Роберт Полхилл Беван

Улексия Миссосупова
Robert Polhill Bevan  5 августа 1865 - 8 июля 1925. Английский живописец, рисовальщик и литограф, один из основателей нескольких объединений художников в Британии - Кемден Таун группы, Лондонской группы и Камберленд Маркет группы.
Роберт родился на Брауншвейгской площади в Хоуве, около Брайтона, и был четвертым из шести детей банкира Ричарда Александра Бевана и Лауры Марии Полхилл. Беваны были семьей квакеров. Род Беванов произошел от королевского аптекаря Сильвануса Бевана, можно также проследить прямое происхождение от Джастина Гоурганта, который в 17 веке покинул Уэльс и поселился в Лондоне.
В 1890 году Беван с сокурсником Эриком Форбс-Робертсоном совершил свою первую поездку в Бретань и оставался там некоторое время, живя на вилле Джулия, в Понт-Авене.
Осенью 1891 года двадцатисемилетний Роберт совершил поездку в Марокко через Мадрид, где изучал в музеях творчество Веласкеса и Гойи, как говорится, "из первых рук".
В Танжере он присоединился к группе художников, среди которых были Йозеф Краухалл и Джордж Денхолм Армур, и поскольку очень любил лошадей, сделал серию рисунков лисьей охоты. В Марокко художник провел почти два года, к следующему охотничьему сезону его уже называли «Мастером танжерской охоты». Позже с большинства этих картин Беван сделал литографии.
В 1893 году Беван вернулся в Бретань и прожил там два года. Нет никаких доказательств, что он когда-либо встречался с Ван Гогом, но закрученные деревья и его бретонские пейзажи говорят о том, что Роберт был знаком с картинами голландца. Впрочем, известно, что он был дружен с Полем Гогеном, который подарил Бевану несколько своих рисунков. Советы по поводу рисования лошадей Беван получил от Ренуара. Увы, большинство картин этого периода не сохранились. Впрочем, во многих сохранившихся работах видно также влияние понт-авенского синтетизма.
По возвращении в Англию в 1894 году Беван переехал в Эксмур и поселился на одинокой ферме в Хокридже. В течение трех лет он предавался охоте, продолжал заниматься живописью, рисуя картины в основном на темы охоты. Отмечу, что Роберт к своему творчеству был очень самокритичен и мог уничтожить уже готовую работу. Этим, наверное, объясняется, что очень мало сохранилось работ его трехлетнего периода жизни в Эксмуре.
Лето 1901 года, впрочем, как и лето 1903 и 1904 годов, семья провела в Польше, Роберт писал пейзажи и лошадей. Критики отмечают, что именно здесь были написаны некоторые из самых ярких работ художника.
Влияние Гогена сыграло ключевую роль в развитии Бевана, помогая ему в поисках чистого цвета, что привело в 1904 году к увлечению фовизмом.
Первая персональная выставка Бевана прошла в 1905 году, но поскольку она представляла радикальные на тот момент для любого британского художника картины, то она не имела коммерческого успеха и была едва замечена критиками.
Забегая вперед, отмечу, что Филипп Хенди в своем предисловии к ретроспективной выставке Бевана в 1961 году отметил, что «Беван, пожалуй, был первым в 20 веке англичанином, использовавшим чистый цвет».
Вторая выставка Бевана состоялась в 1908 году, на ней в значительной степени были представлены виды Сассекса, включая первые из его картин в стиле дивизионизма и пуантилизма.
В том же году Беван представил пять своих работ на первой выставке Ассоциации Союза художников в Альберт Холле.
После возвращения из Понт-Авена Беван работал в основном в изоляции, но его картины были замечены коллегами Гарольдом Гилманом и Спенсером Гором. Они вместе с Уолтером Сикертом пригласили Бевана стать членом группы Фицрой-стрит. Это было «детище» Сикерта, который призывал коллег «рисовать то, что вас действительно интересует, смотреть вокруг и видеть красоту повседневных вещей». Так Беван начал серию картин о дилерах по продаже лошадей, извозчиках и лошадиных торгах. Отмечу, что к этой теме художник вернулся в начале 1920-х годов. Кстати, именно эта тема наиболее обширно представлена в интернете.В мае 1911 года на основе некоторых членов группы Фицрой-стрит была основана Кемден Таун группа, которая в этом же году провела свою первую выставку. В конце этого же года Беван отходит от образов лошадей и извозчиков.Хозяин галереи «Гупиль» Уильям Марчант предложил художникам большие залы своей галереи, но при условии, что Камден Тоун группа расширит свои ряды и изменит название. Так осенью 1913 года была сформирована Лондонская группа (the London Group). Гарольд Гилман был избран ее президентом, Мэнсон – секретарем, а Беван – казначеем.
С апреля 1914 по сентябрь 1915 года Беван арендовал студию на территории Камберлендского рынка.Именно здесь родилась еще одна группа художников, которая так и называлась - группа Камберлендского рынка (the Cumberland Market Group). В нее входили Беван, Гарольд Гилман, Чарльз Джинер и Джон Нэш. Эта четверка провела свою выставку в галерее Гупиль в мае 1915 года, позже к ней присоединились Эдвард Мак-Найт Кауффер и Невинсон.
Беван писал большую часть своих картин летом. До Первой мировой войны это обычно происходило во время визитов к друзьям и родственникам в Польше или Сассексе.
Очень любил бывать Беван вместе с женой в Апплехайесе, куда художника приглашал в гости помещик и художник-любитель - эсквайр Гаррисон.
Первый визит Беваны нанесли в это живописное место летом 1912 года, во время которого была написана картина "Вечер в долине Кульм" (Evening in the Culm Valley).
Роберт приезжал сюда еще в 1913 и 1915 годах. Во время третьего визита в 1915 году он написал по меньшей мере семь работ, включая «Коттедж Данна» (Dunn’s Cottage, художественная галерея, Лидс). Коттедж был известен, как вилла Пастухов (Shepherds Villa Villa), и принадлежал конюху Гаррисона Фрэнку Данну, который жил там. Из-за начала первой мировой войны Гаррисон счел невозможным в дальнейшем предлагать гостеприимство своим друзьям художникам именно в этом месте.
Вечер в Кульм Вэллери
Улекса фон Лу
Вечер в Кульм Вэллери. Свет фиолетов,
небо молочное к ночи готово,
всюду затишье, свернувшийся ветер
спрятался в гуще сияющей кроны.

А в ярких тенях - задумчивость вишен,
сказочных птиц клики, шорох пророчеств,
в мудрость покоя нисходит Всевышний,
и тишина в думах, ясность и кротость.

В зелени и терракоте - земное,
летом поющее в циклах прелюдий,
дали сиреневы, контур гармоник -
переплетеньем времен, встреч и судеб.

Роберт Беван. Вечер в Кульм Вэллери. 1912
Однако, примерно в это же время, Гарольд Гаррисон предложил посетить Бевану свою усадьбу Блэкдоун Хиллс на границе Девона-Сомерсета. Беван принял это предложение, и Блэкдоун Хиллс так понравился художнику, что с 1916 по 1919 год он арендовал коттедж Летшеттс в долине Болхэм Уотер в Клейхидоне по соседству. Коттендж принадлежал семье Чард, которая жила в Хартс-Фарме (Harts Farm). В этом доме Беван оставался с начала мая до середины ноября и плодотворно работал. Его жена Станислава и дети приезжали сюда на отдых во время школьных каникул.

Дочь хозяев коттеджа, Энн Чард говорила, что помнила Бевана с детства, и вспоминала, что он был застенчивым и молчаливым. Она, играя с братьями и сестрами, часто видела одинокого джентльмена с эскизником и карандашами или красками и мольбертом под рукой, который в поисках натуры мог прошагать несколько миль.
Энн рассказывала, как они – дети подходили посмотреть, что рисует художник, а он вдруг, повернувшись от мольберта, встречал взгляды детей, с изумлением смотревших на двух любимых графских лошадей - Князя и Фермера, изображенных на холсте. Еще Энн рассказывала, что на картине "Урожай сена" (The Hay Harvest) Беван в центральной фигуре изобразил ее отца.
Лошадь и жеребенок
Улекса фон Лу
Лошадь и жеребенок.
Тела-души близость.
В каждом из нас ребенок
маму зовет всей жизнью.

Радости, достиженья,
непониманий сумрак,
страх- первое движенье
в плаче - "возьми на ручки!"

Мама - защита в боли,
мамы гордятся нами.
Ах, что-то сердце колет!
Мамы уж нет. Ах, мама!

Небом объяты души,
в травах пружинят ноги,
Маму не часто слушал?
Бог не дал жизни долгой.

С мамой вокруг все мило!
Ярче и жизни радость!
Мама сегодня снилась,
и дочка станет мамой.

Роберт Беван. Лошадь и жеребенок.1917
В другой раз дети Чард, играющие в охотников, бежали изо всех сил по узкой тропинке. Неожиданно они столкнулись с высокой знакомой фигурой художника и весело крикнули: "Добрый день, господин Беван!". Художник поднял котелок в знак приветствия. Он был одет в светлый костюм с цепочкой от часов на сером жилете. Галстук и гетры добавляли костюму элегантности.
Кстати, одно из прозвищ Бевана в Лондоне было "Премьер-министр" из-за его осанки и элегантности одежды.
В зимние месяцы Беван с семьей ездил в Польшу, чтобы навестить родственников жены. В одну из таких поездок он даже был задержан русской полицией по обвинению в шпионаже.После перерыва в почти двадцать лет Беван вернулся к литографии, которой увлекался еще во время учебы в Париже, и старым любимым темам.
До конца своей жизни Беван продолжал писать пейзажи в долине Болхэм. Но, кстати, лондонские уличные сцены, написанные в районе леса Святого Джона и парка Белсайз, как правило, искусствоведы оценивают более высоко, чем его пейзажи, написанные в Клейхидоне.В 1920 году Беван перестал бывать в Клейхидоне.
В 1922 году он провел несколько недель на ферме недалеко от дома своего старого друга Гаррисона, а в 1923 году купил коттедж Марлпитс в общине Луппитт.
В 1922 году Беван был избран в Новый английский Арт- клуб.
А в 1925 году художнику в Марлпитсе был поставлен диагноз - рак желудка. Он был доставлен в Лондон на машине и сразу помещен на операционный стол, но оправиться от серьезной операции художник уже не смог.
Роберт Беван умер в больнице Святого Томаса 8 июля 1925 года.

Послесловие
Мемориальная выставка Бевана была проведена в 1926 году, еще одна - в 1956 году.
Но уникальный вклад Бевана в британское искусство не получал широкого признания до 1965 года, когда отмечалось столетие со дня его рождения. В этом году сын художника опубликовал свои мемуары и организовал серию выставок. Искусствоведы пишут, что «скромность художника и почти полная неспособность продвигать себя» были причиной того, что большинство его работ не были проданы при жизни художника и находились у жены после его смерти.
Станислава де Карловски, умершая в 1956 году, поделила все творческое наследство свое и мужа поровну между сыном и дочерью. В 1961 году они подарили часть работ своих родителей музею Ашмолен в Оксфорде.
По материалам блога - http://www.liveinternet.ru/users/2010239/post138264092/