Америка. Путевые записки. Флорида

Татьяна Гоутро
Приезжая во Флориду открываешь для себя целую гамму оттенков изумруда. Уже спускаясь по лестницам только что отстроенного новенького аэропорта в Панама Сити, проходишь мимо настенных пано с изображением, конечно же, моря, - миллионы кусочков художественного стекла, причудливо выложенные по зеленовато-салатовому фону, создают иллюзию набегающих на берег волн. И в добавок к этому где-то в дали нежный звук морского прибоя. Сразу понимаешь – отдых уже начался!
Когда подлетали к Панама Сити и потом, по дороге в город, я сделала для себя неожиданное открытие, - Флорида, оказывается, не только морской, но и лесной район. Леса покрывают всю видимую с неба территорию штата густым ковром, гладкими сверкающими пятнами в котором выделяются многочисленные озера, большие и маленькие, и их очень-очень много. Высоченные южные сосны тянутся к небу, а внизу под ними расстилаются пальмы, и это сочетание не переставало меня удивлять.
Флорида напоминает Калифорнию, мы скучаем по последней, поэтому Флорида была нам особенно приятна. Так же чиста, ухожена и разумно обустроена, как и западный штат. Дороги строились для расслабленых на солнце и, чего греха таить, не самых внимательных водителей. Простота необыкновенная: две практически параллельные дороги ведут с востока на запад вдоль побережья, одна прямо около берега, медленная, с остановками у каждого светофора и пешеходного перехода, очень живописная, километры пустынных и не очень пляжей, тысячи отелей, частных домов, а вторая, чуть подальше – скоростной хайвей, соединяющий Панама Сити, знаменитую Пенсаколу, и убегающий в Техас через Алабаму. Все дороги, которые пересекают эти две ведут к морю. Ездили мы там без всякого джи-пи-эса, так все легко и понятно.
Утром, выходя на пляж, я сразу бухалась в море. Заходишь в воду и поднимаешь целый рой маленьких рыбешек, которые, как я понимаю, живут, зарываясь в песок, потом они кружат вокруг тебя, тыкаются носами в ноги, купальник, плещутся вокруг тебя, выскакивают сотнями (или тысячами?) из воды и тут же бросаются обратно, блестяще-серебристые, почти прозрачные на солнце. Попытаешься словить их руками – ничего не получится, такие юркие, куда там! Кругом на них куча охотников – чайки, пеликаны, и рыбаки с пирса.
Пирсы – это еще одна достопримечательность, для меня, по-крайней мере, было интересно посмотреть, хоть я и не рыбак. Длина их впечатляеи: минут десять можно гулять в одну сторону. Все платно, но символически. За день рыбной ловли берут шесть долларов с человека. Места на пирсе для всех предостаточно, там есть оборудованные столы для разделки рыбы, биотуалеты. При выходе на пирс можно купить любые рыболовные принадлежности, наживку, даже кулеры (переносные холодильники) со льдом. Рай для рыбаков. Всем выдают памятки, каких размеров и сколько рыбы можно взять с собой домой. Никто не злоупотребляет, я специально спрашивала и у рыбаков, и у обслуги пирса, мне сказали, что тут ловят для удовольствия. Если посмотреть вниз с пирса на воду, то рыба там просто кишьмя кишит, но ловят не так уж и много, видно рыба тут супер умная!
А уж какая эта рыба вкусная! В одной из прибрежных "деревушек", которую я опишу ниже, мы посетили рыбный ресторан, он так и называется "Рыба прямо из воды". Рыбаки, в основном молодые ребята, ловят рыбу ее спускают в один большой аквариум прямо на берегу океана, клиентов ресторана приглашают эту самую рыбу выбрать лично, и потом шеф-повар вам ее готовит. Некоторые не могут переносить вида рыбы, или вернее не хотят соотносить живое плавающее существо с едой лежащей на тарелке, как мой супруг, например, но я с удовольствием поболтала с рыбаками, узнала много интересного о местных видах рыбы и их повадках, и выбрала рыбу по рекомендации парня, с которым разговаривала. Ошибки не было, рыба - отменная. Чаевые в ресторане оплачивают услуги рыбаков. По-моему, очень разумно.
Местные деревни, растянувшиеся на километры вдоль пляжа, плавно перетекающие из одной в другую, так что никогда не знаешь, в какой именно ты находишься, достойны отдельного описания. Весь этот край созвучен названию улицы  "Рай у моря". Проезжая от Си Гроув (роща у моря), Санта Роуз, Сисайд ("на берегу моря"), Галф Плейс ("место у залива"), Дестин и все места до самой Пенсаколы, не перестаешь удивляться, как много красивого и приятного можно создать за большие деньги, как это все архитектурно и органично распланировано с морем, с растительностью, с дорогами, с отелями и с каждым домом и бизнесом в отдельности. Нет ничего кричащего или показушно-выпчячивающегося. Дизайны домов, цвета, дорожки, магазины, школы – все в одной струе. Нет нигде никаких заборов, кроме абсолютно частных территорий, пляж везде открыт для доступа всем. По деревням, по улицам можно гулять сколько и где угодно, скверы и парки, каналы и аллеи – для всех.
Особенно выделяется своей прелестью и какой-то кукольной нереальностью деревушка Сисайд (в ней как раз и находится вышеописанный рыбный ресторан) и район Вотеркалорз ("акварель"), где снимался популярный в Америке молодежный сериал. При въезде в Сисайд стоит табличка "Сисайд, основан 1996 году. Население 1228 (включая кошек и собак)". По вечерам мы с супругом гуляли по аллее, идущей вдоль водного канала с плакучими ивами с одной стороны и стройными высокими пальмами – с другой, домики кругом абсолютно белые, на фоне голубого неба и зелени все выглядит, как рисованный мультик; супруг назвал эту аллею бульваром Процветающего Капитализма рецессионного периода, по аналогии с бульваром Верховного Совета недалеко от моего дома в Киеве.
Жизнь в этих деревнях по карману достаточно состоятельным американцам, скорее богатым, чего уж там! Они создали для себя чудный мир и готовы платить за комфорт жизни для себя и своих семей. Тут никто не сорит – рука не поднимется. Я не видела толстых людей – все магазины и рестораны исключительно био продуктов и пищи, которую с нуля готовят при тебе. Все бутики, школы (только начальные), почтовые отделения, и все остальное – на местном обслуживании, чтобы там работать, надо быть жителем деревень. Посторонних не берут. Я разговаривала с агентами по недвижимости, которые сказали, что года два назад цены на жилье действительно упали, но теперь на пути к восстанавлению. Меня падение не сильно впечатлило, а вот статистика продаж – это да! За три первых месяца этого года только одно агенство (достаточно большое) закрыло 120 сделок на общую сумму около семидесяти миллионов долларов. При средней продажной цене дома в несколько миллионов, кондо можно купить за пару тройку сотен тысяч, но кондо почти все продаются в совместном владении, как таймшер. То есть ты покупаешь несколько недель или месяцев в году, и другие семьи тоже – и вы все владеете одной квартирой, и все платите сумму за поддержание всех инфраструктур комплекса (бассейна, дорожек, лужаек, парковок, деревье, и т.д.), в независимости живете вы там или нет. На покупку кондо можно даже стоять в очереди, так они популярны!
Сказать,что в целом экономика тут процветает, конечно же, нельзя. Много закрытых магазинов, даже на самых бутиковых улочках, масса предложений о продаже жилья (отголосок в том числе и разлитой в прошлом году нефти недалеко от Пенсаколы), по разговорам, во Флориде трудно найти работу. Штат ориентирован на пенсионеров, а уж потом на туристов. Лечебные заведения – больницы, частные клиники, кабинеты – просто дворцы с фонтанами и мозаикой. У медицинского персонала нигде нет проблем найти работу в США, во Флориде – особенно. Ну, а если не медик, то стань им!
Особенно понравились люди, которых встречали в барах, на пляже, в магазинах и в аэропорту. С кем не заговоришь – это надолго. Они с удовольствием и по праву хвастают своим краем, а потом с неподдельным интересом спрашивают о том, откуда вы. Им все интересно. Они добродушны и беззаботны. У них есть время – они на пенсии и во Флориде!