Почему Ростов? Почему Дон

Иван Ростов
Почему Ростов, почему Дон?
Начну с краткой предыстории своей задумки. Что такое журналистика и кто такой журналист?
Не сложно найти определение, журналистика — актуализация мировоззрения социальных групп средствами подбора фактов, оценок и комментариев, которые злободневны и значительны в данное время. Только лишь? В широком смысле журналистика — это вид творческой деятельности человека, где основой профессии является объективное освещение любых сторон реальной действительности. Журналистами называют специалистов, которые занимаются журналистикой в качестве основного вида профессиональной деятельности. Не слишком полно, но как втиснутся в переполненный муниципальный транспорт, если есть острая необходимость?
Остаться на остановке и нервно вздыхать, считая, что это просто не твой день или отважиться и наслаждаться приятной поездкой?
 В моем понимании, журналистика - информационная сфера, описывающая пространство во времени, то есть наличие известного и изменение существующего, со стороны разумного вида для самого разумного вида, взятое за профессиональную основу.
Поясню. Письменность и словесность – достижения общественные, профессионально дополняемые и развиваемые, помогающие нам выражать свои мысли об окружающем мире себе подобным, казалось бы, все просто, редкость в нашей стране встретить, не умеющих читать и писать, хотя, как и везде есть исключения. Каждый ли может быть журналистом? Нет, так как журналистика это профессия, требующая определенных навыков, а именно:
грамотный русский/иностранный язык и чувство стиля; широкий кругозор; умение выполнять работу быстро и в срок; умение обращаться с профессиональными приборами и техникой, необходимыми в работе журналиста (диктофон, фотокамера и т.д.); знание Закона о СМИ и умение им пользоваться. В философском понимании профессии добавлю, что журналист подобен проводнику в мир информации, он и учитель и доктор и представитель всех известных профессий в информационном ореоле, свободно пишущий на любые темы и представляющийся всем как специалист информационных технологий или архивариус баз знаний. К сожалению, высшее образование, хотя и дает нам навыки профессиональной деятельности, но является стандартизированной механической программой по запоминанию учебного материала, не способствующей раскрытию потенциальных талантов и возможностей человека, т.е. в нем отсутствует духовный аспект обращения к знанию, как ответа на вопросы: кто я и для чего я здесь?
Заменяя ответами: нужно и поможет. И так, журналист – прежде всего человек умеющий задавать вопросы, как самому себе, так и окружающим и получать на них ответы, описывая свой результат в статьях – форме повествовательного общения с аудиторией по средствам выражения опосредованного мнения, на основе имеющихся данных в формате СМИ.
Так как по образованию я экономист, но волею судеб меня потянуло на заочное отделение факультета журналистики и филологии Южного федерального Университета, то с возникшим вопросом, почему именно Ростов и почему Дон, я обратился к сайту своего вуза, за так интересовавшими меня сведениями. И вот, что я почерпнул:
“История нашего города начинается с давней легенды о том, как Петр I впервые назвал наш родник “богатым”. Затем Елизавета Петровна выбрала высокий берег Дона для Темерницкой таможни. А вскоре появилась Святодимитриевская крепость. У нашего города особое имя. Оно напоминает о просветителе и мудреце, проповеднике и драматурге - Златоусте России Димитрии Ростовском, первом святом послепетровского времени на Руси, которого чтит православный мир. Не много найдется городов, у которых есть свой святой. Нам посчастливилось.” Материал взят с http://rostov.sfedu.ru/. Вот, что знает о Ростове крупнейший на юге университет ЮФУ, 10-й в списке страны по уровню образования. Вот, наверное, почему так мало ростовчан знакомы с историей своего города! По ходу рассказа, я проверю все эти утверждения на жизнеспособность и, конечно же, их развенчаю. Я решил поспрашивать в среде своих знакомых, да и просто незнакомых людей на улице, что им известно о Ростове-на-Дону, и почему Ростов, почему Дон. Ответы пестрили заезженными цитатами из википедии в лучшем случае, в худшем же, респонденты мотали головой и говорили, что давно это было и в памяти притупились знания о родном крае. Не то, чтобы это меня возмутило, я привык удивляться невежеству и несознательности населения, грозящей позицией нависания над краем духовности, когда стирая мораль, перед глазами предстает снующий технократический, бюрократизированный мир, где никто не рад друг другу, за исключением материального и денежного поощрения. Простые товарно-денежные отношения, узкий профессиональный круг знакомых и друзей, механизированная работа и проблемы, вот неполный список вращения современного человека в собственной повседневной жизни. Разбираться в каждом конкретном случае, значит ситом пытаться осушить океан, но говорят, поход в храм сближает общностью действий и интересов, а именно покупкой свечей за здравие и упокой.

Почему Дон?
Выяснив мнение большинства, я решил продолжить свой поиск, в краеведческом музее и осмотреть экспозицию в зале «Сокровища Донских курганов», где представлены 2000 предметов из золота и серебра IV в. до н. э. — VIII в. н. э. Основная часть находок возвращает нас во времена Великой Скифии. Её территория охватывала земли, которые на юге протянулись вдоль побережья Чёрного и Азовского морей от устья Дуная к Дону. Примерно на такое же немалое расстояние были отдалены её северные и западные границы.
 Необычайно важны для нас сведения, сообщаемые Геродотом о Скифии. Под Скифией этот писатель и путешественник понимал огромное и в известной мере условное пространство в Восточной Европе, которое он определял как квадрат, каждая сторона которого равнялась 20 дням пути (примерно 700x700 километров); южная сторона квадрата опиралась на Черное море.
 Население Скифии не было однородным по своему этническому составу. Его ядро составляли ираноязычные племена степных районов Северного Причерноморья - царские скифы, савроматы, тавры, массагеты, агафирсы, гелоны, меланхлены, андрофаги, невры, будины, аланы. Здесь, проживали преимущественно кочевые скифы, которые, по свидетельству Геродота, разводили домашний скот, перегоняя его с места на место в поисках лучших пастбищ.
Во главе этих племён, а также всего скифского политического образования стояли наиболее воинственные и многочисленные кочевые орды царских скифов. О богатствах скифских царей свидетельствуют археологические материалы, выявленные во время раскопок курганов, которые насыпали над царскими погребениями. Особой роскошью, например, отличалось погребение семьи одного из скифских царей (4 в. до н. э.) в кургане Толстая Могила (ныне Днепропетровская обл.). Здесь было выявлено большое количество высокохудожественных изделий из золота и серебра. Наиболее интересной из них стала находка в гробнице царя массивного украшения — пек-торали. Немало золотых изделий находят археологи и в других скифских курганах, которые высятся в южных степях Украины.
Кочевые скифы были умелыми и храбрыми воинами. Они выиграли войну против персидского царя Дария I, который в 513 г. до н. э. вторгся в При-черноморские степи. Скифская конница нередко осуществляла набеги на фракийцев, которые жили за Дунаем. Их экспансия была направлена и против оседло-земледельческих племён лесостепных районов Украины. Часть последних, известных греческому историку Геродоту под именем скифов-земледельцев и скифов-пахарей, вошла в состав скифского государственного объединения.
Скифы-пахари проживали на Правобережье Днепра, в междуречье Днепра и Днестра. Эти племена были автохтонным, то есть местным, населением, что отождествляется современными учёными с протославянами.
Наивысшего расцвета и подъёма Великая Скифия достигла в 4 в. до н. 9., во время правления царя Атея. Было положено начало чеканке скифской монеты, удачно началось скифское завоевание Балкан. Опираясь на союз с отцом Александра Македонского, Филиппом II, Атей разгромил Фракию и распространил своё влияние на задунайские земли. Однако союз Скифии с Македонией оказался недолговечным, и в 339 г. до н. э. между этими государствами вспыхнула война, в которой погиб Атей, а скифы потерпели поражение.
3 в. до н. э. — период упадка Скифского государства. Под мощными ударами соседних сарматских племён владения скифов значительно уменьшились. Удержать под своим контролем им удалось лишь узкую полосу Нижнего Поднепровья и Степной Крым. Именно здесь и возникло новое государство — Малая Скифия, столицей которой стал г. Неаполь (близ нынешнего Симферополя). Как этническое и политическое образование, Малая Скифия прекратила существование лишь в начале 3 в. н. э.
Скифы на основе синтеза собственных достижений и достижений тех народов, с которыми они воевали или же торговали, создали самобытную культуру. Наиболее яркими её проявлениями были феномен царских курганов (Чертомлык, Куль-Оба, Солоха, Толстая Могила и др.) и скифская триада — тип оружия, “звериный стиль” в изобразительном искусстве и специфическая сбруя верховых лошадей. Позднее на территории, которую античные и византийские авторы продолжали называть Скифией, появились и другие народы: области Сарматии, Готии, Гуннии, северных архонтств времен Византии и затем Руси от низовий Дуная.
Согласно сообщениям Лаврентьевской и Густинской летописей (под 907 годом) Великая Скифия состояла из 12 племен: варягов, словен, чуди, кривичей, мери, полян, север, деревлян, радимичей, хорватов, дульбов, тиверцев.
 Ко времени прихода скифов в южнорусские степи, к VII веку до нашей эры, славяне Среднего Поднепровья прошли уже большой исторический путь, отраженный как в археологических материалах, так и в мифах и в героическом эпосе. Мифы, сохранившиеся в русских, белорусских и украинских сказках (а впервые записанные "отцом истории" Геродотом в V веке до нашей эры), повествуют о трех царствах, из которых одно Золотое, о царе-Солнце (вспомним Владимира Красное Солнышко), по имени которого назван весь народ, населяющий эти царства.
 Это пространство заселено разными племенами, говорящими на разных языках, ведущими разное хозяйство и не подчиняющимися единому царю или какому-либо племени-гегемону. Собственно скифы, давшие условное имя всему квадрату, обрисованы Геродотом как степные скотоводы, кочующие в кибитках, чуждые земледелию, не знающие оседлых поселений. Им противопоставлены жители лесостепного Среднего Поднепровья - земледельцы, вывозящие хлеб в Ольвию, празднующие ежегодно весной праздник священного плуга (весеннее солнестояние), подаренного людям богом неба. По отношению к этим "днепровцам-борисфенитам" Геродот делает драгоценное примечание, говоря о том, что греки их ошибочно причисляют к скифам, тогда как у них есть самоназвание - "сколоты". Сколоты — самоназвание скифов по Геродоту. Почти 25 веков назад Геродот применил его в следующем контексте: "По рассказам скифов, народ их — моложе всех. А произошёл он таким образом. Первым жителем этой ещё необитаемой тогда страны был человек по имени Таргитай. Родителями этого Таргитая, как говорят скифы, были Зевс и дочь реки Борисфена (я этому, конечно, не верю, несмотря на их утверждения). Такого рода был Таргитай, а у него было трое сыновей: Липоксай, Арпоксай и самый младший — Колаксай.
 В их царствование на Скифскую землю с неба упали золотые предметы: плуг, ярмо, секира и чаша.
- Сварог сбросил с неба на землю плуг и ярмо, чтобы возделывать землю; боевую секиру, чтобы эту землю защищать от врагов, и чашу для приготовления в ней священного напитка. (Песни Птицы Гамаюн)
 Первым увидел эти вещи старший брат. Едва он подошёл, чтобы поднять их, как золото запылало. Тогда он отступил, и приблизился второй брат, и опять золото было объято пламенем. Так жар пылающего золота отогнал обоих братьев, но, когда подошёл третий, младший, брат, пламя погасло, и он отнес золото к себе в дом. Поэтому старшие братья согласились отдать царство младшему.
 Так вот, от Липоксаиса, как говорят, произошло скифское племя, называемое авхатами, от среднего брата — племя катиаров и траспиев, а от младшего из братьев — царя — племя паралатов. Все племена вместе называются сколотами, то есть царскими. Эллины же зовут их скифами" (Геродот. История. IV. 5 — 6)
 Три царства сколотов на Среднем Днепре и в соседней лесостепи (все они в границах древней славянской прародины) хорошо соответствуют трем основным группам, выявленным археологами среди древностей скифского времени. Археологические материалы объясняют нам ошибку греческих торговцев, перенесших на славян-сколотов общее имя скифов: в материальной культуре славян-земледельцев ("скифов-пахарей") прослеживается много скифских черт. Длительное соседство этой части славянства со скифо-сарматским иранским миром сказалось и на языке: в восточнославянских языках много слов скифского происхождения: "топор" (при славянском "секира"), "собака" (при славянском "пес") и т.п.
 Социальный строй среднеднепровских славян еще за полторы тысячи лет до Киевской Руси оказался на пороге государственности. Об этом говорят не только упоминания сколотских "царств" и "царей" Геродотом, но и всаднические черты погребенных воинов и огромные "царские" курганы на Киевщине, и импортная роскошь славянской знати.
 По всей вероятности, славяне Среднего Поднепровья жили дружественно с царскими скифами Причерноморья, что позволяло вести торг с приморскими городами и заимствовать ряд бытовых черт у скифов-кочевников.
 Славянство может гордиться тем, что один из уголков славянского мира, Среднее Поднепровье, был описан Геродотом, по всей вероятности, по личным впечатлениям: он не только видел славян-борисфенитов в Ольвии, но знал точно протяженность земли борисфенитов (11 дней плавания по Днепру), знал вкус воды в верховьях мелких рек, знал фауну лесостепи, записал те сказания о трех братьях и трех царствах, которые до наших дней уцелели в волшебных богатырских сказках. Он записал даже имена мифических героев-родоначальников, которые тоже сохранились в восточно-славянском фольклоре.
 Славянство скифского времени не было единым, и для него нельзя найти какой-либо единый "археологический мундир". Если лесостепные славянские племена сколотов-днепрян получили много черт скифской культуры, то рядом с ними, в лесной зоне на северной окраине славянской прародины, проживали по соседству с балтами (латышско-литовскими племенами) геродотовские "невры", которые во многом уступали своим южным соседям "скифам-пахарям". Контраст между уровнем быта "смысленных полян" и их лесных соседей, "живущих звериньским образом", отмеченный Нестором, зародился уже в скифское время.
 Изучению мифов отводится значительное место в современных культурологических исследованиях, как древних, так и современных. Напомню, что в литературе миф — сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём и т.д. Следовательно, чтобы проследить, как в обиходе использовались те или иные вещи, изобретались предметы культа, зачем и для каких целей устанавливались памятники и какое значение они имели, только лишь археология и история ответить не могут. Для этого существует специальная область науки под названием мифокритика, где ключевым термином выступает понятие мифа, под которым понимают совокупность воззрений и верований. Главная задача мифокритики заключается в том, чтобы раскрыть глубинный смысл и внутренние закономерности мифологического сознания, заключенные в нём противоречия, связи с другими мифологическими системами. Одним из важных направлений мифокритики выступает анализ произведений искусства с целью раскрытия содержащихся в них мифологических символики и значений. Большинство исследователей, как отечественных так и зарубежных, работающих в этой области мифокритики, видят в искусстве отражение духовных явлений общественной жизни, в том числе некоторые традиционные архетипические компоненты коллективного сознания и поведения. Задача исследователя в этом случае заключается в том, чтобы увидеть за мифологическими образами реальные жизненные ситуации. Интересны так же находки каменных изваяний представленные в Азовском краеведческом музее. В просторечии эти массивные фигурки принято называть “бабами”. Велико влияние степного наследия и культуры славян на мифологические памятники.
 Так как пояснения Рычагова Е. в газете “Азовская неделя” за 30 июля 2009 г. меня вообще не устроило. Я нашел связь, перекликающиеся общие черты в славянском культе Макоши и каменных бабах. Макошь стояла рядом с душами умерших (вилами) и священной собакой, что роднит ее с лунным культом Гекаты. Установка идола вблизи кургана, гарантировала сохранность ее содержимого, ведь у проживающих племен на просторах Великой Скифии зачастую были общие боги, идти против которых – значило смерть. Макошь охраняла покой павших воинов и знати. Но это не единственное предназначение идола. Макошь являлась благожелательной богиней, связанной с аграрно-магическим комплексом представлений: ведь русалки и Симаргл содействовали получению урожая. Как известно луна отвечает за приливы и отливы, луне возносили славу оседлые землепашцы взывая олицетворенное божество о дожде – милости неба. Макошь – богиня мать, на что указывают идолы с крупной грудью – указывающие на символы плодородия и дородности. Рассказанные в песнях птицы Гамаюн мифы, подтверждают, присутствие на территории Придонья и Приазовья верований в культ славянских богов: Сварога, Перуна, Макоши и соответственно доказывает, что скифы – это славяне. Теперь можно ответить и на вопрос, почему река называется Дон.
Слово «Дон» имеет славянские корни, и является множественным числом слова «дно». В древнерусском языке «дно» имело значение «русло реки» или «река». «Дон» означает реку с многими руслами или часто меняющую русло (много «дон»). Присутствует в названиях рек Донец, Днепр (порожистая река), Днестр (стремительная река).
Из этого видно, что земля, на которой мы проживаем, была плавильным культурным котлом, местом великих событий и значительных преобразований, из которой сформировалась часть славянского наследия.
Почему Ростов?
О более поздней истории, а именно о возникновении современного Ростова-на-Дону я узнал в публичной библиотеке в разделе краеведенье. На глаза мне попалась статья опубликованная в журнале Донской временник за 2011г.
XVIII век являлся для Приазовья эпохой постепенного преноса южно-русской государственной границы вплоть до Кавказского хребта, периодом усиленной колонизации и окончательного закрепления за Россией этих новозанятых земель. Одним из этапов данного продвижения на юг было заложение крепости св. Димитрия Ростовского, из форштата которой и вырос впоследствии современный г. Ростов-на-Дону. Датой основания крепости считается 23 сентября 1761 г., но правильнее считать эту дату датой перенесения крепости св. Анны с переименованием её в Димитриевскую. Крепость св. Анны была расположена по течению реки Дона выше Димитриевской на 27 вёрст и была заложена в царствование императрицы Анны Иоановны в 1730 г. Почти 31 год истории!
 В свою очередь и это было перенесением устроенной тоже на Дону, по приказанию Петра Великого в 1711 г., небольшой крепостцы, так наз. Петровского ретраншамента. Что уже 50 лет!
Таким образом, крепость св. Димитрия, а с ней и Ростов-на-Дону надо считать третьим и окончательным пунктом эволюции русского владычества в Приазовье. При этом следует заметить, что названия: Петровский ретраншамент, крепость св. Анны, крепость св. Димитрия не надо понимать только как ряд крепостных сооружений с живущими в них чинами гарнизона; в действительности эти крепости представляли тогда небольшие городки, где кроме военных, принадлежащих к гарнизону крепости, было также много посадских людей и «людей разного звания»; они составляли население крепостных форштатов и занимались торговлею и разными промыслами.
Форштаты имели зачатки городского самоуправления, так называемые ратуши, о чём ясно говорит один из сохранившихся документов архива Ретраншамента, датированный 1729 г. и представляющий собою «Отношение в Канцелярию Траншаментской крепости из Траншаментской ратуши о посадских людях». Из сохранившегося плана форштата крепости св. Анны видно, что площадь, занимаемая её форштатом, была более значительна, чем площадь крепостных сооружений. При упразднении крепости св. Анны и переводе её гарнизона в новую крепость св. Димитрия одновременно были переселены туда же и жители форштатов упразднённой крепости, для чего им от правительства было даже выдано денежное вспомоществование. Итак, начало возникновения крепости св. Димитрия, а следовательно, и Ростов-на-Дону, надо отодвинуть, по крайней мере, к началу XVIII столетия, а именно к 1711 г.
За 90 лет XVIII столетия эти три крепости, аванпосты русского владычества в Приазовье, были свидетельницами многих исторических событий, разыгрывавшихся на арене нашего края; так как коменданты этих крепостей были облечены важными полномочиями русского правительства, то в той или другой форме они оказывали со своей стороны влияние на ход этих событий. Всё пережитое этими крепостями должно было оставить свой отпечаток в документах и бумагах крепостных административных учреждений, а так как существование этих крепостей, как сказано выше, охватывает почти целое XVIII столетие, то и крепостные архивы, надо полагать, должны были представлять большое количество дел, заключающих драгоценнейшие исторические материалы к изучению прошлого нашего края. Но, как мы увидим далее, от всего этого богатства теперь остались одни только жалкие остатки.
Крепость св. Димитрия Ростовского, как сказано выше, была упразднена в 1835 г., гарнизон её был расформирован и переведён частью на Кавказ, частью в Керчь, где послужил кадрами для сформирования новых воинских частей; некоторая же часть гарнизона оставалась на месте, но уже в значительно сокращенном количестве. При этой части оставался крепостной архив. К данному времени надо отнести «наезд» Мурзакевича и Батюшкова. Гарнизонная военная часть мало интересовалась чуждым для неё архивом крепости и даже тяготилась им, как казенным имуществом, о котором начальству военной части надо было нести заботы. Немудрено, что при таких взглядах на архив, как на обузу, особенно не огорчались расхищением крепостного архива наезжими историками.
Заселённая территория г. Ростова-на-Дону в конце первой половины XIX века начала быстро разрастаться, захватывая, главным образом, свободную площадь земли, прилегающую к р. Дону и к западной стороне верхов крепости. Дабы дать возможность дальнейшего роста молодому, быстро заселяемому городу, правительством было предоставлено городскому управлению продолжать распланировку города в той части территории, которая ранее была занята под крепостные сооружения. Новая распланировка улиц и нарезка усадебных участков потребовали сноса некоторых бывших крепостных зданий, в том числе и здания той кордегардии, где в 1839 г. Мурзакевич и Батюшков застали сложенным архив бывшей крепости св. Димитрия. По крайней мере, по имеющимся сведениям, в начале 70-х годов прошлого столетия архив этот нашёл себе приют в одном из уцелевших от сноса крепостных пороховых складов, числившихся за артиллерийским ведомством. Этот склад представлял собою двухэтажное здание, в верхнем этаже которого на деревянных полках были сложены все дела крепостного архива, а в нижнем хранилось разное артиллерийское имущество; несмотря на свой непрезентабельный вид, здание было совершенно сухое, что, конечно, послужило немаловажным условием для надлежащей сохранности пока ещё уцелевших архивных дел.
Первоначально в 1730 по указу Анны Иоановны на Васильевских буграх недалеко от Старочеркасска на месте монастырского ретрашемента, возведенного по распоряжению Петра I, возвели в честь Св. Анны крепость, но она не могла выполнять функции таможни. 26 декабря (15 декабря по старому стилю) 1749 по повелению уже Елизаветы Петровны была сооружена таможня "...на Дону, у устья Темерника, против урочища, называемого Богатый колодец, где и донские казаки могут вести свою торговлю с приезжими греками, турками и армянами...". Таможня была названа Темерницкой по имени реки. Поселение таможни определило первую планировку будущего Ростова.
В 1761 по указу Елизаветы у Богатого колодца была заложена новая крепость в честь Св. Димитрия Ростовского и к 1763 под руководством опытного военного инженера Александра Ивановича Ригельмана она была построена. Система ее укреплений имела в плане оригинальную звездообразную форму и была возведена по всем правилам тогдашнего фортификационного искусства 6. На центральной площади стоял Покровский собор, а к концу XVIII здесь было уже 5 церквей. В 1779 по воле императрицы Екатерины на Дон были переселены армяне из Крыма, которые основали город с названием Нахичевань у крепости Св. Димитрия Ростовского. В 1785 для всего поселения учреждается "Городовая грамота" и крепость получает городское управление. Означенная Темерницкая таможня была единственным пунктом внешних торговых сношений России с портами Черного, Азовского и Средиземного морей. При Темернике образовался порт с официальным наименованием Темерниковского, или Темерницкого порта. В указе Елизаветы Петровны 1755 г. говорится, что «от Темерницкого порта в Царь-Град и прочие тамошние места производится уже некоторые времена коммерция».
Что же до происхождения названия Ростова-на-Дону, то здесь все менее прозаично в отличие от побратима Ростова Великого. По одной из версий слово ростов происходит от языческого праздника Роштува – дня зимнего солнцестояния, которое в последствии, переиначили в рождество. Ростов-на-Дону, означает буквально выросший на Дону, т.е. в степях близ реки. Про отношение Святителя Димитрия Ростовского к Ростову-на-Дону вообще молчу, он здесь даже ни разу не появлялся, почему был выбран в качестве покровителя города, скорее всего это следует из названия крепости, но не больше. Именно в восстановлении правильного понимания истории и причастия к ней через изучение достоверных материалов и мифологической составляющей, как иносказательной истории – фольклера и ранних памятников письменности и обрядовых и культовых предметов, вижу важность в сохранении памяти о своей земле и предках.
Из истории нельзя ничего вычеркивать либо переиначивать, все что было – есть ценнейший опыт, пренебрегать, которым, мы – потомке не в праве!