками в омутах,
плещется, льется, сама нескончаемость,
крылья и клювы, как будто, и хоботы,
кто-то зовется и не отзывается,
в синее ультрамарину влетается.

Пишется звездами сквозь чащи лиственность
то ль завещание, то ль покаяние,
страхи потерь и высокая искренность -
ночи пульсация, взглядов мерцание,
ночью - волшебники, маги и сами мы.

Хочется, чтоб бесконечное кончилось
и синева расступилась, рассеялась,
только сны - ночи невольные кормчие -
капли клипсидры с мгновеньями светлого,
ритмы дисперсности - в дюнах безветрие.

В ночи - сплетенье вчерашнего с завтрашним
с дрожью предчувствия страхи прозрения,
и льется синь куполами и башнями,
проблеск надежд - предрассветное веянье
в тьмы непрерывность в дискретных мгновениях...

Эдгар Ричард Йоханнес Фернхоут. "Ночь".

О себе и творчестве художник писал в 1957 году:
«Я сделал скачок. Я сейчас в значительной степени освобожден от себя прежнего. Я нашел новый язык. Мой взгляд становится моей картиной».
«Каждый день я нахожусь в студии, и пишу по несколько часов, как правило, в середине дня, потом покидаю студию, и за ее пределами ничего не делаю».
«Природа – это то, чем я живу. Горы, море, пляж и дюны - и в любое время суток, и при любых погодных условиях я готов их писать. Я должен написать море или оттепель, зиму в море или оттепель зимой, я могу это сделать , только пропустив все это через себя. Это длительный процесс, поэтому я пишу мало» - писал он в 1965 году.
В результате появлялись картины, которые представляли собой не более чем ритмическую поверхность в два или три цвета с простыми названиями - Зима или Ночь.
Тенденции своего творчества в течение последних 25 лет жизни Фернхоут сформулировал сам, как "созерцание".
В 1973 году, за год до смерти художник говорил: "У меня еще есть время, я стал более опытен и восстановлю течение, которое было разрушено после смерти Мондриана».
Фернхоут умер в 1974 году в возрасте 62 лет.
В Музее современного искусства в Арнхерне была проведена ретроспективная выставка «Неореализм Эдгара Фернхоута», на которой были представлены пейзажи, натюрморты и автопортреты первой половины карьеры художника.
Шесть картин Фернхоута находятся в Музее реализма в Спанброке.

По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post127074291/