Канал звукового скачка

Реймен
       - Итак, надеюсь, всем все ясно? - мягко ступая кожаными тапочками  по надраенным до  блеска пайолам*, в последний раз дефилирует перед нами  командир БЧ- 3 капитан-лейтенант Мыльников, затем плюхается в привинченное к палубе кресло вахтенного и ловко бросает в рот очередной леденец.
       - Точно так, ясно, -  набычившись басит с высоты своего роста, стоящий на правом фланге старшина команды  Олег Ксенженко, а мы с Саней Порубовым и трюмный Леха Губанов, молча киваем черными пилотками.
       - Ну, тогда все, разойтись по боевым постам и продолжить проворот оружия.
       Мы с Саней тут же ныряем под тянущиеся вдоль бортов направляющие балки стеллажей и начинаем возиться со своими  торпедными аппаратами, Олег  устраивается  в вертящемся кресле  стрельбового пульта, экран которого расцвечивается призрачным светом мнемосхем, а Леха, звякая трапом, лезет вниз, к своему компрессору и  помпам.
       Минут двадцать в отсеке слышны только щелканье приборов установки глубины, режима хода и маневрирования торпед, тихий писк электроники, да монотонный гул корабельной вентиляции, изредка нарушаемый командами «бычка»*, потом следуют доклады о завершении операций и Сергей Ильич удовлетворенно смотрит на  свои «Командирские». 
       - Товарищ капитан-лейтенант, - вырубив электропитание пульта, разворачивается в кресле   старшина команды. - А нельзя ли поподробнее, что это за звукоподводная связь?   Я, например, о такой никогда не слышал. 
       - И мы с Королевым тоже, выбираясь со своего борта и вытирая руки ветошью, - поддерживает Олега  Саня Порубов.
       - И не мудрено, -   забросив ногу на ногу, многозначительно вещает Сергей Ильич.
       - Сие,  можно сказать, тайна за семью печатями, и о ней мало кто знает. Мы, кстати, после выхода тоже должны забыть, о том, что имели к этому хоть какое отношение.
       - Само собой, - пожимает широченными плечами Олег, а мы с Саней делаем решительные лица.
       К режиму секретности мы приучены давно.
       Секретными были  спецдисциплины в учебных отрядах и атомном центре, где мы изучали новую технику, засекречен тот корабль который мы сейчас испытываем, жесткий режим секретности на заводе, откуда он выходит в море. К этому мы привыкли и воспринимаем все как должное.
       - Итак, небольшой ракурс в историю, - поудобнее устроившись в кресле, солидно изрекает «бычок».
       -Что такое связь, вам объяснять не надо.
       Все предшествующие войны и особенно на море, с очевидностью показали, что надежная и бесперебойная связь, залог успеха в любом сражении. Особенно это характерно для подводного флота, на котором мы имеем честь служить.
       В начале Второй мировой войны, благодаря более совершенным средствам связи, немецкие кригсмарине  успешно оперировали  практически на всех стратегически важных   морских  коммуникациях,  и фактически блокировали  деятельность американцев и англичан в   Атлантике.
       Тактика известных вам «волчьих стай», стала возможной в результате блестяще  отлаженной и зашифрованной связи немецких субмарин между собой и с берегом.
       Однако в мае 1941 года, англичанам удалось захватить германскую подлодку  U- 110, а также имевшийся на ней шифратор «Энигма», использовавшийся  при сеансах связи.
       Причем все это осталось втайне, немцы считали что лодка  погибла. 
       В итоге, заполучив секретные коды и шифры, союзники получили возможность дешифровки переговоров немецких субмарин на боевых позициях и с этого момента кригсмарине стали нести значительные потери, что в конечном итоге привело к их поражению в подводной войне в Атлантике.
       - А жаль, - хмуро басит внимательно слушающий Олег. - Не люблю англичан и америкосов.
       - И я тоже, - с хрустом разгрызает извлеченную из кармана сушку Саня. - На атомных лодках у них по три экипажа, получают курвы раз  в десять больше нас  и в море ведут себя  по хамски.
       - Совершенно центрально, - качает лобастой головой Сергей Ильич и продолжает дальше.
       - После окончания  Второй мировой войны и бурного развития атомного подводного флота,  лучшие технические умы морских держав стали работать над вопросом разработки новых средств связи. И это понятно, поскольку и сейчас связь является наиболее уязвимым местом в боевой деятельности любой атомной субмарины.
       - Это точно, - замечает  со своего места Ксенженко. - Когда я служил на   торпедной лодке в Западной Лице, на последней боевой службе, в  Северной Атлантике, при всплытии на сеансы связи, нас дважды засекали НАТОвские «Орионы».
       - Вот-вот, - многозначительно поднимает вверх палец капитан-лейтенант. - И это обычное дело. А что такое обнаружение  вражеской подводной лодки на боевой позиции в военное время?
       -  Немедленное ее уничтожение силами ПЛО - дружно отвечаем мы с Порубовым.
       - Правильно мыслите, - соглашается «бычок».  - И что из этого следует?
       - Нужен предельно скрытый канал  связи, - констатирует Олег.
       - Именно! - подпрыгивает в кресле  Сергей Ильич. - И таковой имеется, называется   каналом «звукового скачка».
       Впервые я услышал о нем  в бытность курсантом «ленкома»*, на одной из лекций, что читал нам по основам гидроакустики маститый профессор из одного закрытого НИИ. Оказывается в Мировом океане, на различных глубинах существует что-то вроде подводного течения, опоясывающего весь Земной шар, в котором звук распространяется в десятки  раз быстрее чем в воздухе.
       - Это ж надо? - с интересом пучим мы глаза. Фантастика!
       - Отнюдь, - невозмутимо отвечает «бычок». - Научно установленный и технически доказанный факт. 
       - И как же это установили? - вякает со своего борта Саня.
       - Достаточно просто. В одной из обнаруженных   точек или как говорят в научном мире «слое звукового скачка» взорвали контрольный заряд. И спустя считанные секунды, обогнув весь Земной шар, звук был зафиксирован   специальной аппаратурой в этом же самом месте.
       - Здорово, - ошарашенно бормочем мы.- Чего только нету в Океане.
       - Ну да, - значительно говорит Сергей Ильич. - На сегодня, к сожалению, он изучен  меньше Космоса.
       - Так что же это получается? - морщит лоб Олег. - Выходит что подлодка, коммутируясь в этот самый звукопроводный слой и, находясь в любой точке, может безопасно выходить на связь?
       -  Ну-да кивает Сергей Ильич.- Дело, как говорят, за малым. Глубины залегания этого слоя  везде разные и сначала их нужно вычислить. И над этим активно работают   закрытые НИИ у нас и на Западе.
       Далее в отсеке наступает тишина, мы перевариваем полученную информацию и проникаемся важностью предстоящего выхода в море.
       Еще бы, на нашем подводном крейсере, возможно впервые в мире, будет испытана звукоподводная связь.
       Этому, кстати, и был посвящен состоявшийся час назад в отсеке инструктаж.
       Исходя из него,  ночью на лодку должны прибыть специалисты из Ленинграда  с секретной аппаратурой, которая будет размещена    рядом с гидроакустической станцией на средней палубе первого отсека.
       С момента принятия их на борт, допуску в отсек подлежит  строго определенный круг лиц, в числе которых представители штаба соединения,  командир,  старпом и офицер особого отдела.
       Затем планируется выход корабля в один из   полигонов Белого моря, из глубин которого он будет выходить на связь с находящимися в другом районе дизельной подводной лодкой,   эскадренным миноносцем и самолетом.
       Примерно в 23 часа на корабле играется тревога, вслед за которой следует команда «швартовным командам  подняться наверх».
       Там, на ярко освещенном пирсе, уже стоит военный «УАЗ» с тентом, у которого  о чем-то беседуют наш командир и двое мужчин в синих комбинезонах.
       - Сергей Ильич! - слышится глуховатый басок. - Прикажи погрузить аппаратуру через люк первого!
       - Есть! - бросает руку к пилотке  «бычок» и делает нам знак, - вперед!
       Носовая швартовная в полном составе гремит сапогами по трапу и шустро рысит  к машине.
       - Только поосторожнее ребята, - просит старший из мужчин, когда мы открываем задний борт и извлекаем из кузова несколько металлических блоков в   чехлах и еще какие-то ящики  и шкатулки.
       - Ксенженко, и что б никаких лишних в отсеке, гнать всех в шею, - попыхивает сигаретой командир, и Олег молча кивает.
       Спустя десять минут   груз покоится на средней палубе первого отсека, куда сопя, спускаются и спецы, а мы снова выскакиваем наружу, и Олег задраивает тяжелый люк.
       Отдать носовой!  - металлически лает с рубки мегафон и мы сбрасываем с лодочных кнехтов упругие стальные петли, затем то же происходит   в корме, и,  взметая по бортам высокие гейзеры воды, плавно отходит от пирса.
       По борту проплывают заводские элленги и цеха, с синими вспышками сварки (на заводе работают и ночью), химеры портальных кранов  и  черные корпуса стоящих в ремонте лодок с включенными стояночными огнями.
       Потом справа открывается полуостров Ягры,  с мерцающими на фарватере створными огнями и наш «Буки» выходит  из залива в открытое море.
       - Турбины средний ход! - слышится с мостика команда. - Приготовить надстройку к погружению!   - и мы разбегаемся по палубе…

       - Глубина 200 метров, осмотреться в отсеках! - загорается на пульте рубиновый огонек, и Олег, читавший какой-то формуляр, встает из кресла и  начинает проверку  запорной арматуры*.
       Первый час ночи, я сдал ему вахту, но спать не хочется. Так часто бывает в первые сутки выхода в море, а потом все становится на свои места.
       Кстати, за всю, достаточно насыщенную приключениями жизнь, мне приходилось спать в самых экзотических местах, включая  монгольскую степь,  сибирскую тайгу и  глубокие донецкие  шахты. И нигде сон не был столь глубок и сладостен, как в морских глубинах. Правда, он часто прерывался ревуном боевой тревоги, но тем не менее.
       Может быть это от того, что от вечности тебя отделяют несколько сантиметров стального корпуса? Или что другое? Я не знаю.
       Между тем, со средней палубы  доносятся тихие голоса и звяк металла. Там,  принятые на борт специалисты, устроившись на разножках, монтируют свою аппаратуру.
       - Ну, чего они там? - интересуюсь я у старшины команды, когда после осмотра нижних помещений  его голова появляется в люке.
       -  Да химичат что - то, - бормочет он и, выбравшись на палубу, неспешно направляется к «каштану».
       - Первый осмотрен, замечаний нет, глубина 200 метров! - нажимает на пульте тумблер.
       -  Есть первый! - весело мигает рубиновая лампочка,  и мичман снова усаживается в кресло.
       - Сходить посмотреть, что ли? -  киваю я на люк, и он  благодушно кивает головой -  сходи.
       Поддернув штаны,   вразвалку  направляюсь к кормовой переборке, под ногами звякает вертикальный  трап,  и я спускаюсь на среднюю палубу.
       Как и торпедная, она до предела напичкана различными   приборами, устройствами и механизмами.
       Здесь и станция воздуха высокого давления, и мощный, упрятанный в выгородку компрессор, две, разные по принципу действия, станции пожаротушения, электроприводы шпиля и якоря, отсечные помпы и командирский гальюн, выгородка штурманского лага, и все это в    хитросплетении кабелей  и трубопроводов.
       В носовой части, над гидроакустической ямой, с раскрепленными в ней спасательными плотами,  на переборке уже висят два серебристых блока, и специалисты колдуют над третьим, стоящим между ними.
       - Что, не спится? - на секунду отвлекается один, здоровенный дядя с блестящей лысиной, когда я подхожу  ближе.
       - Вроде того, можно немного посмотреть?
       - Валяй, за смотрины денег не берем, - весело откликается второй, худощавый и с седой бородкой.
       - Так  значит  интересуешься? - говорит через некоторое время здоровяк, ловко вставляя разноцветные штекера в разъемы блоков. - Весьма похвально, тем более что этой штуке, - похлопывает он рукой по одному из блоков, - цены нет.   Будет желание, приходи утром, поглядишь как она работает. Тем более, что у тебя в это время вахта, - кивает он на мой    боевой номер.
       - А вы че? И в этом разбираетесь? - непроизвольно касаюсь я рукой груди.
       -3-13-31, - читает мой номер  лысый здоровяк, - что означает минно-торпедная боевая часть, боевой пост управления носовыми торпедными аппаратами, третья боевая смена, старший торпедист .
       - Точно, - киваю я,- угадали.
       -  Да ничего он не угадал,- близоруко щурит покрасневшие глаза   бородатый. - Просто до того, как удариться в науку, Вадим Петрович закончил ВВМУРЭ имени Попова и пять лет  отбарабанил в подплаве.
       - Ясно, - одобрительно поглядываю я на  лысого и проникаюсь к нему двойным уважением.
       - Может вам того, сгущенки притащить или воблы?  У меня вверху есть.
       - Да нет, спасибо,  - улыбаются  специалисты. - Нас в кают-компании отлично покормили, а с час назад вестовой приносил кофе.
       В восемь утра, сменив  Порубова, я снова заступаю на вахту, а спустя час, тишину отсеков разрывают колокола громкого боя и начинается отработка с кораблями обеспечения.
       Наш крейсер совершает неоходимые  эволюции, меняет скорость и глубину погружения, а находящиеся в первом отсеке специалисты, запускают свою аппаратуру.
       Когда при очередном изменении глубины я спускаюсь вниз для соответствующей проверки, сидящий на разножке у мигающего    разноцветными огоньками блока Вадим Петрович, держа у уха массивную   телефонную трубку, монотонно бубнит в микрофон длинные серии цифр, а пристроившийся рядом  с наушниками на голове бородач,  осторожно вращает  расположенные на пульте рукоятки.
       Увидев меня,  первый машет рукой, -  мол, иди сюда, а второй приветливо кивает головой, - здравствуй.
       - Альберт Павлович! А теперь я передаю связь представителю команды, говорит Петрович и сует мне в руки трубку.
       - А че говорить? - теряюсь я и прикладываю ее к уху.
       В трубке слышатся какие-то бульканье и свист, а потом совсем близкий голос вопрошает, - кто на связи? 
       - Старшина 2 статьи  Королев, - на автомате отвечаю я, и эта фраза, угасая повторяется.
       - Здравствуй, Королев, - как слышимость? - интересуется неизвестный абонент.
       -  Отличная и вроде как с эхом, - глядя на Вадима Петровича, отвечаю я. Тот улыбается и одобрительно кивает головой.
       - Ну, тогда бывай, старшина, удачи в службе, передай связь моим.
       - Есть, - осторожно выдыхаю я и  возвращаю трубку Петровичу.
       Тот снова прикладывает ее к уху  и сообщает о готовности к работе на другом режиме.
       Минут через десять, когда связь между абонентами на время прекращается, я осторожно спрашиваю, - а что это было?
       - А это сынок, -  вщелкивает   трубку в штатив Петрович, - был один из первых в мире, сеансов звукоподводной связи между подводной лодкой и находящемся на поверхности кораблем.
       - Здорово, - чешу я затылок. - А такое ощущение, будто он совсем рядом.
       - Ну да, - лукаво переглядываются ученые мужи. - Если учесть, что глубина связи двести метров, а расстояние до  эсминца сотня миль.
       - Ты чего сияешь как медный пятак? - интересуются сослуживцы, когда я поднимаюсь на торпедную палубу.
       - Мне того, разрешили поговорить по звукоподводной связи, - радостно вздохнув, отвечаю я.
       - Ну и как? - с интересом пялятся на меня все трое.
       - Фантастика, - шепчу я. - Даже не верится, что такое возможно.
       - На флоте возможно все, это тебе не хухры мухры, - назидательно заявляет Сергей Ильич и направляется в сторону люка.
       В течение этих и  последующих двух суток, наш крейсер поочередно выходит на звукоподводную связь с подошедшей в заданный район дизельной подводной лодкой и баражирующим в воздухе самолетом морской авиации. 
       Теперь в сеансах связи, помимо специалистов, поочередно участвуют командир и представители штаба, оставшиеся ими вполне довольными. Результаты испытания опытного образца превзошли все ожидания.
       А через пять лет, когда в новом качестве я снова вернулся на атомный подводный флот, о звукоподводной связи никто не вспоминал, будто ее и не было. Не связалось что-то у ученых и руководства Минобороны.
       Зато, сейчас, по имеющимся сведениям, она появилась на атомных ракетоносцах США и Великобритании. Вопрос в том, откуда?

Примечания:
Пайола - металлический щит палубного покрытия.
Бычок  - командир боевой части (жарг.)
Ленком  - высшее военно-морское училище подводного плавания имени Ленинского комсомола (жарг.)
Запорная арматура - вид трубопроводной арматуры, предназначенной для перекрытия потока среды.