Индийский дневник с оценками

Тарас Грищенко
Пару лет назад я решил слезть с дивана и съездить в Индию. Правительство Индии поддержало эту инициативу и предложило бесплатно поучиться у них по программе ITEC (International Technical and Economic Cooperation) для дружественных развивающихся стран. Я выбрал вуз EDI (Entrepreneurship Development Institute) в городе Ахмедабад, столице штата Гуджарат. Это на северо-западе страны. Моя программа называлась “Use of English Language in Business Communication” («Использование английского языка в деловом общении») и была рассчитана на полтора месяца: месяц аудиторных занятий и две недели “study tour” – автобусной экскурсии по стране. Получив диплом, я не стал торопиться бросаться в объятия Родины. Поменяв обратный билет, я улетел в Гоа, благо эта курортная деревенька была от меня сравнительно недалеко – каких-то пару перелетов на «Боинге»…

Недавно я перечитал записи в своем индийском дневнике, и мне показалось, что это может быть интересно более широкой аудитории, чем та, для которой они предназначались изначально. А изначально они предназначались для меня самого, хм… Дневник начинается с автобусного путешествия по Индии. Я намеренно не пытался придать этим записям изысканную литературную форму. Главное их достоинство – правда: от первой до последней строчки.

Итак, мы в Индии…

***

6 октября

В 7.30 выехали из кампуса, и около 13.00 были в Удайпуре. После заселения в гостиницу The Broadway дали время на обед и отдых. В 17.30 – сбор и выезд непонятно куда. Оказалось – в кукольный театр (puppet show). Сидели среди детей с родителями. Через 10 минут потянулись по 1-2 человека на улицу. Через 20 минут там были все. Ругали старшего по имени Дамодаран, который нас сюда загнал, ничего не сказав. «Разрусевший» («Моя русский плёх-плёх понимать, so let’s speak English») армянин Самвел вспомнил русский и сквозь зубы процедил: «Дамобаррран».

По дороге домой выпустили из автобуса купить фруктов и лекарства, потому что пол группы чихает и за носы держится. У меня та же проблема, но кое-что взял из дома – пока лекарства есть.

Вырвались из «сухого» Гуджарата в нормальный Раджастан. Словак Додо тут же приобрел на вечер бутылку виски: очень неплохого, как выяснилось. Во всяком случае, вечером голова сильно болела (Раджастан в горах высоко: думаю, в этом дело), а утром нет.

7 октября

Сбор в 9.15 у автобуса. В 8.55 был в гостиничном кафе, заказал чизбургер и кофе. Принесли чизбургер в 9.12, а кофе в 9.14. Издергался весь и даже наругался на них.

Отвезли нас с утра в Pacific Institute of Management Удайпура. Как обычно, поводили по институту, а потом – в актовый зал. Ректор толкнул речь, потом еще пара человек, а потом на нас напустили крайне импульсивного препода, который час скороговоркой уговаривал нас поверить в важность английского языка как средства международной коммуникации. Хоть есть возможность дневничок начать. Вчера проверял почту, но никто мне ничего не написал, а за минуту в Интернете с меня даже и денег не взяли. Обидно. Полковнику никто не пишет.

Ну, что, потом поехали смотреть дворец какой-то с очень красивыми деревьями, растениями и фонтанами. После этого пообедал в ресторане гостиницы: сок манго, баранина по гонг-конгски, мороженое с личи. Баранина оказалась очень spicy, в результате вечером чуть добежал до гостиничных accommodations и пил смекту.

Заезжали в магазин, торгующий тканями и украшениями, пару раз не удержался от соблазна. Потом поехали в магазин, специализирующийся на миниатюрах ручной работы: очень красиво, но дорого. Ну, не могу я покупать картины за 100 долларов, даже если писал их гуру, на бумаге столетнего возраста, украшена картина вкраплениями настоящих рубинов и изумрудов, и другой такой в мире нет. Разум все-таки победил.

Затем поехали к озеру изумительной красоты, в форме Индии, с живописными островками с дворцами. Фотографировались с верблюдами, а потом загрузились в прогулочный катер и поехали по кругу по озеру. Вели себя, как дети, хохотали и фотографировались. С нами были и индусы с детьми, которые вели себя, как взрослые.

Сейчас сижу возле интернет-кафе (Cyber Cafe), где работают только 4-5 компьютеров, а нас больше – вот и очередь. Поскольку все записал, может, и не дождусь. Ужинать в ресторане воздержусь. Лучше уж ограничусь ананасом с рынка сегодня. Вообще, поездка нравится ужасно, хотя другие иногда и привередничают. И очень много соблазнов что-то купить: столько интересного и необычного, и, по нашим меркам, недорого. Но сдерживает то, что 1) еще не вечер, 2) иногда все-таки цены и 3) я ничего не понимаю в некоторых вещах (особенно, тканях). Но того, что уже купил, вполне бы хватило на все сувениры, а впереди еще куча интересного. Так что, calm down, уважаемый, остынь.

8 октября

Ездили смотреть главный дворец Удайпура – снаружи и внутри. Все очень красиво, но Насир из Бангладеш пришел к выводу, что все это гадко, потому что дворцы свои раджи строили на нищете своего народа. И если такая нищета в Индии сейчас, то каково было 500 лет назад, когда рабы возводили это великолепие. А девушки из Узбекистана сказали, что высидеть во дворце всю жизнь сильно скучно – как в золотой клетке. Общаться не с кем, тоска, и ни телевизора, ни интернета. Жуть. В общем, я со всеми согласен. И все-таки красиво.

Сейчас до конца дня свободное время. Пообедаю, схожу в интернет-кафе, куплю фруктов на вечер, бутылочек с местными напитками (джин, виски, ром) странного объема 180 мл и крепости 42,8 градуса – на сувениры и себе. Потом подъеду на чем-нибудь к подножию и заберусь на одну симпатичную гору с индуистским храмом на вершине. С горы весь город виден с озером, а вечером еще и подсветка включается.

Еще одна заметочка по Удайпуру. Гулял по городу вечером, прицепилась какая-то дама с протянутой рукой. Дал ей рупи, а она не уходит. Подошел местный торговец и объяснил, что это «факер». Где-то эту фамилию я уже слышал. В общем, вторая серия «Знакомства с Факерами». Попросил местного избавить меня от «факера». Он ее отогнал, но ненадолго. С ней вместе явилась маленькая девчонка, которая тоже выклянчила рупи. Потом она за мной минут 20 шлялась по городу, пихала в бок и тянула руку, пока я в отчаянии не попросил местных что-нибудь сделать, чтобы я эту девочку не видел. Только после этого она куда-то испарилась. Сто раз правы те, кто предупреждает, что нельзя ничего никому давать на улице: вместо того, чтобы благодарно сказать «спасибо» и отойти, они вцепятся в тебя, как клещ.

Еще одно наблюдение – всегда спрашивать цену на любые мелочи в киосках и не надеяться на порядочность торговцев. Вчера вечером дал торговцу 100 Rs при покупке литровой бутылки питьевой воды. Он дал сдачу 9 Rs, то есть оценил свою бутылку воды в 91 Rs. Абсолютно дикая цена – такая вода стоит около 12 Rs, как мне сегодня сказали. В общем, сегодня подойду к торговцу разбираться… Подошел. Оказалось, что меня там видят первый раз в жизни. Кто бы сомневался.

9 октября

Сегодня в 7.00 выехали из Удайпура, а в Джайпуре были только в 17.30. Заселились в гостиницу. Гораздо хуже, чем в Удайпуре: кое-кому досталась одна кровать на двоих (он – он, она – она, извращение какое-то). В душе всего три дырки воду пропускают, шампуня нет, лампа над зеркалом не горит и т.д.

Вымылся с грехом пополам, и пошли вчетвером с ребятами осматривать окрестности да искать место, где можно поесть нормально первый раз за день. Очень понравилась маленькая площадь-сквер с разноцветной подсветкой, потом увидели слонов на улице. Я давай камеру доставать, а мужичок на слоне чего-то обрадовался, слез сверху, поставил слона в фотогеничную позу с задранным хоботом. Ну, я с ним рядом и запечатлелся, а тот руку тянет и мзду требует. Пришлось дать пару рупи, но это сущие копейки. Сам факт интересен. Такое местное радушие, хм…

Потом нашли какой-то более-менее приличный с виду ресторан, но он оказался вегетарианским. Ну, и ладно, зашли, я заказал рис с овощами, какое-то еще блюдо типа густой подливки непонятно с чем, но довольно вкусно, и сладкий густой йогурт со свежими ананасами. Все вместе 2,5 доллара где-то, но наелся до отвала.

10 октября

C утра «институтский» визит в школу. Очередная мура. Свалил в автобус вместе с иракцами. После обеда (которого не было) поехали смотреть главный дворец Джайпура в горах. 50 рупи вход плюс 25 за съемку, что я не оплатил, как обычно. No camera, sirs. Вы меня дурите, cheaters, и я вас тоже. Что хотел, то снял нелегально.

Не ел ничего целый день – желудок барахлит, да и возможности не было. На пути из дворца завезли на шопинг в место, где глаза разбегаются: натуральные камни – хошь тебе сапфиры, хошь изумруды, но дорого так, что почти никто ничего не купил. Ну, у меня, слава Богу, сувениров хватает уже, да и в Маунт Абу собираюсь прикупить серебро. По слухам, там дешевле. Очень-очень понравился декоративный коврик на черном бархате с рисунком «Слоны на фоне заката», сияет даже в темноте, но 30 долларов и fixed price, не поторгуешься. Да еще торопят.

Ну, ладно, думаю, куплю в городе подешевле. Вышел с несколькими нашими из автобуса, а в уличных магазинчиках этого нет, хоть плачь. Я потерялся нарочно, чтобы не заниматься шопингом с женщинами – муторно это. Ничего не купил, вернулся в гостиницу на велорикше. Долго, и чувствовал себя как проклятый эксплуататор-британец, что ездили 100 лет назад на людях. Правда, тогда они бегали, а теперь это велосипед, но чувство то же самое: едешь на человеке, кошмар! Стоит это дело 50 рупи.

И до-ста-ли хватать за руки и затаскивать в свои магазинчики. И каждому объясни, откуда. Начал хамить и отвечать “It doesn’t matter”. Расизм какой-то. Как белая рожа, так дискриминация по покупательскому признаку. Мерил, кстати, чалмы (от 700 до 1500 Rs), но уж больно я в них смешной, ну его к черту. Не купил тоже.

Кстати, чувство белого человека я особенно остро ощутил в зоопарке в Ахмедабаде, где конкуренции со мной не выдерживали ни обезьяны, ни тигры, ни даже слоны. Все внимание было моей персоне. Будучи не в клетке, чувствовал, что опасен для окружающих. И все на улице здороваются, как в деревне. А я кошу под местного: они мне “Hallo! Hi!”, а я им в ответ “Namaskar!” на хинди или, вообще, “Kem cho!” на гуджарати. Но они, кажется, меня, «снежка», за индуса никак не хотят принимать.

Зашел в номер к словаку с бангладешцем, позвал перекусить чего-нибудь, так как наверху в гостинице в 20.30 уже не было ни столов, ни стульев, ни персонала. Пентхаус, блин! Шлялись битый час по городу, но попадали все в какие-то жилые районы. Доплутали до вокзала. Там бомжи спят на улице, и никаких тебе ресторанов. С отчаяния зашли в какую-то индийскую забегаловку, а там в plain rice – черный волос, а супец оказался с горохом, который я не переношу. И без него с голодухи пучит. Взял потом пиво – а оно выдохшееся. Ужас.

В интернет-клуб не пошел, как и обещал тем, кто на мои мэйлы не отвечает. Доел проклятый ананас, сделал эти записи и буду ложиться спать. Хорошо, что я один, армянин ушел спать к своей армянке. «Брат» и «сестра», называется – на одной кровати. А у меня «сестрички» нету, к сожалению (смайлик).

На завтра заказал завтрак в номер (2 яйца, хлеб, кофе) – не хочу вернуться на родину калекой с испорченным желудком. По телеку – инглиш и хинди, ох, тоска. Хочу русского чего-нибудь, хоть сериалов. Все, good night, sir.

11 октября

С утра – визит в институт Amity. Весьма живописные у них тут люди: ректор в чалме и с бородой – хоть в кино снимай, а помощник его с усами и лысиной на Розенбаума похож. Покормили вегетарианскими бутербродами, печеньем и чаем с молоком (я уже даже это пью!). Сейчас будет лекция “Time Management”.

Лекция интересная: как среднестатистический человек распоряжается своим временем в процентах (сон, работа, дорога, еда, разговоры и т.д.), и как за счет разумного распоряжения временем получить дополнительные годы жизни. Интересная информация: если человек каждый день в течение 30 минут заставляет свое сердце биться со скоростью 140 ударов в минуту (зарядка, любая физическая нагрузка), то ему не страшны проблемы с сердцем при стрессах – сердце привычно к учащенному ритму. Так и буду делать в будущем.

На двери кабинета директора института табличка: “I enjoy power of silence up to 10:30 a.m.” Что-то типа нашего «Не беспокоить до 10.30 утра», но как красиво сказано! «Тащусь от величия тишины», или «наслаждаюсь молчанием», ну, надо же!

Сейчас в гостинице принял душ, потом облился антибактериальной смесью, пообедаю и пойду прогуляюсь по городу – может, куплю что-нибудь интересное. В Джайпуре почему-то не купил ничего. Потом зайду в интернет-кафе и лягу спать опять раньше. Завтра в 7 утра выезд в Агру. Наконец-то увижу Тадж Махал.

Ловлю себя на мысли, что в Индии нет серых эмоций, нет белорусской скуки. Или здорово и интересно, или что-то совсем уж не нравится. То на нищего чуть не наступишь в темноте на тротуаре, то на рикше едешь с диким выбросом адреналина: со всех сторон машины, рикши, мотоциклы, велосипеды, уши закладывает от их сигналов. Кажется, что правил дорожного движения нет вообще. Но это, как ни странно, не так: стоило водителю автобуса выпустить 5 человек в неположенном месте, как его тут же оштрафовали на 500 Rs (около 10 долларов).

Ненавижу, когда грязные нищие хватают за руки. От укусов москитов на руках остаются красные пятна. Не пройти к торговым местам спокойно – тебя затаскивают чуть ли не силой и пытаются впарить то, что ты совсем не хочешь покупать. Пиво на улице пить запрещено. Продавцы при виде белого норовят тебя кинуть – продать что-то в 10 раз дороже, чем своим. А главное – чувство одиночества в толпе. Окажись тут без денег – сдохнешь под забором несмотря на белую кожу. Дома лучше, хоть и много маразма. Да его везде много.

12 октября

Армянина, соседа по комнате в кампусе, целыми днями тошнит и душит кашель, а мы должны спать в гостинице на одной кровати. Никто ничего понимать не хочет: желаешь жить отдельно – доплати 20 долларов. Чем это закончится, не знаю. Приехали в 14.00 в Агру, заселились в гостиницу, а он лежит на кровати никакой совсем. И медстраховки у них (армян) нету. Настроение это все не поднимает.

Вот и увидел Тадж Махал. Впечатляет, конечно, хотя для чуда света устарел немного. Много других чудес появилось: интернет, например, и прочий high-tech. Но красиво – снаружи мрамор, внутри мрамор, инкрустированный драгоценными камнями. Так особо не видно, а посветить фонариком – сияют каким-то внутренним светом. Нафотографировались от души (снаружи – внутри нельзя). Внутри только две пустые гробницы: Мумтаз Ханум, жены шаха, и самого шаха Джахана, который и спонсировал строительство самой величественной в мире усыпальницы. Прах находится сейчас внизу, под Taj Mahal, но туда туристов не допускают.

Написал письмо в интернет-кафе возле гостиницы и отправился ужинать. Потом чуть-чуть похожу по городу – и спать. Завтра в 10 утра выезд обратно в Jaipur. Из дополнительных приятных ощущений – общение с группой. Абсолютное большинство – очень хорошие люди. Хотя есть и такие, которые общаются только или с земляками, или с парой человек. Но таких единицы и, как правило, у них проблемы с английским. Все-таки для установления отношений с людьми нужно время, и не только мне.

13 октября

Писать особо нечего – целый день в автобусе, а потом пообедал / поужинал и шлялся один по городу, оторвался от коллектива. Пораньше лег, потому что завтра подъем в 4.45. Все.

14 октября

Целый день в пути. Выехали в 5.30, чтобы заехать по пути в городишко с большой мусульманской святыней – храмом каким-то важным, чуть ли не местом паломничества мусульман. Ну, приехали в городишко, но до храма добираться на рикше. Не мусульмане (я в том числе) предпочли утренней молитве прогулку. Уже в 9 утра солнце пекло как ненормальное. А я влез на какой-то танк на постаменте и сфотографировался.

Потом лазили по набережной какой-то реки, красивой издалека и выгребной ямы вблизи, зеленой и булькающей как болото. Повсюду лежат бездомные. Мы немного поперекидывались резиновым ручным эспандером. Народ собрался и смотрел на нас. А что – живописная группа: из Бирмы, из Ганы, из Словакии и из Беларуси. Словак Додо все пробует: сегодня попробовал свежевыжатый сок сахарного тростника, а я побоялся – тростник свален прямо на земле. И так с животом вечно трудности какие-то. Но зато попили сок из кокосового ореха через трубочку.

Такой бедности я еще не видел – город нищих. Шикарные особнячки, в принципе, тоже имеются, но улицы просто запружены голодранцами.

Потом была выматывающая дорога, доехали только к началу шестого. Заселение, душ, ужин (первая еда за день), и бегу в интернет-кафе поздравлять жену с днем рождения!

16 октября

Приехали в Маунт Абу. Местечко в горах, так высоко, что все себя немного странно чувствуют. В 17 часов поехали встречать (провожать?) закат в горы. Было много индусов, не протолкнуться на смотровых площадках. Сделал пару снимков заходящего солнца. Вообще, красота в Маунт Абу изумительная! Это лучшее, что я видел: горы, поросшие лесом, пальмы, комфортная температура. Вечером накупил изделий из серебра – выполнил заказ и купил подарки своим. Уже очень неплохо получается торговаться. Раньше вообще не умел. Вечером немного посидели в ресторанчике, а потом еще у афганцев зеленый чай пили.

17 октября

Поехали к основной местной достопримечательности – озеру в горах в черте города. Место крайне живописное, особенно на расстоянии, сглаживающем детали. Глянул в воду вблизи: полузатопленный мусор, а на какой-то дряни сидит гадюка. Сфотографировал. Дома буду со знанием дела рассказывать: Индия, мол, страна контрастов. Глупо, конечно: у нас тоже хватает мусора и гадов. Правда, мусор, в отличие от Индии, все-таки убирают. Поэтому в глаза бросаются только гады.

В 12 часов выдвинулись «домой», в EDI. По плану выезд в 14.00, но старший группы с «говорящим» именем Дамобаран идет на поводу у пары нытиков, которым все не слава богу. Если так любишь кефир, зефир и теплый сортир, то чего было в Индию ехать? Не понимаю совсем этих людей.

18 октября

Утром куратор группы Джули Шах организовала дискуссию о study tour. Мнения опять разделились: нытики против тех, кому все понравилось. Вроде удалось не поругаться ни с кем, все прошло доброжелательно. Потом заполняли анкеты насчет жизни в EDI. Сейчас дают оставшиеся деньги от нашей стипендии. После обеда поездка в Ахмедабад, а завтра – вручение дипломов.

Завтра иракцы уже уезжают вечером, хоть и приехали на неделю позже всех. Вот жизнь у них: кого ни спросишь, все хотят эмигрировать из своей страны. У многих уже есть и определенные сроки: кто в Штаты, кто в Швецию, кто в Беларусь даже. Можно понять – там у них стреляют на улицах. Прикол: по просьбе одного из иракцев нашел в сети телефон белорусской иммиграционной службы. Он туда позвонил, потом ко мне прибегает. Слушай, говорит, они мне сказали, что не говорят по-английски. В иммиграционной службе! Как такое может быть? Я только плечами пожал: наверное, так угодно аллаху. Я мог бы рассказать иракцу, что сотрудники белорусской иммиграционной службы и по-белорусски вряд ли говорят. Но я его пожалел.

Ой, ногти боюсь грызть, потому что страх мучительной инфекционной погибели сильнее вредной привычки. Поотрастали, придется стричь. Даже здесь мне сплошной профит от Индии.

Пара интересных наблюдений. Сказал парню из Афганистана, что мне нравятся его часы – очень оригинальный дизайн. Он снимает часы и отдает мне – подарок. Еле уговорил его не дарить часы, а показать место, где он их купил. Далее. Приезжаем в банк. Курс очень низкий. Я заявляю, что у меня крупная сумма и менять евро по 54.30 не буду – вчера в Джодпуре менял по 55.20. Банк моментально предлагает мне 55.25. Чудо!

19 октября

Прошло торжественное вручение дипломов об окончании курса. Мое официальное лицо, выдвинутое международной общественностью, толкнуло трогательную благодарственную речь, заготовленную накануне. В возвышенной форме благодарил правительство Индии, руководство института, преподавателей. Чуть до слез людей не довел.

21 октября

Была сцена прощания в EDI. Нас оставалось все меньше и меньше. Мы подходили прощаться к каждой отъезжающей группе. Когда я уезжал в 11.00, из группы оставалось только два человека: Додо из Словакии и Эду из Буркина-Фасо. В другой группе («Менеджмент») было чуть больше. 20-го уже лазили как неприкаянные, в теннис играли и балду гоняли.

И, что характерно, алкоголь не употребляли, хотя после Раджастана у большинства все было. Так, просто собирались у основного корпуса и болтали. По-английски, естественно, потому что языки-то у всех разные. Особенно долго общались 20-го, в последний вечер. Смеялись много. Мое произношение «оревуар» аж согнуло пополам Заку из Мадагаскара, все просила повторить, а потом сказала, что мне по-французски лучше не говорить. А сама-то в английском рубит, как я во французском. Под конец курса хоть немного разговаривать стала и понимать, а так с ней все на пальцах объяснялись. Французский и малагаси – ее родные языки. Кстати, когда я повторил за ней фразу на малагаси, она сказала, что получилось совершенно точно, без акцента. Похоже, даже заподозрила, что в прошлой жизни я был мадагаскарцем.

А все равно было грустно, как всегда перед расставанием.

Летел в Гоа транзитом через Мумбай. В аэропорту Ахмедабада все было абсолютно просто и беспроблемно. Перед входом в аэропорт оставил всю увесистую литературу, которой снабдил нас институт. В кампусе оставить было совестно, а перевес багажа – штука неприятная.

В Мумбае с моим-то богатым опытом тоже все прошло гладко. Всего-то пришлось по улице перекатить тележку с багажом с одного терминала во второй. Достаточно того, что по прилете в Индию лопухнулся в Нью Дели. Спросил сотрудника аэропорта, как из международного (international) аэропорта попасть в национальный (domestic). Тот подсуетил мне какого-то типа, оказавшегося таксистом. Первая такса была 50 долларов. Сошлись на 30-ти. Ехать было минуты две-три. Впоследствии выяснилось, что если влом идти пешком, между аэропортами курсируют регулярные шаттлы. А доехать на такси стоит не больше пары долларов.

В Гоа тоже долетел нормально. Оба перелета – меньше одного часа каждый. А там меня встретил местный парень Рафик, которому меня поручил мой индийский друг Шишир. На такси отвез меня в гостиницу The Germany Hotel в районе Kalangut Beach. Это 40 км от аэропорта. Естественно, с водителем расплатился я сам.

В гостинице заполнил бланк: имя, адрес, подпись. Паспортные данные переписал администратор (наверное, он же хозяин) за 5 минут, пока я осматривал номер. Стоимость – 1500 рупи за сутки (дели на 45, чтобы получить цену в долларах – чуть больше 30). По сравнению с теми номерами, где я жил в других городах Индии, этот – просто люкс. Две комнаты с огромными двуспальными кроватями – можно здорово отдыхать всей семьей. В одной – холодильник-минибар с минеральной водой, напитками, пивом. Большой балкон со столом и стульями с видом на внутренний дворик с бассейном. Туалет-ванная с душем. Лестница на второй этаж, где находится кондиционер и выход на индивидуальный пентхаус. Над кроватью высоко – fan, вентилятор. Ну, и столики, кресла, телевизор, телефон. Просто шикарно, я в восторге. Прямо возле балкона – пальмы с огромными кокосовыми орехами. Внизу – ресторан. Можно есть внутри, а можно за столиком у бассейна. Вокруг бассейна – лежаки.

Рафик показал дорогу к пляжу, пару ресторанов с хорошим меню и доступными ценами. Подвез на мотоцикле к интернет-кафе и подождал, пока я напишу пару слов домой. Потом подкинул к прогулочному центру недалеко от гостиницы, где мы попрощались. Рафик заявил, что друг Шишира – его друг, и просил обращаться к нему с любыми вопросами. Не думаю, что буду злоупотреблять гостеприимством.

 22 октября

До пляжа – 2-3 минуты прогулочным шагом. Лежаки с зонтиками – бесплатно, но их выставляет пляжный ресторан с расчетом, что ты что-то закажешь. А чего не заказать – есть-то что-то надо. Да и жарко, пить хочется. На лежаках – мягкие удобные матрасы. Под одним зонтиком – 2 лежака. Удобно очень: на одном вещи, на втором лежишь. Можно перетащить на солнце, если хочешь. Вокруг пальмы (но не много) и какие-то деревья, похожие на лиственницу. Вода в Арабском море теплая-теплая. На берег накатывают большие волны, на которых здорово качаться. Еще немного побуду на пляже и пойду осмотреться в город, а то вчера в темноте чуть нашел гостиницу после ужина.

Вчера вообще то ли праздник был, то ли тут каждый день праздник. На пляже была иллюминация и взрывы фейерверков, петард, салют периодически. И жарко, гораздо жарче, чем в последние дни в Ахмедабаде. Но это и понятно – Гоа гораздо южнее, ближе к экватору. Мне все очень нравится. Может быть, только общения чуть-чуть не хватает. И по семье очень соскучился. Эпизодически происходит общение с местными, но в основном люди хотят что-то тебе продать. Странно – к обеду народа стало больше, несмотря на жару. Спят они долго по утрам, а я вот нет. Я сюда не спать приехал. Вот так.

23 октября

Вчера после пляжа пошел в гостиницу, принял душ и отправился в город на разведку. Пошел через пляж, так удобнее. По сравнению с утром – уйма народу. Какой-то мужик меня увидел, обрадовался, да как заорет: «Русский?» А я сделал морду клином и отвечаю: «Sorry, sir?» Ну, типа, языка не понял. Похоже, мужик расстроился. Все вышло импульсивно, а позже дошло, что ничего оригинального в моем поведении не было. Много раз наблюдал, как за границей «наши» шарахаются от «наших» же, как от огня. Вероятно, одни «наши» для других «наших» ассоциируются с хамством, матом и разухабистым скотством бухого барина, выеживающегося перед обслугой. Я вживался в культуру Индии около двух месяцев, я стал думать по-английски и забыл запах Родины. Я обязательно снова вдохну этот запах. Но только не сегодня. И не в ближайшие пару дней. Наверное, я не патриот.

В одном магазинчике хозяин мне заявляет: «Я знаю, ты русский». «А вот, – говорю, – и нет, сэр, вы ошиблись». А тот настаивает, потому что, мол, наобщался тут, в Гоа, и с немцами, и с французами, и с русскими. Так вот, он по акценту определяет, кто откуда. А мне так обидно стало. За акцент. Говорю: «Ты, что, лингвист, что ли?» Потом с досады признался, что я из Беларуси, и даже объяснил, где она находится. Не Россия, все-таки. Впрочем, я знаю один свой фонетический дефект. Все дело в интонации. У западных европейцев, особенно англичан, интонация преимущественно восходящая, что создает иллюзию вежливой доброжелательности. У восточных славян она нисходящая. Я даже «алло» по телефону говорю так, что сам пугаюсь звучащей в моем голосе пессимистической враждебности. И ничего не могу с этим поделать. Вот отсюда и акцент.

А болтал я с ним долго, потому что торговался за картину «Будда» на черном бархате. Ну, не могу я пройти мимо такой красоты. Сбил цену и купил. Потом еще кое-что по мелочи. Потом наконец-то добрался до центрального рынка, чтобы купить фрукты: папайю и ананас (так, на завтрак и поздний ужин, чтобы не сильно зависеть от ресторанов). Возле рынка неожиданно встретил Рафика, который на мотоцикле подбросил меня до гостиницы, так что все получилось быстро. Предлагал экскурсии на водопад (примерно 100 км от Гоа) и ботанический сад-джунгли. Но в джунглях я практически жил под Ахмедабадом, а до водопада далеко. Выезд где-то в 10, а возвращение часов в 6 вечера. Теряю день на пляже, а у меня полных-то дней всего 4, плюс вечер 21-го да утро 26-го. Жалко – на пляже здорово, а мотаться по сорокаградусной жаре осточертело за прошлые шесть недель.

Только что подошел индус с пляжного ресторана и подарил натуральный аметист с копей возле Мумбая. Он оттуда родом, зовут Philip. C каким количеством народа я тут познакомился, Боже мой! Вчера вечером слинял из гостиницы через забор, чтобы не оставлять ключ на reception. Честно говоря, хотел купить a small drink (виски, джин, ром – что-нибудь) в баре при гостинице, но там цены запредельные – 40-50 Rs за 30 граммов, хотя бутылочка в 180 граммов в супермаркете стоит столько же (если напиток попроще, без изысков).

Так вот, догулял до другой гостиницы, там ресторан. Оказалось, что в этой гостинице живут преимущественно англичане. Дринки там были по разумной цене. Я посидел часик, познакомился со всем персоналом: вели лингвистические, краеведческие и даже деловые беседы. В частности, я выяснил, что за такой же примерно номер, как у меня, категории AC (air-conditioned) там платят около 700 Rs (а не 1500, как я). Взял визитку, email, на случай, если приедем сюда семьей. Да и к океану ближе.

Сегодня на пляже практиковал “English for business communication”, раздел под названием “Bargaining”, или «Как торговаться». Задача заключается в том, что когда тебе пытаются продать вещь за 1500 Rs, ты должен ее купить за 150 Rs или не покупать вообще. Именно таким образом сегодня я купил кожаную плеть для тестя и веер из перьев павлина. Буду дома от снега отмахиваться.

Сюда ехать гораздо выгоднее, чем в пресловутую Барселону. Нормально поесть на пляже можно за 200 Rs (примерно 4 доллара). Вот сегодня я брал горячий шоколад, тунца с гарниром из риса, жареной картошки и овощей (помидоры, лук, огурцы, морковь, лайм) и ласси (кисломолочный напиток) с папайей, бананами и ананасами – итого 200 Rs + tips. Вчера – kingfish steak с гарниром и соком из папайи – цена еще меньше. Правда, в первый день в ресторане вечером я набрал всего на 500 Rs (целый день был голодный): крабовый суп, коктейль с ромом и ананасом pina colada (довольно дорогой – 140 рупи), коктейль из креветок, plain rice и 120 г джина со льдом. Но было очень вкусно. Сегодня вечером зайду в тот же ресторан, пожалуй. В Испании так не забалуешь.

24 октября

Вечер 23 октября принес мне сплошные разочарования. Достал 1500 Rs из сейфа на reception, пошел в номер. После душа заглянул в кошелек – нету. Все обыскал – нету. На reception побежал – не видели ничего, говорят. 1500 Rs – это где-то 30 долларов в эквиваленте, так что не удивительно, что не видели. В Индии учитель средней школы зарабатывает 200 долларов, а преподаватель института – 300… в год!!! Настроение было хуже некуда, хотя и сумма для европейца не бог весть какая, и деньги есть, и не заболел никто. Теперь я знаю, что это такое – досада. Да еще подгорел на пляже, несмотря на зонтик и крем.

Все, сегодня начинаю жизнь с начала. Буду бдителен и осмотрителен, никаких глупостей – только пляж, прогулка и ресторан на берегу. А сегодня на пляже – много-много отжиманий как наказание за глупость и растяпистость (если есть такое слово).

25 октября

Вчерашний вечер был очень спокойным и огорчений не принес. В одном магазинчике купил себе симпатичный головной платок – гораздо лучше, чем всякие шляпы и кепки. Бандана черная с белым рисунком, солнцезащитные очки по последней индийской моде, две body-paint tattoos на плечах, mp-3 плеер – вид, конечно, еще тот – очень экзотический по нашим меркам. И загорелый, как черт. И с телом работаю постоянно – плавание и отжимания на кулачках после каждого захода в море. Уже раз 10 слышал комплимент от местных: «Good body!» Приятно. А у них bodybuilding, очевидно, не в моде. Не видел ни одного человека (в том числе из приезжих) с нормальной, мускулистой фигурой.

Вчера вечером сидел в ресторанчике прямо на пляже, на столике свечка горит, повсюду такие же столики прямо у воды. Нет, не совсем, потому что часа в 3 дня уже начинается отлив, и море отходит далеко. Столики светятся, как светлячки в темноте, океан шумит, тепло очень, креветки королевские очень вкусные, немного виски со льдом, Пепси – здорово. Хочется приехать домой и очень усиленно трудиться, чтобы заработать денег на второй, повторный сеанс в Гоа. «Остынь, Тарас, calm down», – говорю себе голосом жены. Голос жены – это голос разума. Мой собственный голос – это голос человека, который спешит взять от жизни все и сейчас. Он разумен только в том плане, что стариком мне уже мало что будет нужно и можно по состоянию здоровья. И никто уже не скажет на пляже: «Good body!»

Сегодня последний вечер, и это немного грустно. А дома ждет семья – и это очень здорово. Соскучился я тут really. Сегодня уйду с пляжа раньше, потому что много дел на вечер, связанных с завтрашним отъездом.

Моя внешность все-таки пользуется повышенным вниманием. Вот прошла группа, двое попросили разрешения сфотографировать меня на мобильники. 10 минут проходит – подходит индус и просит, чтобы я разрешил ему сняться на видео рядом со мной. Ну, ладно, говорю, снимайте, мне не жалко. Рядом под соседним зонтиком белый, как снег, мужик с европейской внешностью, так на него ноль внимания.

Обед у меня такой: ледяной свежевыжатый апельсиновый сок, креветки по-маньчжурски, цыпленок под чесночным соусом. 200 Rs.

Забыл про ночные купания. Ну, скажем, вечерние, часов 9-10, но тьма такая, что глаз коли, подсветка только со стороны ресторанов небольшая. Тут темнеет уже в 6-6.30 вечера, причем как-то очень быстро. Купаться можно без плавок, если отойти чуть в сторону: темно и людей нет особо. Вода теплая, как в ванне, волны накатывают, звездное небо. Супер!

А когда гуляешь по берегу, все кто-то подходит, знакомится. Вчера проболтал минут 15 с милым интеллигентным индусом из Мумбая, который работает в гостинице или ресторане в Гоа в курортный сезон. А на стадии прощания он вдруг спрашивает: тебе, случайно, не нужен друг для гомосексуальных отношений? Нет, говорю, спасибо, я гетеросексуал по жизни. Bye-bye.

26 октября

Вчера переселили из моего номера в номерок похуже в связи с приездом местного уважаемого человека, но извинились и refund дали – 500 Rs. Вообще, конечно, за 1500 Rs в день могли бы и бесплатный завтрак предложить. Собственно, Шишир говорил, что завтрак входит в цену. А на reception говорят, что не входит. С утра чай и молоко принесли. Я думал, совесть проснулась. Но нет – при выписке из гостиницы все включили в счет в придачу к минералке и Кока-Коле из холодильника. И я почувствовал, что все – Индии мне хватит.

Водитель опоздал на 10 минут к оговоренному времени. Я нервничать начал, самолет ждать не будет. Уже с другим таксистом договорился, естественно, на 50 рупи дороже, то есть за 600 (цифры указываю, чтобы не забыть правильную ориентацию в местном монетарном пространстве). Мой водитель сам не приехал, но прислал друга. По дороге тот несколько раз просил to do him a favor: зайти на 5 минут в придорожные магазины сувениров для туристов. Говорит, за каждого туриста, вне зависимости от того, купил человек что-то или нет, таксист получает лотерею, по которой он может что-то выиграть. А когда билетов накапливается 10 штук, он может их поменять на что-то там еще, я не вникал. В первый магазинчик я зайти согласился, а потом отказывался, ссылаясь на нехватку времени. А сам думаю: вот уедет он сейчас с моими чемоданами, а я и номера машины не помню. И до самолета 2 часа всего, полицию звать бесполезно. Просто похолодел весь от этой мысли.

В Гоа за перевес багажа в 8 кг с меня первый раз за все перелеты сняли деньги, но относительно немного, 560 Rs (где-то 15 долларов). В Дели я заплатил уже около 50 евро. Было очень много времени до вылета, я пошлялся по улице, а потом решил зайти в аэропорт. Щаз! Приходи, говорят, «good body», «before 3 hours», что значит «за три часа до вылета», как я понял. А у меня еще пять. Иди, говорят, посиди в «Visitors’ lounge» через дорогу. Пошел.

Сейчас будет интересно. Вход в зал для отъезжающих платный, 30 рупи, с квитанцией. Даю официальному человечку в униформе банкноту в 50 Rs и жду сдачу. Потом напоминаю про сдачу. Ах, забыл, говорит человечек в униформе и выгребает из кармана горсть мелочи. Дает мне монетку с цифрой 10. Я жду. Потом объясняю идиоту, что 30 + 10 = 40, а я дал 50. Он сует мне еще несколько монет. Я смотрю, а там Сингапур, Малайзия. Прошу 10 нормальных рупи и начинаю выходить из себя. Он вынимает 10 рупи и отдает мне очень так нехотя. Отхожу на три шага и вижу, что первая монета с цифрой 10 – тоже рупи, но филиппинские. Возвращаюсь, спрашиваю уже не церемонясь, в какой стране мы находимся, по мнению жулика в форме: в Индии или на Филиппинах. Тот говорит окей, окей и выдает мне еще бумажку в 10 рупи. Вот это и есть настоящий Дели, от которого, даже по советам моего индийского друга, лучше держаться подальше.

27 октября

В Москве холодина, люди все какие-то по-собачьи злые. Таксисты матерятся, как дерьма объевшись, липнут, пугают пробками для транзитного автобуса. Впрочем, транзитного автобуса как-то особо и нет. Есть рейсовый, за который надо заплатить 15 рублей водителю. Поменял деньги. Подошел парень (с виду казах), который рассказал, что один раз он ехал из Шереметьево-2 в Домодедово за 100 долларов. А кофе, говорит, только что попил за 200 рублей (8 долларов). Говорит, что у себя в стране на эти деньги наелся бы от пуза. Москва – это ужасно дорогое и ужасно неприветливое место. Не люблю этот город, в отличие от Питера.

В автобусе получил билет за 15 рублей, стал совать в компостер, а какой стороной – не знаю. А сзади нервные люди подпирают. Какой-то желчный человек за спиной выхватил мой билет и сунул его в компостер с такой злостью, что я даже «спасибо» еле из себя выдавил. Как все осточертело! Домой хочу. Скорей бы самолет.

Ох, ну просто выть хочется и лбом о стенку биться! Ненавижу себя и ненавижу этот город, ненавижу этот аэропорт! А произошло следующее. C трудом дождался времени регистрации, примерно половины четвертого, так как рейс в 17.20. Что-то не объявляют. Пошел узнать, в чем дело, предварительно изучив табло. А там этого рейса нет, есть только в 22.20.

А в справке ошарашили – мой самолет вылетает не из Шереметьево-1, а из Домодедово. Там, в билете, об этом ясно и понятно написано: DMD – Домодедово, значит. А SRM, или SHR, или SHM – уж не помню – это Шереметьево. И это знает любой дурак, владеющий элементарными навыками дешифровки. А я вот не знал. SNAFU, как говорят у нас в деревне. Situation normal, all fucked up.

Успеть в Домодедово уже невозможно – дорога с пробками полтора часа. Посоветовали обратиться в окошко Белавиа здесь же, потому что в Домодедово их представительства нет. У них хоть билет оказался, и то хорошо, хотя заплатил штраф около 1000 рублей. В билете, кстати, стоит штраф 30 долларов. Интересно, что это третья цифра в 30 долларов – мои дурацкие потери за эту поездку. Поменял тридцатник, а это 750 рублей. Говорят, мало. Побежал, еще 10 евро поменял. Голова кругом, красные пятна перед глазами, и бегаю с тремя сумками и чемоданами от одного окошка к другому. Наконец-то расплатился, билет на 22.20 на руках.

Побежал звонить домой на городской номер (на мобильный позвонить из автомата невозможно), а дозвониться не смог никому. Что будут думать встречающие, когда выяснится, что я не прилетел своим рейсом? Индия большая, искать человека проблематично. Целых пять часов меня просто нет в природе. Я небритый, расстроенный вакуум в бандане. Но я знаю, что, несмотря ни на что, у этой сказки будет счастливый конец.