Колхозы

Наталья Минчакова
Опыт «колхозной» работы у меня большой. В школьные годы мы с одноклассниками убирали картофель в совхозе «Ильинский» Слободского района. Ребята стояли на платформе комбайна, по которой постоянно двигались две ленты. Нужно было сортировать картофель, отбрасывая с первой ленты на вторую отходы – мусор, комья земли. Чистая продукция попадала в «накопитель» комбайна.

     Позже, в студенческие годы, мы собирали картофель за смирной лошадкой со смешным именем Гараська. У лошадки был настолько спокойный нрав, что она позволяла студентам  садиться на нее верхом. Это было в Псковской области, на границе с Белоруссией. Студентки набирали полные ведра крупной отборной картошки и ссыпали ее в огромную кучу. Учет вел крепкий здоровенный детина, бывший заключённый.  Я сомневаюсь, что он умел считать, но учет вел строго, старательно выводя палочки в школьной тетради. А мы, семнадцатилетние девчонки, учили его, как жить дальше. Перевоспитывали... Мол, не все еще потеряно, вся жизнь впереди, надо жить правильно... Как жить правильно, в 17 лет каждый хорошо знает!  Парень молча терпел постоянные нравоучения.  «Палочек» мы заработали  мало, и на руки в конце месяца студентам выдали по 24 рубля  на человека, остальное вычли за питание.

     После учёбы в институте меня распределили на Урал, и я первым делом купила себе оранжевую железнодорожную телогрейку (других в продаже не было) и резиновые сапоги 40 размера, что на 3 размера больше положенного. А также запаслась шерстяными носками, чтобы и в дождь, и в снег, и в слякоть быть готовой к колхозному труду. Как в воду глядела! Неделю я не могла устроиться на работу из-за отсутствия на рабочем месте всего отдела, во главе с начальником. На дверях висело объявление, написанное от руки на хорошей перфорированной бумаге: «Отдел закрыт.  Все на картошке».
 
     В коллектив я «вливалась» на колхозном поле в своей оранжевой телогрейке и сапогах 40 размера.
 
     Так вот, именно на Урале мне посчастливилось работать в паре с начальником отдела АСУ Олегом Васильевичем. Он, имеющий два высших  технических образования, старательно копал картофель вилами, а я собирала овощи в ведерко. Конечно, я не преминула сообщить ему, что мне приходилось и за комбайном убирать овощи, и за лошадкой... Но чтобы сам начальник отдела копал для меня картошечку  – такой чести мне еще не выпадало!

     Боюсь, что Олег Васильевич не понял мою шутку, он в тот момент страдал от  обострения болезни с красивым названием «люмбаго».